Научная статья на тему 'Особенности формирования военнопрофессиональных качеств солдат запаса в период обучения на военной кафедре вуза'

Особенности формирования военнопрофессиональных качеств солдат запаса в период обучения на военной кафедре вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОДГОТОВКА СОЛДАТ ЗАПАСА / МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Игорь Львович

В статье раскрываются особенности новой системы подготовки солдат запаса на военных кафедрах гражданских ВУЗов на примере военной кафедры Сибирского федерального университета. Рассматриваются задачи совершенствования системы подготовки, раскрываются направления и уровни формирования военнопрофессиональных качеств военных специалистов первичного, младшего состава (солдат запаса) при обучении на военной кафедре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования военнопрофессиональных качеств солдат запаса в период обучения на военной кафедре вуза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

о стилистической адекватности, уместности функциональной коммуникативно-согласованной целесообразности речевой единицы. Именно коммуникативная ситуация и контекст содержат указание на характер явлений действительности и делают возможным и необходимым выбор одного варианта из любого множества, поскольку этот вариант максимально соответствуют языковому опыту говорящего, связям между единицами в системе языка, системе употреблений и их потенциальным функциям.

Во-вторых, лексика современной иноязычной (русской) речи характеризуется полифункциональностью, что делает ее весьма зависимой от контекста высказывания [4, с. 113-114].

В-третьих коммуникативная ситуация возникает только в деятельности общения, где определенные специальные отношения реализуются посредством языка в конкретных ситуациях. При этом носители языка предпочитают использовать прежде всего устойчивые элементы, традиционно соотносимые с определенной коммуникативной ситуацией, так как реализация умений и навыков по самостоятельному построению высказывания требует значительных конгнитивных усилий, но не гарантирует успеха коммуникации. Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С.Мышление и речь. М.: "Лабиринт", 2005, 352 с.

2. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей педагогике, М.: "Воронеж", 2001, 447 с.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: "Смысл", 2003, 287 с.

4. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции, личность. В кн. Психология личности. М.: изд. МГУ, 1980, с. 43.

5. Пальмер Г.Е. Устный метод обучения иностранным языкам. М.: "Уч. пед. гиз.", 1960, 165 с.

6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе: Пособие для учителя. -Минск, 1982. - 142 с.

© Мирзоян К.Т., 2016

УДК 355.237.084.92

Михайлов Игорь Львович

Начальник отдела

Военно-инженерного института СФУ, г. Красноярск, РФ

E-mail: miiglv@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОЛДАТ ЗАПАСА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ ВУЗа

Аннотация

В статье раскрываются особенности новой системы подготовки солдат запаса на военных кафедрах гражданских ВУЗов на примере военной кафедры Сибирского федерального университета. Рассматриваются задачи совершенствования системы подготовки, раскрываются направления и уровни формирования военно-профессиональных качеств военных специалистов первичного, младшего состава (солдат запаса) при обучении на военной кафедре.

Ключевые слова

Военно-профессиональные качества, подготовка солдат запаса, модели формирования

военно-профессиональных качеств.

Современные вооружённые конфликты характеризуются увеличением масштабов и глубины проведения военных операций, оснащением войск современными средствами автоматизации, широким применением противоборствующими сторонами спутниковых систем разведки, связи и навигации, противорадиолокационных ракет и высокоточных средств поражения. Опыт последних войн показывает, что радиоэлектронная борьба (РЭБ) становится одним из ключевых их элементов, а сложное электронное оборудование, применяемое для подавления средств разведки, связи и навигации противника требует

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

подготовки квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем военно-профессиональных качеств.

Эти факторы обусловливают необходимость доработки системы подготовки специалистов РЭБ для Вооруженных сил Российской Федерации. Как одно из приоритетных направлений такой подготовки, Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» с внесенными в него изменениями, определена подготовка солдат запаса на военных кафедрах гражданских ВУЗов [1], которое должно обеспечить формирование военно-профессиональных качеств, соответствующих современным требованиям.

Вопрос о подготовке солдат запаса в гражданских вузах в настоящее актуализируется ив связи с принятием новой военной доктрины, которая предполагает содержание в Вооруженных силах немногочисленного, но достаточно опытного и подготовленного кадрового состава, а так же наличие качественного, структурно и количественно сбалансированного мобилизационного резерва. И здесь мы согласны с Левченко А. В., который считает, что сегодня необходимо «решить задачи совершенствования системы военно-профессиональной подготовки, направленной на формирование военного специалиста обладающего современным уровнем подготовки» [2, с. 6].

Прежде чем перейти к рассмотрению задач и способов повышения военно-профессиональной подготовки на военной кафедре, нужно определиться, что понимается под словом - «система». Здесь мы согласны с Краевским В. В. и Бережновой Е. В., которые под системой понимают целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие [3, с.201].

Введение государственного заказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для ВС РФ по наиболее сложным военно-учетным специальностям требует четкого определения целей и кардинального изменения всех компонентов дидактической системы всего процесса обучения в вузах, направленных главным образом на интеграцию военных дисциплин с гражданскими дисциплинами по основной специальности.

Под военно-профессиональными качествами специалистов РЭБ понимается комплекс специальных знаний, умений и навыков, необходимых для технической эксплуатации и боевого применения радиотехнических средств, в целях успешного выполнения боевой задачи в любых условиях обстановки. К ним относятся социально-личностные, профессиональные и эксплуатационно-практические качества.

Сегодня подготовка специалистов РЭБ, осуществляется на военных кафедрах технических ВУЗов, в том числе и на военной кафедре Военно-инженерного института Сибирского федерального университета на базе таких технических специальностей как «Радиотехника», «Техническая физика», «Нанотехнологии и микросистемная техника». Это связано с тем, что данные специальности наиболее близки по технической составляющей, военно-учетным специальностям специалистов РЭБ и не требуют большого объема дополнительного изучения на военной кафедре основ работы и применения систем и средств РЭБ. В этом случае основные знания по технической подготовке студенты приобретают при изучении таких гражданских дисциплин как: «Электродинамика и распространение радиоволн», «Основы теории цепей», «Статистическая радиотехника», «Электроника и схемотехника» и другие дисциплины.

В связи с тем, что подготовка солдат запаса в гражданских вузах осуществляется впервые, остро стоит вопрос о проектировании модели формирования военно-профессиональных качеств у студентов, проходящих военную подготовку, для чего необходимо решить следующие задачи:

- изучить исторические предпосылки становления и развития системы военной подготовки на военных кафедрах ВУЗов, ее современное состояние и определить направления развития военно-профессиональной подготовки; с учетом развития современной науки и военной техники определить виды навыков и умений, характеризующие военно-профессиональные качества специалистов РЭБ;

- разработать модель формирования военно-профессиональных качеств специалистов РЭБ у студентов в условиях обучения в гражданском вузе и обосновать ее компоненты;

- выявить и экспериментально проверить пути и условия повышения эффективности процесса формирования военно-профессиональных качеств специалистов РЭБ у студентов вуза.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Исходя из перечисленных задач, можно выделить основные направления военно-профессиональной подготовки студентов вуза по специальностям РЭБ:

- формирование навыков моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением современных радиотехнических средств РЭБ;

- развитие навыков решения типовых инженерных задач при эксплуатации радиотехнических средств РЭБ на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе, и на их основе разработка и реализация модели формирования военно-профессиональных качеств специалистов РЭБ у студентов вуза.

Процесс подготовки солдата запаса на военной кафедре, становление его в дальнейшем после получения диплома, как специалиста, на наш взгляд, должны предполагать следующие структурные уровни формирования военно-профессиональных качеств:

Первый уровень: Представляет собой базовую профессиональную подготовку, в процессе которой студенты получают фундаментальные теоретические знания по общественным, техническим и специальным наукам, которые формируют их мотивацию к получению военно-учетной специальности. Внесение изменений в программы по гражданским дисциплинам с учетом военной специальности, получаемой студентом.

Второй уровень: Военная подготовка на военной кафедре дает студентам знания о боевых возможностях существующих радиотехнических средств по радиоэлектронному подавлению средств разведки, управления, навигации противника, правила их эксплуатации и поддержания в постоянной готовности к боевому применению, а также позволяет приобрести практические навыки по порядку действий при эксплуатации радиотехнических средств РЭБ. На этом же уровне студенты получают знания в области морально-психологической готовности к выполнению ими своих должностных обязанностей по грамотной эксплуатации радиотехнических средств РЭБ.

Третий уровень: Подразумевает периодическое прохождение переподготовки на военных сборах во время нахождения в запасе. Совершенствование теоретических знаний и практических навыков, приобретенных во время военно-профессиональной подготовки в вузе, с учетом развития вооружения и появления более современных видов и способов радиоэлектронной борьбы.

Для формирования у студентов высоких военно-профессиональных, морально-психологических качеств необходимо на всех занятиях и в повседневной жизни ставить обучаемых в такие условия, где бы они были вынуждены систематически и постоянно проявлять указанные качества. А.С. Макаренко говорил: "Нельзя воспитывать мужественного человека, если не ставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество..." [Цит. по 4]

Обучение по основной специальности в вузе и приобретение эксплуатационно-практических качеств во время военно-профессиональной подготовки позволяют подготовить специалистов современного уровня, одинаково хорошо владеющих знаниями техники и современных технологий как гражданского, так и военного назначения. Это обусловлено практической направленностью учебного процесса военной подготовки в рамках описанной модели, использованием тренажерных комплексов, современных образцов вооружения и методик моделирования штатных и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации боевой техники.

Таким образом, можно сделать вывод, что рост эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений и качественной подготовки высококвалифицированных специалистов по сложным ВУС, в нашем случае специалистов РЭБ, возможно при интеграции программы подготовки студентов по гражданским специальностям с программой их подготовки по военно-учетной специальности. Другим важным фактором качественной подготовки специалистов является более глубокое изучение радиотехнических систем с помощью принципов военной педагогики, применения инновационных методов обучения; широкого использования учебно-тренажерного комплекса.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

2. Левченко В. А., методика организации военно-технической подготовки офицеров запаса в условиях

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

технического вуза: дисс. канд. пед. наук.- Тамбов: ТГТУ, 2003.- 338с.

3. Краевский В. В., Бережнова Е. В., Методология педагогики: новый этап. Учебное пособие для студ. ВУЗов. 2-е изд.: Изд. центр «Академия», 2008.- 400с.

4. Макаренко А. С., Избранные педагогические сочинения: в 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1977. -350 с.

© Михайлов И.Л., 2016

УДК 373

Морозова Ирина Александровна

магистрант ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург, РФ

e-mail: dimnastika@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация

В данной статье рассмотрены современные способы организации образовательного процесса в школе. Доказано, что предложенные инновационные методы обучения способствуют формированию УУД учащегося. Предложены рекомендации по использованию данных методов.

Ключевые слова

Универсальные учебные действия. Кольца Венна. РАФТ. Дерево предсказаний.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» [2] образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые.

Процесс формирования УУД в школе требует организации инновационной образовательной среды. Способы ее организации могут быть различными, однако, доказано, что именно внедрение в образовательные процесс современных методов обучения будет способствовать ее успешности. [1] Среди наиболее распространенных инновационных методов, способствующих эффективному формированию УУД в школе можно выделить следующие:

1. «Кольца Венна» - это метод работы с информацией на занятии. Наиболее эффективным данный метод будет при использовании его в начале урока (для определения проблемного поля), либо в конце (для проверки усвоенного материала).

Задание: расположить единицы информации по принципу -чем ближе к центру, тем более ясно и четко вы их представляете, /понимаете, знаете/, а чем дальше от центра - тем более смутно и менее понятно.

Для реализации данного метода необходимо предложить ученикам таблицу «Список понятий/ тем урока», а также выделить отдельное поле для заполнения выводов, рекомендаций или плана действий.

2. «Рафт» - это метод социо-игрового задания. Основной задачей для выполняющих это такого задания будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Итак, РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Тема задания: «Посетители Ильи Ильича Обломова». Роли: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев - Васильев - Андреев, Тарантьев. Аудитория - случайный попутчик, Захар, Штольц, Ольга Ильинская, староста Обломовки. Форма: монолог, письмо, страдания, частушки, докладная записка, заявление (или другая форма, предложенная самостоятельно)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.