Научная статья на тему 'Специфика организации военно-профессиональной подготовки в гражданских высших учебных заведениях России'

Специфика организации военно-профессиональной подготовки в гражданских высших учебных заведениях России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1184
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна

Данная статья посвящена исследованию особенностей организации военного обучения на военных кафедрах и факультетах военного обучения в вузах России по программам подготовки офицеров запаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика организации военно-профессиональной подготовки в гражданских высших учебных заведениях России»

УДК 159.5:355

Т. В. Маркелова

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРАЖДАНСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

Данная статья посвящена исследованию особенностей организации военного обучения на военных кафедрах и факультетах военного обучения в вузах России по программам подготовки офицеров запаса.

Для поддержания обороноспособности и безопасности страны на уровне разумной достаточности Вооруженные силы Российской Федерации должны иметь качественно подготовленный, а также структурно и количественно сбалансированный резерв. Важная миссия целенаправленной подготовки мобилизационного резерва осуществляется на факультетах и кафедрах военного обучения в гражданских вузах из числа граждан, не служивших в рядах вооруженных сил. Их подготовка является частью общей системы военно-профессиональной подготовки, в ходе которой формируется и развивается психологическая готовность офицеров запаса к военной службе. Специфика процесса подготовки военного специалиста и военно-образовательной среды учебного заведения определяется особенностями военно-профессиональной деятельности [1].

Под военно-профессиональной подготовкой нами понимается совокупность учебных, воспитательных, организационно-штатных, кадровых, материально-технических, социально-экономических мероприятий и совместных действий субъектов военно-образовательной среды учебных заведений. Компоненты военно-образовательной среды представляют собой рационально организованную, взаимосвязанную и взаимосогласованную по целям, задачам, месту и времени, содержанию, формам и методам систему. Военнопрофессиональная подготовка офицера запаса направлена на формирование морально-нравственных, профессионально-боевых, психологических и физических качеств, внутренней готовности к военной службе в вооруженных силах, знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное выполнение обязанностей в соответствии с должностным предназначением. Военнопрофессиональная подготовка осуществляется с учетом перспектив развития Вооруженных сил Российской Федерации, на прочном фундаменте достижений педагогики и психологии высшей школы, военной науки, опыта военноучебных заведений, оперативной, боевой и морально-психологической подготовки войск.

Образовательная среда военной кафедры (ВК) или факультета военного обучения (ФВО) связана с процессом формирования личности по определенному образцу, носящему социально обусловленный характер. Социальный заказ выражается в форме модели военного специалиста и квалификационных требованиях к выпускнику ФВО, утверждаемых заказчиком. Социальный заказ на подготовку офицеров запаса подразумевает выпуск специалистов, способных к военно-профессиональной деятельности в особых условиях. Конечной целью военно-профессионального обучения является всесто-

ронняя подготовка офицера запаса к вооруженной защите родины в мирное и военное время.

Организация подготовки мобилизационных ресурсов имеет ряд отличий от обучения в гражданских и военных вузах. Одним из них являются более узкие юридические рамки и строгое регулирование со стороны государства по сравнению с базовыми факультетами университета. Анализ основных нормативных документов показывает, что государство централизованно устанавливает формы допризывной подготовки граждан; время, отводимое на военное обучение в вузе, и время прохождения военных сборов или войсковой стажировки; порядок аттестации выпускников военных кафедр; сроки и условия их призыва в ряды вооруженных сил; порядок прохождения обязательной и добровольной военной службы; порядок отсрочки или освобождения граждан-выпускников военных кафедр от военной службы.

На сегодняшний день приступить к военному обучению по программе подготовки офицеров запаса может гражданин РФ, поступивший в вуз, где имеется военная кафедра, изъявивший к этому желание, годный по состоянию здоровья к военной службе, обладающий соответствующими моральнопсихологическими качествами и уровнем физической подготовки. Поэтому обязательный медицинский и профессионально-психологический отбор -еще одна особенность военного обучения. Факультеты и кафедры военного обучения гражданских вузов обязаны проводить профессионально-психологический отбор с целью определения соответствия гражданина установленным требованиям. Его осуществление в соответствии с военно-профессиональной направленностью позволяет рационально распределить студентов по профилям военно-учетной специальности и регулировать поток желающих получить военное образование [2].

В качестве результатов военно-профессиональной подготовки рассматриваются новообразования в операционной, мотивационной и смысловой сферах. В операционной сфере - это знания, умения, навыки по достижению будущим офицером профессиональных целей. В мотивационной сфере - изменения структуры мотивационной сферы, иерархии и доминирования различных мотивов. В смысловой сфере - построение профессиональных планов и перспектив, образ новых целей профессионального самостановления и самореализации.

Исходя из целей и задач военно-профессиональной деятельности, в ходе подготовки офицера запаса решаются задачи: формирования высоких гражданских и морально-психологических качеств; вооружения системой общих и специальных военно-профессиональных знаний, умений и навыков для успешного осуществления практических действий в любой обстановке; развития духовного, интеллектуального и физического потенциала; психологической подготовки к работе в стрессовых и экстремальных условиях; развития умений и навыков эффективного взаимодействия в коллективе.

Требованиями руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации к знаниям, умениям, навыкам и профессионально важным качествам выпускников факультетов военного обучения определены три вида показателей:

- образовательный показатель, характеризующий теоретико-познавательную сторону подготовки студентов;

- операционно-содержательный показатель, раскрывающий сформи-рованность навыков и умений;

- личностно-качественный показатель, характеризующий наличие профессионально важных качеств, влияющих на деятельность по должностному предназначению.

В целом, образовательный процесс на факультетах и кафедрах военного обучения направлен на формирование профессионально компетентной, умеющей принимать решения, обладающей гражданской ответственностью, конкурентно способной личности военного специалиста.

Элементами военно-педагогического процесса на факультете военного обучения являются воспитание и обучение. В единстве с ними находится процесс личностного развития студентов и их психологическая подготовка. При этом воспитание, обучение, развитие и психологическая подготовка, хотя и находятся в единстве, имеют свою качественную определенность.

В общевоинских уставах и приказах Министра обороны Российской Федерации подчеркивается приоритетность процесса воспитания и его определяющая роль для эффективного функционирования вооруженных сил. Под воинским воспитанием понимается преднамеренное, организованное и систематическое формирование качеств, необходимых для выполнения воинского долга. Процесс воспитания строится на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы России. Главным его содержанием является формирование у студентов качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленной задачи. Воспитательная работа осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, законами, общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации, Военной присягой, приказами военных командиров и начальников.

Основными задачами воспитания, определенными нормативно-правовыми документами МО РФ, являются формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества; верности конституциональному долгу; дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным силам России.

Воинское обучение - это организованный и целенаправленный процесс передачи и усвоения военных знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности. Данный процесс детерминирован потребностями государства в подготовке военнослужащих к эффективному исполнению служебных и боевых задач по защите Отечества.

Организация подготовки офицеров запаса на факультетах и кафедрах военного обучения основывается на соответствующих принципах, которые определяют деятельность военных педагогов по вооружению подчиненных знаниями, умениями и навыками. В них отражены наиболее общие требования к содержанию, организации и методике обучения студентов. К ним относятся социальная обусловленность и научность; практическая направленность; целенаправленность, системность и последовательность; доступность и целесообразная интенсивность; сознательность, активность и мотивированность обучаемых; устойчивость приобретенных знаний, умений, навыков, военно-профессиональных и личностных качеств; дифференцированный и индивидуальный подход в обучении; комплексность и единство обучения и воспитания.

Принцип социальной обусловленности и научности обучения отражает требования общества к вооруженным силам и процессам, в них происходя-

щим. Изучение программ, анализ учебных занятий показывают, что этот принцип реализуется в педагогических требованиях к процессу обучения; в научном подходе к отбору и изложению учебного материала с учетом воспитательного и развивающего эффектов; в изучении явлений в развитии и взаимосвязи; в воспитании гражданских и боевых качеств воина, пропаганде значимости военной службы.

Принцип практической направленности военного обучения предполагает: усвоение студентами специфики современных войн и условий их предотвращения, содержания военной доктрины, профессионального владения боевой техникой, оружием и другими современными средствами военной деятельности; гибкую сочетаемость теоретических и практических методов обучения. Реализация данного принципа является важным моментом в обучении в связи с тем, что в силу отсроченности призыва офицера запаса на неопределенный момент времени особую актуальность приобретает прочность формируемых знаний, умений и навыков в области общевоенной и специальной подготовки, устойчивость профессиональных и боевых качеств личности.

Специфика подготовки мобилизационных ресурсов, связанная с отсро-ченностью призыва офицера запаса на неопределенный момент времени, предполагает создание таких условий образовательной среды, которые способствуют формированию прочных знаний, умений и навыков в области общевоенной и специальной подготовки, устойчивых профессиональных и боевых качеств личности, к которым относится способность взять на себя ответственность за решение сложных задач, при необходимости мобилизовать волю и энергию. При этом важную роль играет психологическая устойчивость, субъективные границы которой индивидуальны и зависят от психологической подготовленности, натренированности, личностных особенностей, характера и глубины военно-профессиональной мотивации. Недостаточная психологическая готовность военнослужащих приводит к несоответствию психологических возможностей личности объективным военно-техническим, служебно-организационным и прочим требованиям служебно-боевой деятельности; снижению морально-психологической готовности подразделений и частей.

Освоение боевой техники и оружия, способов их применения, получение твердых практических умений и навыков, выработка профессионально важных физических, волевых, психологических качеств, необходимых для надежной защиты рубежей России, происходят в условиях дефицита учебного времени. Это еще одна особенность организации подготовки офицера запаса, которая связана с одновременным обучением студента по гражданской и военноучетной специальности, что накладывает отпечаток на весь процесс формирования личности военного специалиста. В отличие от гражданских факультетов, занятия по военной подготовке осуществляются методом «военного дня».

Подготовка офицеров запаса осуществляется в сжатые сроки, несмотря на то, что каждый вид боевой техники и оружия позволяет реализовать заложенные в них возможности только тогда, когда военные специалисты сумеют овладеть всеми секретами их эксплуатации. Качественная профессиональная подготовка офицеров запаса возможна при условии интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим работа офицеров-педагогов со студентами требует реализации экономичных, целесообразных и оперативных средств и методов.

Организационными формами учебной работы на ФВО являются лекции, семинары, групповые упражнения и занятия, практические, лабораторные, тактико-строевые, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, тренировки, курсовые и контрольные работы, деловые игры, самостоятельная подготовка студентов и консультации. Анализируя их особенности, следует отметить, что каждая из этих форм играет свою специфическую роль в формировании офицера запаса и отличается методами передачи и усвоения знаний, а также спецификой организации труда преподавателей. В совокупности формы и методы обучения образуют единый познавательный комплекс, в котором согласованность и взаимосвязь субъектов образовательного процесса определяют успешность его функционирования и обеспечение высокого качества подготовки офицеров запаса в вузе в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации. Неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса на ФВО является контроль усвоения студентами учебного материала и оценка их знаний, умений и навыков. Контроль выполняет функции обратной связи и позволяет преподавателю оценить эффективность организации процесса обучения, а студенту, на основе анализа собственных ошибок, исправлять их и совершенствовать систему приобретения знаний [3].

Содержание и структура учебно-воспитательного процесса факультета военного обучения организованы таким образом, что овладение материалом происходит системно и последовательно, в соответствии с поставленными целями, планирующими документами, учетом места изучаемой темы в структуре курса в целом. При этом профессионализм офицеров-педагогов позволяет организовывать обучение доступно, с учетом индивидуальных особенностей студентов, их обученности и обучаемости.

Принцип сознательности, активности и мотивированности обучаемых является одним из главных условий успешного овладения военно-профессиональной деятельностью. Обретение студентом в ходе военного обучения личностного смысла способствует формированию высоких морально-психологических и военно-профессиональных качеств личности. При этом овладение военной специальностью происходит за счет собственных усилий, ядро которых составляют воля, ответственность, активность, самостоятельность. Однако низкий уровень мотивированности студентов к службе в вооруженных силах требует значительных усилий со стороны профессорско-преподавательского состава факультетов для развития активности и сознательности студентов.

Работа со студентами, отличающимися крайне невысоким уровнем военно-профессиональной мотивации, - еще одна особенность военной подготовки в гражданских вузах. Проведенные исследования показывают, что мотивацию более 70% студентов ФВО можно рассматривать как иррелевантную и не имеющую прямого отношения к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам в области военного дела. На момент исследования, когда военная служба по призыву в офицерском звании составляет 1,5 года, выпускники военных кафедр надеются, что, получив звание офицера запаса, они приобретают больше шансов избежать военной службы. Результаты исследований показывают, что чаще юноши выбирают те институты, где есть военные факультеты и кафедры, чтобы не служить в армии. Мотивация к обучению большинства студентов на военных кафедрах и факультетах военного обуче-

ния основана на стремлении уклониться от обязательной военной службы по призыву или, в крайнем случае, сократить ее длительность.

В свете современных военных реформ, когда призывается большинство выпускников факультетов и кафедр военного обучения, не имеющих права на отсрочку, постепенно актуализируется мотив максимального облегчения военной службы. Проведенный социологический опрос с привлечением 283 студентов второго курса четырех вузов Нижнего Новгорода, обучающихся по специальности «Юриспруденция», показал, что обучение на ФВО по специальности военного юриста - другая, более выгодная форма прохождения обязательной службы в армии, но не обязательно их будущая работа [4].

Добровольный выбор обучения на военной кафедре на контрактной основе обусловлен тем, что неизбежность действительной военной службы выпускников в качестве офицера предпочтительнее, чем в качестве рядового. Офицер запаса, проходящий действительную военную службу, пользуется определенными материальными и бытовыми льготами, обладает специальной подготовкой к военной службе, военно-профессиональными знаниями, умениями и навыками, придающими уверенность и облегчающими процесс адаптации. Военнослужащие, обладающие военно-профессиональной подготовкой, менее подвержены межличностным конфликтам, неуставным взаимоотношениям. Поэтому можно сказать, что на сегодняшний день подготовка абсолютного большинства офицеров запаса, по сути, базируется на принципе «вынуждения»: гражданин вынужден добровольно выбирать военнопрофессиональную подготовку в гражданском вузе.

О низкой военно-профессиональной мотивации говорит анализ причин отчисления студентов решением руководства ФВО ННГУ им. Н. И. Лобачевского в 2002/2003 учебном году: из 20,23% отчисленных 15,12% отчислены по недисциплинированности; 9,11% - по неуспеваемости; 0,98% - по состоянию здоровья [5].

Данная тенденция частично определяется тем, что сама среда и условия воинской деятельности предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, не имеющего желания преодолевать их. Этому способствует негативное отношение молодежи к военной службе как к конституционной обязанности по защите Родины и виду профессиональной деятельности. Формированию непрестижного образа военной службы способствуют средства массовой информации, крайне низкий уровень военно-патриотического воспитания, духовно-нравственный кризис общества. Отказ от тоталитарной государственной системы, возникновение деидеологизированных форм мировоззрения, принятие новых ценностей порождают духовный кризис в сознании молодежи, рост пацифистских настроений в обществе и ведут к дискредитации воинской службы. Эта тенденция усиливается слиянием внешних и внутренних функций вооруженных сил, привлечением армейских подразделений к разрешению внутренних конфликтов и негативным отношением к этому как местного населения, так и самих участников. В связи с этим среди студентов военных факультетов и кафедр гражданских вузов достаточно много случайных людей с низкой военно-профессиональной направленностью. Факультеты военного обучения имеют дело со студентами, пришедшими в вуз приобрести гражданскую специальность, и большинство из них видит свою деятельность в народном хозяйстве, а не в вооруженных силах. Данную особенность мотивационной сферы студентов приходится учитывать при организации учебно-воспитательного процесса на факультетах и кафедрах военного обучения.

Организация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении способствует устойчивости приобретаемых знаний, умений, навыков, военно-профессиональных и личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей студентов позволяет наиболее целесообразно строить учебный процесс и подбирать средства педагогического влияния с учетом их эффективности в конкретной ситуации. Реализация данного принципа выражается в разработке и внедрении системы постоянного контроля за учебными результатами, к которым относится, например, рейтинговая система оценки.

Комплексность и единство обучения и воспитания отражают целостность военно-педагогического процесса. Придание процессу обучения воспитательной направленности повышает его результативность. Способы и средства, используемые в процессе обучения и воспитания, являются взаимосвязанными. Единство воспитания и обучения позволяет рассматривать студента как целостный феномен и создавать условия для развития всех его макрохарактеристик - как индивида, личности, субъекта военной деятельности, индивидуальности.

Результаты изучения отзывов из воинских частей, где проходят службу выпускники ФВО ННГУ, показывают, что в начальный период службы уровень их подготовленности отличается от выпускников военных вузов, далее эти уровни выравниваются. При этом общетеоретическая профессиональная подготовка бывших студентов несколько выше, что повышает конкурентоспособность офицеров запаса. Многие высшие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации являются выпускниками военных кафедр, что говорит о высоком уровне существующей системы военной подготовки офицеров запаса [6].

Таким образом, специфика организации военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах и факультетах военного обучения обусловлена низкой военно-профессиональной мотивацией студентов; обязательностью проведения профессионально-психологического отбора; отсроченно-стью призыва выпускников на неопределенный момент времени и связанной с этим проблемой прочности усвоения знаний, умений и навыков; условиями дефицита учебного времени, связанного с обучением по базовой и военноучетной специальности.

Список литературы

1. Маркелова, Т. В. Специфика профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил / Т. В. Маркелова // Современные проблемы подготовки специалистов в области профессионального образования : сборник научных трудов. -Н. Новгород : ВГИПА, 2002. - С. 267-270.

2. Абрамов, А. Н. Исследование достоверности методики ППО и эффективности

влияния рейтинговой оценки на уровень учебной деятельности студентов в ходе образовательного процесса на ФВО : Отчет о научно-исследовательской

работе / А. Н. Абрамов, А. И. Аспидов, Т. В. Маркелова. - Н. Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2002. - С. 28-37.

3. Дулин, В. В. Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Дулин. - Ставрополь, 2004.

4. Отношение студентов специальности «Юриспруденция» вузов г. Нижнего Новгорода к программе подготовки военных юристов: Аналитический отчет по результатам социологического исследования 12-28 декабря 2005 г. - Н. Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2006. - 12 с.

5. Абрамов, А. Н. О некоторых проблемах подготовки офицеров в современных условиях / А. Н. Абрамов // Высокие технологии в педагогическом процессе : труды V Международной конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н. Новгород : ВГИПА, 2004. - С. 207-208.

6. Добровольский, В. С. Направления военно-образовательной политики / В. С. Добровольский // Высшее образование в России. - 2004. - № 12. - С. 117-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.