Научная статья на тему 'Некоторые проблемы адаптации мигрантов и профилактики экстремизма в образовательной среде'

Некоторые проблемы адаптации мигрантов и профилактики экстремизма в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
300
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Москаленко Максим Русланович

В данной работе рассматривается проблема адаптации мигрантов в российском обществе в целом и образовательной среде в частности. Изучаются вопросы профилактики экстремизма в отношениях между мигрантами и коренным населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы адаптации мигрантов и профилактики экстремизма в образовательной среде»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

индустриальные стройки ХХ века, которые затронули практически все семьи), и т.д.

5. Отдельного внимания заслуживает работа с представлениями учащихся (да и массового сознания в целом) о постоянном технологическом отставании России от Запада. Здесь также необходим принцип историзма: ради объективности следует отметить, что Россия на протяжении как последних нескольких веков своей истории находилась в положении «догоняющей» страны, и главная цель научно-технического развития была подчинена оборонным задачам - не отстать от Запада в военном плане, чтоб не стать объектом колониальной экспансии. С этой задачей страна в целом справлялась, естественно, в ущерб развитию гражданского сектора экономики и общему уровню жизни населения. Развивать все сектора экономики на уровне ведущих государств планеты (таких, как, например, США, Великобритания и др.) у страны не было ресурсов (ни в дореволюционный, ни в советский период), что связано с историческими, климатическими, геополитическими факторами и особенностями. Есть масса примеров, которые позволяют говорить о достижениях отечественных ученых и инженеров, превосходстве их моделей над аналогичными зарубежными. К примеру, в годы Великой Отечественной войны СССР выигрывал у Германии «танковую гонку» и др.В истории отечественной техники есть масса материала для формирования позитивного образа нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Российская газета. № 5976 от 31 декабря 2012 г.

2. Москаленко М.Р., Кропанева Е.М. Особенности человеческого капитала и развитие российской Арктики // Арктика и Север. 2013. № 13. С. 40-44.

3. Молодежная преступность в условиях мегаполиса. URL: http://www.newsocio.ru/nspgs-976-1.html (дата обращения 02.03.2016)

4. Ожиганова М.В. Педагогические задачи уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Молодой ученый. 2014. № 17-1-1. С. 41-44.

5. Москаленко М.Р., Суровцева Н.Г., Ларионова М.Б. Стратегические вызовы для России и проблема адаптации мигрантов // Экономика и социум. 2014. № 3-2(12). С. 578-580.

6. Ларионова М.Б. Дворяне Пермской губернии в XVIII-начале ХХ века: численность, состав, земельная собственность // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2. С. 18-34.

7. Снегирева М.В. Нравственное государство как императив государственной эволюции: необходимость изменения социальной политики // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Екатеринбург, 14 октября 2014 г. Т. 1. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 158-162.

8. Антропология деструктивности: коллективная монография. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. 214 с.

© Москаленко М.Р., 2016

УДК 37

Москаленко Максим Русланович,

Канд. истор. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ

e-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В данной работе рассматривается проблема адаптации мигрантов в российском обществе в целом и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

образовательной среде в частности. Изучаются вопросы профилактики экстремизма в отношениях между мигрантами и коренным населением.

Ключевые слова

Адаптация мигрантов, противодействие экстремизму

Профилактика экстремизма, развитие толерантности и компетенций межкультурного взаимодействия в образовательной среде является одной из актуальных задач всей системы образования. Особенно опасны проявления экстремизма на почве межнациональных отношений, между мигрантами и коренным населением, и события в Европе 2015-2016 гг., когда туда хлынул поток мигрантов, подтверждают это. Поэтому очень велико значение воспитательной и педагогической работы в образовательной среде по профилактике экстремизма и развитию компетенций межкультурного взаимодействия и ориентации учащихся на межнациональное сотрудничество.

В России особое значение имеет трудовая миграция: значительную часть низкоквалифицированной работы во многих российских городах сейчас выполняют рабочие-мигранты. Массовый приток трудящихся-мигрантов, прежде всего из Средней Азии, обусловлен, по большому счету, двумя причинами: низким уровнем жизни и безработицей в данном регионе и дефицитом рабочей силы в России, которая вследствие «демографического перехода» столкнулась с сокращением численности трудоспособного населения России (по некоторым данным, до 1 млн. в год) [1]). Кроме того, рабочие специальности не пользуются престижем среди российской молодежи, большинство из которой не готовы заниматься низкоквалифицированным трудом. В этих условиях привлечение трудящихся-мигрантов становится совершенно необходимым для экономического развития.

При адаптации мигрантов (прежде всего, выходцев из Средней Азии) к социокультурной среде российских регионов возникают определенные сложности, связанные с рядом обстоятельств:

1. Различия в менталитете и культуре между мигрантами и коренным населением. Если в 1990-е гг. приезжающие мигранты, как правило, имели образование, полученное по советским стандартам, и, на его основе, массу общих культурных черт с местным населением, то нынешнее поколение мигрантов зачастую даже плохо говорит по-русски. Усиливаются различия в стереотипах бытового поведения, мировоззрении, возникают языковой и культурный барьеры.

2. Социально-психологические особенности и стереотипы поведения: среди мигрантов, например, клановость и нежелание ассимилироваться в российской социокультурной среде, а среди российского населения - низкая степень толерантности и культура поведения в быту (нередко находящая выражение в бытовом национализме).

Особое внимание следует уделить проблематике интеграции в российское общество и образовательную среду несовершеннолетних мигрантов, которая связана со следующими аспектами:

1. Положение маргиналов, когда многие дети и подростки, особенно вновь приезжающие, плохо владеют русским языком и находятся в стадии адаптации к новой социокультурной среде.

2. Этно-конфессиональная замкнутость, клановость, когда приехавшие мигранты общаются в основном в кругу соотечественников, очень часто воспринимая окружающий мир как враждебный.

3. По большому счету, в обществе отсутствует эффективная интегрирующая идеология, какая была, например, в СССР, где интернационализм и межнациональная солидарность провозглашались основами формирования «новой общности советского народа». Имеют место проявления бытового национализма в молодежной среде: по некоторым данным, если радикально националистически настроенные граждане среди населения России составляют 4,6% от общего числа населения, то в молодежной среде этот показатель выше и составляет 15% [2]. Все это повышает опасность молодежного экстремизма на межнациональной почве.

4. Не отлажен контроль за обучением детей-мигрантов. Родители или лица, их заменяющие, не всегда отдают детей в школу или учебные заведения профессионального образования, предпочитая, чтобы они помогали им зарабатывать, выполняя различные подсобные работы.

5. Достаточно высокая степень криминализации российского общества в целом и молодежной среды в частности. Имеет место социокультурное влияние и давление преступного мира на общество,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

деформирующее ценностные ориентации молодежи [3], а также недостатки в профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями [4].

Следует также отметить, что достаточно серьезное негативное влияние на общество и образовательную среду оказывает такой фактор, как обвальное падение научной культуры общества, распространение веры в сверхъестественное [5]. Это создает благоприятную почву для распрстранения всевозможных ненаучных политических мифов и иррациональных представлений, в том числе и националистического характера.

Кроме того, в России (как принимающем обществе) существуют серьезные социокультурные расколы, резкая социальная поляризация населения, высока степень противоречий между трудом и капиталом, слабость институтов непосредственной демократии, коррупция и бюрократизация всех сфер жизни. Все это в совокупности способствует достаточно нездоровой социально-психологической атмосфере, проявлениям агрессии в бытовом поведении людей, и т.д.

Все эти факторы достаточно негативно влияют на адаптацию несовершеннолетних мигрантов в российской образовательной среде, создают предпосылки для экстремизма. Для решения данных проблем представляют интерес идеологемы и социально-философские концепции, сложившиеся в российской культурной традиции, которые, при их соответствующей адаптации, на современном этапе могут содействовать развитию толерантности, межнационального сотрудничества и давать духовную основу для интеграции мигрантов [6]. Можно выделить следующие из них:

1. Пропаганда традиционных ценностей - крепкая семья, служение Отечеству и готовность к его защите, уважение к национальной культуре как приоритетных в духовно-нравственной жизни общества. Данные ценности в дореволюционной России разделялись, прежде всего, лучшими представителями дворянства [7], а также других социальных групп, и выступали в качестве общезначимых социальных идеалов. Сейчас Россия позиционирует себя как оплот данных ценностей, и они могут сблизить мигрантов (как правило, носителей ярко выраженного традиционалистского сознания) с российской культурно-исторической традицией.

2. Совершенно очевидным представляется признание такихкультурных ценностей, таких, как патриотизм, гражданственность, уважение к исторической памяти своего и других народов, ведущими в формировании мировоззрения учащихся школ и вузов;

3. Акцентирование внимания на совместных исторических задачах, которые приходилось решать различным народам России во все периоды ее развития: киевский, московский, петербуржский, советский, современный (самый наглядный пример - защита Отечества в годы Великой Отечественной), позитивная рефлексия исторического опыта, изучение взаимодействия культур различных этносов, населяющих Россию, на основе концепции толерантности и межнациональной солидарности.

Данные мировоззренческие положения, наряду с пропагандой патриотизма и уважения к культурному и историческому прошлому России, могут создать почву для интеграции мигрантов в общество в целом и в образовательную среду в частности.

Список использованной литературы:

1. Трудоспособное население сокращается по миллиону в год.URL: http://newsland.com/news/detail/id/961614/ (дата обращения 10.12.2015)

2. Молодежная преступность в условиях мегаполиса. URL: http://www.newsocio.ru/nspgs-976-1.html (дата обращения 20.01.2016)

3. Кулешова С.Н. Криминализация молодежной среды российского общества: социокультурный аспект. Автореф. дис....канд. социол. наук. Ставрополь, 2009. 24 с.

4. Ожиганова М.В. Восстановительное правосудие как альтернативная форма уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Уголовная юстиция. 2013. № 2. С. 38-40.

5. Москаленко М.Р., Суровцева Н.Г., Ларионова М.Б. Стратегические вызовы для России и проблема адаптации мигрантов // Экономика и социум. 2014. № 3-2(12). С. 578-580.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

6. Дорошенко В.А., Москаленко М.Р. Дисциплина «Концепции современного естествознания» в современной системе высшего гуманитарного образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 28-32.

7. Ларионова М.Б. Дворяне Пермской губернии в XVIII-начале ХХ века: численность, состав, земельная собственность. Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2. С. 18-34.

© Москаленко М.Р. 2016

УДК 378.17

Ольховская Елена Борисовна

канд. пед. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург

[email protected]

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье проанализированы возможности физкультурно-спортивной деятельности в сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи. Доказана необходимость дополнительного образования в области физического воспитания для улучшения двигательной подготовленности и оптимизации функционального состояния студентов.

Ключевые слова

Здоровье, физическое воспитание, физическая подготовленность, функциональное состояние

Интенсификация учебной деятельности, реформирование образовательной системы высшей школы и переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям, существенным образом повышает требования к состоянию здоровья студентов. По разным данным Министерств образования и здравоохранения количество практически здоровых абитуриентов составляет 20% [1, 2]. Низкая двигательная активность вызывает состояние гиподинамии, характеризующееся рядом существенных нарушений физиологических систем организма. Таким образом, основополагающим моментом в оптимизации здоровья студенческой молодежи является увеличение двигательной активности и повышение мотивации к ведению здорового образа жизни и в частности к занятиям физкультурно -спортивной деятельностью в свободное время за приделами академического расписания и в тренировочных режимах [3].

Цель исследования - выявление необходимости дополнительного образования в физическом воспитании студентов для оптимизации уровня их физического здоровья.

Методы исследования: тестирование физической подготовленности (методика В.И. Ляха); функциональное тестирование по пятибалльной шкале (проба Ромберга, проба Штанге, тест Руфье); полученные данные обрабатывались и анализировались с помощью математической статистики с выяснением основных статистических параметров (средняя арифметическая величина - М, ошибка средней арифметической величины - т, достоверность различий - р, которая определялась с использованием ^ критерия Стьюдента).

Результаты исследования и их обсуждение. Ежегодный опрос студентов первого курса Российского государственного профессионально-педагогического университета показывает, что 70% опрошенных при выборе спортивного отделения отдают свое предпочтение спортивным играм - футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису. Студенты, участвовавшие в исследовании, были разбиты на две группы: контрольная группа «ОФП» (п=149), в которой студенты занимались физической культурой по обычной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.