Научная статья на тему 'Роль истории в духовно-нравственном воспитании учащихся в современной школе'

Роль истории в духовно-нравственном воспитании учащихся в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко М.Р., Повесма Л.Н.

В данной работе рассматриваются роль преподавания истории в духовно-нравственном воспитании школьников. Изучаются вопросы методики преподавания истории учащимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль истории в духовно-нравственном воспитании учащихся в современной школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070 УДК 37

М.Р. Москаленко,

к.и.н., доцент Л.Н. Повесма

зав. кафедрой общественно-научных дисциплин

ГАОУ ДПО СО «ИРО», г. Екатеринбург, Российская Федерация

РОЛЬ ИСТОРИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной работе рассматриваются роль преподавания истории в духовно-нравственном воспитании школьников. Изучаются вопросы методики преподавания истории учащимся.

Ключевые слова Педагогика, воспитание, духовность, преподавание истории

Вопросы духовно-нравственного воспитания школьников всегда были и остаются одной из приоритетных задач любой образовательной системы. Воспитание патриотизма, гражданственности, высоких морально-волевых и нравственных качеств являются приоритетными в формировании личности. В современной России данная проблема стоит достаточно остро, поскольку в обществе существуют проблемы и противоречия, затрудняющие у молодежи формирование целостной системы нравственных норм [1, с. 159].

Во-первых, в мировоззрении учащихся достаточно популярна ориентация на гедонизм и потребительство, ориентация на роскошь и «красивую жизнь», чему в немалой степени способствует современная массовая культура.

Во-вторых, в российской общеобразовательной школе все чаще возникают ситуации, когда учащиеся (а зачастую и их родители) используют правовые нормы для давления на педагогов. Данная тенденция показывает как серьезные недостатки самой концепции правового воспитания школьников, так и кризис морально-нравственных ценностей в российском обществе и серьезное падение социального статуса профессии учителя.

В-третьих, в России высокий уровень молодежной преступности: по данным доклада Европейского регионального бюро ВОЗ «О предупреждении насилия и преступности, связанной с холодным оружием, среди подростков и молодежи» (2011 г.) Российская Федерация занимает 1-е место в Европе по числу убийств, совершаемых несовершеннолетними [2, с. 48]. Вместе с тем, серьезные недостатки имеет и сама система профилактики правонарушений и противоправного поведения несовершеннолетних [3, с. 44]. Высокий уровень криминализации также создает благоприятную почву для экстремизма [4].

Все эти факторы негативно влияют на духовно-нравственное воспитание школьников и требуют системы комплексных мер по реформированию системы образования и институтов социализации молодежи.

Важнейшее значение в духовно-нравственном воспитании имеет преподавание истории, поскольку именно восприятие значимых исторических событий и отечественной культурно-исторической традиции во многом формирует духовный мир личности ученика.

Большое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся и развитию патриотизма уделено в «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» [5]. В ней подразумевается, что необходимо развивать эмоционально-ценностный компонент преподавания. Соответственно, важными задачами являются:

- регулярное повышение квалификации учителей на базе создания информационного поля по «трудным вопросам» истории, изучения особенностей их объяснения учащимся различных возрастных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

категорий;

- поиск активных стратегий преподавания, обобщение и распространение педагогического опыта, базирующегося на системно-деятельностном подходе;

- поиск оптимального баланса между «концентрическими» и «линейными» системами учебных курсов по истории в контексте перехода на ФГОС ООО;

- поддержка творческих начинаний учителей по методическим разработкам вопросов по истории культуры России;

- использование интегративных, деятельностных технологий обучения, особенно при изучении «трудных вопросов» истории.

Реализация новой концепции исторического образования предполагает проведение уроков с использованием современных технологий продуктивного обучения, технологии развития критического мышления, апробацию и внедрение методики проектно-исследовательской деятельности учащихся на междисциплинарном и метапредметном уровне, технологии индивидуальных и групповых мини-проектов, активное использование средств визуализации. Яркие словесные образы, используемые учителем (обращение к художественной литературе, произведениям искусства, дополнительным материалам) с целью повышения мотивации обучающихся к изучению конкретных тем, помогают сформировать отношение к значимым историческим событиям и культурной традиции нашего Отечества.

Большой интерес у учащихся может вызвать также история повседневной жизни различных слоев населения [6], что способствует формированию целостного видения исторического процесса.

В преподавании учителя могут активно использовать аудиовизуальные ресурсы, тексты художественных произведений, «крылатые» выражения. Хорошее влияние на духовно-нравственное воспитание и развитие патриотизма оказывает участие школьников в крупномасштабных мультикультурных междисциплинарных проектах, посвященных великим историческим датам. При этом развиваются четыре группы сквозных компетенций учащихся: жизненная политика, гуманитарная культура, вертикальная мобильность и даже здоровье. Важное значение имеет внеурочная деятельность, которая основывается на компетентностном подходе, на стремлении сформировать, помимо традиционных знаний и умений, ряд ценностных мотивационных ориентаций, овладении современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

Список использованной литературы:

1. Снегирева М.В. Нравственное государство как императив государственной эволюции: необходимость изменения социальной политики // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Екатеринбург, 14 октября 2014 г. Т. 1. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 158-162.

2. Варыгин А.Н., Григорян З.М. Криминологический анализ убийств, совершаемых несовершеннолетними // Юридическая наука. 2011. № 3. С. 46-53.

3. Ожиганова М.В. Педагогические задачи уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Молодой ученый. 2014. 17-1-1. С. 41-44.

4. Москаленко М.Р., Суровцева Н.Г., Ларионова М.Б. Стратегические вызовы для России и проблема адаптации мигрантов // Экономика и социум. 2014. № 3-2(12). С. 578-580.

5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii

6. Дашкевич Л.А., Ларионова М.Б., Неклюдов Е.Г., Шалина И.В. Повседневная жизнь провинциального имения: дневник слуги уральских помещиков Голубцовых // «Quaestio Rossica». 2015. № 1. С. 255-274.

© Москаленко М.Р., Повесма Л.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.