ориентированный подход к обучению будущего врача при изучении дисциплин гуманитарного профиля. Список использованной литературы:
1. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Электронный ресурс] // Психологический журнал. - 2012. - №°2. - С. 1-18. URL: http://psyanima.Su/journal/2012/2/index.php (дата обращения: 11.03.2016).
2. Краевский, В.В. Роль гуманитарных наук в развитии общества [Электронный ресурс]. URL: http://kraevskyvv.narod.ru/papers/gum_nauki.htm (дата обращения: 10.03.2016).
© Москалева Ю.А., Чижкова М.Б., Чернуха В.В., 2016
УДК 37
М.Р. Москаленко,
к.и.н., доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ УРОВНЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной работе рассматриваются вопросы воспитания патриотизма у учащихся в системе уровневого профессионального образования. Изучаются основные педагогические принципы развития данных мировоззренческих позиций.
Ключевые слова
Патриотическое мировоззрение, профессиональное образование
Воспитание патриотизма учащихся имеет большое значение как в системе общего, так и профессионального образования. Уважение к культурной и исторической традиции Отечества очень важно для мировоззрения человека, и от этого может напрямую зависеть его профессиональная деятельность -особенно это касается сфер государственной гражданской и военной службы, всех уровней управления, образования и педагогики, политической деятельности, и ряда других.
Следует отметить, что в российском обществе существуют определенные проблемы и сложности, связанные с воспитанием у учащихся патриотизма, которые связаны с влиянием самых разнородных факторов:
- социальные противоречия в обществе, высокая степень социального расслоения и недоверия друг к другу различных слоев населения;
- противоречивая оценка многих значимых исторических событий и личностей, затрудняющая формирование морально-нравственных позиций учащихся;
- серьезное негативное влияние на общее социальное самочувствие россиян таких факторов, как: агрессивная информационно-психологическая среда, обилие информации негативного плана, разрушающе действующей на психику; психологическая напряженность в обществе, множество конфликтных ситуаций в быту, на работе и часто в семьях; низкая бытовая культура населения [1, с. 44]
Следует отметить большую значимость патриотизма и национального самоуважения для социальной стабильности в обществе. Так, например, ориентация на служение Отечеству, характерная для российского дворянства, не успела сформироваться у бывших крепостных в период после отмены крепостного права [2, с. 260], и, естественно, это не лучшим образом повлияло на социальную стабильность российского общества в начале ХХ в.
В истории любого государства можно найти примеры тому, как патриотическая идеология в сочетании с консолидацией различных социальных групп для достижения общезначимых целей развития способствовала сплочению общества и поступательному развитию. Один из самых ярких примеров - это индустриальный рывок СССР в 1930-50-е гг.: практически все очевидцы отмечают дух подъема, патриотизма, самоотдачу и чувство личной ответственности за судьбы Отечества, которые отличали настрой людей той эпохи. Именно патриотизм и потрясающая самоотдача людей позволили совершить рывок от «России во мгле» (по Г. Уэллсу) к индустриальной сверхдержаве с атомным оружием. Также следует подчеркнуть, что национальное самоуважение тесно связано с чувством собственного достоинства человека [3], которое является важным фактором формирования здоровой личности. Большое значение имеет также воспитание нравственных качеств и гражданской культуры [4], которое должно находиться в тесной взаимосвязи с формированием патриотического мировоззрения.
Формирование патриотического мировоззрения учащихся в системе профессионального образования имеет свою специфику, т.к. уровень рефлексии и навыки анализа различных исторических и культурных событий у них, как правило, выше, чем у школьников. Кроме того, при получении профессионального образования идет интенсивный процесс социализации молодежи. Рассмотрим некоторые моменты (как в преподавательской деятельности, так и во внеучебной работе), которые очень важны для воспитания у учащихся патриотизма:
1. Знакомство учащихся с патриотическими идеалами в России в различные эпохи. Так, например, представляют интерес нравственные и эстетические идеалы российского дворянства [5], которое давало массу примеров патриотизма и служения Отечеству.
2. Акцентирование внимания на совместных исторических задачах, которые приходилось решать различным народам России во все периоды ее развития: киевский, московский, петербуржский, советский, современный (самый наглядный пример - защита Отечества в годы Великой Отечественной), позитивная рефлексия исторического опыта, изучение взаимодействия культур различных этносов, населяющих Россию, на основе концепции толерантности и межнациональной солидарности [6].
3. Развитие у учащихся интереса к генеалогии для формирования целостной картины исторического процесса и собственной идентичности: вырабатывание интереса к истории собственной семьи, историческим корням, видение взаимосвязи человека и эпохи. Учащимся может в качестве вариативного задания по выбору даваться описание в той или иной форме истории своего рода, места и роли своих прародителей в значимых общественно-политических событиях (например, Великая Отечественная война, индустриальные стройки ХХ века, которые затронули практически все семьи), и т.д.
4. Преподавание дисциплин гуманитарного профили в целом и истории в частности с позиции историзма: восприятие исторического процесса во всем его многообразии, отказ от лженаучных дихотомий «тоталитаризм - демократия», «цивилизация - варварство» и др., которые деформируют сознание учащихся, задавая однобокое восприятие действительности (в котором отечественная историческая традиция часто выступает в невыгодном свете). Это предполагает, прежде всего, комплексное изучение специфики и особенностей российских модернизаций [7], которое, в принципе доступно учащимся в уровневом профессиональном образовании.
5. Следует уделять внимание и работе с представлениями учащихся о постоянном технологическом отставании России от Запада. Здесь также необходим принцип историзма: Россия на протяжении как последних нескольких веков находилась в положении «догоняющей» страны, и главная цель научно-технического развития была подчинена оборонным задачам - не отстать от Запада в военном плане. С этой задачей страна в целом справлялась, естественно, в ущерб развитию гражданского сектора экономики и общему уровню жизни населения. Тем не менее, есть масса примеров, которые позволяют говорить о достижениях отечественных ученых и инженеров, превосходстве их моделей над зарубежными аналогами. К примеру, в годы Великой Отечественной войны СССР выигрывал у Германии «танковую гонку» и др. В истории отечественной техники есть много примеров для формирования позитивного образа нашей страны.
В уровневом профессиональном образовании специфику российских модернизаций можно объяснять,
во-первых, в зависимости от профиля обучения (для инженеров ее объяснение будет иным, чем, скажем, для юристов), во-вторых, в зависимости от уровня обучения: естественно, что для учащихся СПО, бакалавров и магистров специфика объяснения будет различной. Для учащихся инженерно-технического и экономического профиля предполагается углубленное объяснение технологических особенностей российских модернизаций (например, концепцию смены технологических укладов и т.д.). Анализ особенности российских модернизаций способствует развенчанию мифов об «отсталости» России, показывает социокультурную специфику нашей страны и содействует формированию патриотизма. Список использованной литературы:
1. Москаленко М.Р., Кропанева Е.М. Особенности человеческого капитала и развитие российской Арктики // Арктика и Север. 2013. № 13. С. 40-44.
2. Дашкевич Л.А., Ларионова М.Б., Неклюдов Е.Г., Шалина И.В. Повседневная жизнь провинциального имения: дневник слуги уральских помещиков Голубцовых // <^иаеБйо Rossica». 2015. № 1. С. 255-274.
3. Кислов А.Г., Кропанева Е.М., Москаленко М.Р. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ. Екатеринбург, 2013.
4. Снегирева М.В. Нравственное государство как императив государственной эволюции: необходимость изменения социальной политики // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Материалы VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Екатеринбург, 14 октября 2014 г. Т. 1. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. С. 158-162.
5. Ларионова М.Б. Дворяне Пермской губернии в ХУШ-начале ХХ века: численность, состав, земельная собственность // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2. С. 18-34.
6. Москаленко М.Р. Социальные факторы экстремизма в современной России // Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 379-382.
7. Москаленко М.Р. Военно-оборонные вызовы для России: географический фактор и исторический прогноз // Арктика и Север. 2011. № 2. С. 51-58.
© Москаленко М.Р., 2016
УДК 37
М.Р. Москаленко,
к.и.н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
В данной работе изучаются вопросы применения образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин студентам педагогических специальностей. Проводится анализ эффективных техник и методов обучения
Ключевые слова
Правовые дисциплины, образовательные технологии
Для студентов педагогических специальностей преподавание правовых дисциплин имеет свою специфику, связанную, прежде всего, с особенностями их профессиональной подготовки для работы в