_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
самоорганизации выбора условий и возможностей развития обучающегося в ДЮСШ, предопределяющий качественное решение задач самоутверждения личности в спорте и через спорт, т.е. определенное направление занятий в формировании спортивного мастерства. Список использованной литературы:
1. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С.355-359.
3. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
6. Шарабарин Ю.А., Козырева О.А. Возможности уточнения будущими педагогами по физической культуре категории «воспитание» в конструктах современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67002
7. Громова В. В. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в конструктах педагогической методологии // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 1 июня 2016 г.) : в 4 ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2016. С.92-94.
8. Любушкина Е. А. Воспитание в конструктах педагогического моделирования // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2 ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.155-157.
9. Топакова В. В. Воспитание как модель современной педагогики // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Саранск, 3 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.168-170.
© Абдуразаков А. З., 2016
УДК 371
Н.А. Алимова
учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа №48 О.Р. Гареев
учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа №48 г. Наманган, Узбекистан
К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ШКОЛЕ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос воспитания толерантности у школьников, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе школы создаются ситуации культурного, межличностного и межнационального общения. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность, содержание которой должно способствовать формированию
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
нравственных взаимоотношений между людьми.
Ключевые слова Толерантность, школьная среда, учащиеся.
Практически во всех развитых странах мира возникает проблема ксенофобии и порожденного ею молодежного экстремизма. Разрешение этой проблемы является предметом широких дискуссий -политических, общественных, научных. Выдвигаются идеи целенаправленной работы по преодолению ксенофобии в молодежной среде. Чаще всего решение представляется в развитии патриотизма и национального самосознания, толерантности; сохранения и развития ценностного отношения к традиционной культуре [1].
В Декларации принципов толерантности подчеркивается, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и стремление к защите прав других [2].
Рост экстремизма, ксенофобии, агрессивности, расширение зон конфликтов обуславливает актуальность воспитания толерантности и преодоления ксенофобии. Эти социальные явления особо затрагивают молодых людей, которым в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к легким решениям сложных социальных проблем. Очень важно именно в подростковом возрасте показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью [3].
Ксенофобия как социальная фобия чаще всего возникает в детстве или в момент полового созревания. Многочисленные исследования, связанные с мониторингом толерантности и ксенофобии, констатировали, что наименее толерантная и наиболее склонная к ксенофобическим установкам часть общества - старшие школьники и молодежь [4]. Именно в этот период закладываются основы ксенофобического мышления. Предубеждения появляются еще в детском возрасте: малыш понимает различия в цвете кожи, гордится или страдает от этого. В подростковом возрасте приобретаются стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах, по отношению к которым оправдывается и обосновывается ненависть. [5].
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и готовность к толерантному поведению. В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального общения.
Для того, чтобы сделать процесс воспитания толерантной личности целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. Вакуум, в который попадают учащиеся с нарушением семейных связей, с повышенной конфликтностью во взаимоотношениях взрослых и детей, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с учащимися. Современный школьник должен уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность, когда учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеклассной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и фильмов, организацией диалоговых форм работы, таких как дискуссий, диспутов, дебатов и пр.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Практические рекомендации формирования толерантности у молодежи заключаются в том, что школами должен реализовываться комплекс мероприятий по повышению роли социально-культурного воспитания учащихся в снижении ксенофобной напряженности и в формировании толерантности и мультикультурного самосознания [6].
На наш взгляд, школам следует более внимательно отнестись к включению направления работы по воспитанию толерантности среди учащихся в планы воспитательной работы, предварительно проведя диагностику реального состояния данной проблемы в ученических коллективах. Планы воспитательной работы должны охватывать внеучебную деятельность учащихся, которая осуществляется благодаря формам социально-культурной деятельности и дополнительного образования, среди которых - работа кружков, объединений, проведение массовых мероприятий, районных и областных конкурсов, выставок, спортивных соревнований. Педагогическим же работникам следует пройти систему обучающих семинаров по овладению способами профилактики и преодоления ксенофобии среди учащейся молодежи и воспитанию толерантности.
Список использованной литературы:
1. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №2. - С. 5-10.
2. Апанасюк Л.А. Ксенофобия в молодежной среде: социокультурный подход: монография. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - 182 с.
3. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 2 (24). - С. 383-388.
4. Солдатова Г.У., Макарчук А.В.. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006-256 с.
5. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 6 (110). - С.153-158.
6. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.
© Алимова Н А., Гареев О.Р., 2016
УДК 378.1; 371.3
Баландов К. Г.,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкий филиал-
институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВОЗРАСТОСООБРАЗНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация
В статье описана возможность определения и визуализации учета возрастосообразности в работе педагога по физической культуре, определяющего основы социально-педагогического взаимодействия в модели здоровьесберегающей педагогики.