Научная статья на тему 'Формирование толерантности на уроках истории'

Формирование толерантности на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / УРОКИ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугуманова Зера Аметовна

Педагоги школы должны постоянно работать над формированием таких качеств личности как уважение к другим и принятие многообразия мира при сохранении своей идентичности. На взгляд автора, уроки истории способствуют формированию этих качеств личности, если целенаправленно, из урока в урок нести в класс идеи толерантности и терпимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности на уроках истории»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 2410-700Х

работ курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конф. студ., асп. и мол. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып.20. Ч.И.Гум. науки.С.227-229.

7. Кареев А.А., Камалов Н.В. Некоторые возможности педагогического моделирования в решении задач воспитания // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. уч. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.223-225.

8. Ячменёв И. Ю. Особенности уточнения категории «воспитание» в структуре изучения здоровьесберегающего подхода // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гум. науки. С.353-355.

9. Юрганов И.С. Особенности реализации идей педагогического моделирования в изучении основ современного воспитания // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гум. науки. С.378-379.

© Ненашев А. В., 2016

УДК 371

Нугуманова Зера Аметовна

учитель, МБУ «Школа №5», Тольятти, РФ Zer4ik [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация

Педагоги школы должны постоянно работать над формированием таких качеств личности как уважение к другим и принятие многообразия мира при сохранении своей идентичности. На взгляд автора, уроки истории способствуют формированию этих качеств личности, если целенаправленно, из урока в урок нести в класс идеи толерантности и терпимости.

Ключевые слова Школа, толерантность, толерантная личность, уроки истории.

В «Декларации принципов толерантности», принятой на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. говорится, что в школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности [1].

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос обеспечения формирования толерантных качеств личности в процессе обучения в школе. В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия привития всем учащимся уважения к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе должны создаваться ситуации толерантного общения: культурного, межличностного, межнационального [2]. Толерантность — это принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В стенах школы должно происходить воспитание гражданина, готового и способного воспринимать личность другого, уважать его свободу, уметь сострадать, сочувствовать и прощать. Педагоги должны системно и постоянно работать над формированием таких качеств личности как уважение к другим и принятие многообразия мира при сохранении своей идентичности [3, 4, 5]. Уроки истории способствуют формированию этих качеств личности, если целенаправленно, из урока в урок нести в класс идеи толерантности и терпимости.

Опираясь на ФГОС основного общего образования, можно выделить основные задачи предметов «История России», «Всеобщая история» в рамках школьного образования:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

личности обучающегося;

2)формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

3)формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

4)воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве [6].

Образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях [7, 8]. На уроках истории можно использовать разнообразные материалы и источники, которые позволяют обсуждать проблему терпимости с разных позиций и приводить примеры проявления толерантности и интолерантности.

Список использованной литературы:

1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php

2. Апанасюк Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (120). - С. 284-287.

3. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии в молодежной среде // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №3. - С. 10-15.

4. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №2 (24). - С. 389-395.

5. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127). - C. 154-162.

6. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Правовая система «Консультант-плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

7. Апанасюк Л.А. Социально-политический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2 (28). - С. 145-148.

8. Апанасюк Л.А. Проблемы этнокультурного воспитания и миграционные процессы // Альманах современной науки и образования. - Тамбов. - 2007. - №1. - С. 28-29.

© Нугуманова З.А., 2016

УДК 378.1; 371.3

Петросян Данил Арсенович,

студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» БУДУЩИМИ ТРЕНЕРАМИ ПО ХОККЕЮ

Аннотация

В статье рассматривается возможность детерминации определений категории «воспитание» в модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.