_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
8. Усов Н.Я. Возможности детерминации категориального аппарата современной педагогики в модели гуманистического подхода // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и мол. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гум. науки. С.331-334.
9. Кадыкова Ю. Е. Некоторые особенности детерминации категории «педагогическая деятельность» // Научные основы современного прогресса : сб. стат. Межд. науч.-пр. конф.: в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.196-198.
© Ненашев А. В., 2016
УДК 371
З.А.Нугуманова
учитель, МБУ «Школа № 5» Тольятти, РФ Zer4ik [email protected]
УРОКИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Современные школьники часто бывают нетерпимы к представителям другой культуры и иного вероисповедания. Уроки истории и обществознания способствуют осмыслению социально-нравственного опыта, воспитывают уважительное отношение к религиозным, этническим и личностным ценностям других людей.
Ключевые слова
Уроки истории и обществознания, школа, толерантность, толерантная личность.
Одной из задач школы является воспитание гражданина - патриота своей Родины. Известно, что современные школьники часто бывают нетерпимы к представителям другой культуры и иного вероисповедания [1]. Уроки истории и обществознания способствуют осмыслению социально-нравственного опыта, воспитывают уважительное отношение к религиозным, этническим и личностным ценностям других людей [2]. На занятиях у школьников происходит понимание культурного многообразия мира, появляется уважение к культуре своего и других народов, что способствует формированию толерантности и воспитанию позитивного отношения к культурным различиям [3]. Интеграция школьников в культуру других народов на уроках истории и обществознания развивает умения и навыки взаимодействия с представителями других культур, способствует самореализации и самоиндефикации отдельной личности [4], формирует осознанное позитивное отношение к культурному наследию и чувство уважения к своей Родине [5].
На уроках истории очень важно изучение национально-регионального компонента и краеведческого материала: знакомство с историей региона проживания, культуры и традиций народов, его заселяющих, что дает возможность признавать разнообразие мнений и позиций и формирует готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания [6,7].
На уроках обществознания возможны дискуссии по поводу таких проблем, как проблема государственной власти и невмешательства церкви в государственные дела, проблема межэтнических браков и религиозного воспитания детей в семьях, так как мораль и религия во все времена считаются важнейшими факторами единения людей, формирования толерантности и моральных принципов [8,9].
Таким образом, у школьников формируется толерантное самосознание и мироощущение, что создает условия для толерантного поведения. Моделирование разных учебных ситуаций, изучение национально-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
регионального компонента и краеведческого материала — важные условия успеха формирования толерантного самосознания школьников, что является одной из приоритетных задач общественных дисциплин.
Список использованной литературы:
1. Апанасюк Л.А. Проблемы этнокультурного воспитания и миграционные процессы // Альманах современной науки и образования. - Тамбов. - 2007. - №1. - С. 28-29.
2. Апанасюк Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №4 (120). - С. 284-287.
3. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.
4. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №2. - С. 5-10.
5. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127). - С. 154-162.
6. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 2 (24). - С. 383-388.
7. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. — №1. - 2004. — С. 18-25.
8. Апанасюк Л.А. Социально-политический аспект преодоления ксенофобии в современных условиях России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - №2 (28). - С. 145-148.
9. Никольский А.В. Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности. // Преподавание истории и обществознания в школе. — №5. - 2002. — С.60-62.
© Нугуманова З.А., 2016
УДК 37(091):281.9
О.С. Павлова
К.и.н., доцент кафедры истории Отечества и МПИ Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
г. Стерлитамак, Российская Федерация
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Аннотация
В статье рассмотрены основные тенденции развития системы духовного образования в начале XX века на примере Уфимской духовной семинарии сквозь призму анализа содержания неопубликованных материалов делопроизводства, фондов Национального архива Республики Башкортостан. Особое внимание автором уделено рассмотрению причин участия семинаристов в революционных событиях начала XX века.
Ключевые слова Уфимская губерния, Уфимская духовная семинария, реформа, устав.
Система духовного образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. была одной из важных составляющих нравственного и культурного развития общества. Духовенство всех вероисповеданий к концу XIX века было одним из самых грамотных сословий. Однако свидетельства источников и подтверждающие их исследования отмечают тот факт, что к концу века отмечено сокращение численности