Научная статья на тему 'Возможности использования технологий «Case-study» в профессионально-ориентированном обучении студентов'

Возможности использования технологий «Case-study» в профессионально-ориентированном обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ "CASE STUDY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева М. Б., Есенова Э. М.

В статье рассматриваются вопросы технологии обучения как один из способов реализации личностнодеятельностного подхода к обучению. Подробно рассмотрен метод и сущность «технологии “case study”» на примерах ведущих университетов США, России, Великобритании. В статье представлены преимущества «технологии “case study”» и перечислены условия и риски применения вышеназванной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования технологий «Case-study» в профессионально-ориентированном обучении студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№1/2016

ISSN 2410-6070

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.8:811

М.Б. Алиева к.ф.н., и.о.доцента, Э.М. Есенова старший преподаватель Алматинский технологический университет,Алматы, Казахстан

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «CASE-STUDY» В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы технологии обучения как один из способов реализации личностно-деятельностного подхода к обучению. Подробно рассмотрен метод и сущность «технологии "case study"» на примерах ведущих университетов США, России, Великобритании. В статье представлены преимущества «технологии "case study"» и перечислены условия и риски применения вышеназванной технологии.

Ключевые слова

Технология обучения, обучение в сотрудничестве, проектные технологии, игровые технологии, дистанционное обучение, информационные и аудиовизуальные технологии, технология "case study".

Стремительное развитие современного общества предъявляет все более высокие требования к уровню владения иностранным языком в профессиональной сфере. Будущий специалист должен быть готовым ориентироваться в любой проблемной ситуации профессионального общения, быстро находить наиболее рациональный выход из создавшегося положения.

Стало очевидным, что традиционное обучение, уже не в состоянии обеспечить студента всеми необходимыми в решении возникающих проблем знаниями, в связи с чем и возникла необходимость включения в образовательный процесс современных педагогических технологий.

Термин "технологии обучения" широко используется с 60-х гг. ХХ столетия для обозначения совокупности приемов работы преподавателя, с помощью которых обеспечивается эффективное достижение поставленных на занятии целей обучения за минимально возможный для их достижения период времени.

Важнейшими критериями технологий обучения считаются следующие:

- результативность (высокий уровень достижения поставленной цели обучения учащимися)

- экономичность (усвоение большого объема учебного материала за единицу времени)

- эргономичность (отсутствие перегрузки и переутомления, обучение в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата)

- высокая мотивация обучаемых в изучении предмета [1].

В методике преподавания иностранных языков к современным технологиям обучения принято относить: обучение в сотрудничестве, проектные технологии, игровые технологии, дистанционное обучение, информационные и аудиовизуальные технологии, а также технологию "case study".

Рассмотрим более подробно последнюю из перечисленных технологий обучения. Из истории данного метода известно, что впервые он начал использоваться в США, а именно, в Школе бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям применить в качестве дополнения к лекциям студенческого обсуждение конкретных управленческих ситуаций. С тех пор на занятия начали приглашать директоров фирм и организаций, которые "презентовали" проблему и в процессе дискуссии со студентами пытались найти ее решение. Первый учебник по написанию ситуационных упражнений был опубликован доктором Коуплендом в 1921 году.

В Гарвардской школе бизнеса до сих пор создается большая часть кейсов, применяемых в современных бизнес-школах. В западных бизнес-школах разбору кейсов уделяется 30-40% учебного времени. В среднем разбору типовых ситуаций посвящается 35-40% учебного времени. В школе бизнеса

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Чикагского университета на долю "кейсов" приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского университета - 30%, а в знаменитом Уортоне - 40% [2].

Что же представляет собой "кейс-стади"? "Кейс" (от английского case - случай, ситуация, портфель)-это интерактивный метод обучения, применяемый для решения образовательных задач, деятельности и актуализировать определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить.

Кейс-стади - это технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений[3]. Обучаемые сообща, в команде стараются найти решение заключенной в кейсе проблемы. Каждый "кейс" можно разделить на три составляющие. Первая часть представляет собой описание конкретной ситуации, которая имела место в реальной жизни. Особенность данной ситуации заключается в том, что в ней содержится требующая разрешения проблема. Во второй части кейса приводится краткая дополнительная информация, которая помогает обучаемому в решении проблемы. Данная информация может содержать тексты, схемы, таблицы, диаграммы, отражающие содержание существующей проблемы. В третью часть включены задания к "кейсу". В основном они представляют собой вопросы, ответы на которые подталкивают участников обсуждения к решению поставленной проблемы.

В системе профессиональной подготовки кадров важная роль принадлежит практике. Она является органической частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и вооружает студентов первоначальным опытом профессиональной деятельности. Метод анализа ситуаций, предлагаемый для использования при подготовке студентов к профессиональной деятельности, учит студентов быстрее ориентироваться в возникающих типичных ситуациях, расширяет видение проблем, развивает способности к принятию решений, формирует и расширяет круг компетенций будущего профессионала. для того, чтобы определить обучающие возможности кейс-метода, необходимо выявить его отличия от других методов обучения. Рассматривая сущность кейс-метода, В.Я.Платов выделяет следующие его признаки, позволяющие отличить анализ ситуаций от других методов обучения:

1. Коллективная выработка решений.

2. Много альтернативность решений: наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения. Приходится иметь дело со спектром оптимальных вариантов.

3. Единая цель при выработке решений.

4. Наличие системы группового оценивания деятельности [4].

По своей сути кейс-метод наиболее близок методам деловых игр и проблемному обучению, а также, может интегрировать в себе проектную деятельность. Любой "кейс" дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения. Формирование профессиональных умений с применением технологии "case-study" следует начинать с несложных ситуаций небольшого объема, которые представляют интерес для всей группы обучаемых и дает возможность каждому высказать свое мнение [1].

В заключение следует отметить, что кейс-метод представляет собой эффективное средство повышения эффективности обучения в высшей школе. Он обладает значительными функциональными возможностями, соответствует запросам революции в образовании. При этом он отличается не только образовательным эффектом, связанным с получением профессиональных знаний и навыков, но и воздействием на социализацию студентов, формирование их личностных качеств.

Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно. Принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, - это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходима много времени для грамотной подготовки "кейса" к уроку. Учитель должен продумать форму его представления и спланировать деятельность учащихся, сочетая индивидуальные и групповые формы работы. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к применению данной технологии обучения. Список использованной литературы:

1. Ваганова.О.И. Метод кейсов в профессиональном обучении: Учебно-методическое пособие / Ваганова О.И. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. -34с.

2. Планкин.К.А. Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном образовании / К.А.Планкин, В.А.Ченобытов // Молодой ученый. - 2013. №1. - 354-355с.

3. Смолянинова.О.Г. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов. Гуманитарный вестник. - Красноярск, 2000.

4. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учебник. -М.: Профиздат, 1991.-54с.

© Алиева М.Б, Есенова Э.М, 2016

УДК 81

Н.С. Алисенова

старший преподаватель Южный федеральный университет г. Махачкала, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Аннотация

В данной статье рассмотрены наиболее эффективные пути организации самостоятельной работы студентов при обучении информативному чтению литературы по специальности. Даются некоторые практические рекомендации по организации самостоятельной работы по иностранному языку будущих специалистов - горных инженеров.

Ключевые слова

Информативное чтение, специализированные тексты, извлекать и обрабатывать информацию, смысл, перевод.

Совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов, развитие навыков и умений работы с книгой, формирование потребности в постоянном самообразовании является одним из важнейших условий успешной подготовки специалистов высшего учебного заведения.

В работах Б. П. Есипова подчеркивается, что самостоятельная работа является мощным средством формирования личности учащегося, его интеллектуального развития [2]. В процессе самостоятельной работы студент учится сопоставлять и обобщать факты, делать собственные выводы, критически оценивать изученную литературу, то есть, учится самостоятельно разбираться в проблеме, приобретает тем самым необходимые профессиональные умения.

Самостоятельная работа студентов является важной составляющей всего образовательного процесса по иностранному языку. В процессе самостоятельной работы студенты овладевают языковыми явлениями, у них развиваются необходимые речевые навыки и умения, формируется индивидуальный стиль самостоятельного приобретения знаний, что имеет огромное значение для профессиональной деятельности специалиста. Многогранность этой проблемы не позволяет подробно остановиться в данной работе на всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.