Научная статья на тему 'Внедрение современных технологий обучения в образовательную среду Казахстана (на примере case-study)'

Внедрение современных технологий обучения в образовательную среду Казахстана (на примере case-study) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ CASE-STUDY / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / УСТНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КЕЙСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иманкулова С.К., Бугенов Н.М., Боранова Н.А.

В статье рассмотрены пути внедрения современных технологий обучения в учебный процесс общеобразовательных школ на примере «Биологии» как школьной дисциплины. Основой реализации технологического обучения является применение технологии «case-study». Авторы раскрыли методику применения «case-study» в различных учебных ситуациях и форматах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение современных технологий обучения в образовательную среду Казахстана (на примере case-study)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

аспектом обучения при любой форме получения образования является контроль учебной деятельности учащихся, в том числе и тестовый, который при обучении с применением дистанционных образовательных технологий становится одним из ведущих. При этом возникает целый ряд психолого-педагогических проблем использования интернет-тестирования при дистанционном обучении». [3]

Для поддержания и повышения мотивации при выполнении тестовых заданий необходимо использовать модель, предложенную американским ученым Джоном Келлером, который выделяет 4 этапа: внимание (attention); значимость (relevance); уверенность (confidence); удовлетворение (satisfaction). [4]

Согласно данной модели, желательно, в первую очередь, привлечь внимание студентов к учебному материалу, который используется на платформе Moodle, далее объяснить значимость выполняемого задания и показать правильность выполнения для придания уверенности. На последнем этапе выполнения заданий следует поощрить обучающегося, предоставив информацию о достигнутом результате.

Несомненно, роль преподавателя при дистанционном обучении остается важной, не стоит оставлять успехи и неудачи студентов без внимания. Важно помнить, что только при совместных усилиях студентов и преподавателя можно достигнуть желаемого результата в обучении. Список использованной литературы:

1. Ермакова Б.Л. О роли преподавателя в дистанционном обучении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mami.ru/science/aai77/scientific/article/s14/s14_10.pdf Дата обращения 26.11.2016.

2. Крепкая Т.Н., Сазонова А.В. Дистанционное обучение как наиболее перспективная форма обучения иностранному языку студентов заочников в неязыковом вузе // XXXVI Неделя науки СПбГПУ- 2008.- 26 ноября- 1 декабря 2007 Часть XI - C. 63-65.

3. Шумилина И.В. Психолого-педагогические аспекты интернет-тестирования при обучении с применением дистанционных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ode2.susu.ru/!doc/konf/I0D0_2012/Shumilina.pdf Дата обращения 26.11.2016.

4. Keller, J. M. (2010). Motivational design for learning and performance: The ARCS model approach. New York: Springer.

© Иванова П.О., Крылова Е.А., 2016

УДК 373(672)

Иманкулова С.К., к.б.н., профессор КазНПУ им.Абая, Бугенов Н.М., магистрант 2 курса КазНПУ им.Абая, Боранова Н.А., магистрант 2 курса КазНПУ им.Абая, г.Алматы, Казахстан

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ

КАЗАХСТАНА (на примере case-study)

Аннотация

В статье рассмотрены пути внедрения современных технологий обучения в учебный процесс общеобразовательных школ на примере «Биологии» как школьной дисциплины. Основой реализации технологического обучения является применение технологии «case-study». Авторы раскрыли методику применения «case-study» в различных учебных ситуациях и форматах.

Ключевые слова Современные технологии обучения, технология case-study, проблемная ситуация, устная презентация кейса.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

В настоящее время в условиях обновления системы общеобразовательной школы Казахстана стоит задача применения современных технологий обучения, дающих возможность повышения результатов обучения учащихся, а именно личностных, метапредметных, предметных компетенций.

Задача современной школы - не только выработать у учащихся определенную систему навыков и умений, главное - научить школьников их активному и творческому применению во взаимоотношениях с природой, сформировать у них научное мировоззрение, что возможно лишь при высоком уровне мотивации. Формированию положительной мотивации изучения биологии способствуют современные технологии обучения [1].

Основная задача обучения биологии заключается не столько в описании изучаемых объектов и явлений, сколько в объяснении их. Только таким путем можно добиться осознанных знаний и заложить фундамент мировоззрения учащихся. Объяснение - это, прежде всего, установление связей между изучаемыми фактами и понятиями.

Эффективность усвоения учебного материала по биологии учащимися была достигнута с помощью применения современных технологий обучения.

Целью применения технологий обучения является создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться. Философской основой этой системы послужили идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи. В отличие от господствовавших тогда теорий о главенствующей роли учителя, содержания и классно - урочной формы обучения, в центр своей педагогической системы он поместил Ученика. Тем самым, им был совершен своего рода поворот педагогической мысли в сторону усиления учебной деятельности главных субъектов образовательного процесса - учащихся [2].

Одной из интересных технологий обучения является «case-study», которая на данный момент не часто применяется учителями биологии в школах Казахстана.

Отличительная особенность кейс-технологий - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Учебный процесс предполагает применение кейсов различной направленности: вводный кейс - для обозначения имеющейся проблемы, информационный кейс - для изучения литературных и научных источников информации, исследовательский кейс - для разрешения поставленной проблемы. Использование этой технологии способствует развитию личностных качеств учащегося, умению вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, помогает в развитии коммуникативных качеств, инициативности, познавательной потребности и самореализации.

В ходе практической педагогической деятельности нами были определены следующие этапы работы с кейсом в учебном процессе:

1) Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса по биологии (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия).

2) Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений.

3) Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

При обучении на основе кейсов мы используем 6 форматов дискуссии:

1) учитель- студент: перекрестный допрос;

2) учитель- студент: адвокат дьявола;

3) учитель- студент: гипотетический формат;

4) студент- студент: конфронтация или кооперация;

5) студент- студент: «играть роль»;

6) учитель- класс: «безмолвный формат».

Мы рекомендуем учителям биологии помнить при подготовке к устной презентации кейса о необходимом оборудовании и времени презентации, структуре презентации, уровне детализации, визуальных средствах, репетиции, планировании выступления и свободе выступления.

Устная презентация кейса, давая определенные знания, обладает свойством кратковременного воздействия на учащихся, и поэтому трудна для восприятия и запоминания. Так, фразы должны быть простыми и более точными. Она обеспечивает только частичное запоминание. Она забывается, потому что

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

для большинства невозможно запомнить. Запоминаются только ключевые точки. Кроме того, эти ключевые точки очень индивидуальны.

Рассмотрим преимущества устной презентации кейса:

А) Устная презентация более побудительная, чем письменная. Живую презентацию, особенно если выступающий человек излагает информацию с интересом и энтузиазмом, трудно игнорировать. Отношение и эмоции вносят существенный вклад в сообщение.

Б) Устная презентация имеет потенциал - она гибкая. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки: людской, физической или временной. Он также может адаптировать свой стиль и даже материал, чувствуя настроение аудитории. Однако, таким оратором может быть только тот выступающий, который имеет ежедневную практику общения [3 ].

Кейсы имеют ряд сходств с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают студентам приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные не структурированные проблемы.

На первый взгляд, задача походит на кейс, в котором описана некоторая вымышленная ситуация, однако цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов. Обучение с помощью кейсов помогают учащимся приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Основная функция технологии case study учить учащихся решать сложные не структурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.

Границы использования кейса - этот метод обучения требует много времени, он не может быть использован в многочисленной аудитории.

Таким образом, технологию case study необходимо применять в педагогической практике учителей. На уроках биологии кейсы дают положительный результат. Особенно хорошо разрабатывают кейсы учащиеся 9-11 классов при изучении глобальных тем биологии и экологии.

Помимо учебных целей, технология case study решает и воспитательные задачи, создавая коллаборативную среду для общения учащихся.

Как показала практика, применение технологии case study на уроках биологии повышает интерес к биологии как учебному предмету, активизирует познавательную деятельность и повышает результативность обучения.

Список использованной литературы:

1.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 204 с.

3.Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности // Химия в школе. 2008. № 4. С. 13-17.

© Иманкулова С.К. 2016

УДК 1174

Караметова Э.Л., Комарова Е. С.

Студентка 61/зИО курса, профиль подготовки «Психолого-педагогическое образование » Научный руководитель: к. пед. наук, доцент, Моцовкина Е.В..

БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА, В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье акцентируется внимание на определение понятия безбарьерная среда, выделены условия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.