МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
УДК 371
М.Г.Малькова
Учитель технологии, МБОУ Лицей № 34 г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВИДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Аннотация
В статье акцентируется внимание на важности внеурочной деятельности в образовательном процессе, а именно на уроках технологии. Предлагаются формы и методы работы, с учащимися активизирующие познавательный процесс и реализующие системно - деятельностный подход ФГОС ООО.
Ключевые слова Внеурочная деятельность, технология, школа, воспитание, ФГОС.
"Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением"
Адольф Дистервег
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Школа находится в процессе модернизации: меняются УМК, совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула - «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) для обеспечения такого единения в Федеральный учебный план введен раздел «Внеурочная деятельность», определены направления ее реализации и описаны формы и методы проведения занятий.
Внеурочная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне урочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [6, с. 397], расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а так же удовлетворения их интересов и обеспечение активного, и разумного досуга [5, с.50] . Не может быть успешной внеурочной работы по предмету без начала ее на уроках. Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, вызвать стремление собственными руками осуществить то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах. Путь к организации массовой и групповой внеурочной работы лежит через составление и чтение дополнительных сообщений учащихся на уроках, выпуск предметных стенных газет и т.д ., проведения сначала эпизодических, а потом все более систематических массовых мероприятий. Вовлечение в интересную внеурочную работу идет, таким образом, от урока к массовой работе, затем из общего числа учащихся, охваченных массовой работой, формируется актив - участники кружков, факультативов и отдельные учащиеся, особенно глубоко интересующиеся предметом. Так постепенно в школе создается атмосфера увлеченности предметом, причастности каждого к делам всего коллектива и возникает стройная система внеурочной работы, в которой каждый элемент существует не отдельно, не параллельно другим, а в тесной взаимосвязи с ним и с урочной работой.
Цели и задачи внеурочной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Обучающая функция, например, не имеет такого приоритетного значения, как в учебной деятельности. Во внеурочной работе она, выполняет роль, вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
функции. Обучающая функция внеурочной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении школьников определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр. Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, и создает особо благоприятные условия для накопления опыта коллективной жизни, дает простор для проявления самостоятельности, развития общественной активности. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Она воспитывает учащихся в духе целеустремленности, глубокого и активного интереса к науке. Большое значение во внеурочной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника, а так же в развитии их индивидуальных способностей, через включение их в соответствующую деятельность [6 , с 401].
Широтой и разнообразием содержания внеурочной работы обусловлено типологией ее форм. Важно, чтобы любая форма ее организации наиболее полно раскрывала ее содержание, создавала оптимальные условия для развития школьников. Наиболее распространено деление форм внеучебной работы: индивидуальные, групповые, массовые. Индивидуальная внеурочная работа включает в себя эпизодическое выполнение отдельных поручений учителя учащимся (подготовка докладов, заметок в газету, номеров художественной самодеятельности, выполнение трудовых заданий, общественных поручений и т.д). По мере усиления интереса учащихся к предмету такие индивидуальные задания могут перерасти в систематическую работу в кружке. Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобы каждый из них в полной мере мог раскрыть и развить свои индивидуальные способности, выразить свою индивидуальность. Групповая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей, дарований учащихся в определенной области науки, техники, искусства, углублению знаний или программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки. Такими формами являются: кружки, самостоятельно действующие «мастерские», «фабрики», «цехи», «ателье» и т. п. Характерной особенностью массовой внеурочной работы является то, что она включает в себя, как правило, эпизодические, разовые мероприятия, к участию которых привлекаются не только учащиеся, специально интересующиеся предметом, но и все остальные. В то же время, «...массовым мероприятием...является такое, на котором каждый зритель оказывается полноправным участником, явно оказывающим влияние на ход общего действия» [1 , с. 76]. Внеурочная работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, соревнование требуют непосредственной активизации каждого. При проведении же диспутов, бесед, вечеров, лишь часть школьников выступает в качестве организаторов и исполнителей. Наконец, в таких мероприятиях, как посещение спектакля, просмотр кинофильма, встреча с интересными людьми, лекция-все участники являются зрителями или слушателями. Поэтому приходится учитывать ту роль, которую выполняет каждый ученик, и заботится о том, чтобы его позиция была наиболее благоприятной. Среди массовых мероприятий по «Технологии» выделяются тематические вечера, посвященные знаменательным датам в области науки и техники, определенной теме, школьные олимпиады, конкурсы, выставки творческих работ по прикладному искусству, комбинированные устные журналы «Музы и труд», «Доблесть предков», «Мода - путешествие в прошлое» и т.п. Выпуск стенных газет, включающих в себя межпредметную связь таких как: «Значение питания в жизни человека», «История швейной машины», «Химия - Дом быта», «Как украсить одежду». Все чаще в школах проводятся предметные недели - «своеобразные праздники науки, подводящие итоги всей внеклассной работы по предмету за продолжительный период» [3 , с.141], которые характеризуются как «комбинированная форма внеурочной работы. Каждое мероприятие должно иметь свои конкретные задачи познавательного и воспитательного характера, обусловленные его частной темой. Эффективность решения намеченных задач зависит от отобранного материала, от уровня исполнения, от четкости организации и соответствия формы проведения мероприятия его содержанию, его теме [3,с.9-10].
Cписок использованной литературы:
1. Внеклассная работа по химии / под ред. М.Г Готфельда -М.;Просвещение, 1976. -191с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника. Пособие для учителя. / Д.В. Григорьев -М.,Просвещение,2010 - 223 с.
МЕЖДУНАРОД НЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
3. Гурьев, А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования / А.И. Гурьев // Наука и школа 2002 № 2. - С.41-45.
4. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: Современное слово,2001- 928с.
5. Ушаков Н.Н, Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. -М.: Просвещение,1985.-144с.
6. Свет родных берез, школьные внеклассные мероприятия // Учитель., - Йошкар Ола,1996. - 450 с.
© Малькова М.Г., 2016
УДК 378.14
Л.И. Мамонова
Ст.преподаватель филиала КузГТУ в г. Прокопьевске,Российская Федерация
САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ
Перед выпускниками высших учебных заведений в связи с динамичным развитием промышленности при трудоустройстве встают профессиональные задачи, решение которых основываются конечно на знаниях и умениях в профессиональной области. Чтобы быть востребованным на рынке труда выпускники учебных заведений должны постоянно развиваться, совершенствовать свои знания. Поэтому проблема самообразования была и будет актуальной. Цель нашего исследования: выявить пути готовности к самообразованию студентов. Объект исследования: самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.
Мы проанализировали различные понятия «самообразование». Одни характеризуют самообразование как процесс на самостоятельное получение знаний[2]; другие под самообразованием понимают «целенаправленную систематическую познавательную деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых образовательных и профессиональных знаний» [3].Самообразование студента это добровольная деятельность, нацеленная на получение знаний в процессе самостоятельной работы без помощи преподавателя, которая невозможна, если у студентов не сформированы первоначальный опыт познавательной деятельности, потребность к ней и эмоционально-волевые качества. Подводя итог, самообразование студента мы определяем, как целенаправленная, систематическая познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования.
Умение быстро реагировать и принимать наиболее эффективные решения в профессиональных ситуациях, карьерный рост по «профессиональной лестнице», а также возможность смены профессиональной деятельности, основывается на профессиональной мобильности личности. Профессиональная мобильность определяется как «способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности» [1].
Самообразование является самостоятельным изучением какой-либо дисциплины и сферы жизни, которая нам интересна. Посредством личного изучения студенты проводят наблюдения, в процессе которого обнаруживают то, что прежде не замечали, не знали.
Кроме обучения в учебном заведении, необходимо еще и кропотливо работать дома, тратить свое драгоценное время. Для этого не обязательно заниматься с утра до поздней ночи, достаточно посвятить себе несколько свободных часов. Получая знания каждый день, небольшими порциями можно отлично запомнить материал, и полученная информация останется надолго.
Самообразование основывается на потребности в знаниях. Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций преподавателя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов