Научная статья на тему 'Ресурс самообразовательной деятельности студента как социокультурный и педагогический феномен'

Ресурс самообразовательной деятельности студента как социокультурный и педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЕСУРС / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕСУРС САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миняева Н. М.

В статье выявлена социокультурная и педагогическая сущность ресурса самообразователь4 ной деятельности студента на основе анализа категорий и понятий «ресурс», «культура», «дея4 тельность», «потенциал», «самообразование», «самообразовательная деятельность», «культура самообразовательной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурс самообразовательной деятельности студента как социокультурный и педагогический феномен»

Миняева Н.М.

Акбулакский филиал Оренбургского государственного университета Е-mail: [email protected]

РЕСУРС САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье выявлена социокультурная и педагогическая сущность ресурса самообразовательной деятельности студента на основе анализа категорий и понятий «ресурс», «культура», «деятельность», «потенциал», «самообразование», «самообразовательная деятельность», «культура самообразовательной деятельности».

Ключевые слова: культура, ресурс, самообразование, самообразовательная деятельность, культура самообразовательной деятельности, ресурс самообразовательной деятельности.

Российская система высшего профессионального образования начала XXI столетия стала принимать четкие очертания, ориентированные на требования постиндустриального общества. В противовес интеграционным процессам растет понимание ценности и значимости локальности, индивидуальности, непохожести. Изменения затрагивают систему представлений о мире и человеке, устоявшиеся традиции культуры. Заявленный экзистенциальной парадигмой приоритет свободы, недостижимый в условиях индустриальной цивилизации, приобретает иные черты: как свобода быть, свобода знать, действовать, передвигаться и принимать новое [6].

Анализ процессов, происходящих в культуре современности, позволяет заключить, что в настоящее время сформировалась новая парадигма культуры - это парадигма многообразия, тотальной свободы, неопределенности и ответственности. Метафизически она определена как парадигма различения - ¿Аегепсе, - поскольку главный нерв современности есть умение различать значимое и незначимое, ценное и бесценное [3]. Для нас этот тезис один из концептуальных. Эту культурную способность должна формировать в человеке система образования, в первую очередь высшего профессионального.

Вместе с тем ряд исследователей (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.А. Корвяков) отмечают недостаточное внимание к таким аспектам высшего профессионального образования, как индивидуальная субъектность, мобильность студента и преподавателя в плане актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента. Последнее в значительной мере, мы полагаем, объясняется отсутствием системного, научно-теоретического обоснования как са-

мого феномена «ресурс самообразовательной деятельности», так и особенностей процесса его актуализации.

В философии образования сложились различные подходы к определению сущности ресурса, в некоторых случаях рассматривают данное понятие как синоним понятия «потенциал» (В.М. Ильин), что вносит в педагогическую науку и практику затруднения методологического характера. Мы принципиально разводим эти термины (таблица 1).

Как видим, «потенциал» связан с природными свойствами человека, по исследованиям И. Канта, М. Монтеня, К. Роджерса, М. Хайдеггера, характеризующими:

- предпосылки развития внутреннего мира человека;

- стремление человека к раскрытию его внутренних резервов, к успеху, самореализации;

- раскрытие свойств человека «из самых зародышей», так чтобы человек достигал своего назначения, потенциал - это возможности, запас человека для использования, вовлеченности его ресурса для личного становления; возможность пополнять ресурс, вовлекать культуру [8].

«Ресурс» относится к отношениям человека с миром, это то, чем располагает общество. Говоря о ресурсе, мы ведем речь в двух смыслах: реальный и потенциально возможный. Отсюда вытекает проблема потенциала - развитие; проблема ресурса - использование. Ресурсом становится только то и тогда, когда есть индивидуально или коллективно поставленная цель в актуализации этого чего-то. В педагогике ресурс -это способ действия при наличии цели [8].

В зависимости от сферы применения искусственные ресурсы подразделяются на образовательные, материальные, энергетические, фи-

Таблица 1. Сравнение понятий «ресурс» и «потенциал»

Признаки сравнения Ресурс Потенциал

Общие Возможности человека

Специфические Отношения человека с миром, то чем располагает общество Природные свойства человека

Проблема Использование Развитие

нансовые, информационные, ресурс культуры. Дополнительная классификация ресурсов на «ограниченные» и «неограниченные» показывает, что первые обладают стоимостью, позволяют решать задачи распределения и перераспределения, вторые не имеют стоимости, но ценны. Среди образовательных ресурсов исследуются «информационный» (В.И. Ильин), «коммуникативный» (Е.Б. Белозерцев), «технологический» (Г.К. Селевко, П.Г. Щедровицкий).

Выделение на стыке образовательных и культурных ресурсов ресурса самообразовательной деятельности обусловлено открытостью образования культуре и становлением нового культурного типа личности. Ресурс самообразовательной деятельности, по мнению П.Г. Щедровицкого, принимает функцию основной единицы открытости образования культуре.

Отдельные сущностные характеристики понятия «ресурс самообразовательной деятельности» выделены в работах А.К. Громцевой, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Г.С. Закирова, Н.Д. Ивановой, Н.Г. Ковалевской, И.И. Колбаско, М.Г. Кузьминой, И.Т. Огородникова, П.И. Пидка-систого, З.И. Равкина, Б.Ф. Райского, И.А. Ред-ковец, Ю.А. Самарина, В.И. Селиванова, М.Н. Скаткина.

Выделение ресурса самообразовательной деятельности как особого вида искусственных ресурсов мы обосновываем следующим:

- становлением открытого общества, которое определяет требование соответствия образования сущности и содержанию культуры, что предполагает его включенность в современные интеграционные процессы;

- открытостью образования социуму, что подразумевает расширение всесторонних связей образования с другими социальными институтами, обращением образования к человеку, реализующимся в общедоступности информации;

- демократизацией, что, с одной стороны, предполагает предоставление человеку большей свободы, а с другой - ориентирует его на проявление большей ответственности по отношению к обществу, семье и самому себе;

- становлением нового культурного типа личности, которая характеризуется самостоятельностью, ответственностью, готовностью к обучению в течение всей жизни;

- информатизацией жизни общества, что требует от профессионала умений самостоятельно работать с информацией, используя различные ее источники и технологии обработки.

Считаем необходимым обратить внимание на то, что понятие «ресурс самообразовательной деятельности» возникло в результате инновационного обновления высшего профессионального образования, основным ориентиром которого стала его нацеленность на развитие ключевых компетентностей студента (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской).

Рассмотрение педагогической сущности ресурса самообразовательной деятельности требует характеристики таких понятий, как «самообразование», «самообразовательная деятельность», «культура самообразовательной деятельности», каждое из которых позволит очертить «рамку» исследуемого феномена.

Анализ сущности понятия «самообразование» в контексте исследования носит методологический характер. В элементе «само» ставится акцент на личностном характере, решающей роли личных усилий, самоуправления, ответственности, интереса, становления, роста, профессионализации. Современное образование направлено на утверждение «сущностного личностного начала в человеке» [7] . Оно связано с многообразием факторов, механизмов и условий (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, B.C. Ильин, А.Г. Ковалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн). Этим, вероятно, объясняется большое количество определений понятия самообразования, многочисленность и разнообразие входящих в него компонентов. В период значимых социальных сдвигов (социокультурных изменений) потребность в самообразовании становится массовой [2]. Анализ понятия «самообразование», представленного в разных источниках, позволил выявить опре-

деленную неоднозначность характеристик, так как наблюдаются разногласия в понимании его сущности.

В более ранних педагогических изданиях самообразование понималось как образование, приобретаемое путем самостоятельных занятий, вне систематического курса обучения в стационарных учебных заведениях, без помощи преподавателя, то есть все источники подчеркивают самостоятельный, несистематический, неуправляемый характер самообразовательной деятельности.

В современных справочных изданиях самообразование - это познавательная деятельность, которая характеризуется целенаправленностью, систематичностью, носит организованный личностью характер. С точки зрения теории управления самообразование характеризуется самодеятельностью, «управление самой личностью» (В.А. Болотов). Вынесение на первый план личностно значимых целей подчеркивает «роль личности как цели, а не средства в педагогическом процессе» [8].

По мнению Б.Ф. Райского, для самообразования характерно:

- проявление значительных волевых усилий, высокой сознательности и организованности под влиянием мотивов большой силы, стремление к творческому применению знаний;

- приобретение знаний как дополнение к основной познавательной деятельности, хотя, может быть, и связанное или даже обусловленное ею;

- овладение знаниями и умениями по своей инициативе в отношении содержания, объема и времени, независимо от требований какого-либо учебного заведения, хотя, может быть, с учетом консультаций преподавателя;

- решающее место в овладении знаниями отводится самостоятельной работе, хотя не исключается помощь преподавателя;

- преобладание самостоятельной работы с книгой, журналами или газетами, но и использование других источников получения знаний [7].

Мы в целом согласны с характеристиками данного педагогического феномена. Мы полагаем, что целью самообразования является не окончание какого-либо учебного заведения, а расширение знаний в одной или нескольких областях и личное самосовершенствование.

Исследуя проблему самообразования, мы характеризуем его как педагогически организованный, обусловленный внутренними побуждениями процесс самостоятельного приобретения знаний дополнительно к тем, которые студент получает в ходе обучения.

Категория «самообразование» очень близка с категорией «самообразовательная деятельность», некоторые исследователи их применяют как синонимы. Однако объективные требования к самообразовательной деятельности отдельной личности динамичны и находятся в зависимости от общественно-политических, научно-технических, бытовых и других сторон жизни. Самообразовательная деятельность выступает для человека действенным средством духовного саморазвития, способом разумной организации своего свободного времени.

На основе анализа работ А.Г. Громцевой, В.А. Корвякова, М.А. Кузовлевой можно выделить следующие сущностные черты самообразовательной деятельности:

- открытость;

- полное самораскрытие студента как субъекта самообразовательной деятельности;

- интенция на предельную свободу субъектной активности студента в процессе самообразования.

В.А. Корвяков считает, что «самообразовательная деятельность только тогда становится одним из доминирующих видов деятельности человека в свободное время, когда он испытывает настоятельную потребность в нем, а в окружающей среде налицо условия, обеспечивающие возможности реализации этой потребности» [4].

Самообразовательную деятельность И.А. Редковец рассматривает как единый общий поток, который состоит из отдельных деятельностей, различающихся соответствующими мотивами. Дальнейшее выделение действий-процессов, подчиняющихся сознательным целям, зависит от условий достижения конкретных целей. Строение самообразовательной деятельности студента рассматривается по аналогии со структурой учебной деятельности:

- мотивы самообразования, самообразовательные задачи, в результате которых студент открывает и осваивает наиболее общие способы решения довольно широкого круга вопросов;

- самообразовательные действия и их содержание (операции);

- самоконтроль и самооценка студентом процесса и результатов решения самообразовательной задачи [5].

Как добровольное познание самообразовательная деятельность выступает дополнительной к основной деятельности студентов - учебной. Важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее избирательный характер по сравнению с учебным познанием. Это определяет и более избирательный характер самообразовательных интересов студентов. В силу выраженной избирательности самообразовательная деятельность отличается более индивидуальным характером познания.

Самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером. Исследователи подчеркивают взаимосвязь и взаимообусловленность самообразовательной деятельности и интеллектуального развития личности студента. В ходе систематической самообразовательной деятельности, по мере накопления и систематизации знаний, совершенствования познавательных умений и навыков результативность его возрастает. Переживание успеха, положительных результатов побуждает студента на новые самообразовательные действия. Складывающаяся привычка заниматься самообразовательной деятельностью активно содействует развитию устойчивой потребности в ней. Со временем эта потребность становится одним из главных побуждений студента к самообразовательной деятельности, даже тогда, когда стимулирование со стороны преподавателей прекращается.

В ходе самообразовательной деятельности студент выдвигает цели приобретения новых способностей, новых способов действий с научными понятиями. Это «деятельность по само-изменению самого себя» [8]. Однако на высоком уровне развития (например, будучи включенным в творческий поиск) она смыкается с продуктивной деятельностью, творчеством, широко включает в «операторный состав» самообразовательных действий приемы творческой деятельности («видение» проблемы, перенос знаний и умений в новую ситуацию, открытие новых знаний и способов самостоятельного познания, изменение, переконструирование уже известных способов). Человек, производящий самообразовательную деятельность на таком уровне, может в ходе ее внести определенные

изменения в «исходный материал» (Д.Б. Эль-конин), способствовать изменению системы научных понятий. Самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы.

Таким образом, самообразовательная деятельность трактуется нами как систематическая, целенаправленная, избираемая и реализуемая студентом деятельность, в процессе которой происходит совершенствование его образования. Далее, в определениях исследуемого понятия представлен мотив деятельности как непосредственный личный интерес занимающегося. Хотя познавательный интерес, направленный в сферу общекультурных и профессиональных запросов, в самообразовательной деятельности представляется лишенным конкретики и может включать самый широкий спектр явлений, многие из которых могут оказаться далекими от образования и самообразования. Но в современных условиях все в большей степени ведущим мотивом самообразовательной деятельности студента становится удовлетворение профессиональных запросов на основе широких познавательных интересов и пополнения фоновых знаний.

Приведенные признаки понятия «самообразовательная деятельность» позволяют нам продолжить анализ следующего понятия - «культура самообразовательной деятельности», который имеет различные толкования. У А.К. Гром-цевой мы находим следующее определение: «культура самообразовательной деятельности -это самостоятельный направленный поиск в целях удовлетворения повышенного устойчивого интереса к познанию в определенной области человеческой деятельности» [2]. А.Я. Айзенберг определяет культуру самообразовательной деятельности как «естественный путь продолжения общего и профессионального образования, благодаря которому расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии» [1].

Л.Б. Соколова дает такое определение понятия: «Культура самообразовательной деятельности - это качественная характеристика личности, отражающая самостоятельную целеустремленную, побуждаемую внутренними мотивами самообразовательную деятельность в целях развития и самосовершенствования личности» [8].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что культура самообразовательной деятельности характеризуется, во-первых, наличием потребности в конкретных знаниях, во-вторых, развитием естественной тяги к познанию, которая есть у каждого студента. Эта потребность проходит несколько фаз в своем развитии: возникновение, насыщение и удовлетворение. Однако, удовлетворив ее, студент не приходит в пассивное состояние в своей познавательной деятельности, так как познание одного вопроса, его разрешение, как правило, побуждает к познанию другого. Возникает своеобразный стимул неуклонного движения от незнания к знанию. Как бы производным от этого является вторая сторона сущности культуры самообразовательной деятельности - вооружение студента умениями и навыками организации своего умственного труда, направленного на самостоятельное приобретение новых знаний, познание реальных предметов и явлений окружающего мира [1].

Поэтому мы считаем, что культура самообразовательной деятельности студента соответствует критерию культуры и включает полноту его компонентов (знания, умения, способы получения знаний и совершенствования умений, опыт, ценности). Нами выделены уровни культуры самообразовательной деятельности:

- приближенный к уровню культуры;

- соответствует уровню культуры.

Таким образом, можно сказать, что культура самообразовательной деятельности - одна из наиболее подвижных и чрезвычайно гибких социальных категорий. Культура самообразовательной деятельности рассматривается нами как один из видов ресурсов, применяемых в образовательной практике. Но включение культуры самообразовательной деятельности студента в состав ресурсов не снимает неопределенности в понимании сущностных характеристик понятия «ресурс самообразовательной деятельности», поскольку нет однозначного подхода к тому, какую деятельность считать ресурсом, а какую не считать. Анализ определений, приведенных в различных источниках, показывает, что в состав ресурса самообразовательной деятельности самообразование включается как специфический компонент взаимодействия преподавателя и студента. Обобщив изложенное, отмечаем, что под ресурсом самообразователь-

ной деятельности понимается система, состоящая из следующих элементов:

- субъектов образовательного процесса;

- глубоких знаний, закладывающих фундамент субъектной активности;

- действенных мотивов, стойких познавательных интересов, влечений, установок, осознания всей важности непрерывного пополнения знаний;

- навыков самостоятельного овладения знаниями при использовании различных источников и разных формах самообразования;

- прогностических умений, определения целей и выбора путей их решения;

- способности самостоятельно организовать познавательную деятельность, выбрать источники познания и формы самообразования, составить план, организовать самообучение, овладеть способами самоконтроля, самооценки;

- интенции к самообразованию.

Возможности ресурса самообразовательной

деятельности для всестороннего и гармоничного развития личности студента мы связываем с двумя типами отношений, которые складываются в ходе самообразовательной деятельности: предметными (взаимоотношение студента с предметом познания) и взаимными (взаимоотношения студентов в процессе познания). Определение этих отношений входит в содержательную характеристику ресурса самообразовательной деятельности студента, которая не ограничивается определением строения самообразовательной деятельности как процесса. Ресурс самообразовательной деятельности студента составляет единство со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий включены средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству, развитию и повышению культуры самообразовательной деятельности.

Таким образом, ресурс самообразовательной деятельности студента интерпретируется нами как педагогическая система, где субъекты образовательного процесса связаны с явлениями культуры: фактами, знаниями, процессами субъектности, саморегуляции, саморазвития, самоактуализации. Он выступает основной единицей культуросамообразовательной среды университета, способов организации самообразовательной деятельности самим студентом и

самообразовательной деятельности студента под руководством преподавателя.

Ресурс самообразовательной деятельности студента как педагогическая система может быть задействован в любом образовательном учреждении. Однако он актуализируется тогда, когда с помощью имеющихся знаний, умений и навыков студент уже не может достигнуть успеха в образовательной деятельности, так как общество предъявляет новые требования к качеству, содержанию и результатам этой деятельности. Стремление достигнуть успеха выступает как ведущий мотив актуализации ресурса

самообразовательной деятельности студента. Мотивы актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента вызываются рядом потребностей, среди них: потребность в новизне как одна из наиболее рано проявляющихся потребностей личности, в приобретении интересной профессии, во всестороннем развитии, стремлении стать культурным человеком, приносить пользу обществу, людям. Сделать эти потребности осознанными внутренними побудителями деятельности - значит воспитать важнейшие мотивы актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента.

Список использованной литературы:

1. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб .пособие для вузов / А.Я. Айзенберг. -М.: Высшая школа, 1986. - 126 с.

2. Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А.К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983. -144 с.

3. Конев, В.А. Культура и архитектура педагогического пространства / В.А. Конев // Вопросы философии. - 1996. - №10. -С. 46-58.

4. Корвяков, В.А. Формирование самообразовательной деятельности студента: монография / В.А. Корвяков. - М.: Университетская книга, 2006. - 140 с.

5. Редковец, И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования / И.А. Редковец. - Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1986. - 88 с.

6. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

7. Руководство самообразованием школьников: из опыта работы / под ред. Б.Ф. Райского, М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1983. - 143 с.

8. Соколова, Л.Б. Обновление педагогического образования: культура педагогической деятельности будущего учителя / Л.Б. Соколова // Credo new. СПб., 2003. - №1. - С. 59-74.

Сведения об авторе:Миняева Наталья Михайловна, директор Акбулакского филиала Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент 461551, Оренбургская область, п. Акбулак, ул. Горбунова, 21, тел. (35335) 231-96, е-mail: [email protected]

Minyaeva N.M.

Resource of self-educational activity of a student as social-cultural and pedagogical phenomenon

Social-cultural and pedagogical essence of the resource of self-educational activity of a student is revealed

in this article on the base of analysis of such categories and concepts as “resource”, “culture”, “activity”,

“potential”, “self-education”, “self-educational activity”, “culture of self-educational activity”.

Key words: culture, resource, self-education, self-educational activity, culture of self-educational activity,

resource of self-educational activity.

Bibliography:

1. Aizenberg, A.Ya. Selfeducation: history, theory and modern problems: Educational benefit for higher educational establishments A.Ya. Aizenberg. - M.: Higherscool, 1986. - 126 с.

2. Gromtseva, A.K. Formation of self-education readliness of the pupils / A.K. Gromtseva. - M.: Prosveschenie, 1983. -144 с.

3. Konev, V.A. Culture and architecture of the pedagogical space / V.A. Konev // The questions of philosophy. - 1996. -№10. - С. 46-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Korvyakov, V.A. The formation of the students self-educations activity: monography / V.A. Korvyakov. - M.: University's book, 2006. - 140 с.

5. Rodgers, K. Freedom of Learning / K. Rodgers. - M.: EKSMO-Press, 2000.

6. Redkovets, I.A. Formation of the socially valuable motivated self education of the pupils / I.A. Redkovets. - Volgograd.: Publishing-hause VAPI, 1986. - 88 с.

7. Guidance of pupils self education: Srom the nork experience / the red. of B.Ph. Raiskiy, M.N.Skatkina. - M. Prosveschenie, 1983. - 143 с.

8. Sokolova, L.B. Renovation of pedagogical education: culture of the pedagogical activity of future teacher / L.B. Sokolowa // Credo new. SPb., 2003. - №1. - С.59-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.