Миняева Н.М.
Акбулакский филиал Оренбургского государственного университета E-mail: afogu@rambler.ru
ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ РЕСУРСА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассмотрена проблема актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в университетском образовании. Определен ресурс самообразовательной деятельности как педагогическая система, включающая идеи экономики знаний, обучения на протяжении всей жизни; базовые категории и понятия; научно-методические, научно-исследовательские, теоретико-прикладные базы знания, информации, культуры деятельности и опыта самопознания личности. Кратко представлена экспериментальная часть исследования.
Ключевые слова: ресурс, деятельность, компетентность, самообразовательная деятельность, актуализация ресурса самообразовательной деятельности.
Становление в России обучающегося общества и переход его к инновационной экономике знаний формируют иную образовательную ситуацию. Новая, открытая уровневая система высшего профессионального образования, внедрение в высшей школе стандартов третьего поколения, модульно-рейтинговая система организации обучения, выделяющая 60% учебного времени студента как самообразовательную деятельность, определяют сегодня подготовку конкурентоспособного профессионала [2].
Значение самообразовательной деятельности в развитии личности очень точно выразил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей -недостаток еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний».
Однако студенты не в полной мере осознают возможности ресурса собственной самообразовательной деятельности как основного направления жизни. Отсюда ведущей в университетском образовании выступает идея подготовки профессионала, стержнем которой становится актуализация субъектом ресурса своей самообразовательной деятельности, обеспечивающая ему возможность выбора собственного пути в самообразовании и в самоизменении себя [1], [3]. Историко-культурные, социально-психологические и деятельностные концепции развития личности, идеи самообразования, заявленные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.Я. Айзенберга, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, К. Род-
жерса, С.Л. Рубинштейна, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, Г.И. Щукиной становятся основополагающими при выборе стиля и стратегии жизни.
Ресурс как педагогическое понятие введен в науку российскими учеными А.М. Кондаковым (образование - ресурс развития личности, общества, государства), В.В. Ильиным (информационный ресурс), Е.П. Белозерцевым (коммуникативный ресурс), Г.К. Селевко, Г.П. Щед-ровицким (технологический ресурс). Выделены виды ресурсов: энергетические, культурные, информационные, материальные, финансовые, трудовые, образовательные, коммуникативные, технологические и другие, среди которых ресурс самообразовательной деятельности выступает наиболее перспективным в современных образовательных условиях [2].
Понятие «ресурс самообразовательной деятельности» нами определено как педагогическая система, включающая идеи экономики знаний, обучения на протяжении всей жизни; базовые категории и понятия; научно-методические, научно-исследовательские, теоретико-прикладные базы знания, информации, культуры деятельности и опыта самопознания личности. В науке доказано, что ресурсом становится только то и тогда, когда актуализируется ценность какого-либо явления. Нами обосновано, что механизм актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента есть перевод его потенциальных возможностей как субъекта познания в явные, действительные способности самообразования на основе наращивания внутренних сил по решению образовательных ситуаций, добровольного принятия на себя ответ-
ственности за результаты профессионально личностного развития. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента приводит к формированию самообразовательной компетентности. Всякий ресурс самообразовательной деятельности существует объективно, вне субъектов самообразовательной деятельности и представляет собой:
1) невостребованные знания способов самообразовательной деятельности, заключенные в научных теориях, учебных пособиях, научнометодическом опыте преподавателя;
2) несформированные умения самообразовательной деятельности, заключенные в способностях субъекта к сознательным и точным, практическим и теоретическим самообразовательным действиям;
3) неосвоенный студентом опыт самообразовательной деятельности как совокупность практически неусвоенных знаний и несформи-рованных умений;
4) и, наконец, объективно существуют ценности самообразования: общественно значимые, вырабатываемые человечеством и передаваемые из поколения в поколение, и личностно значимые. Они зарождаются в личности, растут, но и не отвергаются и не преобразуются личностью. Ценности самообразования на данном этапе не приняты студентом.
Актуализация же ресурса самообразовательной деятельности в нашем случае есть процесс поиска и реализации инновационных идей самообразования, способов, умений самообразовательной деятельности с целью формирования самообразовательной компетентности студента. Отсюда самообразовательная компетентность студента определена нами как синтез гносеологического (знаний), праксиологического (умений), аксиологического (отношений) компонентов, включающих цель, содержание, способы и результаты деятельности, проявляющихся в мотивации достижений
Предъявляемые сегодня федеральным государственным образовательным стандартом профессиональные требования к выпускнику вуза становятся главенствующими требованиями тогда, когда их критерием является самообразовательная компетентность. Поскольку самообразовательная компетентность связана с созданием и развитием системы иерархически взаимосвязанных профессионально-образо-
вательных программ, именно она обеспечивает завершенность каждого образовательного этапа и дает возможность на том или ином уровне продолжать образование по той или иной схеме или в образовательном учреждении иного типа. Одним из возможных способов формирования самообразовательной компетентности является актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента [4].
В основе актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента лежит дея-тельностно-компетентностный подход как способ формирования самообразовательной компетентности, который:
- обеспечивает выявление, изучение и описание феноменов (самоопределения, саморазвития, самоактуализации, ориентации на ценности самообразования);
- позволяет обосновать самообразовательную компетентность как универсальную составляющую любой профессиональной деятельности;
- требует, с одной стороны, учета объективного во взаимосвязи самообразовательной и образовательной деятельности, а с другой - выявления и описания субъективных приобретений личности;
- способствует углублению исследования данной проблемы с позиций вхождения субъекта в мир инновационной системы организации обучения.
Поход определяет концепцию, в центре которой - идея связи личностного и профессионального развития субъекта, когда главной фигурой инновационного развития становится человек с его потребностями, ценностями, интересами, ресурсом самообразовательной деятельности. Это означает, что задача концепции - описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому человеку в любом возрасте возможности для образования, профессионального роста, самосовершенствования.
Создание культуросамообразовательной среды образует пространство актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, в котором имеются общественные, материальные и интеллектуальные условия существования вуза. В данной среде между субъектами образовательного процесса возни-
кают организационно-управленческие, педагогические и личностные отношения, они представляют систему формирующих влияний на исследуемый процесс.
Технология актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента предполагает использование в образовательном процессе образовательных технологий деятельностного типа, повышающих эффективность самообразовательной деятельности и всего процесса обучения. Она относится к технологиям саморазвития, направленным на формирование самоуправляющих механизмов личности: потребностей, направленности, Я-концепции.
Содержательным компонентом технологии выступает система взаимосвязанных идей профессиональной подготовки. Технология интегрирует мир личности в категориях «деятельность», «ресурс», «компетентность», «актуализация», «самообразовательная деятельность». Собственно технологический компонент состоит в создании активной культуросамообразовательной среды вуза (дидактического пространства). Овладение технологией актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента происходит в специально смоделированных педагогом условиях, обеспечивающих широкий диапазон субъективно заданных целей по определенному алгоритму. В этом отличие и значимость авторской технологии. Новый аспект, который вносится нами в разработку обозначенной проблемы, заключается в том, что актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента рассматривается с позиций универсальных аксиологических ориентиров в контексте их философского и методологического осмысления, которое достигается посредством интеграции отечественной и зарубежной теории в практике самообразования.
В условиях филиала университета проводился мониторинг формирования самообразовательной компетентности студента на основе разработанных критериев и уровневых показателей. Критерии и показатели самообразовательной компетентности студента устанавливают уровни (творческий, рефлексивный, репродуктивный, недостаточный). Показателями мотивационно-ценностного критерия являются: стремление решать образовательные задачи самостоятельно и овладевать умениями самообразовательной деятельности, принятие
ценностей самообразования; информационногностического - наличие знаний сущности базовых понятий и категорий, способов овладения умениями самообразовательной деятельности, понимание значимости изучения ресурса самообразовательной деятельности; деятельностного - владение информационно-аналитическими, рефлексивными умениями самоорганизации деятельности.
Результаты пилотажного исследования показали, что из 1682 респондентов более 60% не включают самообразование в перечень образовательных ценностей.
В эксперименте доказано, что препятствующими причинами актуализации ресурса самообразовательной деятельности выступают:
- наличие у студента отрывочных представлений о сущности и способах самообразовательной деятельности;
- самообразовательная деятельность студента представляет собой отдельные действия;
- несогласованность участников самообразовательной деятельности.
В экспериментальных группах в рамках авторского проекта «Теоретико-методические основы актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента» профессиональная подготовка студента была дополнена спецкурсами. Был подготовлен учебно-методический комплекс: учебные пособия и методические рекомендации, программы элективных курсов, связывающий воедино цели, содержание, технологию, моделируя деятельность преподавателя и самообразовательную деятельность студента.
Основными методами технологии выступали проблемная постановка и решение задач, эвристические дискуссии, диалоги, диспуты, ролевые игры, тренинги, портфолио достижений, методы развития рефлексивного мышления, программированный контроль и оценка самообразовательной деятельности. Среди исследовательских методов активно использовались анализ, синтез, дедукция.
Сравнение результатов показывает, что количество студентов экспериментальных групп, достигших творческого и рефлексивного уровней сформированности самообразовательной компетентности, после эксперимента увеличилось на 31%, а количество студентов с репродуктивным и недостаточным уровнями самообразовательной компетентности умень-
шилось с 85 до 54%. Изменение уровня сформированное™ самообразовательной компетентности студентов контрольных групп было незначительным.
Установлено, что ресурс самообразовательной деятельности в высшем профессиональном образовании представляет открытую, динамическую, уровневую педагогическую систему, эмерджентным свойством которой является актуализация. Главным результатом исследовательской работы является создание дея-тельностно-компетентностной концепции актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента, обеспечивающей реализацию содержания высшего профессионального образования в соответствии с федеральным го-
сударственным образовательным стандартом. Действенность данной концепции обусловлена созданием научно-методического сопровождения образовательного процесса вуза.
Применение авторской технологии эффективно влияет на формирование самообразовательной компетентности при условии, что студент выступает субъектом своей деятельности, актуализируя личностный ресурс. В ходе опытноэкспериментальной работы у студентов экспериментальных групп развивались умения самообразовательной деятельности (информационно-аналитические, рефлексивные, самоорганизации деятельности - классификация предложена автором). Данные умения составляют основу самообразовательной компетентности.
25.12.2012
Список литературы:
1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы : Учеб. пособие для вузов / А. Я. Айзенберг. -М. : Высшая школа, 1986. - 126 с.
2. Корвяков, В. А. Формирование самообразовательной деятельности студента : монография / В. А. Корвяков. - М. : Университетская книга, 2006. - 140 с.
3. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002.
4. Соколова, Л. Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности : монография / Л. Б. Соколова. - Саратов, 2007. - 172 с.
Сведения об авторе:
Миняева Наталья Михайловна, директор Акбулакского филиала Оренбургского государственного университета, доцент кафедры педагогического образования, доктор педагогических наук 461550, Оренбургская обл., п. Акбулак, ул. Горбунова, 21, е-таіі: afogu@rambler.ru
UDC 378.1 Minyaeva N.M.
E-mail: afogu@rambler.ru
PROBLEM OF AKTUALISATION OF RESOURCE OF STUDENT’S SELF EDUCATIONAL ACTIVITY IN UNIVERSALITY’S EDUCATION
In the article it is examined the problem of aktualisation of resource of student’s self educational activity in universality’s education. It’s determined the «resource of self educational activity» as pedagogical system which includes the ideas of economics of Knowledge. And training all life; basis categories and notions: scientific -systematic, scientific - research, theoretically - applied Soundations of Knowledge, information, culture of activity and experience of self - cognition of person. It is briefly presented experimental part of research.
Key words: resource, activity, competence, self educational activity, actualization of resource of self educational activity.
Bibliography:
1. Aizenberg, A. Ya. Selfeducation: history, theory and modern problems : Educational benefit for higher educational
establishments / A. Ya. Aizenberg. - M. : Higherscool, 1986. - 126 p.
2. Korvyakov, V. A. The formation of the students self-educations activity: monography / V. A. Korvyakov. - M. : University’s book, 2006. - 140 p.
3. Rogers, K. Freedom to Learn / K. Rogers. - M., 2002.
4. Sokolova, L. B. Culturelogikal content of the pedagogical activity : monograph / L. B. Sokolova. - Saratov, 2007. - 172 p.