Научная статья на тему 'Этапы самообразовательной деятельности студента колледжа'

Этапы самообразовательной деятельности студента колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ЭТАПЫ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / INTERMEDIATE-LEVEL SPECIALISTS / STAGES OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уйманова Наталья Александровна

Процесс подготовки специалистов среднего звена в настоящее время приобретает особенно актуальный характер. Прежде всего, это связано с повышением внимания к подготовке рабочих кадров, нехватки квалифицированных специалистов, способных к мобильности профессиональных навыков. Проблема подготовки таких специалистов заставляет профессиональные образовательные организации пересматривать среду и условия подготовки студентов. Вовлечение студента в активную самообразовательную деятельность позволяет, на наш взгляд, готовить мобильных специалистов, востребованных в профессиональном сообществе, способных проводить оценку собственных достижений и планировать на этой основе дальнейшее саморазвитие. Историко-педагогический анализ исследований, посвященных проблеме самообразования, позволил выявить отличительные особенности содержания понятий «самообразование» и «самообразовательная деятельность». Проведенная мною диагностика планирования самообразовательной деятельности показала, что студенты колледжа недостаточно готовы к полноценному самостоятельному построению своей образовательной траектории. На основе изучения научной литературы и обобщения педагогического опыта нами выделены основные этапы развития самообразовательной деятельности студента колледжа. Отличительной особенностью данных этапов является их интерпретация согласно курсам обучения и профессиональной готовности. Выполнение определенного рода заданий на каждом этапе позволит студенту, по моему мнению, развивать навыки самообразовательной деятельности. Поэтому важной задачей для преподавателя является выявление определенных факторов, влияющих на эффективность обозначенного процесса. Представленные этапы развития самообразовательной деятельности студента колледжа и краткая характеристика вариантов заданий на каждом из этапов являются одним из возможных вариантов решения обозначенной проблемы, для которой планирование и системность выступают критериальными ориентирами достижения образовательной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уйманова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLEGE STUDENT'S SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT OF STAGES

At present time the training process of intermediate-level specialists is extremely actual. First of all it is connected with the increased attention to the preparation of specialists of the working professions and shortage of highly qualified specialists who are capable to the mobility of professional skills. The problem of training of these specialists makes professional educational institutions to revise environment and conditions of training. From our point of view involvement of students into active self-educational activity allows to prepare mobile specialists who are demanded in professional community and are able to estimate their own achievements and on this basis they can plan the further self development. Historical and pedagogical analysis of studies which as devoted to the problem of self education allowed to reveal distinctive features of content of such notions as “self-education” and “self-educational activity”. Diagnostics of planning of self educational activity has shown that the college students are not ready enough to the full independent construction of the educational trajectory. On the basis of study of scientific literature and analyzing of pedagogical experience we reveal the main stages of development of self-educational activity of college student. Distinctive feature of given stages is their interpretation according to the courses of training and professional readiness. We believe that implementing definite tasks on every stage allows every student to develop the skills of self educational activity. That is why the teacher's important task is to reveal certain facts that affect the efficiency of the defined process. Submitted stages of development of self educational activity of the college student and brief description of tasks of every stage have become possible decisions of defined problem. Planning and systemacy are criteria guidelines of achievement of educational efficiency.

Текст научной работы на тему «Этапы самообразовательной деятельности студента колледжа»

DOI: 10.25198/1814-6457-218-84 УДК 37.022

Уйманова Н.А.

Университетский колледж Оренбургского государственного университета, г Оренбург, Россия

E-mail: ucmetod@yandex.ru

ЭТАПЫ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА

Процесс подготовки специалистов среднего звена в настоящее время приобретает особенно актуальный характер. Прежде всего, это связано с повышением внимания к подготовке рабочих кадров, нехватки квалифицированных специалистов, способных к мобильности профессиональных навыков. Проблема подготовки таких специалистов заставляет профессиональные образовательные организации пересматривать среду и условия подготовки студентов. Вовлечение студента в активную самообразовательную деятельность позволяет, на наш взгляд, готовить мобильных специалистов, востребованных в профессиональном сообществе, способных проводить оценку собственных достижений и планировать на этой основе дальнейшее саморазвитие.

Историко-педагогический анализ исследований, посвященных проблеме самообразования, позволил выявить отличительные особенности содержания понятий «самообразование» и «самообразовательная деятельность». Проведенная мною диагностика планирования самообразовательной деятельности показала, что студенты колледжа недостаточно готовы к полноценному самостоятельному построению своей образовательной траектории. На основе изучения научной литературы и обобщения педагогического опыта нами выделены основные этапы развития самообразовательной деятельности студента колледжа. Отличительной особенностью данных этапов является их интерпретация согласно курсам обучения и профессиональной готовности. Выполнение определенного рода заданий на каждом этапе позволит студенту, по моему мнению, развивать навыки самообразовательной деятельности. Поэтому важной задачей для преподавателя является выявление определенных факторов, влияющих на эффективность обозначенного процесса.

Представленные этапы развития самообразовательной деятельности студента колледжа и краткая характеристика вариантов заданий на каждом из этапов являются одним из возможных вариантов решения обозначенной проблемы, для которой планирование и системность выступают критериальными ориентирами достижения образовательной эффективности.

Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, конкурентоспособный специалист, этапы самообразовательной деятельности.

Uimanova N.A.,

The college of Orenburg State University, Orenburg, E-mail: ucmetod@yandex.ru

COLLEGE STUDENT'S SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT OF STAGES

At present time the training process of intermediate-level specialists is extremely actual. First of all it is connected with the increased attention to the preparation of specialists of the working professions and shortage of highly qualified specialists who are capable to the mobility of professional skills. The problem of training of these specialists makes professional educational institutions to revise environment and conditions of training. From our point of view involvement of students into active self-educational activity allows to prepare mobile specialists who are demanded in professional community and are able to estimate their own achievements and on this basis they can plan the further self development.

Historical and pedagogical analysis of studies which as devoted to the problem of self education allowed to reveal distinctive features of content of such notions as "self-education" and "self-educational activity". Diagnostics of planning of self educational activity has shown that the college students are not ready enough to the full independent construction of the educational trajectory. On the basis of study of scientific literature and analyzing of pedagogical experience we reveal the main stages of development of self-educational activity of college student. Distinctive feature of given stages is their interpretation according to the courses of training and professional readiness. We believe that implementing definite tasks on every stage allows every student to develop the skills of self educational activity. That is why the teacher's important task is to reveal certain facts that affect the efficiency of the defined process.

Submitted stages of development of self educational activity of the college student and brief description of tasks of every stage have become possible decisions of defined problem. Planning and systemacy are criteria guidelines of achievement of educational efficiency.

Keywords: self-education, self-educational activity, intermediate-level specialists, stages of self-educational activity.

Личность, способная к самостоятельному определению жизненных траекторий и приоритетов, ценилась во все времена. Данная тенденция особенно актуальна в современном

динамично-развивающемся обществе, направленном на реформирование сфер человеческой жизнедеятельности, где особая роль отведена системе образования. Профессиональная под-

готовка будущих специалистов осуществляется на опережающей основе, чтобы выпускник современной образовательной организации на любом этапе личностного становления был готов к смене профессиональных условий, быстрой адаптации, поиску необходимого решения. Следовательно, перед современным образованием стоит важная задача: организация процесса профессиональной «тренировки» студента, развитие навыков и умений самообразования для дальнейшей профессионально-образовательной деятельности.

Категория «самообразовательная деятельность» связано с таким понятием как «самообразование». Анализ обозначенных категорий позволяет сделать вывод о первостепенной роли личности, личностных усилий индивида в процессе самообразовательной деятельности и самообразования, самоуправления и ответственности (А.Я. Айзенберг, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) [1], [2], [12], [15]. Личностное начало в образовании связано с множеством индивидуальных факторов, чем и объясняется плюрализм взглядов на данное понятие. Исторический анализ содержания обозначенной категории дает нам представление о самообразовании как о самостоятельном способе получения знаний без систематизированного курса обучения, что подчеркивает неуправляемый характер данного процесса. Так, В.В. Гузеев отмечал, что «хаотичность и бессистемность» в подходе к самообразованию только «мешает и ничем не помогает» студенту [3, с. 34]. О неэффективности самообразования при отсутствии «целенаправленного воздействия» говорит в своих работах А.Я. Айзенберг [1, с. 33]. Тем не менее, на современном этапе развития образования и научно-технического прогресса полная самостоятельность субъекта в организации собственного образования, по нашему предположению, может присутствовать, о чем свидетельствуют факты профессионального становления личности. Однако это, скорее исключение, чем правило, так как для самостоятельной организации и осуществления образовательной деятельности необходимо обладать особыми дарованиями и способностями.

Для большей части студентов данный процесс самостоятельного образовательного «плавания» является затруднительным, что

подтверждают результаты проведенной диагностики планирования самообразовательной деятельности студентов университетского колледжа: 48% респондентов ответили, что не умеют планировать свою образовательную деятельность и профессиональное развитие; 31,3% опрошенных признались, что стараются планировать свою самообразовательную деятельность; 18% респондентов заявили, что еще не осознают значимость свой будущей профессии, и только 2,7% студентов отметили, что в полной мере осознают необходимость и прилагают усилия для профессионально-образовательного самосовершенствования.

Анализ полученных результатов показал, что студенты колледжа недостаточно готовы к полноценному самостоятельному построению своей образовательной траектории. Многие из них неосознанно сделали выбор своей будущей профессии. В таких условиях задача преподавателя - выявить индивидуальные особенности студента, развить его внутренний потенциал, заинтересовать профессиональными знаниями, помочь правильно спланировать процесс самообразовательной деятельности.

Говоря об эффективности образовательного процесса, мы придерживаемся мнения исследователей, которое существовало в различные исторические периоды и содержательно подчеркивало необходимость хотя бы косвенного участия преподавателя на первоначальных этапах организации самообразовательной деятельности студента. По мнению Б.Ф. Райского, данный вид деятельности предполагает приобретение знаний как дополнение к основной познавательной деятельности, при которой решающее место в овладении знаниями отводится самостоятельной работе, не исключающей помощь преподавателя [13, с. 6]. Б.Ф. Райский обосновывает возможность формирования самостоятельности познания у личности учащегося, которая проходит определенные этапы обучения. При этом необходимым элементом является выработка первоначальных познавательных навыков. П.И. Пидкасистый подчеркивает личностно-мотивированный характер данного процесса [10, с. 112], говоря о необходимости наличия страстного желания решить задачу, нацелить себя на переквалификацию и, в свете этой задачи, познать новое, привлекая различные источники.

Современные исследователи (Л.К. Раиц-кая, П.В. Суханов, Agnieszka Sieminska-Losko, Igor Snegirev, Cynthia A. Lassonde) при анализе сущностных сторон самообразовательной деятельности студента, основной акцент делают на средствах и методах ее организации, где подавляющее большинство полагает необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий. Так, А. Шеминьска-Лоска [21, с. 109] рассматривает исследуемый процесс как самостоятельную интеллектуальную деятельность студента с конкретными дидактическими материалами, при этом материалы продуманы и подобраны преподавателем, а использование информационных технологий помогает в самообразовании.

Для самообразовательной деятельности базовой является категория «деятельность». В этой связи, для полного понимания содержания исследуемого феномена необходимо охарактеризовать сущность его базовой категории с психологической точки зрения. В психологической литературе деятельность рассматривается широко, при этом выделяется внутренняя (вторичная) и внешняя деятельность (А.Н. Леонтьев) [7]. Согласно устоявшимся взглядам, анализ деятельности личности можно осуществить только после того, как будут выявлены мотивы и четко определено предметное содержание (осуществлено планирование). Сложные виды деятельности, к которым относится образовательная, являются полимотивированными (познавательные, социальные, личностные мотивы и др.).

В работах В. В. Давыдова [4], [11], вслед за А.Н. Леонтьевым, прослеживается ряд закономерностей самообразовательной деятельности, при которой каждый ее вид возникает и складывается во внешней форме, как система взаимоотношений между людьми, и только на этой основе возникают внутренние формы самостоятельности отдельной личности. На наш взгляд, именно данная точка зрения на категорию « деятельность» наиболее близка к системе образования, так как обозначенные побуждающие отношения возникают между участниками образовательного процесса, преподавателем и студентом. Доказано, что при положительной мотивации и активном взаимодействии у сту-

дента с большой долей вероятности возникает потребность к новому знанию, что побуждает его к самостоятельному поиску и анализу информации. Таким образом, первостепенным элементом любой деятельности выступает мотивация, а потому, говоря об эффективной организации самообразовательной деятельности студента, необходимо предпринять педагогические усилия с целью ее продуктивного планирования.

Итак, в контексте нашего исследования самообразовательную деятельность студента мы понимаем как педагогически организованный (планирование) процесс получения дополнительных знаний и выработки познавательных навыков, обусловленный внутренними побуждениями (мотивация). Таким образом, мотивация и планирование являются основополагающими компонентами процесса самообразовательной деятельности обучающихся.

Анализ исследований в области самообразовательной деятельности позволил выявить различные подходы к дифференциации компонентного состава данной категории.

Наиболее общая дифференциация описана в исследовании Л.К. Раицкой [14, с. 20], которая выделяет следующие уровни развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов: содержательно-целевой или результативный, критериальный и уровень вовлеченности субъектов. При этом содержательно-целевой уровень направлен на формирование конкретных личностных качеств, а критериальный - на их оценку. Степенные градации уровня вовлеченности предполагают желание студента контролировать и активно организовывать процесс собственного обучения.

В одной из своих работ [10] П.И. Пидка-систый обосновывает следующие структурные компоненты самообразовательной деятельности: мотивационно-смысловой, когнитивный, организационно-деятельностный и оценочно-рефлексивный. При этом мотивационно-смысло-вой компонент предполагает положительное отношение студента к самообразовательной деятельности, когнитивный - наличие системы знаний, организационно-деятельностный - планирование и регулирование самообразовательной деятельности, а рефлексивный - способность самоанализа и самооценки.

Исследователи А.А. Коновал и Т.В. Квитка [5, с. 31] выделяют наиболее общие компоненты структуры самообразовательной деятельности, включая:

- интеллектуальный потенциал (знание основ теории познания, система математических знаний);

- целеполагание на основе осмысления ценности самообразования и положительной мотивации к самообразованию;

- проектирование содержания самообразовательной деятельности;

- выбор форм, методов и средств самообразовательной деятельности;

- исполнительские действия в процессе самообразовательной деятельности;

- самоконтроль, самооценка, рефлексия.

Тем самым, процесс формирования самообразовательной деятельности студента должен носить постепенный, целенаправленный, педагогически выверенный, а не стихийный характер. Прежде всего, необходимо сформировать навыки самообразовательной деятельности. Поэтому, в обозначенном процессе наряду со структурными компонентами выделяют педагогически значимые этапы формирования самообразовательной деятельности.

Так В. А. Корвяков [6] к основным этапам самообразовательной деятельности относит: адаптационный, этап накопления опыта и, собственно, самообразовательный этап. Содержанию первого этапа характерна актуализация и выявление смысла самообразовательной деятельности, развитие у студента интереса к познавательной деятельности при непосредственном участии преподавателя. Второй этап соотносится с педагогически инициируемыми попытками студента в аспекте самостоятельной постановки целей, планирования, осуществления и контроля собственной деятельности, однако при участии (консультировании) преподавателя. Собственно самообразовательная деятельности будет сформирована при условии, если студент самостоятельно сможет выявить цель, найти пути и способы ее достижения и оценить свои действия. Данная задача решается на заключительном, третьем этапе.

Обобщив приведенные и другие данные, полученные в результате структурного анализа процесса формирования самообразовательной

деятельности личности, представим этапы и компоненты формирования самообразовательной деятельности студента колледжа в педагогически управляемом (направляемом) процессе (рисунок 1).

При этом образовательно-педагогическая логика формирования самообразовательной деятельности студента колледжа и обогащения его практического опыта реализуется в смысловом единстве трех взаимосвязанных этапов, соотносимых с предметным содержанием учебных курсов.

На этапе «адаптации» (первый курс) студент обретает навыки самообразовательной деятельности, изучая общеобразовательные дисциплины. Первоначальным элементом самообразовательной деятельности на данном этапе является самостоятельная работа во внеаудиторное время. Основная задача преподавателя на этом этапе заключается не в передаче большого объема знаний, а в формировании у студента мобильности, способности эффективного использования новых информационно-коммуникативных образовательных технологий. Четкое определение сроков выполнения заданий и своевременная проверка позволяют систематизировать самообразовательный процесс. Постепенно выполнение такого рода заданий становится определенной потребностью или привычкой, при этом и сам преподаватель в обязательном порядке следует выработанным правилам и намеченному плану. Средствами проверки задания могут быть элементы дистанционных технологий (электронная, почта, социальные сети, специализированные интернет-сервисы и др.). Дифференциация заданий для самостоятельной работы позволяет студенту выбирать оптимальный и посильный вариант выполнения, который удовлетворит его познавательные потребности. Весьма вероятным, как показало наше исследование, является и тот факт, что со временем при положительной мотивации у студента будет наблюдаться устойчивый рост познавательного интереса.

Второй этап формирования самообразовательной деятельности - «мотивация» - во временном отношении начинается с обучения на следующем (втором) курсе, где учебный план предполагает изучение общепрофессиональных дисциплин, направленных на допрофессиональ-

ное становление студента как будущего специалиста. На данном этапе возможна организация групповой работы, объединение студентов в малые группы 2-3 человека, а также индивидуальная работа. Одним из вариантов работы может стать практическая иллюстрация примеров, рассматриваемых на теоретических занятиях (программный продукт, практические задачи, лабораторный практикум, опыт, инсценировка сюжета и др.). Таким образом, студент становится активным «соучастником» образовательного процесса, в значительной степени изменяя привычную (пассивную) для него роль.

Третий этап - «реализация» - направлен на формирование навыков самообразовательной деятельности профессиональной направленности. Это связано, прежде всего, с изучением «профессиональных модулей» и прохождением учебных и производственных практик на третьем-четвертом курсах обучения. Студент начинает по-настоящему «входить» в профессиональную среду в реальном секторе экономики,

что создает высокий положительный мотива-ционный посыл к овладению будущей профессиональной деятельностью. На протяжении изучения содержания курса профессионального модуля возможна организация подготовки творческого проекта. Например, для техников-программистов это может быть изучение дополнительного компонента среды разработки, что влечет за собой развитие информационных (поиск релевантной и пертинентной информации), профессиональных (применение информации и проектирование программного продукта с использованием изученного компонента) и коммуникативных (транслирование полученного результата) качеств личности будущего специалиста. На этом этапе педагогически значимым является процесс определения творческого индивидуального задания для каждого студента группы, при этом, важна «ситуация успеха», т. е. выбранные задания должны быть посильными и интересными. Выполнение такого задания позволит студенту включаться в межличностное

Рисунок 1 - Этапы формирования самообразовательной деятельности студента колледжа ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2018 № 6 (218)

общение, обмениваться опытом, делиться полезными знаниями, что в значительной степени расширяет возможности самосовершенствования и саморазвития.

Решение обозначенной проблемы требует, прежде всего, желание и потребность самого преподавателя в направленном способствовании формированию самообразовательной деятельности студента как основы профессионального становления будущего специалиста. Выявление среди многообразия факторов тех, которые позитивно влияют на эффективность данного процесса - сложная педагогическая задача, продуктивное решение которой предполагает интеграцию личностной, когнитивной, коммуникативной и технологической составляющих становящегося профессионально-(само)

образовательного опыта студента, непосредственно влияющих на установление взаимосвязи действий с мотивами.

Представленные этапы формирования самообразовательной деятельности студента колледжа и их краткая характеристика с вариантами заданий на каждом из этапов являются одним из возможных вариантов педагогической инструментовки этого процесса. Как показало наше исследование, планомерное и системное использование обозначенных приемов, средств и методов способствует росту познавательной активности студента в области самообразования и, как следствие, успешному формированию самообразовательной деятельности обучающихся.

17.05.2018

Список литературы:

1. Айзенберг, А.Я. Педагогические проблемы самообразования / А.Я. Айзенберг // Советская педагогика. - 1968. - №11. -С.51-61.

2. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения : сборник статей / Л.С. Выготский . - М.: Книга по требованию, 2013. - 135 с.

3. Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии / В.В. Гузеев. - М.: Знание, 1992. - 60 с.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

5. Квитка, Т.В. Особенности самообразовательной деятельности студентов высших технических учебных заведений при изучении математических дисциплин / Т.В. Квитка, А.А. Коновал // Вестник АлтГПА: непрерывное педагогическое образование в трансграничном пространстве. - 2015. - С. 30-34.

6. Корвяков, В.А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2008. - 52 с.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 130 с.

8. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка : Избранные психологические труды / Н.А. Менчинская; под ред. Л.И. Божович. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 512 с.

9. Миняева, Н.М. Ресурс самообразовательной деятельности студента как социокультурный и психологический феномен / Н.М. Миняева // Вестник Оренбурского государственного университета. - 2010. - №4. - С. 12-17.

10. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

11. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - 290 с.

12. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - Москва : Наука, 1981. - 368 с.

13. Райский, Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию / Б.Ф. Райский // Самообразование школьников и развитие их личности. - Волгоград: ВГПИ, 1978. - С. 3-11.

14. Раицкая, Л.К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде [Электронный ресурс] / Л.К. Раицкая // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - №1(28). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-v-internet-srede. Дата обращения: 04.11.2018.

15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

16. Суханов, П.В. Структура самообразовательной деятельности студентов как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / П.В. Суханов, Р.Н. Нурулин // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №5. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25225. Дата обращения: 16.08.2018.

17. Уйманова, Н.А. Основы объектно-ориентированного программирования [Электронный ресурс] : методические рекомендации по организации самостоятельной работы / Н. А. Уйманова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Унив. колледж федер. гос. бюджет. образоват. учреждения высш. образования «Оренбург. гос. ун-т», Предм.-цикловая комис. информ. технологий. -Электрон. текстовые дан. (1 файл: 0.71 Мб). - Оренбург : ОГУ 2018. - 39 с.

18. Igor Snegirev. The concept of nonlinear development of social systems in the context of the theory of self-organization / Snegirev Igor // Educational Researcher. - 2017. - Вып. 9 (2). - Т.46. - С. 1065-1069.

19. Iryna Mazaikina. Professional culture of future teachers as a factor of formation of readiness for professional activity / Iryna Mazaikina, Olga Nalyvaiko, Iryna Simonova // Educational Researcher. - 2017. - Вып. 9 (2). - Т. 46. - С. 1014-1021.

20. Cynthia A. Lassonde. Self-Study Research Methodologies for Teacher Educators / Cynthia A. Lassonde, Sally Galman and Clare Kosnik // Professional Learning. - Т. 7. - 2009. - 51 с.

21. Sieminska-tosko, A. Internet w przygotowaniu nauczycieli do stosowania technologii informacyjnej / Agnieszka Sieminska-tosko. -Torun: Wydawnictwo Adam Marszalek, 2006. - 218 с.

References:

1. Ajzenberg, A.Ya. Pedagogical problems of self-education. Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogics], 1968, no. 11. pp. 51-61.

2. Vygotsky, Hp. Umstvennoe razvitie detej vprocesse obucheniya: sbornik statej [Intellectual development of children in the course oftraining]. Moscow. Book on demand, 2013, 135p.

3. Guzeev, V.V. Lekciipopedagogicheskoj tekhnologii [Lectures on pedagogical technology]. Moscow. Knowledge, 1992, 60 p.

4. Davydov, V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: Opyt teoreticheskogo i ehksperimental'nogo psihologicheskogo issledovaniya [Problems of the developing training: The experience of theoretical and experimental psychological research]. Moscow. Pedagogics, 1986, 240 p.

5. Kvitka, T.V., Konoval A.A. Features of self-educational activity of students of the highest technical educational institutions when studying mathematical disciplines. Vestnik AltGPA: nepreryvnoepedagogicheskoe obrazovanie v transgranichnomprostranstve [Messenger of ALTGPA: continuous pedagogical education in cross-border space], 2015, pp. 30-34.

6. Korvyakov, VA. Scientific and practical bases of formation of self-educational activity of the student in the conditions of multilevel higher education. Extended abstract of Doctor's thesis. Orenburg, 2008, 52 p.

7. Leontyev, A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat, 1975, 130 p.

8. Menchinskaya, N.A. Problemy obucheniya, vospitaniya i psihicheskogo razvitiya rebenka [Problems of training, education and mental development of the child: The chosen psychological works]. Moscow, Publishing house of the Moscow psikhologo-social institute; Voronezh: NPO MODEK publishing house, 2004, 512 p.

9. Minyaeva, N.M. Resource of self-educational activity of the student as sociocultural and psychological phenomenon. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 4, pp. 12-17.

10. Pidkasisty, P.I. Organizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov [Organization of educational cognitive activity of students]. Moscow, Pedagogical society of Russia, 2005, 144 p.

11. Davydov, V.V. Problemy obshchej, vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii [Problems of the general, age and pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogics, 1978, 290 p.

12. Ancyferovoj, L.I. Psihologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti [Psychology of formation and development of the personality]. Moscow, Science, 1981, 368 p.

13. Rajskij, B.F. About integrated approach to formation at school students of readiness for self-education. Samoobrazovanie shkol'nikov i razvitie ih lichnosti. VGPI [Self-education of school students and development of their personality. Volgograd state pedagogical University]. Volgograd, 1978, pp. 3-11.

14. Raitskaya, L.K. Optimization of educational cognitive activity of students in an Internet environment. Vestnik MGIMO Universiteta [The Messenger of MGIMO ofthe University], 2013, vol. 1 (28). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7optimizatsiya-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-v-internet-srede (Accessed 4 November 2018).

15. Rubenstein S.L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of the general psychology]. St. Petersburg, St. Petersburg publishing house, 2000, 712 p.

16. Sukhanov P.V. Strukture of self-educational activity of students as pedagogical problem. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, vol. 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25225 (Accessed 16 August 2018).

17. Uymanova N.A. Osnovy ob"ektno-orientirovannogo programmirovaniya : metodicheskie rekomendacii po organizacii samostoyatel'noj raboty [Bases of object-oriented programming: methodical recommendations about the organization of independent work]. Orenburg, Orenburg State University, 2018, 39 p.

18. Igor Snegirev. The concept of nonlinear development of social systems in the context ofthe theory of self-organization. Educational Researcher, 2017, issue 9 (2), volume 46, pp. 1065-1069.

19. Iryna Mazaikina, Olga Nalyvaiko, Iryna Simonova Professional culture of future teachers as a factor of formation of readiness for professional activity. Educational Researcher, 2017, vol. 46, pp 1014—1021.

20. Cynthia A. Lassonde, Sally Galman and Clare Kosnik Self-Study Research Methodologies for Teacher Educators. Professional Learning, 2009, vol. 7, 51 p.

21. Sieminska-Losko, A. Internet wprzygotowaniu nauczycieli do stosowania technologii informacyjnej. Torun: Wydawnictwo Adam Marszalek, 2006, 218 p.

Сведения об авторе:

Уйманова Наталья Александровна, преподаватель Университетского колледжа Оренбургского государственного университета, аспирант Оренбургского государственного университета ORCID iD https://orcid.org/0000-0001-6909-1527 E-mail: ucmetod@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

460026, г Оренбург, ул. Одесская, д. 148, тел. (3532)75-56-76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.