УДК 37.041
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕННОСТИ НА САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ
© 2017
Афанасьева Елена Григорьевна, магистр психолого-педагогического образования,
заведующая учебной частью Технический пожарно-спасательный колледж им. Героя РФ В.М. Максимчука (125080, Россия, Москва, Светлый проезд, 2А, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования у студентов колледжа направленности на самообразование и саморазвитие. Актуальность данной проблемы вызвана тем, что современному обществу требуется не просто специалист, хорошо выполняющий свои трудовые обязанности, но и умеющий быстро и своевременно реагировать на все изменения, происходящие в сфере его профессиональной деятельности. А для этого ему крайне необходимо находиться в режиме постоянного самосовершенствования. Важная роль в этой работе в учреждениях среднего профессионального образования отводится классному руководителю. Автор статьи даёт характеристику видам учебно-педагогического взаимодействия между студентами и классным руководителем, которые позволяют оценить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций у выпускников колледжа и их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности. Также рассматриваются основные направления работы классного руководителя со студентами по обозначенной проблеме. Автор предлагает дифференцированный подход в решении вопроса о воспитании самостоятельного будущего специалиста; обращает внимание на то, что необходимо системно выстраивать работу по формированию у студентов направленности на самообразование и саморазвитие, начиная с момента поступления обучающегося в колледж и до выпуска его из стен учебного заведения. Говорится о практических способах саморазвития и самовоспитания студентов в процессе самообразовательной деятельности. Делается акцент совершенствовавание каждого студента как будущего специалиста, обладающего высокой квалификацией, профессиональной компетентностью и мобильностью, способного нести ответственность за принятые решения и выстраивать свою жизненную позицию.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, компетентностный подход, классный руководитель, профессиональное самообразование, профессиональное саморазвитие, самовоспитание, педагогическое взаимодействие, дифференцированный подход, профессиональная компетентность.
SYSTEM OF WORK OF THE CLASS LEADER OF THE COLLEGE FOR FORMING STUDENTS OF DIRECTION FOR SELF-EDUCATION AND SELF-DEVELOPMENT
© 2017
Afanasyeva Elena Grigoryevna, Master of Psychological and Pedagogical Education,
Head of the school
Technical Fire and Rescue College named after Hero of the Russian Federation V.M. Maksymchuk (125080, Russia, Moscow, Svetly Proezd, 2A, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of the problem of forming the students' orientation towards self-education and self-development. The urgency of this problem is caused by the fact that modern society needs not just a specialist who performs well his labor duties, but also knows how to react quickly and in a timely manner to all changes occurring in the sphere of his professional activity. And for this it is extremely necessary for him to be in the mode of constant self-improvement. An important role in this work in institutions of secondary vocational education is assigned to the class teacher. The author of the article gives a description of the types of educational and pedagogical interaction between students and the class teacher, which make it possible to assess the level of formation of general and professional competencies among college graduates and their readiness for independent professional activity. Also the main directions of the class teacher's work with students on the indicated problem are considered. The author offers a differentiated approach to the issue of educating an independent future specialist, draws attention to the fact that it is necessary to systematically build work on the formation of students' orientation to self-education and self-development, from the moment of enrolling the student to college and before graduating from the walls of the school. It is a question of practical ways of self-development and self-education of students in the process of self-educational activity. The emphasis is placed on improving each student as a future specialist with high qualifications, professional competence and mobility, able to take responsibility for the decisions made and build his life position.
Keywords: Educational activity, competence approach, class teacher, professional self-education, professional self-development, self-education, pedagogical interaction, differentiated approach, professional competence.
Проблема профессионального самообразования и саморазвития является актуальной, так как в настоящее время российское общество претерпевает серьёзные изменения в различных сферах жизни. В связи с этим возрастает роль личности профессионала, оценивается его способность неординарно мыслить, самостоятельно находить нужную ему информацию, анализировать её, отбирать главное, что помогает принимать смелые решения в нестандартных профессиональных ситуациях. Работодатели предельно жёстко подходят к отбору персонала, требуя творческого подхода к выполнению должностных обязанностей, уделяя большое внимание способности к работе в команде, постоянному самообразованию, стремлению к профессиональному саморазвитию. Эти важные качества необходимо развивать у студентов в процессе освоения ими основной образовательной программы. Однако полученные во время аудиторных занятий знания нуждаются не только в закреплении, но и в углублении в процессе самостоятельного изучения тем учебной программы, а также в прак-
тической и творческой деятельности. Поэтому переход на компетентностную систему подготовки специалистов стал одним из основных направлений отечественного образования, как высшего, так и среднего специального. Учитывая то, что общество ориентируется на всесторонне развитую личность, качественно подготовленного специалиста, решение проблемы самообразования и саморазвития будущих профессионалов социально значимо.
Важно отметить, что человек должен на протяжении всей жизни получать новые знания в образовательных организациях, на рабочих местах, в том числе проявляя всё больше собственную инициативу. В этом случае одной из главных задач среднего профессионального образовательного учреждения является научить студентов самостоятельно работать с полученной информацией, делать выводы и применять приобретённые знания и умения на практике, а также способствовать тому, чтобы у будущих специалистов было желание постоянно заниматься саморазвитием и совершенствоваться. Следовательно,
необходимо формировать у студентов познавательный интерес к области своих профессиональных знаний, сильную мотивацию, повышенную активность в достижении поставленных целей. В этом, как отмечают сами студенты, важную роль играют разные личностные ценности, к которым, по их же мнению, относятся трудолюбие, чувство долга, коммуникабельность, оптимизм ответственность, самоконтроль. Несмотря на это, нельзя согласиться с теми нравственными принципами, которыми руководствуются молодые люди, готовящиеся стать настоящими профессионалами: успешность, быстрое зарабатывание денег, возможность уехать за пределы своей страны.
Таким образом, актуальность обозначенной нами проблемы не вызывает сомнения, так как для формирования у студентов учреждения среднего профессионального образования направленности на самообразование и саморазвитие классному руководителю необходимо разработать свою воспитательную систему.
Проблемы саморазвития и самообразования личности будущего специалиста в различных аспектах психолого-педагогической деятельности были рассмотрены в научных исследованиях. Так, старший преподаватель Томского сельскохозяйственного института А.В. Суханов акцентирует внимание на самостоятельной деятельности студентов, поиске ими необходимой информации и применении добытых знаний в практической деятельности [1]. Профессор Мордовского государственного университета Ж.Г. Гаранина рассматривает самообразование как фактор саморазвития, направленный на повышение профессиональной компетентности [2]. Профессор Казанского государственного технологического университета Н.П. Гончарук считает, что проблема формирования готовности к самообразованию у будущих специалистов сводится к воспитанию у них стремлений к постоянному совершенствованию своих знаний и самообразовательных умений, которое достигается путём взаимодействия преподавателя и студентов [3]. Доценты Северо-Осетинского государственного университета М.И. Бекоева и В.З. Течиева определяют самообразование как процесс и результат, направленный на самореализацию, личностное самоопределение, профессиональное становление, поскольку оно способствует совершенствованию профессиональной, интеллектуальной, творческой, волевой, эмоциональной, трудовой и мотивационной сфер человека, а также развитию базовых качеств - трудолюбия, ответственности, целеустремлённости, настойчивости, организованности, силы воли. Знания, приобретённые путём самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются в трудовой деятельности [4]. А.Р. Галустовым разработана программа, позволяющая выявить причины, обуславливающие трудности самообразовательной деятельности студентов, и направленная на преодоление таких негативных моментов, как отсутствие опыта самообразовательной деятельности [5]. Учёный И.О. Ганченко приходит к общему заключению в том, что самообразование - это результат самообучения и самовоспитания [6]. К такому умозаключению критически относится А.А. Камьянов (Костромская военная академия), считающий, что самообразование - больше процесс, нежели результат [7]. В.А. Дегтерёв, профессор Уральского государственного педагогического университета, рассматривает саморазвитие в контексте творческих способностей личности. Нельзя не согласиться с его выводом о том, что творческое саморазвитие личности - это непрерывный процесс освоения студентом накопленного опыта поколений не только в ходе изучения основной образовательной программы, но и при проведении научных и воспитательных мероприятий [8]. В.В. Сохранов и С.А. Румянцев большое значение придают психолого-педагогической подготовке студентов к саморазвитию профессионально значимых качеств. Это развитие памяти, проведение психологических тре-
нингов и занятий, предоставление студентам алгоритма саморазвития и т.п. [9]. Н.А. Нефёдова раскрывает эффективность форм по самовоспитанию студентов в современных образовательных комплексах [10].
Таким образом, личностное и профессиональное саморазвитие рассматривается как целостная саморазвивающаяся система, основанная на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемая потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющаяся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально-значимых целей [11]. Важнейшим условием саморазвития является самообразование, представляющее собой процесс овладения знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий, объёма и источников познания, установления продолжительности времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей и интересов [12].
К сожалению, многие студенты не хотят или не могут заставить себя самостоятельно получать дополнительные знания. Они не мотивированы на самообразование и саморазвитие. В таком случае преподаватели учебных дисциплин и профессиональных модулей и, особенно, классные руководители (кураторы), призваны оказать своим воспитанникам педагогическую помощь: они должны строить свою работу так, чтобы систематически и целенаправленно готовить будущих специалистов к их дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Это и будет самым сильным мотивирующим фактором.
Современный учебно-воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования предполагает тесное взаимодействие между студентами и классными руководителями. И.О. Ганченко, изучая развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самоообразования, выделяет [13] следующие виды такого учебно-педагогического взаимодействия (таблица 1).
Данные характеристики важны при оценке сфор-мированности компетенций на этапе оценивания выпускников колледжа и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности [14].
На протяжении всего периода обучения в колледже классный руководитель вместе со своими студентами должен пройти все этапы учебно-педагогического взаимодействия, тем самым постепенно формируя у будущих специалистов направленность на самообразование и саморазвитие. И студенты, и классный руководитель в достижении своих целей должны проявлять инициативу, и притом творческую. Перед классным руководителем стоит задача - не «натаскивать» студентов на решение определенного типа задач, а организовывать их познавательную деятельность, направленную на развитие в них личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию своих профессиональных знаний и умений, а также испытывающей потребность к самостоятельному поиску способов усвоения опыта.
Система работы классного руководителя колледжа по формированию у студентов направленности на самообразование и саморазвитие должна включать в себя, на наш взгляд, следующие направления:
- изучение личности студентов, их интересов, дарований и условий воспитания в семье;
- формирование межличностных отношений в группе, создание благоприятного психологического климата;
- формирование установки на успешное овладение профессией;
- поддержание и стимулирование в коллективе установки на совершенствование профессиональных навыков;
- формирование органов самоуправления в группе;
- совершенствование самоуправления в группе;
- воспитание познавательной активности студентов;
- формирование потребности в самообразовании, саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствования;
- воспитание профессиональной культуры будущего специалиста;
- формирование готовности и способности к профессиональной деятельности;
- воспитание готовности к работе в трудовом коллективе;
- подготовка к продолжению профессионального образования в высшем учебном заведении;
- развитие личностных качеств.
Таблица 1 - Виды учебно-педагогического взаимодействия между студентами и классным руководителем
Вид Характеристика Уровень активности студентов
Алгоритмичное инструктирование студентов классным руководителем Классный руководитель полностью предоставляет весь комплекс действий, которые должны выполнить студенты для решения поставленных задач. Низкий
Альтернативное инструктирование студентов классным руководителем Классный руководитель предоставляет альтернативный комплекс действий, которые должны выполнить студенты для решения поставленных задач. А выбор студенты делают самостоятельно. Низкий, но с элементами продуктивной деятельности
Обзорное инструктирование студентов классным руководителем Классный руководитель предоставляет возможные пути решения задач, учитывая готовность студентов к самостоятельному выбору нужного варианта и предложению с их стороны своих способов. Средний, на основе применения продуктивных и эвристических методов обучения
Постановка задач классным руководителем и консультирование студентов Студенты самостоятельно определяют пути решения поставленных перед ними задач, согласовывая свои действия с классным руководителем. Выше среднего, с применением поисковых методов обучения
Самостоятельная деятельность студентов Классный руководитель даёт общее задание. Студенты сами ставят перед собой задачи, ищут способы, формы, методы, средства для их рационального решения. Итог - отчёт о проделанной работе и выполнении задания. Высокий, на основе формирующейся у студентов направленности на самообразование и саморазвитие
Классный руководитель, работая по всем этим направлениям над формированием у студентов направленности на самообразование и саморазвитие, должен помнить о том, что студент, как субъект учебно-воспитательного процесса, находится в основном под воздействием преподавателей и классного руководителя. Но, в то же время, он может контактировать с любым специалистом в целях решения социальных проблем: мастером производственного обучения, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования, спортивным тренером. Поэтому к воспитанию будущего специалиста классный руководитель должен подходить дифференцированно, с учетом возрастных особенностей студентов и их профессиональной направленности на всех курсах обучения, постепенно переходя от управления самообразовательной деятельностью со своей стороны к самоуправлению со стороны студента.
На первом курсе классному руководителю необходимо углубить знания студентов об их профессии, раскрыть сущность самообразования и самовоспитания, сформировать к ним интерес и потребность самосовершенствоваться.
Для этого необходимо помочь студентам выявить у себя сильные и слабые стороны характера и интеллекта, разобраться в причинах, затрудняющих их самообразовательную деятельность, соотнести поставленные цели с реальными возможностями их достижения.
На втором курсе классный руководитель должен научить студентов приёмам самообразовательной деятельности: находить варианты решения поставленных задач, ориентироваться в сложившейся ситуации, творчески подходить к выполнению заданий, осуществлять поиск информации с использованием современных ИКТ и работать с ней и т.п. На данном этапе важно воспитать у студентов потребность систематически заниматься самообразованием и самовоспитанием.
На третьем курсе классный руководитель должен научить своих воспитанников презентовать результаты самообразовательной деятельности: показывать сокурсникам её необходимость и успешность, создавать для них рекомендации по её планированию и организации, проявлять терпимость к тем, кто не имеет опыта самообразования и оказывать им в этом помощь. На данном этапе студенты демонстрируют своё умение проявлять инициативность и показывают, насколько результативно они могут использовать приобретённые знания и умения.
На четвёртом курсе классный руководитель способствует овладению студентами опыта партнёрства и сотрудничества в решении проблемных ситуаций. На основе полученных ранее знаний студенты показывают своё умение сопоставлять, анализировать, обосновывать правильность принятого решения, мотивировать других на самообразовательную деятельность и поддерживать к ней интерес.
На всех курсах обучения в процессе самообразовательной деятельности студенты используют самые разные практические способы саморазвития. Будущиеспециалистычитаютнаучнуюихудожественную литературу, смотрят научно-популярные фильмы, готовятся к продолжению образования в вузах страны, общаются со специалистами своей сферы профессиональной деятельности, занимаются спортом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, вместе со своими преподавателями готовят и проводят мастер-классы для студентов младших курсов и старшеклассников общеобразовательных учебных заведений, выступают с презентацией проектов по профессиональным модулям, представляют публичный отчёт по итогам производственной и преддипломной практики, принимают активное участие в социально значимых мероприятиях, благотворительных акциях, профессиональных праздниках и прочих коллективных делах.
Анализ проделанной классным руководителем работы по формированию у студентов направленности на самообразование и саморазвитие показывает, что данный процесс проходит достаточно интенсивно на первом и втором курсах, поскольку в жизни студентов происходят серьёзные жизненные изменения, проявляющиеся в переходе из разряда школьника в разряд студента, готовящегося стать профессионалом. На старших курсах процесс саморазвития протекает медленнее, но старшекурсники позитивно оценивают то, насколько эффективно они занимались самообразованием и саморазвитием на младших курсах. Начальный период заложил в них основу для самосовершенствования и понимание необходимости заниматься саморазвитием на протяжении не только периода профессиональной деятельности, но и всей жизни.
Проблема самообразования и саморазвития личности студента как будущего специалиста в настоящее время является актуальной и представляет интерес у педагогического сообщества, преимущественно, высшей школы.
Она возникла в отечественной науке в связи с высокой конкурентоспособностью трудового общества, ориентированного на грамотного специалиста, обладающего такими необходимыми моральными качествами, как целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, внутренняя организованность, и требует дальнейшего исследования. В настоящее время существует много научных подходов к обоснованию природы самообразования и саморазвития как сложных процессов, имеющих, прежде всего, педагогическую направленность. В научно-педагогических публикациях нет единого решения данной проблемы. А значит, она находится на стадии поиска.
Таким образом, решая задачу подготовки современного специалиста, преподаватели и классные руководители в учреждениях среднего профессионального образования должны обращать внимание на отношение студентов к процессу самообразования, саморазвития, самовоспитания. Эти понятия являются составляющими общих компетенций студентов и формирование их рассматривается как актуальная задача деятельности классного руководителя в условиях реализации компе-тентностного подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Суханов А.В. Самообразование как фактор формирования и развития личности студента-юриста // Молодой учёный: педагогика. 2010. №° 9 (20). С. 273-276.
2. Гаранина Ж.Г. Самообразование в структуре профессионального саморазвития будущих специалистов // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. №2 2. С. 14-16.
3. Гончарук Н.П., Овчинникова Н.В. Формирование готовности к самообразованию у будущих специалистов социальной работы // Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 3. С. 289-293.
4. Бекоева М.И., Течиева В.З. Самообразование студентов как важная педагогическая проблема // №ика-rastudent.ru. 2015. N0. 11 (23) / [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://nauka-rastudent.ru/23/3060/
5. Галустов А.Р. Педагогические основы формирования готовности к самообразованию у студентов // Педагогика и психология образования. 2012. № 2. С. 6169.
6. Ганченко И.О. Теория и методика профессионального самообразования: учебное пособие / И.О. Ганченко. Краснодар : Краснодар. Акад. МВД России, 2003. 308 с. С. 66.
7. Камьянов А.А. Самообразование студентов в современном вузе (концептуально-технологический аспект) // Интеграция образования. 2011. № 2. С. 25-29.
8. Дегтерев В.А., Балдина М.Ю. Творческое саморазвитие личности студента вуза // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 18-21.
9. Сохранов В.В., Румянцев С.А. Психолого-педагогическая подготовка студентов к саморазвитию профессионально значимых свойств личности в процессе самообразования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. № 4. С. 353-356.
10. Современный воспитательный процесс в образовательных организациях /Алиева Л.В., Афанасьева Е.Г., Бейлина Н.С., Лившиц Ю.А., Кустов Ю.А., Нефедова Н.А., Писаренко Д.А., Руденко И.В.
11. В 2 частях : научный доклад / Тольятти, 2015. Том Часть 1. С.48
12. Гаранина Ж.Г. Структура и уровни личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Фундаментальные исследования. 2013. №2 6 (часть 1). С. 179-183.
13. Щуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук / Екатеринбург, 1995.
14. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразова-
ния: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / Ставрополь, 2004. С. 31.
15. Руденко И.В. Проблема формирования и оценивания профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 223-226.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательной деятельности образовательной организации» № 15-06-10308
Статья поступила в редакцию 12.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.