Научная статья на тему 'Профессиональное самообразование как педагогическая проблема'

Профессиональное самообразование как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL SELF-EDUCATION / INDEPENDENT WORK / FUTURE TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева Э.С., Булуева Ш.И.

В статье изучено профессиональное самообразование как педагогическая проблема. Сделан вывод о том, что формирование готовности к профессиональному самообразованию является органической составляющей подготовки специалиста. Включение студента в самостоятельную работу как определенную форму деятельности во многом зависит от совместных усилий преподавателя и студента. Самообразование это необходимая и постоянная составляющая жизни цивилизованного, просвещенного человека, занятие или деятельность, присущие ему на всем протяжении жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article examines professional self-education as a pedagogical problem. It is concluded that the formation of readiness for professional self-education is an organic component of specialist training. The inclusion of the student in independent work as a certain form of activity depends largely on the joint efforts of the teacher and the student. Self-education is a necessary and permanent component of the life of a civilized, enlightened person, an occupation or activity, inherent to him throughout the life. Properly organized students ‘ self-education is essential in addressing the educational and instructional objectives: expanding their horizons, enriching knowledge, stimulates the will, dedication, promotes the development of cognitive interests and improve professional development.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самообразование как педагогическая проблема»

зрения И.А. Зимней, представленная выше. На основе определения сущности мотивации, представленной исследовательницей, обратимся к изучению понятия «мотивация профессиональной деятельности».

Ссылаясь на авторитетное мнение В.А. Мельман в данном исследовании под термином «мотивация профессиональной деятельности» будем понимать «совокупность внутренних и внешних побудительных мотивов, стимулирующих профессиональное поведение личности, определяющих его форму, направленность, интенсивность и продолжительность» [7, с. 273].

Исследуя мотивацию профессиональной деятельности, В.Д. Шадриков подчеркивает роль личностного плана. По мнению ученого, профессиональная мотивация обусловлена:

- мировоззрением;

- убеждениями;

- идеалами;

- потребностями;

- целями личности;

- уровнем притязаний;

- условиями деятельности др. [8].

Исследователь считает, что «в процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходит развитие и трансформация мотиваци-онной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности трансформируются в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов» [9, с. 22].

Библиографический список

На основе теоретических идей В.П. Сладкевича сформулируем основные характеристики мотивации профессиональной деятельности. К ним, по мнению исследователя, относятся:

- множественность, включающая содержание мотивации, обеспечивающей положительное устойчивое отношение к профессиональной деятельности;

- структурность, подразумевающая сочетание определенных видов мотивов;

- иерархичность, под которой понимается ранжирование мотивов по критерию их преимущества в профессиональной деятельности;

- сила («заряд вектора» по интенсивности и глубине осознания мотива);

- устойчивость мотивов (сохранение, а иногда и усиление действенности профессиональной мотивации);

- определенность, подразумевающая индивидуальность содержания профессиональной мотивации личности;

- динамичность, под которой понимается изменение мотивационного вектора как в положительную, так и в отрицательную сторону [9].

Резюмируя вышеизложенное, подведем итог. Рассматривая мотивацию в значении совокупности всех факторов, побуждающих человека к деятельности; комплекса мотивов, стимулирующих форму, вектор, силу и продолжительность профессиональной деятельности личности, мы понимаем ее как неотъемлемый компонент профессиональной деятельности психолога, оказывающий влияние как на сам процесс деятельности, так и на ее эффективность.

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, 1976.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. Москва, 2001

3. Доронина И.В. Мотивация и стимулирование персонала: учебное пособие. Новосибирск, 2005.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Москва, 2001.

5. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для вузов. Москва, 1998.

6. Непомнящая Э.А. Некоторые вопросы мотивации учебной деятельности в условиях профессионально-ориентированного обучения (в вузе). Вестник Харьковского университета. Иностранные языки. Харьков. 1978; № 170; Вып. 11: 123 - 126.

7. Мельман В.А. Факторы построения комплексной системы мотивации профессиональной деятельности персонала. Коммунальное хозяйство городов: науч.-техн. зб. Харьков: ХНАМГ, 2012; Вып. 104: 272 - 276.

8. Шадриков В.Д. Способности человека. Москва: Издательство «Институт практической психологи». - Воронеж, 1997.

9. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент. К.: МАУП, 2001.

References

1. Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. Moskva, 1976.

2. Bodrov V.A. Psihologiya professional'noj prigodnosti: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2001

3. Doronina I.V. Motivaciya istimulirovanie personala: uchebnoe posobie. Novosibirsk, 2005.

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2001.

5. Petrovskij A.V. Yaroshevskij M.G. Osnovy teoreticheskojpsihologii: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 1998.

6. Nepomnyaschaya 'E.A. Nekotorye voprosy motivacii uchebnoj deyatel'nosti v usloviyah professional'no-orientirovannogo obucheniya (v vuze). VestnikHar'kovskogo universiteta. Inostrannye yazyki. Har'kov. 1978; № 170; Vyp. 11: 123 - 126.

7. Mel'man V.A. Faktory postroeniya kompleksnoj sistemy motivacii professional'noj deyatel'nosti personala. Kommunal'noehozyajstvogorodov: nauch.-tehn. zb. Har'kov: HNAMG, 2012; Vyp. 104: 272 - 276.

8. Shadrikov V.D. Sposobnosticheloveka. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologi». - Voronezh, 1997.

9. Sladkevich V.P. Motivacionnyjmenedzhment. K.: MAUP, 2001.

Статья поступила в редакцию 28.11.18

УДК 378

Babaeva E.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Philology, branch of Moscow Pedagogical State University

(Moscow, Russia), E-mail: Elnaras1@rambler.ru

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article examines professional self-education as a pedagogical problem. It is concluded that the formation of readiness for professional self-education is an organic component of specialist training. The inclusion of the student in independent work as a certain form of activity depends largely on the joint efforts of the teacher and the student. Self-education is a necessary and permanent component of the life of a civilized, enlightened person, an occupation or activity, inherent to him throughout the life. Properly organized students ' self-education is essential in addressing the educational and instructional objectives: expanding their horizons, enriching knowledge, stimulates the will, dedication, promotes the development of cognitive interests and improve professional development.

Key words: professional self-education, independent work, future teacher.

Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доц. каф. русской и зарубежной филологии филиала ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный

университет», E-mail: Elnaras1@rambler.ru

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: sovdat@list.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье изучено профессиональное самообразование как педагогическая проблема. Сделан вывод о том, что формирование готовности к профессиональному самообразованию является органической составляющей подготовки специалиста. Включение студента в самостоятельную работу как определенную форму деятельности во многом зависит от совместных усилий преподавателя и студента. Самообразование - это необходимая и постоянная составляющая жизни цивилизованного, просвещенного человека, занятие или деятельность, присущие ему на всем протяжении жизнедеятельности.

Ключевые слова: профессиональное самообразование, самостоятельная работа, будущий педагог.

Современное образование, стремительно развиваясь, предъявляет высокие требования и к специалисту, который для того чтобы соответствовать данному уровню обязан постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Среди различных способов повышения квалификации немалую роль играет самообразование.

Основной целью и ценностью современной системы профессионального педагогического образования выступает создание условий для максимального развития личности человека и готовности этой личности к самосовершенствованию и самообразованию, а также обеспечение высокого уровня ее профессионализма в быстро меняющейся социокультурной и образовательной среде (ГА. Бордовский, И.С. Батракова, С.П Вершловский, Е.И. Казакова, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Н.В. Чекалева и др.) Учитывая разнообразие определений самообразования, выделим некоторые его существенные признаки: самостоятельный поиск, приобретение знаний, повышенный интерес, продолжение развития. Анализируя предлагаемые определения в контексте компетентностного подхода, мы пришли к необходимости собственного уточнения понятия самообразования.

В уточнении сущности самообразования можно выделить следующие толкования. С одной стороны, самообразование можно рассматривать как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение), во втором случае - как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). С этих позиций мы будем рассматривать проблему с учетом второго значения, так как нас интересует проблема профессионального самосовершенствования. В данном контексте самообразование выступает как механизм превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Таким образом, профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса, педагогического стиля или почерка.

Самообразование - это необходимая и постоянная составляющая жизни цивилизованного, просвещенного человека, занятие или деятельность, присущие ему на всем протяжении жизнедеятельности, утверждает М. Князева. К выделенным ею функциям самообразования, на наш взгляд, следует добавить функцию профессионального роста и педагогического проектирования. Самообразование личности будущего педагога, студента - сложный, многосторонний процесс.

Как утверждают ведущие психологи и педагоги, занимающиеся данной проблемой (В.И. Андреев, Н.Ф. Голованова, А.К. Громцева, Л.С. Колесник, Н.А. Руба-кин, С.Д. Рубинштейн, ПИ. Щукина и другие), самообразовательная деятельность должна начинаться на достаточно серьезном уровне с подросткового периода, постепенно усложняясь и совершенствуясь. Между тем, для развития самообразования необходимо создание соответствующих условий как внешних, так и внутренних. На наш взгляд, к внешним условиям следует отнести влияние педагогов-организаторов самообразовательной деятельности студентов, внутренние же - это мотивы личности студента, побуждающие его к самосовершенствованию посредством самообразовательной деятельности [1 - 3].

Правильно организованное самообразование студентов имеет существенное значение в решении образовательных и воспитательных задач: расширяет их кругозор, обогащает знаниями, стимулирует волю, целеустремленность, способствует развитию познавательных интересов и совершенствованию профессионального развития. Закономерно считать, что готовность к самообразовательной деятельности должна сформироваться уже на этапе профессионального образования, т.е. в профессиональных лицеях и колледжах. Формирование готовности студентов к самообразованию в современной информационной среде предполагает раскрытие качественных характеристик учебной деятельности, обеспечивающей достижение высокого уровня сформированности знаний, умений, навыков и мотивов для обеспечения самообразования.

Самообразование не имеет статуса социального института, тем не менее, исследователи рассматривают его как вид деятельности, ведущей

Библиографический список

и базовой социальной функцией которого является самореализация личности.

Примечательно, что профессиональное самообразование связано, по мнению исследователей, с педагогической рефлексией, так как без осмысления своего опыта, самоанализа педагогической деятельности, становление будущего педагога невозможно.

Сформировавшаяся в индустриальную эпоху развития общества технократическая парадигма образования трансформирует и самообразовательные стратегии, придавая им явно выраженную прагматическую направленность. В связи с этим меняется социальная роль самообразования, чем и обусловлено формирование профессионального самообразования как самостоятельного вида деятельности. Для эволюции самообразования также характерно увеличение разнообразия форм и содержания. Во-вторых, новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной (обучающие программы), досуговой и любой другой деятельности.

Анализ приведённых положений приводит к выводу о том, что формирование готовности к профессиональному самообразованию является органической составляющей подготовки специалиста. Между тем, проблемы формирования готовности к профессиональному самообразованию студентов, не получили достаточно полного научно-методического обоснования. Изучение массовой педагогической практики показывает, что многие выпускники, не имея достаточных самообразовательных умений и навыков, в дальнейшей профессиональной деятельности развиваются как специалисты медленными темпами, что серьезно сдерживает их профессиональное становление и отрицательно сказывается на качестве педагогической деятельности.

Самообразование, по мнению сторонников компетентностного подхода к подготовке специалистов, структурно входит в интегративное качество студента, обусловливающее развитие личностного психолого-педагогического образования, которое включает, помимо знания профессиональной деятельности и общения, профессиональных умений, профессионально значимых качеств личности, психолого-педагогическую готовность к выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности в том числе к самообразованию и пр.

Самостоятельная работа не подразумевает отсутствие контроля со стороны преподавателя, как за ее организацией, так и результатами. Поэтому под самостоятельной работой обычно понимают деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает в отсутствии непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им. Самообразование также осуществляется студентом без непосредственного участия, либо контроля преподавателя, что объединяет эти два вида деятельности студента.

Между тем, в психолого-педагогических исследованиях справедливо обращается внимание на тот факт, что включение студента в самостоятельную работу как определенную форму деятельности во многом зависит от совместных усилий преподавателя и студента. Рациональная организация самообразования студента, на наш взгляд, предполагает выявление алгоритмов деятельности педагога и самообразовательной деятельности студентов.

Такое взаимодействие предполагает: со стороны обучаемого - осознание особенностей самообразовательной работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту достаточно высокие требования в плане совершенствования самосознания, самодисциплины, самоконтроля, самообразования. Со стороны обучающего возникает задача увеличения влияния образовательной мотивации, особенно внутренней мотивации, на процесс и результат самообразовательной деятельности, а также задача обучения студентов рациональным методам и приемам такой деятельности.

1. Алипханова Ф.Н., Мациева Ф.Х. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих учителей начальных классов к профессиональному самообразованию Вестник университета (ГУУ). 2012; 14: 203 - 207.

2. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г, Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.

3. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография Москва, 2018.

References

1. Aliphanova F.N., Macieva F.H. Analiz rezul'tatov opytno-'eksperimental'noj raboty po formirovaniyu gotovnosti buduschih uchitelej nachal'nyh klassov k professional'nomu samo-obrazovaniyu Vestnik universiteta (GUU). 2012; 14: 203 - 207.

2. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhri-styuk M.S., Gadzhieva P.D. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

3. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M., Gadzhieva P.D., Gadzaova L.P., Dzidzoeva S.M. i dr. Lichnost'vsovremennojreal'nosti: pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 02.12.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.