УДК 37.013.42
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
© 2018 В. А. Романов
докт. пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования e-mail: romanov-tula@mail.ru
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
В статье раскрывается проблематика формирования компетентности социального педагога как фактор его профессионального самообразования. Представлены основные характеристики самообразования, готовность к саморазвитию и самореализации через самостоятельное обучение, описан процесс самообразования в современных условиях, зависящий от ряда компонентов активной познавательной деятельности будущих социальных педагогов
Ключевые слова: активная познавательная деятельность, компетентный специалист, профессиональное самообразование, формирование социального педагога, характеристики самообразования
Современное общество нуждается в творческих людях, обладающих познавательной активностью в процессе социализации и профессиональной деятельности, так как в период быстрого обновления объемов информации и их постоянного изменения от выпускников вузов требуют не только готовности к мобильному изменению функций в профессионально-педагогической деятельности, но и способности к перестраиванию ее и характера работы непосредственно уже в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Бесспорно, социальная система каждой страны должна трансформироваться в контексте собственного социально-экономического развития и политической структуры, основываясь на специфических культурно-исторических и педагогических традициях, в том числе в области социальной и социально-педагогической работы. В поисках собственного пути в этой сфере особую ценность представляет здоровая конкуренция с социальной работой за рубежом, ознакомление с которой не только дает возможность узнать о деятельности зарубежных коллег, но и осмыслить собственный опыт и наметить перспективы дальнейшего развития отечественной социальной теории и практики.
Эти требования особенно остро, по мнению И.О. Ганченко, Н.А. Глузман, О.Л. Карповой, В.Н. Кормаковой, Е.Г. Шаина и др., стали проявляться в условиях реформирования высшей профессиональной школы, капитализации как образовательных, так социальных и экономических отношений. При этом, как отмечают отечественные педагоги-исследователи, профессиональная значимость и конкурентоспособность отечественного специалиста в образовательной сфере часто непосредственно связаны с его знаниями, умениями, а также готовностью к постоянному обновлению и пополнению компетенций, своей образованности и квалификации. Все это, по нашему убеждению, требует от студента-выпускника способностей к самообразованию [Gluzman 2017; Ганченко 2004; Карпова 2009; Кормакова 2016; Шаин 2014 и др.].
В условиях модернизации системы образования появилась и существует не просто социальная востребованность в высококлассных специалистах, готовых к
самообразованию, - нужны молодые специалисты, способные реализовать свой интеллектуальный, физический и возрастной потенциалы, стремящиеся к востребованности обществом, желающие найти себя и свое место в социуме, а значит, можно с уверенностью говорить о наличии личной и социальной востребованности в самообразовании.
История человечества убедительно доказывает «жизненную теорему»: «Чтобы обеспечить себе и близким достойное существование, иметь возможность заботиться не только о хлебе насущном, но и о своем духовном развитии, необходимо чаще обращаться к самообразованию». Хотя обращение к самообразованию, если оно не продумано, если оно эпизодично, часто оказывается неудачным. Выпускники вузов, к великому сожалению, не имеют необходимых знаний об организации (планировании) профессиональной деятельности, о способах, позволяющих получить доступ к социальным источникам информации, а также ее отбору, накоплению и т. д.
Сущность опыта самообразовательной деятельности личности в условиях рынка труда описал еще О. Уайльд. Он считал опыт названием, которое дается человеком своим ошибкам, а отсюда и интерес к самообразованию. Ведь самообразование как феномен давно привлекало внимание человечества и ученых всего мира, поэтому вопрос о том, что же являет собой самообразование, каков теоретический смысл и содержательное наполнение этого понятия, изучался и до сих пор изучается во многих научных исследованиях. В работах педагогов за последние 5-7 лет по вопросам, связанным с рассмотрением проблем самообразования, понятие «самообразование» рассматривается как непрерывное продолжение общего, профессионального и высшего образования, которое не только актуализирует, но и расширяет знания, а также восполняет пробелы в интеллектуальном и культурном развитии человека.
В рамках существующих ГОС ВО в учебных планах многих вузов заметно резкое увеличение часов для самостоятельной работы в общем объеме учебной нагрузки и содержания образования до 40-60%. Однако, как показывает опыт большинства вузов, эта мера не дает ожидаемого эффекта, ведь более 70% студентов не используют представляемое им на самостоятельную работу время не по прямому назначению. Причина в том, что студенты имеют низкую культуру самодисциплины и самоорганизации, самоконтроля и самообразования и т.д. В такой ситуации, по мнению многих отечественных педагогов-практиков, актуализируются вопросы и проблема профессиональной подготовки выпускников, которые будут способны к постоянному самообразованию в ответ на постоянно и быстро изменяющиеся внутренние и внешние условия экономической, профессиональной и социальной сфер, а значит, в полной мере не будут зависеть от этих условий [Митрохина 2016; Романов 2016].
К основным характеристикам самообразования можно отнести самостоятельную работу с любыми источниками информации, свободный выбор интересующих обучающегося проблем, подвижный объем знаний, ограниченный степенью интереса к выбранному предмету, и др. Что лежит в основе этого? В основе умственной работы, как показывает опыт, лежат личные интересы, возможности и склонности, которые обусловливаются, так или иначе, культурными, экономическими и социальными потребностями.
В ряде своих работ мы говорили, что понятие «самообразование» совершенствовалось на основе понятия «самостоятельная работа», однако сегодня, по нашему убеждению, недостаточно полно изучены вопросы взаимосвязи подготовки студентов к самообразованию и самостоятельной работы. Особенно это наглядно просматривается в теории, описывающей содержание самостоятельной работы, в части самообразования, хотя преподаватели вузов (большая их часть) рассматривают самостоятельную работу студентов как средство добывания знаний, формирования
компетенций самостоятельной работы, развития познавательной самостоятельности и творческой активности, социализации личности и ее подготовки к профессиональной деятельности. Они связывают ее со способностью личности студента к самоорганизации, что, конечно же, будет являться важной стороной воспитания самостоятельности как черты личности.
В современных условиях, сложившихся в отечественной высшей школе, под самообразованием специалиста целесообразно понимать деятельность личности, направленную на достижение поставленных ею целей по собственному воспитанию, образованию, профессиональному развитию, соотнесенных с ценностями и требованиями общества, которая, являясь психолого-педагогической системой, включает комплекс средств поиска и дидактического усвоения социально значимого для человека опыта, процесс освоения этого опыта и его результат, а также является важным основанием для последующего движения к самореализации и саморазвитию во всех сферах и отношениях. От уровня развития способностей личности самостоятельно усваивать, использовать, а значит, понимать продукты технологических, научно-технических, массовых и индустриальных профессиональных достижений, а также современной культуры зависит не только социальное и экономическое, но и ее психофизиологическое состояние в современном обществе [Романов 2016].
Что же требуется от специалиста-выпускника педагогического вуза сегодня? Вопрос сложный и дать на него однозначный ответ невозможно. Мы считаем, что необходимо «не послушное отсиживание» один раз в пять-шесть лет лекций, семинаров на курсах повышения квалификации, а внутренняя готовность встречать каждую профессионально-педагогическую ситуацию достойно, быть готовым к самообразованию и соответствующей переподготовке в меняющихся с огромной скоростью ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда и современных образовательных услуг.
Известные в педагогике пути, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном на всевозможных семинарах, вебинарах, заочных дистанционных университетах и т.п., сегодня оказываются недостаточными. Поэтому их места все больше и больше занимает самостоятельная индивидуальная работа личности над различными научно-исследовательскими, научно-популярными и иными источниками в области педагогики и психологии, получение знаний лишь при незначительной консультации профессионалов в той или иной гуманитарной отрасли. Вот почему актуальность подготовки будущего специалиста педагогического вуза, а в нашем случае социального педагога, к самообразованию находится на ведущих позициях, и успех самообразования, по мнению И.О. Ганченко, О.Л. Карповой, Б.И. Сарсенбаевой и др.
Этот процесс в современных условиях зависит от ряда компонентов его активной познавательной деятельности, среди которых, на наш взгляд, первостепенными могут быть:
• обладание социальным педагогом необходимым умственным развитием, способностями усматривать в той или иной научной области и жизненных ситуациях научные проблемы и вопросы, формулировать их, планировать и предусматривать обоснованную последовательность шагов поиска ответа на них, а также их решения;
• умение своевременно актуализировать и мобилизовать имеющиеся знания, приемы и способы деятельности из числа уже усвоенных в вузе, выбирать из них подходящие для решения возникших вопросов, соотнося их при этом с профессионально-педагогическими условиями разрешаемой проблемы, делать четкие выводы на основе изученных фактов;
• наличие желания разрешить проблему, найти достойные ответы на возникшие вопросы, нацелить, если в этом есть необходимость себя, на саморазвитие и самореализацию во всех сферах и отношениях и в свете решения этих задач познать что-то новое, используя для этого разноплановые научные источники и др. [Батаршев 2015; Внукова 2014 и др.].
Эти и другие компоненты будут актуализированы только при осознании будущим социальным педагогом персональной ответственности и необходимости в формировании профессиональных компетенций как средства, дающего возможность самообеспечения переподготовки или переквалификации и придания этому процессу личностного смысла. Поэтому самообразование является важнейшим фактором самореализации современного выпускника вуза.
Российский рынок труда сегодня требует от социального педагога постоянного и быстрого приспособления к перечисленным выше процессам, к получению знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, полученных в вузе, то есть опыта познавательной и образовательной деятельности. Под адаптацией собственного опыта мы должны понимать не отрицание или утрату опыта самостоятельной образовательной или познавательной деятельности как проявления некой образовательной свободы или самобытности, - такая адаптация позволяет обогащать опыт обновленными знаниями, умениями и компетенциями.
С большой долей вероятности можно ожидать, что будущий социальный работник как выпускник педагогического вуза должен быть готов к овладению новыми профессиональными знаниями задолго до того самого периода в его жизни, когда потребуется доказать не только свои способности к самообразованию, а главное -умение эффективно использовать и оценивать, как полагают ученые-практики, современные педагогические технологии с точки зрения таких равновеликих результатов как, во-первых, наличие у выпускников общеобразовательных организаций и всей системы многоуровневой профессионально-педагогической подготовки высоко организованных и четко систематизированных знаний о представлении научной картины мира, а также организованного и систематизированного образовательного опыта профессиональной деятельности; во-вторых, развитие умений и навыков, формирование необходимых компетенций самообразовательной и познавательной деятельности, которые будут определять их готовность к пониманию и принятию изменений, возникающих в современном мире новых научных идей и знаний.
Такая модель готовности будущего социального педагога начинает формироваться, несомненно, с первых дней его обучения в современном образовательном учреждении. Однако эта задача сегодня даже в высшей педагогической школе решается не всегда эффективно, поэтому, естественно, перед образовательными учреждениями возникают проблемы следующего характера, например: как создать у выпускника высшего профессионального образования среду, стимулирующую самообразование; какими компетенциями самообразовательной деятельности он должен обладать и как их совершенствовать в условиях меняющихся требований и ориентиров на рынке образовательных услуг и труда и т.д. [Романов 2010; 2014].
Готовность к саморазвитию и самореализации через самостоятельное обучение представляет собой по своему содержанию сложный конгломерат знаний, умений и навыков учебной деятельности, ценностных установок и ориентаций личности социального педагога, организаторских и интеллектуальных, нравственных и волевых качеств. Такая готовность в содержательном плане будет складываться из приобретенных учащимися навыков самостоятельной работы с учебными материалами, в том числе и электронными, справочниками и словарями, различными дидактическими материалами; сформированных компетенций, позволяющих сопоставлять события,
факты, уметь их анализировать, оценивать изучаемые вопросы и проблемы, делать обобщения; умений самостоятельно готовить научно-теоретические сообщения, творческие задания с конкретными выводами и практическими рекомендациями.
Перечисленные основные компоненты готовности будущих социальных педагогов к самообучению, по мнению ведущих специалистов в этой области, естественно, предполагают наличие следующих умений самообразования: находить необходимую информацию, соотносить содержательный образ слова с его значением, понимать структурную информацию текста, его семантическую информацию, а также, что очень важно, извлекать максимум информации, то есть адекватно читать и понимать содержание текста.
Поэтому можно вполне аргументированно сказать, что главным условием и средством формирования опыта самообразовательной деятельности личности социального педагога является специальным образом организованный психолого-педагогический процесс, а мероприятия, осуществляемые педагогами вуза по личной инициативе вне рамок данного процесса, выполняют лишь вспомогательную и ориентирующую роль. Самообразование же должно рассматриваться всеми специалистами как средство активного поиска и полного усвоения социального опыта, с помощью которого выпускник вуза как будущий социальный педагог может организовать собственное образование, развитие и профессиональную переподготовку или подготовку в соответствии с целями и задачами, поставленными перед собой.
Таким образом, данный подход к самообразованию, по нашему мнению, научен и естествен, а такое педагогическое сопровождение должно в максимально полной мере соответствовать мотивам, цели и задачам, стоящим перед социальным педагогом, уровню его персональной готовности к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации, и в этом случае реализация всех функций процесса самообразования личности может быть максимально продуктивной и результативной.
Библиографический список:
Gluzman N.A. Professional image formation of a future social care teacher. The Education and science journal. 2017. Т. 19. № 9. С. 52-69. (In Russ.) DOI: 10.17853/19945639-2017-9-52-69.
Батаршев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение профес-сионально-личностного становления и развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 1916-1920. URL: http://e-koncept.ru/2015/85384.htm (дата обращения: 14.02.2018).
Внукова О.Н. Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 269-271. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4898/ (дата обращения: 26.02.2018).
Ганченко И.О. Педагогика профессионального самообразования. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. 314 с.
Глузман Н.А. Проблема формирования профессионального имиджа будущего социального педагога в процессе подготовки в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-1. С. 74-79.
Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза. Челябинск: УралГУ ФК, 2009. 310 с.
Коржакова В.Н., Мусаелян Е.Н., Романов В.А. Стратегическое управление подготовкой будущих специалистов в высшей школе: концептуальные основания // Научный вестник национального горного университета. 2016. № 3 (153). С. 129-135.
Митрохина С.В., Романов В. А. Развитие самостоятельной деятельности учащихся как высшая форма самоорганизации личности // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. Владимир. 2016. № 24 (43). С. 66-74.
Романов В.А. Педагогическое моделирование как средство формирования ключевых компетенций будущего специалиста // Проблемы качества подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС: материалы XXXVII учебн.-метод. конф. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. С. 77-79.
Романов В.А. Подготовка учителя начальных классов в аспекте новой образовательной парадигмы. Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2016. 208 с.
Романов В. А. Самообразование будущих бакалавров и магистров в вузе как высшая форма самоорганизации личности // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 5. Т. 1. С. 209-213.
Шаин Е.Г. Проблемное поле семьеведческой подготовки будущих социальных работников в вузе // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 2. С. 100-108.