Научная статья на тему 'Формирование компетентности социального педагога как фактор его профессионального самообразования'

Формирование компетентности социального педагога как фактор его профессионального самообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов В. А.

В статье раскрывается проблематика формирования компетентности социального педагога как фактор его профессионального самообразования. Представлены основные характеристики самообразования, готовность к саморазвитию и самореализации через самостоятельное обучение, описан процесс самообразования в современных условиях, зависящий от ряда компонентов активной познавательной деятельности будущих социальных педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности социального педагога как фактор его профессионального самообразования»

УДК 37.013.42

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ

© 2018 В. А. Романов

докт. пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования e-mail: romanov-tula@mail.ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

В статье раскрывается проблематика формирования компетентности социального педагога как фактор его профессионального самообразования. Представлены основные характеристики самообразования, готовность к саморазвитию и самореализации через самостоятельное обучение, описан процесс самообразования в современных условиях, зависящий от ряда компонентов активной познавательной деятельности будущих социальных педагогов

Ключевые слова: активная познавательная деятельность, компетентный специалист, профессиональное самообразование, формирование социального педагога, характеристики самообразования

Современное общество нуждается в творческих людях, обладающих познавательной активностью в процессе социализации и профессиональной деятельности, так как в период быстрого обновления объемов информации и их постоянного изменения от выпускников вузов требуют не только готовности к мобильному изменению функций в профессионально-педагогической деятельности, но и способности к перестраиванию ее и характера работы непосредственно уже в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Бесспорно, социальная система каждой страны должна трансформироваться в контексте собственного социально-экономического развития и политической структуры, основываясь на специфических культурно-исторических и педагогических традициях, в том числе в области социальной и социально-педагогической работы. В поисках собственного пути в этой сфере особую ценность представляет здоровая конкуренция с социальной работой за рубежом, ознакомление с которой не только дает возможность узнать о деятельности зарубежных коллег, но и осмыслить собственный опыт и наметить перспективы дальнейшего развития отечественной социальной теории и практики.

Эти требования особенно остро, по мнению И.О. Ганченко, Н.А. Глузман, О.Л. Карповой, В.Н. Кормаковой, Е.Г. Шаина и др., стали проявляться в условиях реформирования высшей профессиональной школы, капитализации как образовательных, так социальных и экономических отношений. При этом, как отмечают отечественные педагоги-исследователи, профессиональная значимость и конкурентоспособность отечественного специалиста в образовательной сфере часто непосредственно связаны с его знаниями, умениями, а также готовностью к постоянному обновлению и пополнению компетенций, своей образованности и квалификации. Все это, по нашему убеждению, требует от студента-выпускника способностей к самообразованию [Gluzman 2017; Ганченко 2004; Карпова 2009; Кормакова 2016; Шаин 2014 и др.].

В условиях модернизации системы образования появилась и существует не просто социальная востребованность в высококлассных специалистах, готовых к

самообразованию, - нужны молодые специалисты, способные реализовать свой интеллектуальный, физический и возрастной потенциалы, стремящиеся к востребованности обществом, желающие найти себя и свое место в социуме, а значит, можно с уверенностью говорить о наличии личной и социальной востребованности в самообразовании.

История человечества убедительно доказывает «жизненную теорему»: «Чтобы обеспечить себе и близким достойное существование, иметь возможность заботиться не только о хлебе насущном, но и о своем духовном развитии, необходимо чаще обращаться к самообразованию». Хотя обращение к самообразованию, если оно не продумано, если оно эпизодично, часто оказывается неудачным. Выпускники вузов, к великому сожалению, не имеют необходимых знаний об организации (планировании) профессиональной деятельности, о способах, позволяющих получить доступ к социальным источникам информации, а также ее отбору, накоплению и т. д.

Сущность опыта самообразовательной деятельности личности в условиях рынка труда описал еще О. Уайльд. Он считал опыт названием, которое дается человеком своим ошибкам, а отсюда и интерес к самообразованию. Ведь самообразование как феномен давно привлекало внимание человечества и ученых всего мира, поэтому вопрос о том, что же являет собой самообразование, каков теоретический смысл и содержательное наполнение этого понятия, изучался и до сих пор изучается во многих научных исследованиях. В работах педагогов за последние 5-7 лет по вопросам, связанным с рассмотрением проблем самообразования, понятие «самообразование» рассматривается как непрерывное продолжение общего, профессионального и высшего образования, которое не только актуализирует, но и расширяет знания, а также восполняет пробелы в интеллектуальном и культурном развитии человека.

В рамках существующих ГОС ВО в учебных планах многих вузов заметно резкое увеличение часов для самостоятельной работы в общем объеме учебной нагрузки и содержания образования до 40-60%. Однако, как показывает опыт большинства вузов, эта мера не дает ожидаемого эффекта, ведь более 70% студентов не используют представляемое им на самостоятельную работу время не по прямому назначению. Причина в том, что студенты имеют низкую культуру самодисциплины и самоорганизации, самоконтроля и самообразования и т.д. В такой ситуации, по мнению многих отечественных педагогов-практиков, актуализируются вопросы и проблема профессиональной подготовки выпускников, которые будут способны к постоянному самообразованию в ответ на постоянно и быстро изменяющиеся внутренние и внешние условия экономической, профессиональной и социальной сфер, а значит, в полной мере не будут зависеть от этих условий [Митрохина 2016; Романов 2016].

К основным характеристикам самообразования можно отнести самостоятельную работу с любыми источниками информации, свободный выбор интересующих обучающегося проблем, подвижный объем знаний, ограниченный степенью интереса к выбранному предмету, и др. Что лежит в основе этого? В основе умственной работы, как показывает опыт, лежат личные интересы, возможности и склонности, которые обусловливаются, так или иначе, культурными, экономическими и социальными потребностями.

В ряде своих работ мы говорили, что понятие «самообразование» совершенствовалось на основе понятия «самостоятельная работа», однако сегодня, по нашему убеждению, недостаточно полно изучены вопросы взаимосвязи подготовки студентов к самообразованию и самостоятельной работы. Особенно это наглядно просматривается в теории, описывающей содержание самостоятельной работы, в части самообразования, хотя преподаватели вузов (большая их часть) рассматривают самостоятельную работу студентов как средство добывания знаний, формирования

компетенций самостоятельной работы, развития познавательной самостоятельности и творческой активности, социализации личности и ее подготовки к профессиональной деятельности. Они связывают ее со способностью личности студента к самоорганизации, что, конечно же, будет являться важной стороной воспитания самостоятельности как черты личности.

В современных условиях, сложившихся в отечественной высшей школе, под самообразованием специалиста целесообразно понимать деятельность личности, направленную на достижение поставленных ею целей по собственному воспитанию, образованию, профессиональному развитию, соотнесенных с ценностями и требованиями общества, которая, являясь психолого-педагогической системой, включает комплекс средств поиска и дидактического усвоения социально значимого для человека опыта, процесс освоения этого опыта и его результат, а также является важным основанием для последующего движения к самореализации и саморазвитию во всех сферах и отношениях. От уровня развития способностей личности самостоятельно усваивать, использовать, а значит, понимать продукты технологических, научно-технических, массовых и индустриальных профессиональных достижений, а также современной культуры зависит не только социальное и экономическое, но и ее психофизиологическое состояние в современном обществе [Романов 2016].

Что же требуется от специалиста-выпускника педагогического вуза сегодня? Вопрос сложный и дать на него однозначный ответ невозможно. Мы считаем, что необходимо «не послушное отсиживание» один раз в пять-шесть лет лекций, семинаров на курсах повышения квалификации, а внутренняя готовность встречать каждую профессионально-педагогическую ситуацию достойно, быть готовым к самообразованию и соответствующей переподготовке в меняющихся с огромной скоростью ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда и современных образовательных услуг.

Известные в педагогике пути, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном на всевозможных семинарах, вебинарах, заочных дистанционных университетах и т.п., сегодня оказываются недостаточными. Поэтому их места все больше и больше занимает самостоятельная индивидуальная работа личности над различными научно-исследовательскими, научно-популярными и иными источниками в области педагогики и психологии, получение знаний лишь при незначительной консультации профессионалов в той или иной гуманитарной отрасли. Вот почему актуальность подготовки будущего специалиста педагогического вуза, а в нашем случае социального педагога, к самообразованию находится на ведущих позициях, и успех самообразования, по мнению И.О. Ганченко, О.Л. Карповой, Б.И. Сарсенбаевой и др.

Этот процесс в современных условиях зависит от ряда компонентов его активной познавательной деятельности, среди которых, на наш взгляд, первостепенными могут быть:

• обладание социальным педагогом необходимым умственным развитием, способностями усматривать в той или иной научной области и жизненных ситуациях научные проблемы и вопросы, формулировать их, планировать и предусматривать обоснованную последовательность шагов поиска ответа на них, а также их решения;

• умение своевременно актуализировать и мобилизовать имеющиеся знания, приемы и способы деятельности из числа уже усвоенных в вузе, выбирать из них подходящие для решения возникших вопросов, соотнося их при этом с профессионально-педагогическими условиями разрешаемой проблемы, делать четкие выводы на основе изученных фактов;

• наличие желания разрешить проблему, найти достойные ответы на возникшие вопросы, нацелить, если в этом есть необходимость себя, на саморазвитие и самореализацию во всех сферах и отношениях и в свете решения этих задач познать что-то новое, используя для этого разноплановые научные источники и др. [Батаршев 2015; Внукова 2014 и др.].

Эти и другие компоненты будут актуализированы только при осознании будущим социальным педагогом персональной ответственности и необходимости в формировании профессиональных компетенций как средства, дающего возможность самообеспечения переподготовки или переквалификации и придания этому процессу личностного смысла. Поэтому самообразование является важнейшим фактором самореализации современного выпускника вуза.

Российский рынок труда сегодня требует от социального педагога постоянного и быстрого приспособления к перечисленным выше процессам, к получению знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, полученных в вузе, то есть опыта познавательной и образовательной деятельности. Под адаптацией собственного опыта мы должны понимать не отрицание или утрату опыта самостоятельной образовательной или познавательной деятельности как проявления некой образовательной свободы или самобытности, - такая адаптация позволяет обогащать опыт обновленными знаниями, умениями и компетенциями.

С большой долей вероятности можно ожидать, что будущий социальный работник как выпускник педагогического вуза должен быть готов к овладению новыми профессиональными знаниями задолго до того самого периода в его жизни, когда потребуется доказать не только свои способности к самообразованию, а главное -умение эффективно использовать и оценивать, как полагают ученые-практики, современные педагогические технологии с точки зрения таких равновеликих результатов как, во-первых, наличие у выпускников общеобразовательных организаций и всей системы многоуровневой профессионально-педагогической подготовки высоко организованных и четко систематизированных знаний о представлении научной картины мира, а также организованного и систематизированного образовательного опыта профессиональной деятельности; во-вторых, развитие умений и навыков, формирование необходимых компетенций самообразовательной и познавательной деятельности, которые будут определять их готовность к пониманию и принятию изменений, возникающих в современном мире новых научных идей и знаний.

Такая модель готовности будущего социального педагога начинает формироваться, несомненно, с первых дней его обучения в современном образовательном учреждении. Однако эта задача сегодня даже в высшей педагогической школе решается не всегда эффективно, поэтому, естественно, перед образовательными учреждениями возникают проблемы следующего характера, например: как создать у выпускника высшего профессионального образования среду, стимулирующую самообразование; какими компетенциями самообразовательной деятельности он должен обладать и как их совершенствовать в условиях меняющихся требований и ориентиров на рынке образовательных услуг и труда и т.д. [Романов 2010; 2014].

Готовность к саморазвитию и самореализации через самостоятельное обучение представляет собой по своему содержанию сложный конгломерат знаний, умений и навыков учебной деятельности, ценностных установок и ориентаций личности социального педагога, организаторских и интеллектуальных, нравственных и волевых качеств. Такая готовность в содержательном плане будет складываться из приобретенных учащимися навыков самостоятельной работы с учебными материалами, в том числе и электронными, справочниками и словарями, различными дидактическими материалами; сформированных компетенций, позволяющих сопоставлять события,

факты, уметь их анализировать, оценивать изучаемые вопросы и проблемы, делать обобщения; умений самостоятельно готовить научно-теоретические сообщения, творческие задания с конкретными выводами и практическими рекомендациями.

Перечисленные основные компоненты готовности будущих социальных педагогов к самообучению, по мнению ведущих специалистов в этой области, естественно, предполагают наличие следующих умений самообразования: находить необходимую информацию, соотносить содержательный образ слова с его значением, понимать структурную информацию текста, его семантическую информацию, а также, что очень важно, извлекать максимум информации, то есть адекватно читать и понимать содержание текста.

Поэтому можно вполне аргументированно сказать, что главным условием и средством формирования опыта самообразовательной деятельности личности социального педагога является специальным образом организованный психолого-педагогический процесс, а мероприятия, осуществляемые педагогами вуза по личной инициативе вне рамок данного процесса, выполняют лишь вспомогательную и ориентирующую роль. Самообразование же должно рассматриваться всеми специалистами как средство активного поиска и полного усвоения социального опыта, с помощью которого выпускник вуза как будущий социальный педагог может организовать собственное образование, развитие и профессиональную переподготовку или подготовку в соответствии с целями и задачами, поставленными перед собой.

Таким образом, данный подход к самообразованию, по нашему мнению, научен и естествен, а такое педагогическое сопровождение должно в максимально полной мере соответствовать мотивам, цели и задачам, стоящим перед социальным педагогом, уровню его персональной готовности к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации, и в этом случае реализация всех функций процесса самообразования личности может быть максимально продуктивной и результативной.

Библиографический список:

Gluzman N.A. Professional image formation of a future social care teacher. The Education and science journal. 2017. Т. 19. № 9. С. 52-69. (In Russ.) DOI: 10.17853/19945639-2017-9-52-69.

Батаршев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение профес-сионально-личностного становления и развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 1916-1920. URL: http://e-koncept.ru/2015/85384.htm (дата обращения: 14.02.2018).

Внукова О.Н. Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 269-271. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4898/ (дата обращения: 26.02.2018).

Ганченко И.О. Педагогика профессионального самообразования. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. 314 с.

Глузман Н.А. Проблема формирования профессионального имиджа будущего социального педагога в процессе подготовки в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-1. С. 74-79.

Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза. Челябинск: УралГУ ФК, 2009. 310 с.

Коржакова В.Н., Мусаелян Е.Н., Романов В.А. Стратегическое управление подготовкой будущих специалистов в высшей школе: концептуальные основания // Научный вестник национального горного университета. 2016. № 3 (153). С. 129-135.

Митрохина С.В., Романов В. А. Развитие самостоятельной деятельности учащихся как высшая форма самоорганизации личности // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. Владимир. 2016. № 24 (43). С. 66-74.

Романов В.А. Педагогическое моделирование как средство формирования ключевых компетенций будущего специалиста // Проблемы качества подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС: материалы XXXVII учебн.-метод. конф. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. С. 77-79.

Романов В.А. Подготовка учителя начальных классов в аспекте новой образовательной парадигмы. Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2016. 208 с.

Романов В. А. Самообразование будущих бакалавров и магистров в вузе как высшая форма самоорганизации личности // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 5. Т. 1. С. 209-213.

Шаин Е.Г. Проблемное поле семьеведческой подготовки будущих социальных работников в вузе // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 2. С. 100-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.