Научная статья на тему 'Самообразование как средство формирования профессионально-личностной компетентности студентов'

Самообразование как средство формирования профессионально-личностной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / ФУНКЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ / КЛЮЧЕВЫЕ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ / SELF-EDUCATION / IS PROFESSIONAL-PERSONAL COMPETENCE / ABILITIES / TECHNOLOGIES TRAINING / FUNCTION OF SELF-EDUCETION / INDEPENDENT WORK OF THE STUDENT ON SELF-EDUCATION / KEY LARVAL SIGNIFICANT THE COMPETENCE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Анатолий Аркадьевич

В статье рассмотрены аспекты профессионально-личностной компетентности будущего специалиста, определены функции самообразования как важнейшего средства формирования профессионально-личностной компетентности специалиста, выявлены преимущества организации самостоятельной работы студентов при продуктивном обучении, роль преподавателя при организации самостоятельной работы студента в контексте его самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION AS MESNS OF FORMATION PROFESSIONAL - PERSONAL COMPETENCE OF STUDENTS

In clause aspects of is professional-personal competence of the future expert are considered, functions of self-education as major means of formation of is professional-personal competence of the expert are certain, advantage of the organization of independent work of students are revealed at productive training, a role of the teacher at the organization of independent work of the student in a context of its self-education.

Текст научной работы на тему «Самообразование как средство формирования профессионально-личностной компетентности студентов»

УДК 378.14.041

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

А.А. Семенов

В статье рассмотрены аспекты профессионально-личностной компетентности будущего специалиста, определены функции самообразования как важнейшего средства формирования профессионально-личностной компетентности специалиста, выявлены преимущества организации самостоятельной работы студентов при продуктивном обучении, роль преподавателя при организации самостоятельной работы студента в контексте его самообразования.

Ключевые слова: самообразование, профессионально-личностная компетентность, способности, функции самообразования, самостоятельная работа студента по самообразованию, ключевые личностно значимые компетенции личности.

Специфика системы образования заключается в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающихся, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний, формировать потреб -ность в непрерывном самостоятельном овладении умениями и навыками самообразования, а также в самостоятельном и творческом подходе к знаниям в течение всей активной жизни человека.

Одним из возможных путей решения данной проблемы является воспитание у студентов должного отношения к профессиональным знаниям и умениям, формирование у них потребности в самообразовательной деятельности. Она может быть реализована через решение таких педагогических проблем, как отбор содержания, методов и форм организации учебного процесса, направленных на формирование потребности в знаниях и творческом подходе к процессу учения. Поэтому необходимо переориентировать задачи обучения с сообщения обучаемому как можно большей суммы знаний на то, чтобы развить в студенте, образно говоря, «критическую массу» знаний и навыков, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего образования и самообразования человека в соответствии с бесконечным многообразием требований жизни.

Умение самообразовываться необходимо человеку для успешной профессиональной деятельности, и этим умением нужно обладать. Система высшего образования, готовящая будущих специалистов, должна позволить ему приобрести необходимый для жизни ресурс. Причем ресурс особого рода: ключевые (общие, инвариантные), личностно значимые компетенции, которые пригодятся

в любой сфере трудовой деятельности и которые характеризовали бы его профессионально-личностную компетентность. С этих позиций формирование профессионально-личностной компетентности будущего специалиста в стенах высшего учебного заведения должно стать «ключом» к его конкурентоспособности, возможности успешного «вписывания» в структуру нынешнего общества, т.е. к активной социализации в нем.

Акцентируя внимание на этом аспекте профессионально-личностной компетентности будущего специалиста, мы исходили из того, что необходимость самообразования как особого вида деятельности для многих профессиональных групп становится в настоящее время особо актуальным вопросом: «Любая работа требует развития определенных навыков, и самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, - это навык самообразования» [6].

Рассмотрим современное состояние проблемы самообразования. Словарь С.И. Ожегова определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя». Опираясь на существующие исследования, мы рассматриваем самообразование в единстве со всей системой умственного самовоспитания, а последнее - как компонент умственного развития. Самообразование включает в себя ряд признаков: оно отражает познавательные потребности умственного развития личности и в первую очередь потребности в саморазвитии; характеризуется познавательной активностью и самостоятельностью личности; связано с самоуправ-

лением не только познавательной деятельностью, но и всем образом жизни человека. С этих позиций в нашей работе самообразование рассматривается как процесс самоуправления приобретением знаний, умений и навыков, в котором одновременно воспитываются и развиваются умственные силы и способности обучающегося. Этот процесс управляется самой личностью, что составляет основное отличие самообразования от образования (А. К. Громцева). Самоуправление умственной деятельностью требует четких целей, устойчивых мотивов, развитой воли и высокого уровня самосознания.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что во второй половине ХХ - начала XXI вв. большая группа исследователей занимается проблемами самообразования:

- в рамках теории непрерывного самообразования как составная связующая часть образования, обеспечивающая его непрерывность и преемственность на протяжении всей жизни человека;

- в педагогических основах повышения квалификации и подготовки кадров как одна из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста;

- в социологических исследованиях как категория, опосредованная свободным временем личности, элемент его структуры;

- в контексте педагогической и социальной психологии как составная часть самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития личности.

Как видим, определение самообразования в педагогической литературе встречается как в широком, так и в узком смысле слова. Самообразование в первом значении понимается как социально-педагогическая категория, определяющая уровень и методы интеллектуального развития общества и способствующая поступательному движению общества по пути культурного, экономического и научно-технического прогресса. Под самообразованием в узком смысле слова понимается лишь система обновления, расширения, и углубления ранее полученных знаний, совершенствование практических умений и навыков с целью достижения профессионального мастерства. Анализируя разнообразие определений «самообразования», можно выделить некоторые его существенные признаки: самостоятельный поиск, приобретение знаний, повышенный интерес, продолжение развития. В частности,

М.Г. Кузьмина выделяет следующие основные признаки самообразования:

1) самообразование может иметь место только на основе глубоких перспективных внутренних мотивов; отдельные случаи поиска ответов на интересующие человека вопросы под влиянием каких-либо побуждений нельзя еще считать самообразованием; приобретение знаний как дополнительная к основному занятию познавательная деятельность;

2) самообразование протекает на основе самодеятельности личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями, цель его - расширение знаний в одной или нескольких областях знаний и личное самосовершенствование, основанное на самоконтроле; овладение знаниями по своей инициативе;

3) самообразование осуществляется без детального руководства со стороны; индивидуальная самостоятельная познавательная деятельность по овладению знаниями.

Приведенный выше анализ научной литературы показал, что термин «самообразование» трактуется неоднозначно. Одни исследователи самообразование понимают как целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самим обучающимся (А.К. Громцева), другие - как основу совершенствования подготовки студентов, процесс становления себя (Г. Н. Сериков). Анализируя предлагаемые определения, мы пришли к выводу о необходимости уточнения понятия. Обобщив и проанализировав существующие исследования, а также опираясь на собственный опыт, мы рассматриваем самообразование студентов как активную, саморегулируе-мую, личностно и профессионально значимую, самостоятельную познавательную деятельность, направленную на поиск и усвоение социального опыта с целью самосовершенствования. Самообразование студентов - это личностно регулируемая деятельность в образовательном процессе вуза (и за его пределами), составляющая основу развития профессиональной компетенции как компонента «самообразующегося» специалиста, предполагающая профессиональное самосознание (осознание норм, правил модели своей профессии), самооценивание своих возможностей как будущего профессионала (понимание и осознание особенностей самого себя, эмоционального отношения и др.), развитие умений и навыков самостоятельно познавательной деятельности (саморегуляция, самоанализ, самооценка, самоконтроль, самореа-

лизация), включающих опыт самостоятельного построения своего образовательного потенциала, признание и принятие непрерывности процесса саморазвития, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации. Таким образом, самообразование - необходимое слагаемое в жизни культурного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Цели самообразования могут быть разными, но все они, в итоге, сводятся к овладению определенными знаниями. Главная задача самообразования - сформировать умение не только самостоятельно мыслить, но и действовать в нестандартных ситуациях. В структуру самообразовательной деятельности входят: потребности, мотивы, цели, средства достижения, действия, рефлексия.

Развитие мотивов самообразования обусловлено как внешними, так и индивидуальными особенностями личности. На первое место среди мотивов самообразования большинство исследователей выдвигают познавательный интерес. Однако мотивы самообразования - это еще не сама самообразовательная деятельность.

Потребность в самообразовании формируется в познавательной деятельности. Для успешных занятий самообразованием необходим определенный уровень развития познавательной активности и самостоятельности. Самообразование предполагает наличие у человека умений самостоятельной познавательной деятельности.

Важным условием самообразования является твердо укоренившаяся привычка к систематическому умственному труду, которая складывается постепенно. Взаимосвязь познавательной активности и самообразования самая непосредственная: самообразование выступает как одна из высших форм проявления познавательной активности.

В зависимости от уровня познавательной активности, сформированности интеллектуальных умений, степени развития мыслительных процессов, нравственно-волевой и мотивационных сфер, - можно выделить несколько стадий в самообразовании:

- наивысшую - самообразование становится жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера;

- высокую - систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения техникой данного вида деятельности;

- среднюю - ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетво-

рения возникшей познавательной потреб -ности;

- низкую - спонтанное (внесистемное) самообразование часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом развитой познавательной культуры.

Качество самообразования зависит от умений личности организовать собственную деятельность, видеть и целенаправленно использовать внешние факторы, которые содействуют достижению поставленных целей. Конечный результат самообразования зависит от способностей, трудолюбия, познавательной потребности, силы мотивации и т.д.

В самообразовании в большей мере проявляется образование и воспитание личности, развиваются такие качества человека, как его направленность, организованность, самостоятельность, активность и требовательность к себе. По своей сути, самообразование не изолированный процесс, оно включается в целостное формирование личности.

Успешность любой деятельности, в том числе и самообразования, зависит, прежде всего, от готовности к ней. Готовность к самообразованию - одно из сложных психических состояний личности, в структуре которого можно выделить следующие компоненты: уровень целеполагания, наличие осознанной потребности в самообразовательной деятельности, ее мотивы, наличие профессиональных знаний, сформирован-ность самообразовательных умений и навыков, отношение к средствам самообразования. Главной целью профессионального образования является подготовка конкурентоспособного выпускника, а основными показателями конкурентоспособности являются: востребованность, мобильность и готовность выпускника самостоятельно работать в роли того или иного специалиста (в зависимости от специальности), которая предполагает сформированность следующих умений самообразования:

- умение прогнозирования, которое позволяет обосновать решение перспективного характера, предугадать развитие ситуации, мысленно охватить всю последующую деятельность;

- умение планирования, позволяющее учитывать фактор времени, выбирать варианты, использовать различные подходы в принятии решений;

- умение организации, позволяющее обеспечивать намеченные планы;

- умение учета, контроля и регулиро-

вания, позволяющее критически оценивать свои возможности в решении самостоятельных задач;

- умение перестроиться на требуемую профессиональной ситуацией деятельность.

Рассмотрение самообразования как важнейшего средства формирования профессионально-личностной компетентности любого специалиста и одновременно ее важнейшей составляющей обосновывается ее функциями. Эти функции достаточно хорошо представлены в работе И.А. Хоменко:

1) экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

2) ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;

3) компенсаторная - ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

4) саморазвития - совершенствование субъективной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

5) методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

6) коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

7) сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

8) психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества.

Как видим, самообразование есть:

а) необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека;

б) занятие, которое сопутствует ему всегда и которое в современной ситуации предопределяет социокультурную независимость и самостоятельность личности;

в) путь развития и интеллекта, и личности в целом;

г) ее движение в культуре, неформальное общение с ней;

д) вид духовной деятельности и самый свободный путь к ускоренному саморазвитию.

В психолого-педагогической литературе под способностями принято понимать такие прижизненно развивающиеся психические свойства личности, которые, с одной стороны, формируются в результате ее жизни, а с другой - обусловливают высокую степень умелости и успешности выполнения этой деятельности. Способность - это условие успеха личности в той или иной области

труда или профессиональной деятельности.

В современных исследованиях по вопросам самостоятельной и самообразовательной работы отмечается, что подготовка квалифицированных работников, готовых к постоянному профессиональному росту, невозможна без перманентной самообразовательной деятельности и навыков самостоятельной работы. Если рассматривать качество образования не с позиции «качество процесса», а с позиции «качество результата», то в терминах оценки человеческого капитала получается парадоксальный вывод: студенты традиционного очного обучения систематически недополучают важный комплект компетентностей, связанных с навыками самостоятельного формирования нового знания, распознавания проблем, проработки «открытых» вопросов, синтетического видения сложных контекстов в динамике и т.п. При этом именно этот блок компетентностей отвечает за способность и темп самостоятельного непрерывного наращивания человеческого капитала после завершения высшего образования. Чем выше навыки самостоятельной работы, тем легче они вписываются в концепцию непрерывного образования. В реальной практике студенты в основном ориентируются на прагматические ценности (получить диплом о высшем образовании или отсрочку от армии, продлить детство и т.п.), у них отсутствует осознанное стремление к профессиональному самообразованию и самосовершенствованию; ярко выражена традиционная установка на «знаниевую» парадигму. Одной из причин такого состояния дел является то, что многие преподаватели относятся к выполнению своих обязанностей формально, дистанцируясь от студентов и, тем самым, отчуждаясь от своей профессиональной деятельности.

Цель подготовки специалиста определяется ими исходя из нормативных документов (стандарта, типовой программы и др.), а содержание учебных дисциплин - в соответствии с государственными стандартами, без запросов практики и интересов студентов, особенностей их личного опыта. Что же касается образовательного процесса, то в основном здесь используются традиционные технологии обучения: лекции, семинары, преимущественно репродуктивные способы организации учебно-познавательной деятельности студентов. Образовательный процесс рассматривается как сугубо рациональное «втягивание» профессиональной подготовки «в круг наукоучения» с его жесткой предопре-

деленностью, «однозначностью понятийного аппарата» [6. С. 48-49].

В учении студента достаточно отчетливо представлены те же структурные элементы познавательной деятельности, что и в самообразовании. В самом общем плане самообразование отличается от процесса обучения тем, что в одном случае познавательная деятельность управляется преподавателем, в другом - самим студентом.

Следовательно, для формирования у студентов готовности к самообразованию необходимо, чтобы в процессе обучения происходило постепенное наращивание их управляющих функций во всех звеньях учебной деятельности с таким расчетом, чтобы удельный вес элементов самообразования в процессе обучения неуклонно возрастал, обеспечивая им более активную позицию в учении. В связи с этим уровень студентов должен быть качественно другим.

Практически уже на первых курсах обучения они должны принимать участие в определении содержания своего образования с учетом своего признания, склонностей, обеспечивая тем самым возможность углубленной работы над собой. Необходимость обязательного овладения минимумом знаний делает возможным определение содержания образования более гибким, вариативным, чтобы оно полнее удовлетворяло личностные запросы студента.

Непосредственное участие студентов в определении содержательной стороны учения будет стирать грань между обязательными и добровольными видами его познания, поскольку учебная, обязательная работа в этой системе, сделавшись для студентов более значимой, может продолжаться по собственному побуждению и вне стен вуза [1. С. 8-12].

Необходимо и увеличение доли самостоятельного познания в процессе обучения. Практически доступные для студента темы вообще могут быть предложены им для самостоятельного изучения. При этом он должен выступить как достаточно самостоятельный организатор своей деятельности по овладению данным содержанием: определить виды своей работы, литературу, приемы выполнения, объем работы самоконтроля.

Задания научно-информационной деятельности - поиск и сбор, предлагаемые студентам для самостоятельной работы, нацеленные на развитие методологических знаний и умений, должны предполагать мобильную форму конечного продукта (и по

объему, и по содержанию), организацию самостоятельной работы в контексте переработки, представления научной информации в форме вторичного документа.

Создание небольшого насыщенного вторичного документа (библиографического списка, аннотации, реферата, обзора, таблицы, резюме, рекламного представления аналитической справки, диаграммы, рецензии), позволяет студенту не только пройти весь путь решения творческой задачи с момента зарождения творческого замысла до его воплощения в материальном продукте, но и многократно воспроизвести творческий процесс, отрабатывая необходимые умения в изменяющихся условиях. В конечном счете, это должно привести к развитию способности быстро и точно спрогнозировать, спланировать и скорректировать познавательные действия на любом этапе информационных процессов (поиск, хранение, переработка, распространение).

Активная переработка информации необходима (и возможна) в содержании практически любого учебного предмета. Это означает, что самостоятельная научно-информационная деятельность (с «погружением» обучаемого в непосредственное создание вторичного документа) органично «встраивается» в учебный процесс на любом этапе и при любой форме организации (лекции, семинарском и практическом занятии, внеаудиторной работе).

Организация самостоятельной работы студентов имеет ряд значительных преимуществ:

1. Полученный отдельным субъектом результат в виде его «экспортной модели» становится общественным достоянием. Происходит переход знания в информацию. Этим обусловлена значимость заключительного этапа в решении творческой задачи и необходимость его присутствия в самостоятельной работе студентов при выполнении любого задания.

2. Осуществляется приобретение дополнительных умений излагать материал в письменной форме; развитие через речь (как способ формирования мысли посредством языка) научного мышления будущих специалистов; формирование способности к коммуникации.

3. Изменяется роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С тради-ционно-контролирующей функции акцент в его деятельности переносится на функцию управления внешними факторами: форми-

рования установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т.д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т.п. Управляя внешними факторами, преподаватель создает условия для развития внутренней самодеятельности

- целевых и волевых установок, рефлексии, прояснения ценностей.

4. Формируется одна из важных компетенций профессионально-личностной компетентности специалиста любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальной востребованности -готовность к непрерывному поиску нового актуального знания, грамотного осуществления информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения).

Таким образом, формирование профессионально-личностной компетентности будущего специалиста в рамках такой ее важнейшей составляющей компетенции, как готовность и способность к перманентному самообразованию и самообразовательной деятельности, представляется нами как формирование, развитие и регуляция индивидуально-личностных качеств «самообра-

зующегося» человека постиндустриального информационного общества.

Самообразование, рассматриваемое в качестве самостоятельного вида деятельности, напрямую связано с самореализацией личности будущего специалиста в труде и с практическим применением знаний в профессиональной сфере.

Источники и литература

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10.

2. Громцева А. К. Самообразование - как социальная категория: учебно-методическое пособие по спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1976. 250 с.

3. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия. 1990. С. 49.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. 1984. 797 с.

5. Сахарчук Е. Гуманитарный механизм управления качеством подготовки специалистов для сферы образования // Вестник высшей школы Alma mater. 2003. №9.

6. Хоменко И.А. Профессионализм и саморазвитие личности педагога / В кн: Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; под ред. А. С. Роботовой. М.: Академия. 2002.

Semenov A.A. SELF-EDUCATION AS MESNS OF FORMATION PROFESSIONAL - PERSONAL COMPETENCE OF STUDENTS

In clause aspects of is professional-personal competence of the future expert are considered, functions of self-education as major means of formation of is professional-personal competence of the expert are certain, advantage of the organization of independent work of students are revealed at productive training, a role of the teacher at the organization of independent work of the student in a context of its self-education.

Key words: self-education, is professional-personal competence, abilities, technologies training, function of self-educetion, independent work of the student on self-education, key larval significant the competence of the person

СЕМЕНОВ Анатолий Аркадьевич родился в 1954 г., окончил Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков (1980), канд. пед. наук (2000), доцент (2003), доцент кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 30 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.