54 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2013. № 2
УДК 37.026.7
ББК Ч402.65 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01
Минина Елена Вениаминовна,
старший преподаватель кафедры истории и теории социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 408; e-mail: [email protected].
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование; самообразование; самостоятельная работа студентов; самопознание.
АННОТАЦИЯ. Обосновывается актуальность и значимость самообразования как формы самостоятельной работы студентов в системе подготовки конкурентоспособных специалистов. Рассматривается роль самопознания в процессе самообразования студентов вуза.
Minina Elena Veniaminovna,
Senior Lecturer of the Chair of History and Theory of Social Work, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
SELF-EDUCATION AS A FORM OF INDEPENDENT MORK OF STUDENTS
KEY WORDS: education; self-education; students’ independent work; self-cognition.
ABSTRACT. The article discusses the importance and the significance of self-education as a form of independent work of students in the system of preparation of competitive specialists. The author examines the role of self-knowledge in the process of self-education of students of the University.
Процесс модернизации образовательной системы России, и в частности высшего профессионального образования, ставит задачу подготовки специалистов, умеющих адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных задач, критически мыслить, грамотно работать с информацией, заниматься самообразовательной деятельностью.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения связано по сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В традиционной системе образования студент накапливал знания «на всю жизнь», а новый формат предполагает приобретение им базовых знаний, необходимых «для жизни», т. е. «обучаемый» становится «обучающимся» (если раньше студента учили, то сейчас он должен учиться сам). Поэтому высшее образование призвано давать основу для систематического продолжения образования в течение всей последующей жизни, наряду с общей и профессиональной подготовкой.
Самообразование является составной частью непрерывного образования. Под непрерывным образованием понимается систематическая, целенаправленная деятельность по получению знаний и формированию умений, навыков и необходимых качеств как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и в процессе самообразования.
Самообразование и саморазвитие имеют важное значение для формирования личности студента. «Развитие и образова-
ние ни единому человеку не могут быть даны или сообщены, — писал знаменитый немецкий педагог Адольф Дистерверг (1790—1866). — Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Поэтому самообучение, самообразование, саморазвитие — средства и одновременно результаты образования [4. С. 134].
П. И. Пидкасистый отмечает, что самообразование — это непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания на основе сформированной у человека потребности в знаниях.
По мнению В. В. Байлука, самообразование — это сознательная, самоуправляемая репродуктивно-познавательная деятель-
ность человека, направленная на воспроизводство (освоение) знаниевого опыта общества с целью удовлетворения личностно и профессионально значимых потребностей. В этом определении термин «сознательная» означает «свободная», так как указанная деятельность осуществляется на основе свободного выбора ее субъекта [1. С. 37].
Самообразование человека — это его целенаправленная систематическая познавательная деятельность, необходимая для решения задач, возникающих на разных этапах жизнедеятельности, и социально значимых задач для удовлетворения своих потребностей в целях не только повышения образовательного уровня, но и получения второй и третьей специальностей.
Представляется логичной позиция В. В. Байлука, который выделяет следующие виды самообразования:
© Минина Е. В., 2013
1) базовые, или духовные виды самообразования, к которым относятся гносеологическое самообразование (связано со знаниями о познании), нравственное и эстетическое самообразование. При этом само по себе потребление произведений искусства (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев изобразительных искусств и т. д.) лишь в той мере может быть отнесено к самообразовательной деятельности, в какой искусство выполняет познавательную функцию;
2) эзотерические (внутренние) виды самообразования. К ним относятся самообразовательное образование, т. е. самостоятельное овладение знаниями о самом самообразовании, самопознавательное самообразование (овладение знаниями о самопознании), самовоспитательное самообразование (овладение знаниями о самовоспитании), валеологическое самообразование (овладение знаниями о том, как быть здоровым, как вести здоровый образ жизни);
3) экзотерические (внешние) виды самообразования: профессиональное самообразование, общественно-политическое (гражданское), правовое, экономическое, семейное, коммуникативное, бытовое и досуговое [1. С. 38].
Успех самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности, среди которых первостепенными являются:
1) обладание необходимым уровнем интеллектуального развития, способностями ставить вопросы и выявлять проблемы, формулировать их, предусматривать и планировать последовательные шаги поиска ответа на них, их решения;
2) умение мобилизовать, актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, отбирать из них необходимые для решения возникшей проблемы, соотносить их с условиями решаемой задачи, делать выводы из изученных фактов;
3) желание решить проблему (задачу), найти ответ на возникший вопрос; нацелить себя, если это необходимо, на дальнейшее самообучение и при решении задачи познать новое, привлекая для этого различные источники [2. С. 215].
В педагогической литературе самообразование определяют как особым образом организованное приобретение знаний и умений, основанное на систематической самостоятельной работе.
Применительно к вузовскому образованию В. И. Загвязинский утверждает, что именно самостоятельная работа «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», предос-
тавляет возможность «быть сознательным и активным гражданином» [9].
Самостоятельная работа становится необходимой для получения качественного профессионального образования, эффективного включения в профессиональную деятельность и социальную жизнь.
И. А. Зимняя считает, что самостоятельная работа обучаемого есть следствие правильно организованной учебной деятельности, мотивирующей самостоятельное ее расширение, углубление, продолжение в свободное время. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины и личной ответственности. Являясь одним из видов учебной деятельности, самостоятельная работа рассматривается как важнейший элемент обучения и воспитания студентов, что отражено в письме Минобразования РФ от 29 декабря 2000 № 16-52-138ИН/16-13 о рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. Преподаватель в таком случае из транслятора знаний превращается в менеджера образовательного процесса, организуя и направляя познавательную деятельность обучаемых. Эффективность самостоятельной работы определяется правильной организацией работы [8; 6].
Учебный процесс в системе высшего профессионального образования играет решающую роль в развитии и накоплении опыта познавательной самостоятельности студентов как основы овладения любыми, в том числе и профессиональными, знаниями. Но и в общеобразовательных школах, и в учреждениях среднего и высшего профессионального образования обучение сосредоточивается в основном на формировании знаний, умений и навыков, а развитию способности студентов к познавательной самостоятельности внимания уделяется мало.
Увеличение роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы способствовать развитию у студента способности к творческому применению знаний, самоорганизации, быстрой и успешной адаптации в профессии и социуме.
В целях подготовки к будущей профессиональной деятельности студенты по собственной инициативе усваивают дополнительные объемы знаний, приобретают умения и навыки, необходимые для самостоятельной работы и дальнейшего самообразования. Переход от обязательного обучения на первоначальных этапах к умению учить-
ся самостоятельно в течение всей последующей жизни является одной из проблем педагогики высшей школы.
Необходимо также учитывать степень подготовленности студентов к самостоятельному труду, определенный уровень самодисциплины студентов. В этом случае необходимо целенаправленное обучение самостоятельной работе, которое включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку ими рациональной работы с учебным материалом, овладение приемами углубленного и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач. Это особо необходимо на младших курсах.
В рамках учебного процесса в системе высшего профессионального образования важно показать студентам, что готовность к самостоятельной работе, к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения данных) определяет успешность личностного роста и социальную востребованность.
По мнению В. В. Байлука, самостоятельная работа студентов включает такие элементы, как самообразование (учебнопознавательную деятельность), самопознание, самовоспитание, самооздоровление и самоуправление. Самообразование как вид самостоятельной работы студентов есть процесс движения от незнания к знанию, от неумения учиться к умению, от недостаточного уровня развития характерологических качеств, необходимых для самообразования, к более высокому [1. С. 50].
Образование и самообразование воздействуют на самопознание не только через усвоение теоретического знания, но и в качестве стимула самопознания; в свою очередь, самопознание тоже выступает стимулом их развития.
В процессе познания себя человек, как правило, «встречается» с разного рода феноменами, о которых у него либо явно недостаточно научных знаний, либо вообще нет. Так, например, студент в процессе профессионального самоопределения пытается познать свои способности. Но знаний для этого у него не хватает. Тогда, естественно, у него возникает вопрос о том, что представляют собой способности человека с точки зрения современной науки и каковы способы их выявления. И студент ищет работы, в которых соответствующие знания содержатся. Эти знания он может получить также
посредством прослушивания соответствующих лекций или консультаций у специалиста. Так запускается механизм образования и самообразования под воздействием самопознания [2. С. 110].
На основе полученных индивидом в процессе самопознания своих качеств представлений о том, какие из личных качеств его удовлетворяют, а какие из них он хочет развить, сформировать заново или изжить, ставятся непосредственные цели самовоспитания. Конечная цель самовоспитания — самореализации индивида, которая полноценно может осуществиться только посредством сформировавшихся позитивных качеств [1. С. 103].
Формирование качеств — это непосредственная цель самовоспитания и одновременно средство самореализации (это может быть как положительная, так и отрицательная самореализация).
Выполнение самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня мотивации, самосознания, самодисциплины, личной ответственности, рефлексивности, доставляет студенту удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Одна из главных задач вуза заключается в том, чтобы научить студентов учиться, сформировать у них способность ко все более сознательному и самостоятельному усвоению знаний и приобретению умений. Для этого в Институте социального образования УрГПУ был введен спецкурс «Культура учебной деятельности», целью которого является специальное обучение студентов необходимым и рациональным способам и приемам деятельности обучения в вузе.
В содержании курса приводятся рекомендации относительно того, как планировать и организовывать свою учебную и профессиональную деятельность, овладевать навыками самоконтроля и самооценки, с пользой слушать и эффективно конспектировать лекции, готовиться к практическим и семинарским занятиям, работать во время экзаменационной сессии, научиться приемам рационального чтения учебной литературы. Большое внимание уделяется методам развития восприятия, управления вниманием, совершенствования памяти, что, в свою очередь, является фундаментом для самообразовательной деятельности студентов.
Самообразовательная деятельность студента — это такая его деятельность, которая внешне управляется педагогом и одновременно самоуправляется студентом. Вместе с тем самообразование — это средство самовоспитания, поскольку способствует
выработке целеустремленности, настойчи- работы студентов, позволяет человеку адап-
вости в достижении цели, внутренней орга- тироваться к меняющимся условиям и со-
низованности, трудолюбия и других мо- держанию профессионального труда, спо-
ральных качеств. Следовательно, самообра- собствует повышению профессиональной
зование является формой самостоятельной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. БАИЛУК В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012.
2. БАИЛУК В. В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности. В 2 кн. Кн. 1. Основы самопознания личности : моногр. / Урал. гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2010.
3. БАИЛУК В. В. Человекознание. В 5 кн. Кн. 5. Принципы и методы воспитания и самовоспитания студентов : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.
4. ВАЛЕЕВА Н. Ш., ГОНЧАРУК Н. П. Психология и культура умственного труда : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2004. ^
5. ПИДКАСИСТЫЙ П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. ПИСЬМО Минобразования РФ от 29.12.2000 N 16-52-138ИН/16-13 о рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО.
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» : от 8 дек. 2009 г. № 709.
8. ЧЕРНАЯ А. В., ЧЕКУНОВА Е. А., ПоГоРеЛОВА Е. И. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам. Ростов н/Д, 2002.
9. ШУКЛИНА Е. А. К новой парадигме образования XXI века: от образования к самообразованию / / Образование и общество. 2004. № 3. С. 63—67.
Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. В. А. Дегтерев