УДК 378.147.88
ББК Ч448.027 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 13.00.01
Байлук Владимир Васильевич,
доктор философских наук, профессор, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: isobrspu.ru
МОНОГРАФИЯ «СИСТЕМНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА -ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»: ВЗГЛЯД АВТОРА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная деятельность; самореализация; профессиональная самореализация; высшее образование; субъектность; самопознание.
АННОТАЦИЯ. Автор - доктор философских наук, профессор, преподаватель Института социального образования Уральского государственного педагогического университета В. В. Байлук - характеризует свою новую книгу «Системность самостоятельной деятельности студентов вуза - основа профессиональной самореализации» (Уральский государственный пеадгогически универитет, Екатеринбург, 2015), в которой отразались многолетние исследования в области самообразования. Обсуждаемые в настоящей работе вопросы сложны и малоразработаны. Поэтому предлагаемое автором их решение может оказаться не бесспорным, дискуссионным. Автор будет рад обсудить их с читателями.
Bayluk Vladimir Vasil'evich,
Doctor of Philosophy, Professor of Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
MONOGRAPH «SYSTEMIC NATURE OF INDEPENDENT ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS AS A BASIS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION»: VIEW OF THE AUTHOR
KEYWORDS: independent activity; self-realization; professional self-realization; higher education; subject position; self-knowledge.
ABSTRACT. The author of the article, Doctor of Philosophy, Professor of the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University V.V. Bayluk characterizes his new book "Systemic Nature of Independent Activity of University Students — a Basis of Professional Self-realization" (Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, 2015), which reflects many years of research in the field of self-education. The questions under discussion in the given book are complex and far from being studied well enough. That is why their solution offered by the author may be subject to discussion and further consideration. The author would be glad if the readers should find it possible to discuss them with him.
Основная задача высшего образования - формирование духовно-творческой личности специалиста, способного к продуктивной профессиональной и личностной самореализации в интересах общества и самого себя. Но решение этой задачи практически невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя студенту. В литературе отмечается, что для этого необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в их активного творца, умеющего формировать проблемы, анализировать пути их решения, находить оптимальный результат и доказывать их правильность. Другими словами, основной движущей силой познавательной деятельности студентов (учебно -познавательной, исследовательской и практической) должен быть поиск истины. Но это для будущей профессиональной самореализации необходимое, но еще недостаточное условие. Студентам также на основе присвоенных теоретических и прикладных знаний о человеке вообще необходимо научиться познавать себя, систематически
осуществлять научное предметное, оценочное и проектное самопознание и на этой основе сознательно строить все виды своей самореализации. В Законе «Об образовании в РФ» одна из обязанностей обучающихся гласит: «Заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и совершенствованию» (Статья 43). Но в нем ни слова не сказано о роли в этом процессе самопознания обучающихся. Между тем, без их самопознания невозможно выполнение ни одного из этих требований.
Однако курс «Основы самопознания личности» не читается ни в общеобразовательной щколе, ни в средних и высших профессиональных образовательных организациях. Результат - сегодня преобладающее большинство абитуриентов поступают в вузы исходя не из познания своих склонностей и способностей, т. е. не в соответствии со своим призванием, в силу случайных факторов. А педагогической общественностью и субъектами управления образованием пока не
© Байлук В. В., 2015
осознается то, что практически все науки (учебные дисциплины), которые изучаются в образовательных организациях, являются и науками о самопознании обучающихся. Усваивая теоретические и прикладные знания этих наук, обучающиеся вначале познают в себе то универсальное, общее, что присуще им и объединяет их со всеми другими людьми и явлениями природы, а затем, используя эти знания в качестве методологии, они познают в себе уникальное, индивидуальное, то есть то, что присуще только каждому из них. На базе этих знаний они строят свои Я-концепции, выступающие основой всех видов их самостоятельной деятельности в вузе.
Студентам также необходимо овладеть культурой всестороннего самовоспитания, делания себя в соответствии с нормативными требованиями общества и своими истинными потребностями и возможностями.
В последние годы воспитательная деятельность в вузах восстановлена и включена в число показателей их аттестации. Но эта деятельность восстановлена только в виде воспитательной деятельности преподавателей, т. е. без самовоспитательной деятельности студентов. Но известно, что воспитать личность только посредством внешних воспитательных действий нельзя. Подлинное воспитание - это всегда самовоспитание, которое возможно, начиная с определенного возраста, только на основе убеждений человека и его постоянных самоупражнений. Что же касается воспитательной деятельности педагогов, то она по отношению к самовоспитанию студентов выступает только как условие.
Но чтобы студент мог заниматься самовоспитанием, он должен научиться познавать себя и все время осуществлять эту деятельность. Но в образовательных организациях, как отмечалось, самопознанию никто не учит. Никто не учит и тому, как заниматься самовоспитанием. В итоге, по данным некоторых исследований, треть студентов самовоспитанием не занимается вообще, треть - от случая к случаю, а остальные - относительно постоянно. Но те, которые занимаются самовоспитанием, занимаются им преимущественно стихийно, так как не имеют представления ни о принципах, ни о методах самовоспитания и исходя из весьма расплывчатого представления о том, что представляет собой самовоспитание. И это при том, что конечный продукт системы образования - воспитанность обучающихся, которая является показателем сформированности их субъектности, т.е. готовности к профессиональной и личностной самореализации.
Мы исходим из того, что преподавателям вузов принадлежит определяющая
роль в создании условий для формирования профессиональной и личностной субъект-ности студентов. Самостоятельной же деятельности студентов принадлежит определяющая роль в самом процессе созидания, производства своей субъектности. Поэтому самовоспитательная деятельность студентов в виде системы должна стать основой их подготовки к продуктивной профессиональной самореализации. Это значит, что весь образовательный процесс в вузе и вся образовательная деятельность студентов в нем, должны быть нацелены на овладение студентами культурой самопознания, самоуправления, самовоспитания и самооздоровления, так как только на основе культу-росообразного характера указанных видов деятельности возможно осуществление ими их учебно-познавательной деятельности, исследовательской, учебно-практической и социокультурной.
Что представляет собой самостоятельная деятельность студентов (СДС) в вузе сегодня? В литературе справедливо отмечается, что СДС в вузах в настоящее время является одним из наиболее слабых мест в практике высшего образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации. Выражается это в следующем. В вузах в центре внимания преподавателей и исследователей находится преимущественно их учебно-познавательная деятельность. Определенное внимание уделяется самостоятельной исследовательской деятельности. Учебно-практическая и социокультурная деятельности студентов как самостоятельные чаще всего не рассматриваются. Это же относится и к самооздоровительной деятельности, которая в литературе фигурирует под названием «здоровьесберегающая деятельность».
Второй существенный недостаток в разработке проблемы СДС состоит в том, что в литературе не выделяется такой вид СДС как их самопознание, хотя некоторые авторы пишут о рефлексивности студентов, а многие справедливо утверждают, что без сознательного отношения студентов к учебе нельзя успешно осуществлять их подготовку к профессиональной деятельности. Но основой сознательности студентов является их самопознание. Именно поэтому оно выступает как инте-гративный фактор их образовательной деятельности в вузе.
Третий существенный недостаток в разработке проблемы СДС связан с тем, что сегодня самовоспитание студентов в системе высшего образовния фактически предано забвению.
Итак, в педагогической литературе отдельные виды СДС (самопознание, само-
воспитание, самоуправление, самооздоровление) практически вообще находятся вне поля зрения исследователей. А те, которые в большей или меньшей мере являются предметом исследования, рассматриваются чаще всего вне взаимосвязи между собой. Этим определяется четвертый существенный недостаток в разработке проблемы СДС. Сегодня не исследованы ни структура (состав), ни системность СДС (взаимосвязи отдельных видов СДС). И это при том, что СДС - основа подготовки будущих специалистов в вузе, что качество их подготовки в определяющей мере зависит от их самостоятельной деятельности.
Но какова природа СДС и что надо делать, чтобы эта их деятельность сегодня отвечала требованиям общественной практики и потребностям и возможностям самих студентов, обеспечивала на необходимом уровне их подготовку к будущей продуктивной профессиональной самореализации, нацеленной на созидание благ обществу, другим людям и самим себе?
Для достижения этой цели необходима разработка концепции целостной системы СДС и ее внедрение в образовательную практику высшего образования. На наш взгляд, целостная система СДС включает 2 подсистемы видов этой деятельности. Первую подсистему мы назвали эзотерической (внутренней) подсистемой видов СДС. Она включает следующие виды деятельности: самопознавательную, самовоспитатель-ную,самоуправленческую, и самооздоровительную. Основанием их выделения является то, что в них студент является не только субъектом деятельности, но и объектом. Эти виды деятельности непосредственно нацелены на самоизменение, саморазвитие, формирование студентами своей профессиональной и личностной субъектности.
Вторую подсистему видов СДС мы назвали экзотерической (внешней). Она включает следующие виды деятельности: учебно-познавательную, (самообразовательную), исследовательскую, учебно-практическую и социокультурную. Основанием их выделения является то, что во всех этих видах деятельности объект находится вне студента: в учебно-познавательной и исследовательской деятельности - это внешний мир как объект познания, а в учебно-практической и социокультурной деятельности - это внешний мир прежде всего как объект практики.
Если во второй подсистеме системообразующим видом деятельности является учебно-практическая деятельность, то в первой подсистеме системообразующим видом является самопознание студентов, так как и сознательное самовоспитание, и самоуправление, и самооздоровление возможны только на осно-
ве самопознания. Но только на основе научного самопознания возможно также обеспечение сознательного характера и экзотерических видов деятельности. Принципиальной особенностью самопознания студентов является и то, что оно в целостной системе видов деятельности студентов выступает как ее ин-тегративный фактор, так как обеспечивает взаимосвязи между собой и эзотерических видов деятельности, и экзотерических, и первых со вторыми.
Разработка целостной системы видов СДС также предполагает исследование специальных технологий каждого вида деятельности и их методов, а также универсальной технологии каждого из них. Универсальная технология каждого вида деятельности студентов, на наш взгляд, включает следующие этапы: самообразование студентов, связанное с каждым видом его деятельности (приобретение знаний о данном виде деятельности) - самопознание себя в отношении этого вида деятельности - самовоспитание (формирование качеств, необходимых для этого вида деятельности) - самоуправление этим видом деятельности.
Работа состоит из 10 глав. В первой главе рассматривается природа СДС, во второй - учебно-познавательная деятельность студентов (самообразование), в третьей - научное самопознание студентов, в четвертой - самоуправленческая деятельность студентов, в пятой - самовоспитание студентов, в шестой - самостоятельная здо-ровьесозидающая деятельность студентов, в седьмой - учебно-практическая деятельность студентов, в восьмой - исследовательская деятельность студентов, в девятой -социокультурная деятельность студентов, в десятой - на основе проведенного исследования обосновывается системная природа СДС в вузе.
В процессе исследования всех видов СДС выявляется их сущность, внешняя и внутренняя детерминация, их технологии и методы и их роль в подготовке студентов к продуктивной профессиональной самореализации. Делается вывод, что качественная подготовка будущих специалистов в системе высшего образования возможна только при создании в вузе условий для успешной самореализации студентов во всех видах деятельности при учете их органической взаимосвязи.
Внедрение концепции СДС как системы в образовательный процесс в высшей школе, на наш взгляд, потребует кардинальной перестройки всех звеньев высшего образования - управления образованием, деятельности педагогов и, разумеется, деятельности студентов.
В работе автор все время стремился сочетать строго научный подход к рассматриваемым проблемам с доступностью изложения. С этой целью в работе ограничено число ссылок на научную литературу, использовавшуюся при ее написании, и привлекается разнообразный фактический материал.
Особенность работы состоит в том, что в ней теоретическая сторона рассматриваемых проблем все время раскрывается в сочетании с их прикладной стороной, с изложением технологий, методов практического действия.
Во всей работе широко используются изречения, афоризмы многих и многих деятелей мировой культуры, замечательных
людей, в которых «результаты мышления великих людей просеяны через решето и сито времени» (Л. Н. Толстой). Автор использовал афоризмы в тех случаях, когда сказать лучше не мог, в качестве аргументов и выразительных средств и с целью актуализации знаниевого опыта, который продуцируется вне академической науки и нередко дает более полное представление о предмете исследования.
Обсуждаемые в настоящей работе вопросы сложны и малоразработаны. Поэтому предлагаемое автором их решение может оказаться не бесспорным, дискуссионным. Автор будет рад обсудить их с читателями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлук В. В. Системность самостоятельной деятельности студентов вуза - основа профессиональной самореализации : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015.
REFERENCES
2. Bayluk V. V. Sistemnost' samostoyatel'noy deyatel'nosti studentov vuza - osnova professional'noy samo-realizatsii : monografiya / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2015.