Научная статья на тему 'Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста'

Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2860
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ / САМОВОСПИТАНИЕ / SUBJECTIVIZATION OF A PERSON / SUBJECT OF THE ACTIVITY / INDEPENDENT WORK / SELF-EDUCATION / READINESS TO SELF-EDUCATION / SELF-UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Ирина Анатольевна

Рассматриваются основные средства формирования субъектности специалиста — самообразование и самовоспитание. Подробно рассмотрены понятия «субъектность», «самообразование», «самовоспитание» и «самостоятельная работа». Определена специфика самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-education and Self-Upbringign as Means of Building Subjectivity of a Specialist

Basic means of building subjectivity of a specialist, i.e. self-education and self-upbringing are discussed. Concepts of “subjectivity”, “self-education”, “self-upbringing”, “independent work” are studied. Specificity of independent work of students in the course professional training of a specialist is defined.

Текст научной работы на тему «Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста»

УДК 37.037.5 ББК Ч400.512

ГСНТИ 14.01.07

Код ВАК 13.00.01

Ларионова Ирина Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологий социальной работы, директор Института социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 415; е-mail: Larionova@uspu.ru.

САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: субъективация личности; субъект деятельности; самостоятельная работа; самообразование; готовность к самообразованию; самовоспитание.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные средства формирования субъектности специалиста — самообразование и самовоспитание. Подробно рассмотрены понятия «субъектность», «самообразование», «самовоспитание» и «самостоятельная работа». Определена специфика самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки специалиста.

Larionova Irina Anatolievna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Social Work Technologies, Director of the Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

SELF-EDUCATION AND SELF-UPBRINGIGN AS MEANS OF BUILDING SUBJECTIVITY OF A SPECIALIST

KEY WORDS: subjectivization of a person; subject of the activity; independent work; self-education; readiness to self-education; self-upbringing.

ABSTRACT. Basic means of building subjectivity of a specialist, i.e. self-education and self-upbringing are discussed. Concepts of “subjectivity”, “self-education”, “self-upbringing”, “independent work” are studied. Specificity of independent work of students in the course professional training of a specialist is defined.

Ч

еловек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой, т. е. речь идет о субъективации личности. Признать эти качества за личностью, создать условия для их формирования и проявления означает для педагога объективировать процессы воспитания и обучения. Вне этих условий интегральная индивидуальность просто не складывается (В. С. Безрукова).

Субъективация личности — это «состояние личности, при котором она чувствует себя полноправным субъектом учебной деятельности» [4. С. 73], когда наблюдается не только детерминация действий обучающихся воздействием преподавателя, но и обратный процесс: деятельность преподавателя детерминируется действиями, отношением, развитием обучающихся, их состоянием.

Субъективация личности — образование интегральное. Осознать себя личностью можно только через активное поведение. Чтобы это качество проявилось, обучающемуся необходимы такие свойствообразующие качества, как освоение рефлексии своего поведения, умения отвечать за себя и результаты своей деятельности, осуществлять самопланирование [5].

Есть все основания утверждать, что субъектная проблематика занимает сегодня одно из центральных мест в теоретико-

прикладных исследованиях наук о человеке и становится приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностно-профессионального развития специалистов.

Отметим, что понятия субъекта и личности не совпадают: «Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность — совокупностью общественных отношений» [1].

По Б. Г. Ананьеву и А. Н. Леонтьеву, субъект деятельности — это совокупность индивидуальных и личностных свойств. Если осуществляемая субъектом деятельность является проявлением его собственного имманентного свойства, то в структуре субъекта превалируют индивидные свойства. Если же субъект включен в деятельность как способ существования действительности, то в его структуре начинают доминировать личностные свойства. Еще более значимое положение человека проявляется в его понимании своей субъектности как равного среди других полюса живого пространства космоса (по В. П. Казначееву), что требует от него проявления свойств индивидуальности — верхней ступени символического восхождения человека к самому себе [12].

С точки зрения В. А. Сластенина, теоретическая модель формирования личности специалиста как субъекта может быть про-

© Ларионова И. А., 2013

дуктивно выстроена на основе принципов синергетического мировоззрения, поскольку они образуют собой методологию изучения личности в любых сферах жизнедеятельности. Такой подход позволяет не просто переориентировать образовательную стратегию на личность обучающегося, поскольку провозглашает его равенство, но и дает возможность увидеть и реально учесть как неоднолинейность, незапро-граммированность развития личности в педагогическом процессе, так и неоднозначность самих педагогических воздействий [11. С. 157].

Синергетика позволяет методологически усилить модель формирования личности студента как субъекта за счет придания законченного вида следующим важным принципам ее функционирования: центр учебно-воспитательного процесса — личность учащегося; учащийся — субъект образования и воспитания, способный влиять на указанные процессы, занимая в них активно-творческую позицию; отказ от заранее заданной парадигмы обучения и воспитания, манипулятивной педагогики, исходящей из механистического видения мира — свобода самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, смещение акцента с накопления знаний, умений, навыков (ЗУНов) на поиск индивидуальной стратегии самоопределения учащегося в жизни, на выработку психологических качеств, необходимых для ее реализации; пересмотр традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебновоспитательной деятельности; актуализация принципов активности, диалогичности, самостоятельности, инициативы, творчества и обучения: учащийся и учащий — открытые, саморегулирующиеся системы, стремящиеся к развитию субъ-ектности и субъективности, взаимодополняющие и взаимообогащающие друг друга в совместном процессе индивидуального самостроительства; свобода выбора стратегии индивидуального жизненного пути, а значит, выбора образовательных программ, курсов, глубины их содержания и самого преподавателя [Там же. С. 157].

Актуальность становления и развития субъектности будущего профессионала просматривается в нескольких плоскостях. Во-первых, в плоскости саморазвития: субъ-ектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсности человека; без нее сам процесс саморазвития утрачивает целостность, комплексность, стержневую сущность. Во-вторых, в плоскости воспитательно-образовательного процесса: субъектные характеристики студента обеспечивают активность, избирательность,

творческий подход, а следовательно, успешность в овладении профессией и превращают учебный процесс в сотворчество двух субъектов — преподавателя и студента. В-третьих, в плоскости профессиональнопедагогической деятельности: субъект-

ность преподавателя служит детонатором, пусковым механизмом включения субъектности обучающихся, а значит, формирования их личностного, индивидуального, неповторимого начала в жизнедеятельности и жизнетворчестве [Там же. С. 158].

Обобщая сказанное, В. А. Сластенин выделяет следующие субъектные функции образования: развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути; воспитание инициативы и ответственности в природной и социальной сферах; обеспечение возможностей для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы; создание условий для самостроительства, саморазвития, творческого подхода, индивидуализации человека, развития его духовных потенций.

Основным средством формирования профессиональной субъектности личности является самостоятельная работа. В. В. Бай-лук следующим образом определяет ее специфику:

1. Принципиальная особенность самостоятельной работы человека состоит в том, что в процессе ее он выступает одновременно и субъектом, и объектом.

2. Самостоятельная работа — это работа каждого человека над самим собой, над своим телом, духом и душой.

3. Продуктом самостоятельной работы является создание ее субъектом своей профессиональной и личностной субъектности, самоизменение, самопроизводство своих социальных, духовных и физических способностей [2. С. 18].

Ценность самостоятельной работы В. В. Байлук видит в том, что она позволяет студенту стать высококвалифицированным специалистом в избранной профессии, является обязательным условием профессионального и личностного роста, самосовершенствования, решающим условием для создания личности, способной к жизненной самореализации [Там же. С. 18].

Самостоятельная работа студента — это такая деятельность, которая внешне управляется педагогом и одновременно само-управляется студентом, поэтому одной из ключевых задач самостоятельной работы является развитие стремления студента к самовоспитанию и самообразованию.

Активизация стремления студента к самовоспитанию и самообразованию — неотъемлемая часть подготовки будущих специалистов в вузе. Самообразование личности носит целевой, осознанный характер, основывается на тщательном планировании деятельности человека, его жизненных планах, четко поставленных перед самим собой задач.

Цель самообразования И. Н. Кузнецов определяет как «предвосхищаемый личностью уровень знаний, умений и навыков в определенной области, а также успехи в деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных жизненных планов. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления» [13. С. 357].

Интегральной функцией самообразовательной деятельности, по мнению В. В. Байлука, является познавательная самореализация в ней ее субъекта. Выделяют следующие показатели самообразовательной деятельности:

а) усвоение разного рода потребляемой информации и понимание ее;

б) развитие способности мыслить;

в) перерастание самообразовательной деятельности в научно-исследовательскую или проектную;

г) формирование устойчивой потребности в самообразовательной деятельности и ее самосовершенствовании;

д) формирование установки на использование приобретенных знаний для достижения личностно и социально значимых целей в других видах деятельности [3. С. 44—45].

Е. С. Рапацевич вводит понятие готовности к самообразованию, трактуя его как интегральное качество личности, которое характеризуется наличием стремления постоянно расширять диапазон восприятия жизни с целью более глубокого ее понимания и способностью к систематической учебной деятельности (умением свободно ориентироваться в различных источниках информации, критически анализировать их и самостоятельно находить ответы на все актуальные вопросы жизни) [8. С. 101].

Необходимость при подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования усиленного внимания к вопросам самообразования П. И. Пидкасис-тый связывает с высокой скоростью распространения научно-технической информации и темпами практического воплощения научно-технических достижений, а также с перспективами роста числа безработных и новыми требованиями к трудоустройству в

условиях перехода страны к рынку, т. е. с конкурентоспособностью в рыночных условиях, когда от будущего специалиста ожидаются способность и готовность решать научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику (технологию), профессиональная мобильность [10. С. 41].

Б. Н. Гамидуллаев выделяет два вида самообразования в зависимости от его формы и самостоятельности — системное и автономное. Системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением. Процесс обучения управляется в основном не обучающимися, а учебными заведениями. Обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях [6. С. 49].

Под автономным самообразованием понимается такое, когда самосовершенствование, самообучение или изучение какого-либо вопроса побуждается не извне, а потребностями или интересами самой личности. Человек при этом сам определяет цели самообучения и объем знаний (программу занятий), который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля, самоотчета и т. д., т. е. этот процесс приближает личность к самоуправлению [Там же. С. 50].

При определении программы самообразования представляется необходимым рекомендовать следующее:

1) разработать программу с учетом тех вопросов, которые приходится решать в процессе текущей деятельности;

2) учесть при ее разработке позитивные изменения, происходящие в последнее время в экономике, науке, технике, а также современные методы управления;

3) учесть аспекты практической реализации приобретаемых знаний;

4) ориентировать программу на уровень знаний, необходимых личности не только на данном этапе возможного продвижения по службе [Там же. С. 57].

В системе высшей профессиональной школы значительное внимание уделяется и самовоспитанию.

Самовоспитание — это систематическая сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные устои, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности [9].

Г. М. Коджаспирова под методами самовоспитания понимает методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции, и выделяет следующие методы самовоспитания: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение, са-монаказание, рефлексию и др. [7. С. 131].

Условия эффективного самовоспитания заключаются в осознании человеком необходимости самовоспитания и в стремлении овладеть его технологией, во взаимодействии воспитания и самовоспитания, в активной деятельности самих воспитуемых.

Процесс самовоспитания выстраивается [Там же. С. 132] от социальных требований к личности через самопознание, планирование работы над собой, реализацию программы, самоконтроль и самокоррек-цию, вновь через самопознание; в конце происходит возврат к социальным требованиям к личности (см. рис.).

Итак, самовоспитание — это всегда сознательная деятельность, т. е. самодеятельность человека, являющаяся средством самореализации и самоактуализации; это сознательная и системная работа над собой, направленная на развитие своей личности в соответствии со сложившимися идеалами, ценностями и убеждениями. Концентрированным же выражением самообразовательной и самовоспитательной деятельности является становление и развитие субъект-ности личности. критику и самокритику [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. АНАНЬЕВ Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. БАИЛУК В. В. Природа самостоятельной работы // Самостоятельная работа студентов в современном образовательном учреждении: теория и практика : сб. науч. тр. по итогам Междунар. конф., 17—20 марта 2010 г. В 3 ч. Ч. 2 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010.

3. БАИЛУК В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012.

4. БАРАКОВСКАЯ Н. И. Об интеграции понятия «субъективация» / / Прикладные проблемы педагогической интеграции : тез. докл. / Свердл. инженер.-пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. С. 33—34.

5. БЕЗРУКОВА В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.

6. ГАМИДУЛЛАЕВ Б. Н. Самоуправление: потенциал личности. Ростов н/Д : Феникс, 2006.

7. КОДЖАСПИРОВА Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Айрис-пресс, 2008.

8. ПЕДАГОГИКА : большая соврем. энцикл. / сост. Е. С. Рапацевич. Минск : Соврем. слово, 2005.

9. ПЕДАГОГИКА : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М. : Академия, 2000.

10. ПИДКАСИСТЫЙ П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Пед. о-во России, 2005.

11. СЛАСТЕНИН В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. М. , 2004. С. 155—161.

12. ТЮМАСЕВА З. И., БОГДАНОВ Е. Н., ЩЕРБАК Н. П. Словарь-справочник современного общего образования : акмеол., валеол. и экон. тайны. СПб. : Питер, 2004.

13. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ студента / сост. И. Н. Кузнецов. Минск : Кн. Дом, 2004.

Рис. Этапы процесса самовоспитания

К основным мотивам самовоспитания Б. Н. Гамидуллаев относит идеал, сознание несоответствия в данное время собственных сил требованиям деятельности, состязательность, притязания на признание коллектива, требования общественной морали,

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.