Дети проще вступают в процесс общения, находясь в тесной компании взрослого, нет боязни совершения ошибки, а это благоприятно действует на эмоциональный фон ребенка, способствует скорейшему раскрепощению и социальной адаптации в новой языковой среде.
Литература
1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Букатов В. М. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «дошкольное образование» Вып. 4 (10)).
3. Пастюк О. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка: воспитание и обучение: работаем по программе / О. Пастюк, И. Бережная, Ю. Скоромнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 11, 2003. - 35-42 с.
4. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Методика развития речи двуязычных
дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 253 с. — (Учебное пособие для вузов).
Self-education students using ICT via the Internet Sorochinskiy M. (Russian Federation) Самообразование студента с использованием ИКТ посредством сети Интернет Сорочинский М. А. (Российская Федерация)
Сорочинский Максим Анатольевич / Sorochinskiy Maksim - аспирант, Педагогический институт,
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается роль сети Интернет и ИКТ в развитии самообразования у студентов, анализируются возможности Интернет-ресурсов в рамках самостоятельного овладения различными дополнительными навыками или знаниями.
Abstract: the article discusses the role of the Internet and ICT in the development of selfeducation of students, exploring the possibilities of Internet resources in the framework of self-mastery of a variety of additional skills or knowledge.
Ключевые слова: самообразование, интернет, ИКТ.
Keywords: self-education, Internet, ICT.
В современных условиях развития образования и подготовки высококвалифицированных кадров одну из важнейших ролей играет умение студента адаптироваться к меняющимся условиям жизни, самостоятельно приобретать необходимые знания, уметь их анализировать и применять на практике для решения определенных задач, критически мыслить, грамотно работать с информацией, заниматься самообразовательной деятельностью.
С переходом к новым образовательным стандартам этот вопрос стал как никогда актуальным, потому что произошел переход от парадигмы обучения к парадигме образования. В традиционной системе образования студент накапливал знания «на
101
всю жизнь», а новый формат предполагает приобретение им базовых знаний, необходимых «для жизни», т. е. «обучаемый» становится «обучающимся». Поэтому высшее образование призвано давать основу для систематического продолжения образования в течение всей последующей жизни, наряду с общей и профессиональной подготовкой [3].
Вопросу самообразования и саморазвития уделяли огромное значение многие ведущие ученые, такие как А. Дистервег, П. И. Пидкасистый, В. В. Байлука, Е. А. Климов, А Г. Мысливченко, В. Л. Нечаева, А. М. Матюшкина и другие. Существует множество различных определений понятия самообразования, так по, мнению В. В. Байлука, самообразование — это сознательная, самоуправляемая репродуктивнопознавательная деятельность человека, направленная на воспроизводство (освоение) знаниевого опыта общества с целью удовлетворения личностно и профессионально значимых потребностей [1]. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой дается более обобщенное определение: самообразование - приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. Говоря о самообразовании следует иметь в виду тот факт, что под этим понятием часто понимают реализацию индивидом собственного потенциала, своих способностей, наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Самообразование рассматривают как специально организованную, самостоятельную, систематическую и познавательную деятельность [2].
Самообразование в контексте обучения в высшем учебном заведении, несомненно, имеет очень важное значение, однако мы будем рассматривать самообразование значительно шире, с точки зрения обучения или овладения дополнительными навыками или знаниями (которые направлены на реализацию интересов студентов), в том числе реализацию творческих потребностей. На сегодняшний день одной из самых крупных площадок для реализации своих возможностей, доступе к информации и самостоятельному обучению является сеть Интернет. Здесь представлено множество различных форм, методов и технологий, с помощью которых имеется возможность достичь желаемых результатов в процессе самообразования.
Рассмотрим, на наш взгляд, одни из самых популярных и востребованных направлений Интернет-ресурсов для самообразования в различных сферах интересов и деятельности, которые доступны всем желающим:
1) Сайты для овладения иностранными языками.
Одним из отличных примеров является сайт LinguaLeo. На сайте можно просматривать обучающее видео, смотреть фильмы с субтитрами на иностранном языке, выполнять задания для эффективного запоминания слов. Также есть приложение для гаджетов, в котором можно подобрать собственную программу для обучения. Главный плюс приложений подобного типа - возможность обучаться в любое удобное время и в любом удобном месте, благодаря интеграции с мобильными устройствами [4].
2) Обучение игре на различных музыкальных инструментах.
Еще одно не менее популярное направление в плане реализации своего творческого потенциала. В этом направлении можно найти ресурсы, начиная от форума, где делятся нотами разные пользователи (Nephelemusic.ru), до более технологичных виртуальных инструментов с функциями обучения (GarageBand). Многие из этих ресурсов так же доступны на мобильных устройствах.
3) Курсы и тренинги по различным направлениям.
Это направление в последнее время очень бурно развивается, и благодаря этому уже сейчас можно обучиться как основам какой-либо профессии (например, фотограф, дизайнер, кондитер и др.), так и навыкам работы с определенным программным обеспечением (курсы по Photochop, 3DMAX и др.). При этом, выбор того, как осуществлять обучение, стоит непосредственно перед обучаемым (от полной
102
самостоятельности в выборе и подбору необходимых материалов для обучения к готовым курсам по той или иной тематике).
4) Информационные ресурсы.
К данному направлению относятся все ресурсы, которые несут в себе определенную информацию. Это могут быть: электронные библиотеки (e-library), различных форматов энциклопедии (Wikipedia), видео ресурсы (Youtube), на которых находится множество различных каналов разной направленности, видео курсы и видео уроки по различным тематикам.
Таким образом, сеть Интернет позволяет находить студентам необходимые ресурсы в области самообразования, развивать и дополнять самого себя в самых разных сферах и направлениях, будь то учебная, творческая или другая деятельность, что может происходить как самостоятельно, так и коллективно, благодаря совместному взаимодействию с другими участниками данного процесса.
Литература
1. Байлук В. В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха: моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012.
2. Кодажаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. «Словарь по педагогике (междисциплинарный)» // Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. С. 448.
3. Минина Е. В. Самообразование как форма самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России . 2013. № 2. С. 54-57.
4. Lingualeo [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lingualeo.com (дата обращения 15.01.16).
Virtual environment as a teaching tool Krylova A. (Russian Federation)
Виртуальная среда как средство обучения Крылова А. С. (Российская Федерация)
Крылова Анастасия Сергеевна / Krylova Anastasiya - студент, кафедра информационных технологий в образовании, факультет начального образования, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара
Аннотация: в статье рассматривается инновационная среда обучения -
виртуальная. Обсуждаются аспекты ее реализации, положительные стороны использования в организации образовательного процесса, а также процесса оценивания.
Abstract: the article discusses an innovative learning environment - virtual. Discusses aspects of its implementation, positive aspects use in the organization of the educational process and the evaluation process.
Ключевые слова: педагогика, образование, виртуальная среда обучения.
Keywords: pedagogy, education, virtual learning environment.
В современном обществе виртуальная среда привлекает внимание специалистов в самых разнообразных сферах деятельности, в том числе и в сфере электронного обучения. На протяжении десяти лет такой вид обучения, как дистанционный, успешно применяется как в организациях, так и в учебных заведениях. Для обучаемых создается такая среда обучения, при которой не только воссоздаются
103