ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16) 2009
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009
УДК 378.0
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© л. П. ВИШНЕВСКАЯ, Г. В. ВИШНЕВСКАЯ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра иностранных языков (межфак) e-mail: [email protected]
Вишневская Л. П., Вишневская Г. В. - Самообразование как психолого-педагогическая проблема // Известия
ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 156-158. - В статье рассматривается состояние изученности проблемы самообразования в научной психолого-педагогической литературе, имеющей как социальное, экономическое, так и личностное значение. Актуализируется проблема подготовки специалистов, способных к постоянному самообразованию. Уточняется сущность понятий «самообразование», «готовность к самообразованию» и обращается внимание на специфику их применения в теории и методике профессионального образования.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, уровни самообразовательной деятельности, готовность к самообразованию, познавательная деятельность.
Vishnevskaya L. P., Vishnevskaya G. V. - Self-education as a psychological and pedagogical problem // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 156-158. - In the article it is considered the rank of studying the problem of self-education in scientific psychological and pedagogical literature, having social, economic and personal importance. The problem of training specialists ready for permanent self-education is actualized. The nature of terms “self-education”, “readiness for self-education” and their using in the theory and practice of professional training is defined.
Keywords: self-education, self-educational activity, levels of self-educational activity, readiness for self-education, perceptional activity.
Самообразовательная деятельность, умение ее осуществлять - важное качество любого профессионала, особенно в годы усиленного развития новейших технологий и компьютерной техники, которые затрагивают все сферы жизни в период становления информационного общества. Само свойство информации предполагает ее постоянное обновление, а людей вынуждает не отстать в понимании и применении этой информации в своей профессиональной деятельности и требует от человека умения самостоятельно усваивать новые знания и навыки.
Самообразование как вид деятельности используется людьми давно, но особое значение оно приобретает в годы неких переломных исторических моментов, в годы подъема и развития каких-либо общественных движений, в годы кризисов, когда одни парадигмы общественной жизни приходят на смену другим, когда обостряются противоречия, в том числе, и в образовании. Самообразование в этом случае может выступать одним из средств разрешения этих противоречий.
В научной литературе проблеме самообразования посвящены исследования таких авторов как И.И. Малкина, Н. И. Пидкасистого, Б. П. Есипова,
Г. И. Щукиной, Е. Н. Ястребцевой и др. Анализ пси-холого-педагогической литературы свидетельствует о том, что не существует однозначного подхода к определению самообразования. Некоторые авторы подчеркивают его познавательную сущность (А. К. Гром-цева, Н. Д. Иванова, Л. Г. Ковтун, И. И. Колбаско, И. А. Редковец, Н. Д. Хмель и др.), тесную связь с самовоспитанием личности (А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Б. Ф. Райский и др.), ее совершенствованием на основе систематической и целенаправленной деятельности, связанной с социальными условиями (А. я. Айзенберг, В. Б. Бондаревский и др.). Самообразовательная деятельность рассматривается в ряде исследований как процесс (А. В. Баранников), как средство поиска и усвоения социального опыта (Г. Н. Сериков), как процесс приложения самообразовательных умений к освоению определенных элементов социального опыта (Ю. Е. Калугин).
Взаимосвязь самообразовательной деятельности и познавательной деятельности также является одной из проблем, на исследование которой обращается внимание в педагогической науке. Один из подходов основан на взаимосвязи мотивации и способов освоения новой информации и включает в себя несколько
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
уровней взаимодействия самообразовательной и познавательной деятельности:
- подготовительный уровень самообразовательной деятельности - ориентировочный - когда учащийся осваивает новую информацию, имеющую для него ориентировочный смысл. Это различные факты, которые лишь на короткое время привлекают к себе внимание. Здесь познавательная деятельность учащегося носит ознакомительный, ориентировочный характер;
- уровень организованной самообразовательной деятельности по изучению системы знаний и умений при формирующемся познавательном интересе и неярко выраженной потребности;
- уровень оформившейся самообразовательной деятельности по системному усвоению знаний и умений, побуждаемой интересом. Познавательной сформированной потребностью и развитыми умениями;
- уровень, при котором регулярность и мотивы занятия самообразованием обусловлены познавательными интересами и образовательными потребностями.
Все приводимые мнения достаточно полно характеризуют рассматриваемый термин, но нам представляется необходимым учесть еще два момента. Во-первых, всякая образовательная система, помещаемая в образовательной пространство, создается для реализации деятельности участников образования. Во-вторых, зачастую человек обращается к самообразованию в силу неких внутренних побудительных мотивов, связанных как с саморазвитием человека, так и с его потребностью познать себя, свою духовную сущность и самореализовываться и как личность, и как специалист-профессионал.
Принимая во внимание все вышеизложенное, под самообразованием будем понимать такую деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех от ношениях.
Очевидно, что процессы образования и самообразования неотделимы от той социальной среды, в которой они реализуются. Это отмечают А. я. Айзенберг, Б. М. Бим-Бад, А. К. Громцева, Ю. Е. Калугин, Г. Н. Сериков [1, 3, 4, 5, 6] и др. Профессиональное образование ориентировано на становление самостоятельного самообучающегося человека и включает основные элементы исторического, культурного, нравственного, трудового, социального и самообразовательного опыта личности.
Многие авторы считают, что для осуществления человеком самообразовательной деятельности необходим некий предварительный этап, который Г. И. Бе-рецков [2] называет пропедевтикой самообразования, понимая ее как подготовительный курс, процесс - осо-
бый вид образования, включающий целенаправленные действия педагога или другого компетентного лица по формированию определенных знаний, навыков и умений самообразовательной деятельности, культуры умственного труда, научной организации всей работы, направленной на освоение наиболее рациональных способов повышения своего общего и специального образования, общественно значимых и полезных для данной личности.
О роли управления преподавателями самообразованием студентов говорится в работах Л. В. Жаровой, И. О. Котляровой и др., необходимость педагогического руководства отмечают И.И. Ильясов, В. Я. Ляудис, Б. Ф. Райский и др.
Важность педагогического управления на подготовительном этапе к самообразованию отмечают также
Н. Ф. Хмель и Н. А. Иванова [7], которые выделяют не только интеллектуальную и организационную стороны, но существенную роль отводят и психологической составляющей студента. Они считают, что подготовка студентов к самообразованию проходит несколько этапов, на каждом из которых педагогическое управление должно иметь качественно новое содержание. Авторы выделяют три стороны подготовки к самообразовательной деятельности - психологическую, интеллектуальную и организационную.
Существует другой подход, опирающийся на некую совокупность необходимых для реализации самообразовательной деятельности свойств личности. Такое состояние человека ряд авторов называет готовностью личности к самообразованию.
Взяв за основу введенные Г. Н. Сериковым [6] положения о готовой к самообразованию личности, определим это свойство человека как интегративную, развивающуюся с помощью педагогического содействия меру сформированности обобщенных характеристик личности для организации, осуществления и достижения целей самообразования в самом широком смысле, включая самовоспитание, самопознание, самосовершенствование, самореализацию. Именно такая личность будет представлять ценность для общества и, в конечном счете, о ней можно говорить как о состоявшейся в профессиональной, социальной, духовной и других сферах жизни.
Указанное свойство личности - готовность к самообразованию, можно считать тем адаптационным механизмом, которое необходимо вчерашнему выпускнику вуза для наиболее безболезненного перехода к профессиональной деятельности, для становления его как специалиста-профессионала, овладевшего соответствующей образованностью.
Таким образом, анализ психолого-педагогичес-кой литературы по проблеме самообразования и подготовки обучающихся к самообразованию показал актуальность исследуемой проблемы на сегодняшний день, особенно в свете обсуждаемого возможного реформирования высшего образования в условиях информатизации общества. В такой ситуации актуализируется проблема подготовки специалистов,
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 12 (16) 2009 г.
способных к постоянному самообразованию в ответ на непрерывно изменяющиеся внешние условия профессиональной и экономической сферы деятельности. Особенно остро эти требования проявляются в условиях капитализации социальных, экономических и образовательных отношений. При этом ценность и конкурентоспособность специалиста часто напрямую связаны с его умениями и готовностью к самообразованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1986. 128 с.
2. Берецков И. Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя: учеб. пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1982. С. 6-7.
3. Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 3-8.
4. Громцева А. К. Самообразование как социальная категория: учеб.-методич. пособие к спецкурсу. Л., 1976. 144 с.
5. Калугин Ю. Е. Связующие элементы образования и самообразования: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. 104 с.
6. Сериков Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1991. 232 с.
7. Хмель Н. Ф., Иванова Н. А. Организация самообразовательной работы студентов. Алма-Ата: АГПИ, 1971. 48 с.