Научная статья на тему 'К проблеме актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента'

К проблеме актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРС / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСУРС САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миняева Н. М.

В статье обосновывается необходимость актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в целях подготовки конкурентоспособного специалиста и формирования профессиональной элиты. Раскрыты философские, социокультурные и психолого-педагогические предпосылки обозначенного процесса. Выделен деятельностно-компетентностный поход как методологическая основа и теоретический регулятив исследуемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента»

Миняева Н.М.

Акбулакский филиал Оренбургского государственного университета Е-mail: afogu@rambler.ru

К ПРОБЛЕМЕ АКТУАЛИЗАЦИИ РЕСУРСА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

В статье обосновывается необходимость актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в целях подготовки конкурентоспособного специалиста и формирования профессиональной элиты. Раскрыты философские, социокультурные и психолого-педагоги-ческие предпосылки обозначенного процесса. Выделен деятельностно-компетентностный поход как методологическая основа и теоретический регулятив исследуемой проблемы.

Ключевые слова: ресурс, самообразовательная деятельность, ресурс самообразовательной деятельности, актуализация ресурса самообразовательной деятельности.

В момент эпохальных социокультурных сдвигов, характеризующихся интеграцией российской экономики в мировую, ее модернизацией на основе нанотехнологий, открытостью образования, процессами глобализации, возрастанием значения интеркультурных коммуникаций, обществу необходимы специалисты, аккумулирующие новые качества теории и практики, современную культуру, принципы научного мышления и самообразовательной деятельности, способные к самоизменению и самосовершенствованию в течение всей жизни. В этих условиях традиционная парадигма образования меняется на гуманитарную, в которой именно актуализация ресурса самообразовательной деятельности в двухуровневой системе высшего профессионального образования выступает процессом подготовки мобильных, компетентных и востребованных профессионалов.

Само обсуждение ресурса самообразовательной деятельности студента погружено в особый культурно-образовательный контекст, заданный тенденциями российского образования последнего десятилетия, таких как:

- утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;

- изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования - к общей правовой регуляции, возникающих в образовании отношений;

- и, наконец, перспектива интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда [3].

Сегодня знания становятся основой экономики. Индивидуализация проявляется в отми-

рании массового унифицированного образования. Труд трансформируется в творчество, что определяет переход от человека - средства, к человеку - цели. Человек уже не может адаптироваться, не находясь в самоизменении на базе непрерывной самообразовательной деятельности [4].

Данную перспективу человеку предоставляет двухуровневое высшее профессиональное образование, имеющее общие теоретические истоки с элитарным образованием и удовлетворяющее потребности общества в высокопрофессиональных кадрах, а также личности в образовании. Личностно ориентированный подход потребовал от разработчиков образовательных программ предусмотреть для обучаемых возможность участия в формировании собственной образовательной программы, или точнее в построении индивидуальной образовательной траектории [3]. Такие возможности появляются перед студентом, во-первых, при обучении в рамках двухуровневой системы (завершение обучения на уровне бакалавра или магистра) и, во-вторых, путем введения в образовательные программы факультативных и элективных дисциплин, расширяющих возможности студента в увеличении объема знаний и получения знаний из смежных научных областей. Последнее обстоятельство имеет особое значение в подготовке специалистов с углубленным знанием компьютерных технологий, иностранных языков, экологических, правовых, экономических направлений.

Наметившаяся тенденция ориентирована на вскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности процессов воспитания и развития личности студента, а также анализ особенностей его социализации, формирование новых соци-

альных - профессиональных групп: элиты и групп основной массы населения.

Однако, даже принимая и учитывая все эти аспекты, феномен ресурса самообразовательной деятельности не приобретает более ясных черт. С одной стороны существует требование практики в необходимости научно-методического обеспечения целенаправленной актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в условиях высшего профессионального образования, с другой - неразработанность теоретико-методологических основ данного процесса в педагогической науке.

Отсюда следует проблема разработки теоретико-методологических основ, обеспечивающих эффективность процесса актуализации ресурса самообразовательной деятельности в соответствии с европейским образовательным стандартом в системе высшего профессионального образования; в практическом плане ? проблема определения научно-методического обеспечения инновационной деятельности университета в соответствии с требованиями глобализации российской сферы образования.

Рассмотрим подробнее предпосылки актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в историко-философском, культурологическом и психолого-педагогичес-ком аспектах.

Начиная с античной философии и заканчивая философией экзистенциализма, современными работами М.М. Бахтина, И.С. Ильенкова,

А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, П.А. Флоренского, М. Хайдеггера раскрыты положения об уникальности человека, его открытости миру, свободе от внешней детерминации. Благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе - человек есть активное ин-тенциальное творческое существо [1].

Социокультурные предпосылки актуализации ресурса самообразовательной деятельности связаны с потенциалом культуры, с требованиями культуры XXI века, основными характеристиками которой выступают:

- углубляющаяся интеграция;

- смена познавательной активности на умения отличать ценное и бесценное, значимое и незначимое [2].

Далее напомним, что в психолого-педаго-гических науках созданы гуманитарные педагогические технологии, сложилась педагогика понимания и ненасилия, педагогика творчества, теория «образования через всю жизнь», разработаны основы самообразовательной деятельности, но это пока научный капитал. Капитал превращается в ресурс, если поставлена цель.

Понятие «ресурс» связано с отношениями человека с миром, то чем располагает общество. Здесь мы ведем речь в двух смыслах: реальный и потенциально-возможный. Отсюда: проблема ресурса - использование. Ресурсом становится только то и тогда, когда есть индивидуально или коллективно поставленная цель в актуализации этого чего-то. В педагогике ресурс - это способ действия при наличии цели.

Именно этот тезис становится ядром создаваемой теории актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента. Логика исследования требует рассмотреть структурные компоненты теории актуализации ресурса самообразовательной деятельности (в нашем случае - культурологической). Как в любой научной теории мы выделяем в ней основание, ядро и следствие (таблица 1).

Данную структуру мы характеризуем как культурологическую теорию, в основание которой нами выделена тенденция соотношения социального и культурного в деятельности.

Самым широким делением ресурсов на типы является выделение природных и искусственных ресурсов. В экономических и естественно-научных исследованиях основным объектом изучения выступают природные ресурсы, в социально-педагогической сфере - искусственные ресурсы.

Среди искусственных выделены энергетические, культурные, информационные, материальные, финансовые, трудовые, образователь-

Таблица 1. Структура теории актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента

Основание Ядро Следствие

Взаимосвязь культуры и образования Основополагающие понятия, закономерности и закономерные тенденции Субъект-субъектные отношения, культурологические основы научно-методического обеспечения исследуемого процесса, теории гуманитарных педагогических технологии, культуросообразная самообразовательная деятельность студента

ные, особый вид искусственных ресурсов - ресурс культуры. Ресурс самообразовательной деятельности определен нами как социокультурный и педагогический феномен и интерпретируется, вслед за Л.Б. Соколовой, как педагогическая система, связанная с субъектами образовательного процесса, с явлениями культуры: фактами, знаниями, процессами субъектности, саморегуляции, саморазвития, самоактуализации.

Анализ научной литературы по проблеме авторов В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, А.В. Кирьяковой, В.Я. Ляу-дис, В.В. Серикова, А.П. Тряпицыной, М.А. Холодной, А.В. Хуторского, В.А. Ядова дал право утверждать, что сущностной характеристикой актуализации ресурса самообразовательной деятельности выступает процесс перехода самообразовательной деятельности студента из состояния возможного в состояние действительного.

В качестве теоретических регулятивов обозначенного процесса мы выдвинули:

- философские теории, в основе которых лежит идея человека как меры всех вещей;

- культурологические теории, провозглашающие человека как созидателя культуры и как результат культурологического воспитания;

- психолого-педагогические теории, в центре которых лежат взгляды «человек-личность-цель».

Деятельностно-компетентностный подход выступает методологической основой и теоретическим регулятивом в решении проблемы, образует гносеологическую целостность методов, принципов и исследовательской позиции. Деятельностно-компетентностный подход рассматривается как диалектическая альтернатива к более традиционным подходам (культурологический (В.В. Краевский), научно-образовательный (С.А. Пиявский), дидактоцентричес-кий (Н.Ф. Виноградова), функционально-коммуникативный (В.И. Капинос) и ориентирован на нормирование содержательных единиц, аналогичных российским представлениям об образовательном стандарте. Его компонентами выступают:

а) отношение к студенту как субъекту культуры и деятельности, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

б) отношение к педагогу как к посреднику между студентом и культурой самообразовательной деятельности, способному оказать под-

держку каждому в индивидуальном самоопределении в мире культурно-профессиональных ценностей;

в) отношение к актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента как к культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество участников самообразовательной деятельности в достижении целей профессионально-культурного развития [4].

Основной единицей нашего исследования выступает самообразовательная деятельность. С позиции деятельностно-компетентностного подхода мы представляем самообразовательную деятельность студента как деятельность, в которой он выдвигает перед собой цель на самосовершенствование личностных позиций, мотивов саморазвития, ориентаций на личностно и социально значимые ценности, которая имплицитно ориентирована на самообразовательные умения студента. В результате самообразовательной деятельности происходит качественное самоизменение индивида в личность, компе-тентностного профессионала, обладающего:

- единством понятийного знания и знания дела, знанием как рефлексией оснований результативного действия;

- знаниями вариантов действия, умениями их комбинировать и находить новые решения;

- опытом саморегуляции и самооценки процесса и продукта самообразовательной деятельности;

- собственным стилем, подходом, самостоятельно выработанной системой применения знаний в новых ситуациях;

- принятием профессии в качестве сферы самореализации;

- потребностью в профессиональном самосовершенствовании как смысло-жизненной установкой.

Таким образом, самообразовательная деятельность ориентирует студента на проектирование и рост жизненных достижений.

Сконструированная нами деятельностно-компетентностная модель исследуемого процесса включает структурно-логическую и процессуальную части, представляя стратегию и тактику процесса, отражающего объективные потребности общества в актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента и возможности университета в их удовлетворе-

нии. Данная модель отражает образовательный процесс, интегрирующий цель (студент как субъект культуры), содержание (научное, нормативное, методическое обеспечение) и технологию обучения, включающую методы, формы, средства обучения, деятельность преподавателей и студентов.

Результатом реализации модели стал комплекс организационно-педагогических условий, назовем некоторые из них:

- гуманитарные педагогические технологии (информационно-коммуникативные и модульно-рейтинговые), обеспечивающие сфор-мированность критериев, уровневых показателей, индикаторов самообразовательной деятельности студента;

- культуросамообразовательная среда вуза как совокупность материально-предметных, организационно-управленческих, производственных и личностных отношений, возникающих между учебным заведением и его субъектами в процессе актуализации их нравственноэтических, интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных и творческих возможностей, используемых в самостоятельном изучении, поиске, переработке информации и создании на ее основе новых элементов культуры самообразовательной деятельности, обеспечивающих психологически комфортное вхождение личности в социокультурное пространство;

- обучающая инновационная программа «Теоретико-методические основы актуализации ресурса самообразовательной деятельности», которая оказывает помощь студенту при планировании и организации самостоятельной работы.

Данные условия были проверены в ходе экспериментального исследования. В задачи констатирующего эксперимента входило: определение уровня сформированности умений самообразовательной деятельности (знания о самообразовательной деятельности, умения, ценности, опыт), содержательного компонента, который обеспечивал развитие у студентов умений самообразовательной деятельности, опыта практической деятельности. Этот компонент выполнял обучающую (приобретение знаний и умений), воспитательную (формирование качеств личности значимых для самообразовательной деятельности), организационную и объяснительно-иллюстративную функции. Нами была проведена диагностика в соот-

ветствии с выявленными критериями на основе модифицированных методик В.В. Бойко,

В.В. Князевой, А.К. Марковой, К. Роджерса, портфолио достижений. В пилотажном исследовании приняло участие 500 студентов 1-5 курсов Оренбургского государственного университета, Акбулакского филиала Оренбургского государственного университета, Оренбургского государственного педагогического университета, Бугурусланского филиала Оренбургского государственного университета, Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала ОГУ). Исследование показало, что в вузах существует образовательный капитал, в который входят педагоги, студенты, научно-методическое обеспечение, научно-техническая база. Но он еще не стал ресурсом самообразовательной деятельности студента, так как цель самообразовательной деятельности не была актуализирована.

Задачи формирующего (преобразующего) эксперимента были решены в соответствии с целью исследования - апробация деятельност-но-компетентностной модели актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента. Формирующий эксперимент осуществлялся в условиях непрерывного образовательного процесса, то есть носил естественный характер. Данный этап был направлен на реализацию технологического компонента модели, выполнял ориентирующую функцию и состоял из взаимосвязанных элементов: модулей культуры самообразовательной деятельности и гуманитарных педагогических технологий актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в условиях двухуровневого высшего профессионального образования.

Апробация авторской программы проходило на базе Акбулакского филиала Оренбургского государственного университета, были созданы две контрольные и две экспериментальные группы. Оценочный компонент, выполняя мониторинговую функцию, обеспечивал установление обратной связи преподавателя со студентами и получение информации об уровнях актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента (мотивационный, организационный, деятельностный). Методами реализации данного компонента выступали самооценка, взаимооценка, а также экспертная оценка и тестирование.

Нами выявлена положительная динамика результатов исследования актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента. Промежуточные результаты подверглись математической обработке, но главные результаты мы отслеживаем по портфолио достижений студентов. Так, например, 25 студентов экспериментальной группы 07-Э за три года обучения наполнили свое портфолио следующими достижениями:

- 2 студента получают второе высшее образование, обучаясь по параллельным образовательным программам;

- 21 студент окончил курсы «Современные информационные технологии» на базе методического кабинета дистанционных образовательных технологий Акбулакского филиала ГОУ ОГУ;

- 8 студентов изучают английский язык факультативно;

- 7 лауреатов студенческих конференций «Юность. Наука. Культура» (2007, 2008, 2009 гг.);

- 8 лауреатов краеведческих конференций «Поклонимся великим тем годам...» (2007, 2008, 2009 гг.);

- 4 дипломанта двух межфилиаловских конференций в г. Кумертау (2007, 2008 г.);

- 5 участников и 2 дипломанта международной студенческой конференции в Татарстане (2009 г.);

- 6 студентов группы - члены студенческого совета филиала;

- в группе учится председатель студенческого научного общества;

- в группе обучаются 1 мастер спорта по вольной борьбе и 2 кандидата в мастера гиревого спорта;

- 15 студентов стали лауреатами фестивалей и конкурсов художественного творчества молодежи районного и областного уровней.

Как пример, приведем круг научно-исследовательских интересов студентов экспериментальной группы:

- особенности построения российской системы финансового мониторинга как инструмента масштабов теневой экономики;

- проект бизнес-плана создания гостиничного комплекса в Акбулаке;

- экономические инновации в области образования;

- социальные аспекты современной молодежной политики;

- сарматские курганы в акбулакских степях;

- цифровая обработка звука с помощью современного персонального компьютера и другие.

Портфолио достижений студентов экспериментальной группы продолжает расти.

В ходе актуализации ресурса самообразовательной деятельности у студентов экспериментальной группы формировались следующие умения самообразовательной деятельности:

- планировать самостоятельную работу;

- использовать современный справочнобиблиографический аппарат, библиотечные и источниковедческие справочники, в том числе и компьютерные банки данных;

- пользоваться методикой партитурного (ознакомительного) чтения и скорочтения;

- составлять рефераты и обзоры по различным информационным материалам;

- составлять планы, конспекты и тексты публичных выступлений;

- осуществлять самоконтроль за работой, объективно оценивать результат;

- распознавать и идентифицировать проблемы (относить к определенному классу задач);

- пользоваться основами гигиены умственного труда, необходимой для повышения эффективности самообразовательной деятельности. Данные умения составляют основу самообразовательной компетентности. В анкетах студенты экспериментальной группы выражали собственное отношение к самообразовательной деятельности. Приведем некоторые высказывания:

- «сегодня человек вынужден постоянно учиться, иначе он не сможет оставаться полноценным членом современного общества»;

- «надо быть конкурентоспособным специалистом, чтобы тебя заметили»;

- «чтобы стать успешным, необходимо заниматься самообучением, саморазвитием»;

- «я хочу научиться ставить цели и достигать их в процессе самообразовательной деятельности».

У студентов возникли уверенность при отборе и применении научного знания, основанная на личном опыте, самостоятельно выработанная система применения знаний в новых ситуациях, умение их комбинировать и находить новые решения, опыт саморегуляции и самооценки самообразовательной деятельности. Произошли существенные качественные изме-

нения в личности студента, которые выражаются в:

- проявлении самообразовательной компетентности, целью которой являются реальные преобразования в личностной сфере студента (способности, умения, мотивы, самооценка);

- динамике самообразовательных умений (создание нового знания, способа деятельности, привлечение знаний из других областей);

- проявлении устойчивой мотивации к самообразовательной деятельности (самоактуализация, субъективный контроль, личностная самореализация);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- адекватной самооценке и рефлексивной готовности к самообразовательной деятельности (рефлексивный анализ);

- результатах самообразовательной деятельности (степень самостоятельности, портфолио, личностный рейтинг).

В качестве основного вывода отметим, что в условиях культуры XXI века, когда познавательная активность меняется на ценностные различения значимого и незначимого, ценного и бесценного, когда устарели многие психоло-го-педагогические теории, идет процесс глобализации российской образовательной системы, стержнем подготовки конкурентоспособного специалиста становится актуализация ресурса самообразовательной деятельности, представляющая каждому человеку возможность выбора собственного пути в самообразовании и са-моизменении себя.

Педагог, способный в себе и других возрождать и развивать подходы к образованию с позиций гуманизма, академической свободы, уважения к многообразию мира, любви к Отечеству, пополняет ресурс национальных лидеров по реализации инновационных проектов.

18.01.2010

Список использованной литературы:

1. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. - М.: АСТ, 2000. - 846 с.

2. Соколова, Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: монография / Л.Б. Соколова. - Саратов, 2007. - 172 с.

3. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

4. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М. - 1997. - 451 с.

Миняева Наталья Михайловна, директор Акбулакского филиала Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Педагогики и методики

начального образования 461551, Оренбургская область, п. Акбулак, ул. Горбунова, 21, тел. (35335) 23196,

е-mail: afogu@rambler.ru

Minyaeva N.M.

THE PROBLEM OF UPDATING THE RESOURCE OF SELF-EDUCATION STUDENT

The article explains the need to update the resource of self-education students to prepare for a competitive specialist and the formation of the professional elite. Solved philosophical, socio-cultural and psycho-pedagogical conditions refer to the process. Authors distinguish action-competence hike as a methodological basis and theoretical study regulative problem.

Keywords: resource, self-education activities, resource self-education activities, updating the resource selfeducation activities.

Bibliography:

1. Losev, A.F. The history of antique aesthetics. Sophists. Sokrat. Platon / A.F. Losev. - M.: ACT, 2000.- 846 p.

2. Sokolova, L.B. Culturelogikal content of the pedagogical activity: monograph / L.B. Sokolova. - Saratov, - 2007. - 172 p.

3. Serikov, V.V. Education and personality. Theory and practice of the of pedagogical systems’ project / V.V. Serikov. - M.: Logos, 1999. - 272 p.

4. Heidegger, M. Existence and time / M. Heidegger, - M. - 1997. - 451 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.