УДК: 378.146
Вегеро Мария Валерьевна
Преподаватель
Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины
г. Гомель, Республика Беларусь
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье дается анализ результатов исследования готовности студентов педагогических специальностей университета к самообразовательной деятельности. Рассматривая самообразовательную деятельность в качестве неотъемлемой части профессиональной деятельности педагогов, обосновывается необходимость введения на младших курсах университетов специальных курсов, имеющих целью направленное формирование у студентов педагогических специальностей культуры самообразовательной деятельности.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, готовность к самообразованию, способность к самообразованию, студенты педагогических специальностей.
Для цитирования:
Вегеро М. В. Оценка готовности студентов педагогических специальностей университета к самообразовательной деятельности // Крымский научный вестник. № 2-3(14-15). С. 94-99.
Maria Vehero
Lecturer
Francisk Skorina Gomel State University Gomel, The Republic of Belarus
ASSESSMENT OF UNIVERSITY OF EDUCATION STUDENTS' READINESS TO SELF-EDUCATION
The article analyses the research results of university of education students' readiness to self-education. Self-education being an integral part of educators'
professional activity, the necessity of introduction of special courses aimed at directive forming of culture of self-education in students of education is grounded.
Keywords: self-education, readiness to self-education, ability for self-education, students of the universities of education.
В настоящее время актуальность темы самообразования определяется переосмыслением роли образования, вызванного переходом к информационному обществу и сопутствующими изменениями во всех сферах общественной жизни. На смену классическому образованию, функция которого заключалась в передаче социального опыта новому поколению и подготовки его к самостоятельной жизни в стабильном обществе, приходит образование для устойчивого развития, где главными образовательными задачами становятся обеспечение адаптации личности к динамично изменяющемуся социуму, формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать себя и окружающий мир.
Профессиональная деятельность современных студентов будет проходить в ситуации неопределенности, характеризующейся быстрым темпом устаревания знаний с одной стороны, и интенсивными информационными потоками, с другой. Поэтому уже сегодня образовательная среда высшей школы должна обеспечить условия для формирования у студента опыта успешного функционирования в открытом информационном пространстве, самостоятельного повышения своего образовательного уровня, саморазвития. На мировом уровне новый социальный заказ нашел отражение в образовательной стратегии ЮНЕСКО на 2014-2021 годы, определяющей переход от знание-ориентированного обучения к личностно-развивающему и в качестве основной цели системы образования закрепляющей обеспечение возможностей для личности повышать свой образовательный уровень в течение всей жизни. Вступление в Болонский процесс обеспечил переход отечественной высшей школы на европейскую модель образования, основанную на интеграции образовательного пространства вузов и обеспечивающую формирование профессиональных компетенций за счет постоянного самообразования.
В педагогике накоплен значительный опыт теоретического исследования проблемы самообразования. Понимая значение деятельности по самообразованию для решения задач, стоящих перед школой, М. Н. Скаткиным подчеркивалась необходимость ее всестороннего изучения [1]. Как составная часть самовоспитания рассматривается самообразование в исследованиях А. Г. Ковалева, Б. Ф. Райского, Ю. Н. Кулюткина, А. И. Кочетова; А. К. Громцева исследовала социальные корни проблемы самообразования [2]; мотивационная сторона деятельности по самообразованию исследована И. А. Редковец [3]; формированию готовности к самообразовательной деятельности студентов посвящены работы Г. И. Серикова [4], П. И. Пидкасистого [5] и др.
Новейший психолого-педагогический словарь определяет готовность к самообразованию как интегральное качество личности, которое характеризуется наличием стремления постоянно расширять диапазон восприятия жизни с целью более глубокого ее понимания и способности к систематической учебной деятельности (умения свободно ориентироваться в различных источниках информации, критически анализировать их и самостоятельно находить ответы на все актуальные вопросы жизни) [6].
Самообразование всегда считалась неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога, однако подготовке к осуществлению систематической и эффективной самообразовательной деятельности будущих специалистов педагогических специальностей не уделяется внимания, и ее формирование носит спонтанный характер.
С целью выявления необходимости организации специального обучения студентов педагогических специальностей университета умениям самообразовательной деятельности нами было проведено исследование готовности студентов к самообразованию. В нашем исследовании мы использовали методику оценки способности к самообразованию и саморазвитию, предложенную В. И. Андреевым [7]. Исследование проводилось среди студентов первого курса как наиболее сенситивного периода в процессе
вузовской подготовки для организации обучения самообразовательной деятельности. Общая выборка составляет 116 человек и включает студентов факультетов биологии, психологии и педагогики, физики и физической культуры.
По результатам анкетирования был определен уровень развития способности к самообразованию у студентов. Так, было выявлено, что 71% студентов имеют уровни развития способности к самообразованию в той или иной мере ниже среднего (Рис. 1.1). Высокий уровень развития способности к самообразованию соответствует 3% опрошенных, очень высокий уровень не был определен ни у одного студента.
Рисунок 1. — Распределение студентов по уровням сформированности способности к самообразованию, %
Сравнительный анализ показателей сформированности способности к самообразованию и саморазвитию у студентов разных факультетов не выявил существенной разницы в степени выраженности изучаемого феномена (Рис. 2). Незначительные отличия в распределении студентов разных факультетов по уровням, которые можно наблюдать на рисунке 2, не влияют, тем не менее, на общую картину.
Рисунок 2. — Сравнительный анализ развития у студентов способности к самообразованию по факультетам
Таким образом, можно говорить о недостаточной готовности студентов педагогических специальностей университета к осуществлению самообразовательной деятельности. Готовность к самообразовательной деятельности предполагает ряд условий, включающих как личностные качества, в частности высокую степень мотивированности учебной деятельности, умения самоорганизации и самоконтроля, так и интеллектуальные умения, в основе которых лежат обобщенные способы самообразовательной деятельности.
В качестве возможного средства решения рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, может выступать введение специальных учебных курсов на младших курсах вузов для специальностей педагогического профиля, имеющих целью направленное формирование у студентов культуры самообразовательной деятельности.
Литература
1. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
2. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
3. Редковец И. А. Формирование мотивации самообразования. / И. А. Редковец // Советская педагогика. 1986. — № 3. — С. 12-17.
4. Сериков Г. И. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. — Иркутск: Изд. Иркут ун-та, 1985. — 36 с.
5. Пидкасистый И. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
6. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск : Современная школа, 2010. — 928 с.
7. Соколова И. Ю., Гиль Л. Б. От самопознания к самореализации и здоровьесбережению / Учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов (электронный вариант). — Томск : ТПУ, 2010. — 100 с. Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/m/2010/m32.pdf Дата доступа: 10.03.17
References
1. Skatkin M.N. Problemy sovremennoi didaktiki.- М.: Pedagogika, 1984. — 96 p. (in Russian)
2. Gromtseva А.К. Formirovanie u Shkolnikov gotovnosti k samoobrazovaniyu. Ucheb. posobiye po spetskursu dlya stud. ped. in-tov. — М.: Prosveschenie, 1983. — 144 p. (in Russian)
3. Redkovets 1.А. Formirovanie motsivatsii samoobrazovaniya. / I. А. Redkovets // Sovetskaya pedagogika. 1986. — № 3. — P. 12-17. (in Russian)
4. Serikov G.I. Obuchenie kak usloviye samopodgotovki k professionalnoy deyatelnosti. — Irkutsk: Izd. Irkut. un-ta, 1985. — 36 p. (in Russian)
5. Pidkasisty I.I. Samostoyatelnaya poznavatelnaya deyatelnost shkolnikov. — М.: Pedagogika, 1980. — 240 p. (in Russian)
6. Noveishiy psihoogo-pedagoghicheskiy slovar / sost. Е. S. Rapatsevich ; pod obsch. red. А.Р. Astahova. — Minsk : Sovremennaya shkola, 2010. — 928 p. (in Russian)
7. Sokolova I.Y., Gill L.B. Ot samopoznaniya k samorealizatsii I zdoroviesberezheniyu / ucheb.-metod. Posobie dlya studentov, aspirantov I pedagogov. — Tomsk : TPU, 2010. — 100 p. (in Russian)