DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-237-241
РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хабибулин Д.Л., ЧуриловЪ.Ъ.
ORCID: 0000-0002-5488-0635, ORCID: 0000-0001-6356-7803,
ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск, Российская Федерация
В статье рассматривается проблема развития самообразовательной деятельности студентов кафедр физвоспитания, как основы формирования профессионально-прикладной физической подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность; самообразование; студенты; физическая культура; вуз; профессиональная деятельность.
DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATIONAL
ACTIVITY OF STUDENTS AS BASES OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING TO PROFESSIONAL ACTIVITY
Khabibulin D.A., Churilov V.V.
ORCID: 0000-0002-5488-0635, ORCID: 0000-0001-6356-7803, Nosov Magnitogorsk Stale Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation
In article the problem of development of self-educational activity of students of departments of a physical education as bases of formation
ofprofessional and applied physical training to future professional activity is considered.
Keywords: self-educational activity; self-education; students; physical culture; higher education institution; professional activity.
В настоящее время, в сфере образования отмечается явный интерес к поиску более совершенных образовательных систем, технологий, программ, позволяющих осуществлять качественную подготовку высококвалифицированных специалистов любой профессии [1]. Не является исключением и профессии связанные с работой в сфере физической культуры и спорта. Новая парадигма образования, состоит в том, чтобы не просто транслировать учащимся определенные знания, т.е. служить «информационной накачкой», а формировать у них компетенцию адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.
Что касается организации учебного процесса на кафедрах физ-воспитания вузов, то профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности осложнена рядом объективных трудностей. Одной из таких проблем является то, что студенты, обучающиеся по направлениям и специальностям, связанным с физической культурой и спортом, а это, как правило, действующие спортсмены высокого класса, вынуждены совмещать учебный процесс и интенсивные тренировки, постоянные выездные сборы и соревнования.
Одним из решений обозначенной проблемы и повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, на наш взгляд, является применение наряду с традиционной формой обучения технологий дистанционного обучения.
Существенный вклад в изучение теоретико-методологических основ дистанционной формы обучения внесли: A.A. Андреев, М.Ю. Буханкина, Е.В. Веренич, Е.Г. Гаевская, В.И. Гриценко, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин, М. Мур, М. Кларк, Л.И. Дэйв, К. Харри и др. [2, 4].
Результативность применения дистанционного обучения на всех стадиях педагогического процесса заключается в представление учебной информации студентам кафедр физического воспитания по средствам информационных технологий; освоение учебной информации в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; повторение и закрепление изученного материала; о суще ствл ение промежуточного и итогового контроля и самоконтроля приобретенных знаний, а также воспитание личности, которая будет обладать высокой степенью независимости, способной самостоятельно адаптироваться к изменяющимся социальным, экономическим, технологическим условиям, самостоятельно разрешать сложные ситуации в условиях быстро меняющейся социальной действительности [2].
Следовательно, одной из ключевых задач образовательного процесса на кафедрах физвоспитания вузов является не столько обеспечение студентов необходимым объемом знаний, сколько формирование компетенции ориентироваться в быстротечном потоке информации, осуществлять самостоятельно ее поиск, отбор, анализ и создание на ее основе новой информации для решения различных проблем, возникающих перед современным специалистом.
В свете вышесказанного, крайне актуальной является проблема развития самообразовательной деятельности студентов, как основы формирования их профессионально-прикладной физической подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Проведенный анализ научно-практической литературы позволяет утверждать, что в настоящее время на кафедрах физвоспитания вузов недостаточное внимание уделяется обучению студентов самостоятельно, рационально организовывать свою самообразовательную деятельность. Неуправляемость и бесконтрольность данного аспекта педагогической действительности часто приводит к формированию у студентов нерациональных способов организации самообразовательной деятельности.
Анализ научно-практической литературы по обозначенной проблеме показал, что к настоящему моменту изучены важнейшие вопросы теории и практики самообразования, в частности,
рассмотрены его культурно-исторические и социальные аспекты (А.К. Громцева, Б.Ф. Райский, С.Н. Юревич, Б. Блум и др.); установлены специфика, функции, роль и место самообразования в профессиональной деятельности (А.К. Громцева, Е.В. Карманова, И.Л. Наумченко, Р. Тэддиер и др.); проанализированы пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию (Г.М. Бурденюк, И.А. Редковец, П.И. Пидкасистый, К. Роджерс и др.); подвергнута анализу организация самообразования и руководство этим видом деятельности (Н.Ф. Бисванова, Т.Е. Климова, Г.Н. Сериков, Д. Фрейберг и др.) [3].
Технология развития самообразовательной деятельности студентов кафедр физвоспитания должна учитывать нормативно-правовые основания процесса обучения в системе высшего профессионального образования и представлять собой систему педагогических действий и операций, включающих концептуализацию, моделирование, конструирование, реализацию и рефлексию самообразовательной подготовки, отражать целостность структурных компонентов самообразовательной компетентности, опору на следующие принципы: системности, гуманизма и антропоцентризма, субъекгности и креативности, соответствия содержания самообразовательной подготовки требованиям общества, отдельной личности, индивидуализации, развития субъектного опыта студентов [1, 3, 5].
Структурными компонентами актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов кафедр физвоспитания являются: социальный компонент, подсоединяющий положения о признании социокультурных условий жизнедеятельности в качестве ключевых направлений его самоопределения в жизнедеятельности; целевой компонент, детерминирующий устремления студента к самовыражению, осмысленному планированию профессиональной стези с четкой направленностью на сформированные представления о профессии; содержательно-процессуальный компонент, признающий деятельностно-компетентностный подход как необходимый методологический регулятор реализации процесса самообразования обучающихся в высшем учебном заведении,
который состоит в определении функциональной зависимости структурно-содержательных звеньев процесса (принцип, позиция, метод) и реализовывается в поступательной актуализации отношений: а) к обучающемуся в вузе как субъекту культуры и деятельности; б) к преподавателю как посреднику между студентом и самообразованием; в) к самообразованию обучающихся как к культурному процессу; технологический, проявляющийся в важности актуализации ресурса самообразования обучающихся в вузе при отборе гуманитарных технологий и уточнении функций деятельностно-компетентностного подхода - коммуникативной, информационной, ориентирующей, развивающей; аналитико-ре-зультативный, заключающийся в обосновании предпочтения обучающимся в вузе проекта самореализации при рефлексии самообразовательной компетентности и составлении персональной программы профессионального образования.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. №4. С. 12-18.
2. Карманова Е.В., Климова Т.Е., Хабибулин Д.А., Романова М.В., Юревич С.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов вуза в системе дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2013. 217 с.
3. Климова Т.Е., Хабибулин Д.А. Отражение проблем мотивации самообразовательной деятельности студентов в отечественной литературе второй половины XX века // Вестник ВЭГУ. 2011. № 5. С. 16-22.
4. Полат Е.С., Буханкина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004. 416 с.
5. Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю., Степанова О.П., Баженова Н.Г., Чурилов В.В. Влияние мотивационных тенденций студентов вуза на познавательный интерес // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.; URL: https://www.science-education.ru/rii/article/ view?id=22426 (дата обращения: 17.01.2017).