Научная статья на тему 'Развитие самообразовательной деятельности студентов, как основы формирования профессионально-прикладной физической подготовки к профессиональной деятельности'

Развитие самообразовательной деятельности студентов, как основы формирования профессионально-прикладной физической подготовки к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-EDUCATION / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибулин Д. А., Чурилов В. В.

В статье рассматривается проблема развития самообразовательной деятельности студентов кафедр физвоспитания, как основы формирования профессионально-прикладной физической подготовки к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AS BASES OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING TO PROFESSIONAL ACTIVITY

In article the problem of development of self-educational activity of students of departments of a physical education as bases of formation of professional and applied physical training to future professional activity is considered.

Текст научной работы на тему «Развитие самообразовательной деятельности студентов, как основы формирования профессионально-прикладной физической подготовки к профессиональной деятельности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-237-241

РАЗВИТИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хабибулин Д.Л., ЧуриловЪ.Ъ.

ORCID: 0000-0002-5488-0635, ORCID: 0000-0001-6356-7803,

ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск, Российская Федерация

В статье рассматривается проблема развития самообразовательной деятельности студентов кафедр физвоспитания, как основы формирования профессионально-прикладной физической подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность; самообразование; студенты; физическая культура; вуз; профессиональная деятельность.

DEVELOPMENT OF SELF-EDUCATIONAL

ACTIVITY OF STUDENTS AS BASES OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Khabibulin D.A., Churilov V.V.

ORCID: 0000-0002-5488-0635, ORCID: 0000-0001-6356-7803, Nosov Magnitogorsk Stale Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation

In article the problem of development of self-educational activity of students of departments of a physical education as bases of formation

ofprofessional and applied physical training to future professional activity is considered.

Keywords: self-educational activity; self-education; students; physical culture; higher education institution; professional activity.

В настоящее время, в сфере образования отмечается явный интерес к поиску более совершенных образовательных систем, технологий, программ, позволяющих осуществлять качественную подготовку высококвалифицированных специалистов любой профессии [1]. Не является исключением и профессии связанные с работой в сфере физической культуры и спорта. Новая парадигма образования, состоит в том, чтобы не просто транслировать учащимся определенные знания, т.е. служить «информационной накачкой», а формировать у них компетенцию адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Что касается организации учебного процесса на кафедрах физ-воспитания вузов, то профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности осложнена рядом объективных трудностей. Одной из таких проблем является то, что студенты, обучающиеся по направлениям и специальностям, связанным с физической культурой и спортом, а это, как правило, действующие спортсмены высокого класса, вынуждены совмещать учебный процесс и интенсивные тренировки, постоянные выездные сборы и соревнования.

Одним из решений обозначенной проблемы и повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, на наш взгляд, является применение наряду с традиционной формой обучения технологий дистанционного обучения.

Существенный вклад в изучение теоретико-методологических основ дистанционной формы обучения внесли: A.A. Андреев, М.Ю. Буханкина, Е.В. Веренич, Е.Г. Гаевская, В.И. Гриценко, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин, М. Мур, М. Кларк, Л.И. Дэйв, К. Харри и др. [2, 4].

Результативность применения дистанционного обучения на всех стадиях педагогического процесса заключается в представление учебной информации студентам кафедр физического воспитания по средствам информационных технологий; освоение учебной информации в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; повторение и закрепление изученного материала; о суще ствл ение промежуточного и итогового контроля и самоконтроля приобретенных знаний, а также воспитание личности, которая будет обладать высокой степенью независимости, способной самостоятельно адаптироваться к изменяющимся социальным, экономическим, технологическим условиям, самостоятельно разрешать сложные ситуации в условиях быстро меняющейся социальной действительности [2].

Следовательно, одной из ключевых задач образовательного процесса на кафедрах физвоспитания вузов является не столько обеспечение студентов необходимым объемом знаний, сколько формирование компетенции ориентироваться в быстротечном потоке информации, осуществлять самостоятельно ее поиск, отбор, анализ и создание на ее основе новой информации для решения различных проблем, возникающих перед современным специалистом.

В свете вышесказанного, крайне актуальной является проблема развития самообразовательной деятельности студентов, как основы формирования их профессионально-прикладной физической подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Проведенный анализ научно-практической литературы позволяет утверждать, что в настоящее время на кафедрах физвоспитания вузов недостаточное внимание уделяется обучению студентов самостоятельно, рационально организовывать свою самообразовательную деятельность. Неуправляемость и бесконтрольность данного аспекта педагогической действительности часто приводит к формированию у студентов нерациональных способов организации самообразовательной деятельности.

Анализ научно-практической литературы по обозначенной проблеме показал, что к настоящему моменту изучены важнейшие вопросы теории и практики самообразования, в частности,

рассмотрены его культурно-исторические и социальные аспекты (А.К. Громцева, Б.Ф. Райский, С.Н. Юревич, Б. Блум и др.); установлены специфика, функции, роль и место самообразования в профессиональной деятельности (А.К. Громцева, Е.В. Карманова, И.Л. Наумченко, Р. Тэддиер и др.); проанализированы пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию (Г.М. Бурденюк, И.А. Редковец, П.И. Пидкасистый, К. Роджерс и др.); подвергнута анализу организация самообразования и руководство этим видом деятельности (Н.Ф. Бисванова, Т.Е. Климова, Г.Н. Сериков, Д. Фрейберг и др.) [3].

Технология развития самообразовательной деятельности студентов кафедр физвоспитания должна учитывать нормативно-правовые основания процесса обучения в системе высшего профессионального образования и представлять собой систему педагогических действий и операций, включающих концептуализацию, моделирование, конструирование, реализацию и рефлексию самообразовательной подготовки, отражать целостность структурных компонентов самообразовательной компетентности, опору на следующие принципы: системности, гуманизма и антропоцентризма, субъекгности и креативности, соответствия содержания самообразовательной подготовки требованиям общества, отдельной личности, индивидуализации, развития субъектного опыта студентов [1, 3, 5].

Структурными компонентами актуализации ресурса самообразовательной деятельности студентов кафедр физвоспитания являются: социальный компонент, подсоединяющий положения о признании социокультурных условий жизнедеятельности в качестве ключевых направлений его самоопределения в жизнедеятельности; целевой компонент, детерминирующий устремления студента к самовыражению, осмысленному планированию профессиональной стези с четкой направленностью на сформированные представления о профессии; содержательно-процессуальный компонент, признающий деятельностно-компетентностный подход как необходимый методологический регулятор реализации процесса самообразования обучающихся в высшем учебном заведении,

который состоит в определении функциональной зависимости структурно-содержательных звеньев процесса (принцип, позиция, метод) и реализовывается в поступательной актуализации отношений: а) к обучающемуся в вузе как субъекту культуры и деятельности; б) к преподавателю как посреднику между студентом и самообразованием; в) к самообразованию обучающихся как к культурному процессу; технологический, проявляющийся в важности актуализации ресурса самообразования обучающихся в вузе при отборе гуманитарных технологий и уточнении функций деятельностно-компетентностного подхода - коммуникативной, информационной, ориентирующей, развивающей; аналитико-ре-зультативный, заключающийся в обосновании предпочтения обучающимся в вузе проекта самореализации при рефлексии самообразовательной компетентности и составлении персональной программы профессионального образования.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. №4. С. 12-18.

2. Карманова Е.В., Климова Т.Е., Хабибулин Д.А., Романова М.В., Юревич С.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов вуза в системе дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2013. 217 с.

3. Климова Т.Е., Хабибулин Д.А. Отражение проблем мотивации самообразовательной деятельности студентов в отечественной литературе второй половины XX века // Вестник ВЭГУ. 2011. № 5. С. 16-22.

4. Полат Е.С., Буханкина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004. 416 с.

5. Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю., Степанова О.П., Баженова Н.Г., Чурилов В.В. Влияние мотивационных тенденций студентов вуза на познавательный интерес // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.; URL: https://www.science-education.ru/rii/article/ view?id=22426 (дата обращения: 17.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.