Научная статья на тему 'Организация самообразования студентов технических вузов при изучении курса общей химии'

Организация самообразования студентов технических вузов при изучении курса общей химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-DEVELOPMENT / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутняя И. А.

В статье рассматривается процесс самообразования студента в современных условиях развитияобщества, приведен его психолого-педагогический анализ, представленынекоторые рекомендации по организации процесса самообразования студентов технических вузов при изучении химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of self-education of students of technical colleges at studying of a course of general chemistry

In the article self-education of a student in modern conditions of development of a society is considered, its psychological and pedagogical analysis is resulted. Some recommendations about the organization of the process of self-education of students of technical colleges are presented at chemistry studying.

Текст научной работы на тему «Организация самообразования студентов технических вузов при изучении курса общей химии»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

УДК 378.14 : 54 : 374.1

И. А. КУТНЯЯ

Омский государственный педагогический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОБЩЕЙ ХИМИИ

В статье рассматривается процесс самообразования студента в современных условиях развития общества, приведен его психолого-педагогический анализ, представлены некоторые рекомендации по организации процесса самообразования студентов технических вузов при изучении химии.

Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, саморазвитие, самостоятельная работа.

На современном этапе модернизации системы образования общество предъявляет принципиально новые требования к уровню подготовки специалистов. Основной задачей высшей профессиональной школы являются воспитание и подготовка высококвалифицированного работника, конкурентоспособного специалиста, готового ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации и обладающего высокой степенью самостоятельности. Возрастание социальной роли образования ведет за собой аналогичное повышение статуса самообразования. Чтобы быть востребованным на рынке труда, специалист должен постоянно и непрерывно развиваться, совершенствовать свои знания, умения и навыки в ходе самостоятельного добывания знаний, постановке проблем и поиска путей их решения. Поэтому в последнее время проблема самообразования студентов является достаточно актуальной и востребованной.

Проблема самообразования находится в центре внимания ученых уже почти полтора столетия. За это время в научной литературе были представлены различные подходы к исследованию данного вопроса:

— в контексте педагогической и социальной психологии самообразование рассматривается как составная часть самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности;

— в социологических исследованиях, как категория, опосредованная свободным временем личности, элемент ее структуры;

— в рамках теории повышения квалификации, как одна из форм повышения уровня специалиста;

— в рамках теории непрерывного самообразования, как составная связующая часть образования, обеспечивающая его непрерывность и преемственность на протяжении всей жизни человека.

Рассматривая понятие «самообразование», мы опираемся на теоретические исследования А.Я Айзенберга, В.П. Бондаренко, А.К. Громцевой, И.И. Колбаско, М.Г. Кузьминой, Б.Ф. Райского, Н.И. Пидкасистого, Г.Н. Серикова, М.Н. Скаткина, Г.И. Шуклиной и многих других. При этом одни исследователи характеризуют самообразование как процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний [1]. Другие понимают под самообразованием «целенаправленную, систематическую, самостоятельную познавательную деятельность по усовершенствованию

имеющихся и приобретению новых политических, профессиональных и образовательных знаний [2].

Обобщив и проанализировав существующие исследования по проблеме самообразования, а также опираясь на собственный опыт, мы рассматриваем самообразование как активную, саморегулируемую, личностно и профессионально значимую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Самообразование как целеустремленная самостоятельная деятельность человека по личностному самосовершенствованию включает в себя два относительно самостоятельных процесса: самообучение и самовоспитание. Самообразование выступает как средство самовоспитания и саморазвития, поскольку способствует развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленность, организованность, трудолюбие, настойчивость и др.).

Цели самообразования могут быть различными, но все они, в конечном итоге, сводятся к овладению определенным кругом научных, общественно-политических и культурных знаний.

Самообразование совершается по внутренним побуждениям личности, носит добровольный характер.

Самообразование — это, в первую очередь, познание. Указание на его целенаправленность и систематичность дает возможность отделить его от стихийной, неорганизованной познавательной деятельности.

Сформированность умений самообразовательной деятельности будет способствовать решению одной из актуальных педагогических проблем — реализации концепции непрерывного образования.

Самообразовательная деятельность проходит три этапа. Первый этап определяется недостаточно дифференцированным познавательным интересом. Второй этап характеризуется самостоятельной познавательной деятельностью, которая сконцентрирована на более узком круге предметов, однако источники и формы ее организации намного разнообразнее. Третий этап характеризуется формированием у студентов организационных умений, сознательным

отбором рациональных источников самообразования и форм его организации [3].

В развитии самообразовательных умений Н.А. Дука [4] выделяет следующие уровни:

1. Самый низкий. В этом случае самообразовательная деятельность носит несистематический, часто случайный характер, для удовлетворения еще нестойкого интереса. При получении информации личность, в первую очередь, отличает ее «интерес-ность». Этой деятельностью должен кто-то руководить.

2. На втором уровне самообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельную деятельность, имеющую свои цели и задачи, свое содержание и организацию. На этом этапе самообразовательная деятельность осознается как средство реализации идеалов, как средство решения жизненных планов личности.

3. Третий уровень самообразования отличают большая четкость, действенность и реальность целей. В результате систематичной самостоятельной познавательной деятельности приобретаются умения анализировать проделанную работу, соотносить ее с поставленными задачами, более экономно ее строить.

4. На четвертом уровне человек для рациональной деятельности составляет программу самообразования.

Рассматривая пути организации самообразовательной деятельности, ученые предлагают учитывать различные варианты: 1) организацию самостоятельной работы (Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин); 2) формирование методов и приемов познавательной деятельности (В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин); 3) осуществление самоконтроля в учебной деятельности (Л. И. Рувинский).

Кардинальные изменения, происходящие в нашей стране в последнее время, потребовали пересмотра приоритетов и в системе подготовки инженерных кадров и определили одну из важнейших целей высшей технической школы — подготовку будущего инженера к самостоятельной профессионально-творческой деятельности как необходимое условие формирования личности студента, мотивированной на творческую реализацию личностного потенциала, профессиональных умений и навыков. Высококвалифицированный специалист должен уметь непрерывно пополнять свои знания в течение всей профессиональной карьеры, самостоятельно их совершенствовать, т.е. самообразовываться.

Всеобщий интерес к знаниям, а также требования, предъявляемые будущей профессией к личности, ее интеллектуальным и профессиональным качествам, являются стимулами самообразовательной деятельности.

Одной из дисциплин естественнонаучного цикла всех технических специальностей является химия. Современному инженеру, живущему в эпоху нанотехнологий, жизненно необходим определенный объем химических знаний.

В настоящее время процесс обучения химии в техническом вузе представляет собой трудную задачу. Это связано, во-первых, с низким уровнем химической подготовки абитуриентов. Студенты не научены в школе элементарным навыкам учебной деятельности, они не умеют учиться.

Во-вторых, большой теоретический материал необходимо усвоить студентам за короткое время. При этом увеличивается число часов на самостоятельную работу.

Анализируя свою учебную работу в первом семестре 1-го курса, многие студенты считают, что основной причиной сложной адаптации к обучению в вузе

является отсутствие навыков учебного труда (52%). Основной причиной низкой мотивации к изучению химии 77% студентов считают ее ненужность в основе своего образования.

Самостоятельная учебная работа — основное средство формирования навыка самообучения, направленности на непрерывное самообразование.

Таким образом, все этапы учебного процесса должны включать меры, которые способствуют профессиональной направленности формирования личности; организуют и активизируют самостоятельную учебную деятельность; обеспечивают самоуправление усвоением знаний.

На первом курсе большинство студентов плохо представляют себе работу инженера, у них отсутствуют знания о будущей профессиональной деятельности. Поэтому на начальном этапе, когда студенты только приступают к изучению курса химии, необходимо стимулирование их интереса к избранной специальности. В связи с этим необходимо мотивировать усвоение знаний, необходимых для понимания роли химического знания в объяснении физикохимических свойств материалов, их поведения в условиях эксплуатации, разработке новых технологий и материалов, показывать применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач. Необходимо также раскрывать многообразие взаимосвязей учебных предметов в высшей школе.

Согласно поставленным целям, на данном этапе учебный процесс протекает следующим образом.

Перед началом изучения курса общей химии студентам предлагается ряд занятий по организации самообразования.

Затем студенты приступают к изучению традиционного программного курса общей химии. Студенты на первом лекционном занятии получают памятку, содержащую подробное планирование аудиторной и внеаудиторной работы по изучаемой дисциплине. Вместе с памяткой студенты получают методические пособия и диски с электронными учебниками, обучающими программами.

На практических занятиях выполняются в основном лабораторные работы, которые играют существенную роль при подготовке инженера, например, «Химические свойства металлов», «Гальванический элемент. Исследование электрохимической коррозии при контакте двух металлов и способов защиты металлов от коррозии», «Электролиз водных растворов электролитов», «Определение жесткости воды». Домашние задания выполняются по методическим пособиям, в которых есть образцы решения задач. Основная часть домашних заданий представляет индивидуальные самостоятельные задания или рефераты.

Проверка знаний на данном этапе осуществляется по уровневым контрольным и самостоятельным работам, а также по компьютерным тестам.

На данном этапе мы преследуем следующие цели: отработать начальные навыки самообразовательной деятельности, привить интерес к будущей профессиональной деятельности и сформировать умение проводить самоанализ своей деятельности.

На втором этапе изучения химии студенты уже самостоятельно организуют свой учебный процесс, согласно сформированному уровню готовности к самообразованию. Поэтому основным способом организации учебного процесса здесь выступает личностный подход.

В аудитории разбираются только те вопросы темы, которые вызывают у студентов затруднения. Образовательный процесс в вузе должен ориенти-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

Таблица 1

Тема курса общей химии Интегрированные знания Научные области

1 2 3

Строение атома Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Радиоактивный распад. Ядерные реакции Физика

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И, Менделеева Химические элементы в организме человека. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Значение минеральных веществ для живых организмов. Токсичность. Показатели токсичности. Экология Безопасность жизнедеятельности

Закономерности протекания химических реакций Термохимия и термодинамика. Химическая кинетика и равновесие. Смещение динамического равновесия газов в атмосфере в результате техногенных процессов. Применение принципа Ле Шателье в различных сферах деятельности Термодинамика и рабочие процессы двигателей Экономика

Растворы. Электролитическая диссоциация Раствор электролита для аккумулятора. Материаловедение

Окислительновосстановительные реакции. Электрохимические процессы Гальванический элемент. Электролиз Материаловедение

Металлы Химические и физические свойства металлов. Коррозия металлов Материаловедение

роватъся не на передачу как можно большего объема знаний студентам, а на формирование у них самостоятельности, мобильности, умения приспосабливаться к новым информационным и образовательным технологиям. Сегодня преподаватель в вузе уже перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.

Для поиска необходимой информации при подготовке к занятиям студенты используют возможности Интернета.

Основная часть времени лекционных и практических занятий посвящается установлению межпредметных связей.

Современная химия взаимосвязана с множеством различных областей знаний. Анализ содержания курса общей химии для технических специальностей вузов позволил обнаружить существенные связи химии с такими научными областями, как физика, экономика, материаловедение, безопасность жизнедеятельности, экология (табл. 1).

Данную методику мы планируем применять в Сибирской автомобильно-дорожной академии при изучении курса химии студентами механических и строительных специальностей.

Применяя перечисленные выше методы организации процесса обучения, студент вырабатывает достаточно устойчивые навыки самообразования как для обучения в профессиональном учебном заведении, так и мя своей профессиональной деятельности в будущем.

Методика организации процесса обучения, описанная выше, обеспечивает становление студента как высококвалифицированного специалиста, способного правильно организовать свою деятельность.

Грамотная организация процесса самообразования будущего специалиста — это первостепенная задача высшего учебного заведения.

Библиографический список

1. Колбаско, И. И. Учащимся о самообразовании. / И. И. Кол-баско. — Минск: Народная асвета, 1976. — 157 с.

2. Громцева, А. К, Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов / А. К. Громцева. — М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

3. Корвяков, В. А. Самообразовательная деятельность студентов как педагогическая проблема/ В. А Корвяков//ВестникОГУ. — Оренбург, 2003. — №7. — С. 59 —64.

4. Дука, Н. А.Введениевпедагогику:учеб.пособие/Н.АДука. — Омск: Ом ГПУ, 1997. - 146с.

КУТНЯЯ Ирина Александровна, аспирантка кафедры химии и МПХ.

Адрес для переписки; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.06.2010 г.

© И. А Кутняя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.