Научная статья на тему 'Рынок ОНЛС/ «7 нозологий»'

Рынок ОНЛС/ «7 нозологий» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
342
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛС / IMS HEALTH / НОЗОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы —

Объем совокупных поставок по программам ОНЛС и «7 нозологии» в контрактных ценах в 2011 г., согласно данным IMS Health, составил 77,88 млрд. руб., или 2,67 млрд. долл. (рис. 1). По сравнению с предыдущим годом в национальной валюте сегмент немного сократился (на 3,2%), а в долларовом эквиваленте, в силу укрепления рубля, не изменился. В натуральных единицах исчисления наблюдалась небольшая отрицательная динамика, что соответствует тенденции прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок ОНЛС/ «7 нозологий»»

Рынок ОНЛС/«7 нозологий»

Объем совокупных поставок по программам ОНЛС и «7 нозологии» в контрактных ценах в 2011 г., согласно данным IMS Health, составил 77,88 млрд. руб., или 2,67 млрд. долл. (рис. 1). По сравнению с предыдущим годом в национальной валюте сегмент немного сократился (на 3,2%), а в долларовом эквиваленте, в силу укрепления рубля, не изменился. В натуральных единицах исчисления наблюдалась небольшая отрицательная динамика, что соответствует тенденции прошлых лет.

рисунок Динамика поставок по ОНЛС/«7 нозологии», 2009—2011

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

Динамика к предыдущему году

□ —2009

□ — 2010 □ — 2011

Контрактные цены, долл.

Упаковки

рисунокф^Динамика поставок по ОНЛС/«7 нозологии», 2010—2011

1500

s 1000

500

42,6%

57,4%

Контрактные цены, долл.

Динамика

~ § V + к предыдущему

2000 £ .3 году

2,6%

| | — «7 нозологий» □ — ОНЛС

Доля ОНЛС/7Н

97,4%

X

Упаковки

0

Программа «7 нозологий» составила 2,6% в структуре всех поставок в натуральных единицах исчисления и 42,6% — в стоимостных (рис. 2). На долю ОНЛС пришлось, соответственно, 97,4 и 57,4%. По итогам 2011 г. поставки по программе «7 нозологий» выросли на 8,5% в упаковках и сократились на 4,8% в рублях. Поставки по ОНЛС характеризовались небольшой отрицательной динамикой в обоих случаях (сокращение на 1,3 и 1,9%, соответственно), в результате чего доля этой программы во всем сегменте федеральной льготы сократилась в натуральном выражении и выросла — в стоимостном.

В абсолютном выражении в 2011 г. поставки по программе «7 нозологий» оценивались в 32,88 млрд. руб. (1,14 млрд. долл.), по программе ОНЛС — 44,91 млрд. руб. (1,53 млрд. долл.). Средняя стоимость одной упаковки в рамках ОНЛС в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом мало изменилась и составила 492 руб. (17 долл.) (рис. 3).

В то же время в рамках программы «7 нозологий» средневзвешенная цена по примеру прошлого года заметно уменьшилась (на 12,2%), составив 13 278 руб. вместо 15 129 руб. (459 долл.). В целом по всему сегменту федеральной льготы средняя стоимость одной упаковки уменьшилась на 1,5% до 830 руб. (увеличилась на 3,2% до 28,5 долл.).

«7 НОЗОЛОГИЙ»

По программе «7 нозологий» значительный рост поставок в рублевом эквиваленте наблюдался только в случае группы препаратов для лечения муко-

висцидоза (+14,5%), имеющей единственного представителя — Пульмозим (Dornase Alfa) компании Roche (табл. 1). Почти не изменились поставки средств для лечения болезни Гоше (единственный препарат — Цере-зим Genzyme), миелолейкоза, рассеянного склероза. По всем остальным нозологическим группам было получено ощутимое сокращение стоимостных объемов поставок.

Наиболее существенная негативная динамика была характерна для группы лечения гипофизарного нанизма, представленной МНН Somatotropin (-35,9%) (табл. 1). Высокий уровень конкуренции в данном сегменте наблюдается с 2010 г., когда была достигнута цель им-портозамещения, и препарат Растан компании «Фармстандарт» занял основную часть сегмента. В 2011 г. Растан сохранил свои позиции, и его доля в общих поставках МНН Somatotropin составила 81%. Доля всего сегмента лечения гипофизарного нанизма в структуре программы при этом была сведена к минимуму (1%).

ss иТОГИ PtMrnuuM

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

таблица Структура поставок по программе «7 нозологии», 2011/2010

Нозологии МНН Торговое наименование Корпорация Показатели продаж, руб. контрактные цены

2010 2011 Приростк 2010

Болезнь Гоше Imiglucerase Cerezyme Genzyme 3,1% 3,3% 1,4%

Eptacog alfa (activated) Coagil-VII Lekko 3,6% 4,0% 4,6%

Novoseven Novo nordisk 1,6% 0,0% -99,6%

Eptacog alfa (activated) итог 5,2% 4,0% -27,9%

Aimafix Kedrion 0,2% 0,0% -99,4%

Factor IX Immunin BaxterInt 0,7% 1,1% 50,7%

Mononine CsL Behring Gmbh 0,1% 0,1% 25,1%

Octanine F Octapharma 0,9% 0,3% -71,8%

Factor IX итог 1,9% 1,6% -23,6%

Гемофилия Beriate Csl behring Gmbh 1,4% 2,5% 73,3%

Haemoctin Cdh Biotest Pharma 3,2% 2,0% -41,3%

Factor VIII Hemofil m Baxter Int 1,0% 5,0% 396,8%

Immunate Baxter Int 0,7% 0,9% 16,9%

Koate — DVI Talecris Biotherap 0,0% 0,2% 0,0%

Octanate Octapharma 8,9% 2,6% -71,7%

Factor VIII итог 15,1% 13,3% -16,4%

Octocog alfa Kogenate FS Bayer Healthcare 1,6% 1,7% 1,0%

Recombinate Baxter INT 1,4% 1,7% 10,2%

Octocog alfa итог 3,0% 3,4% 5,3%

Гемофилия итог 25,3% 22,2% -16,7%

Somatropin Genotropin Pfizer 0,0% 0,0% -79,0%

Humatrope Eli LiLLy 0,1% 0,0% -29,2%

Гипофизарный Norditropin nordil Novo nordisk 0,2% 0,1% -28,3%

нанизм Rastan Pharm standart 1,3% 0,8% -36,3%

Saizen Serono 0,0% 0,0% -94,4%

Somatropin итог 1,5% 1,0% -35,9%

Гипофизарный нанизм итог 1,5% 1,0% -35,9%

Bortezomib Velcade Johnson & Johnson 14,2% 13,3% -10,8%

Fludara Bayer Healthcare 1,0% 0,8% -25,7%

Fludarabine Vero fludarabin Veropharm* 0,0% 0,0% -100,0%

Миелолейкоз Fludarabin-Teva Teva* 0,0% 0,0% 0,0%

Fluguarda Biocad, RF 0,0% 0,0% 0,0%

Fludarabine итог 1,0% 0,8% -25,3%

Imatinib Glivec Novartis 13,5% 15,0% 6,0%

Rituximab Mabthera Roche 12,3% 14,4% 11,7%

Миелолейкоз итог 41,0% 43,6% 1,1%

Муковисцидоз Domase alfa Pulmozyme Roche 2,4% 2,9% 14,5%

Glatiramer acetate Copaxone teva Teva 8,6% 9,5% 5,3%

Avonex Nycomed 1,4% 1,8% 28,7%

Interferon beta-1a Genfaxon Laboratorio Tuteur 0,0% 3,6% 65628,7%

Rebif 22 Serono 0,4% 0,3% -45,5%

Рассеянный Rebif 44 Serono 4,1% 2,0% -53,7%

склероз Interferon beta-1a итог 6,0% 7,7% 23,1%

Betaferon Bayer healthcare 1,8% 0,4% -77,7%

Interferon beta-1b Extavia Novartis 2,4% 1,3% -47,0%

Ronbetal Biocad, RF 2,0% 2,6% 25,7%

Infibeta Generium ZAO RF 0,0% 0,0% 0,0%

Interferon beta-1b Итог 6,2% 4,4% -32,4%

Рассеянный склероз итог 20,8% 21,6% -0,8%

Ciclosporin Ciclosporin Sandoz group 0,0% 0,0% -59,5%

Unidentified manuf 0,0% 0,0% 46,3%

)

таблица (продлолжение) Структура поставок по программе «7 нозологий», 2011/2010

Нозологии МНН Торговое наименование Корпорация Показатели продаж, руб. контрактные цены

2010 2011 Прирост к 2010

Транспланталогия Panimun bioral Panacea Biotec 0,0% 0,1% 404,7%

Sandimmun neoral Novartis 2,0% 1,5% -28,1%

Equoral Teva 0,0% 0,0% 0,0%

Ciclosporin итог 2,1% 1,7% -24,1%

Mycophenolate mofetil Cellcept Roche 0,4% 0,5% 24,0%

Cellcept итог 0,4% 0,5% 24,0%

Supresta Veropharm 0,1% 0,1% 10,8%

Mycophenolate mofetil итог 0,7% 0,8% 4,7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mycophenolic acid Tacrolimus Myfortic Novartis 1,5% 1,6% -1,5%

Prograf Astellas Pharma 1,6% 1,4% -12,8%

Транспланталогия итог 5,9% 5,5% -11,9%

Общий итог 100,0% 100,0% -4,8%

Значительное сокращение стоимостных показателей коснулось также группы для лечения гемофилии (-16,7%), а также иммунодепрессантов, используемых в трансплантологии (-11,9%) (табл. 1). В группе для лечения гемофилии (факторы крови) наблюдалось усиление конкуренции и значительное перераспределение продаж между поставщиками. Ослабли позиции бывшего лидера — компании Octapharma, при том что вперед вышел Baxter, составивший 39% всего сегмента. Импортозамеще-ние коснулось группы МНН Eptacog alfa, в которой доминирующие позиции занял Коагил-VII компании «Лек-ко», уже в 2010 г. значительно опередивший оригинальный препарат Новосэ-вен (Novo Nordisk).

В сегменте иммунодепрессантов, в отличие от факторов крови, лидирующая компания — Novartis (препараты Сан-диммун Неорал и Майфортик) сохранила свои позиции, составив 57,2% всех продаж. Второе место с большим отрывом от других поставщиков, как и ранее, заняла также компания Astellas Pharma (Програф) (26,5%). Отечественная версия МНН Mycophenolate mo-fetil — Супреста компании «Веро-фарм», несмотря на позитивную динамику, по-прежнему занимает в этом сегменте весьма скромные позиции (2%). В группе для лечения рассеянного склероза, объем поставок которой почти не изменился, произошло перераспределение продаж в пользу МНН Interferone beta-1a в ущерб МНН Interferone beta-^.

В 2011 г. их доли в структуре сегмента составили, соответственно, 35,3 и 20,3%, в то время как ранее картина была другой — 28,7 и 29,7%. Позиции лидера сегмента рассеянного склероза — Копаксон-Тева (Glatiramer Acetate) остались примерно теми же (44%). Этот оригинальный препарат, находящийся под патентной защитой, продолжает занимать 4-е место в рейтинге программы «7 нозологий» в разрезе отдельных продуктов.

Структурные изменения сопровождались значительным увеличением продаж препарата Генфаксон аргентинской компании Laboratorio Tuteur, который выбился в лидеры сегмента Interferone beta-1a. Более чем на четверть выросли также поставки препаратов Авонекс (представляет на рынке Nycomed), а также Ронбетал российской компании «Биокад». Это еще один удачный пример импортозамещения, когда по итогам второго года участия в закупках по программе препарат занял 60% сегмента Interferone beta-^. В группе препаратов для лечения мие-лолейкоза расстановка сил принципиальным образом не поменялась, поскольку три оригинальных средства, здесь представленных, находятся под патентной защитой, а их аналоги только готовятся выйти на рынок через несколько лет. В то же время в рейтинге этих препаратов — продуктовых лидеров программы «7 нозологий» — произошла ротация. Со 2-го на 1-е место поднялся препарат Гливек (Novartis),

таблица 2 Топ-10 корпораций по объему поставок в программе ОНЛС, 2011

Место в рейтинге Показатели продаж, руб. контрактные цены

Производитель

2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010

1 1 Roche 10,5% 10,8% -4,1%

2 2 Sanofi-aventis 8,3% 7,9% 3,2%

3 4 AstraZeneca 6,9% 6,3% 6,5%

4 3 Novo Nordisk 6,3% 7,0% -12,6%

5 7 Merck Sharp & Dohme 5,1% 4,9% 2,8%

6 5 Novartis (incl. Sandoz) 4,1% 6,1% -34,7%

7 6 Johnson & Johnson 3,8% 5,7% -35,4%

8 8 Eli Lilly 3,5% 3,9% -12,6%

9 11 Teva 3,1% 2,4% 27,4%

10 10 Servier 3,1% 3,1% -2,1%

Итого 54,7% 59,5%

90 ИТОГИР€МШииМ

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

таблица^з^Топ-10 торговых наименований по объему

поставок в программе ОНЛС, 2011

Место Показатели продаж,

в рейтинге ТН МНН руб. контрактные цены

2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010

1 2 Herceptin Trastuzumab 3,5% 3,0% 17,6%

2 22 Lantus SoLoStar Insulin glargine 3,5% 1,1% 212,5%

3 3 Remicade Infliximab 3,0% 2,5% 17,3%

4 7 Avastin Bevacizumab 1,9% 1,7% 9,6%

5 16 Symbicort turbuhal Budesonide + formoterol 1,7% 1,3% 27,8%

Lysine + (rs)-4-

methyl-2-oxovale-

6 11 Ketosteryl rianic acid + (rs)-3-methyl-2-oxobu-tyric acid 1,6% 1,5% 7,0%

7 4 Eprex Epoetin alfa 1,5% 2,3% -38,3%

8 5 Seretide Fluticasone + salmeterol 1,5% 2,1% -31,2%

9 1 Lantus Insulin glargine 1,4% 3,2% -56,1%

10 8 Temodal Temozolomide 1,3% 1,7% -24,0%

Итого 20,9% 21,7%

таблицаф^Топ-10 МНН и группировочных наименований по объему поставок в программе ОНЛС, 2011

Место в рейтинге МНН Показатели продаж, руб. контрактные цены

2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010

1 1 Insulin glargine 4,9% 4,3% 12,3%

2 4 Trastuzumab 3,5% 3,0% 17,6%

3 2 Insulin human isophane 3,4% 3,8% -10,6%

4 3 Epoetin alfa 3,1% 3,7% -17,4%

5 7 Infliximab 3,0% 2,5% 17,3%

6 5 Fluticasone + salmeterol 2,7% 2,9% -8,1%

7 6 Insulin human base 2,5% 2,7% -8,7%

8 14 Bevacizumab 1,9% 1,7% 9,6%

9 8 Zoledronic acid 1,8% 2,4% -27,6%

10 18 Budesonide + formoterol 1,8% 1,3% 34,5%

Итого 28,8% 29,5%

составив 15,0% всех поставок. С 3-го на 2-е место переместилась Мабтера (Roche) (14,4%), в то время как традиционный лидер закупок — Велкейд (J&J) отступил на 3-ю позицию (13,3%). В отличие от этих средств, в группе МНН Fludarabine представлены также гене-рические версии, среди которых — две российского происхождения. Помимо препарата Веро-Флюдарабин («Веро-фарм») в 2011 г. в структуре поставок впервые появился также препарат Флу-гарда компании «Биокад». Значимых позиций в сегменте ни тот, ни другой препарат, однако, не заняли. Лидирующими компаниями по объему поставок в рамках программы «7 нозо-логий», как и в прошлом году, стали Novartis (19,6%), Roche (17,5%), J&J (13,4%), при этом доля первой компании не изменилась, второй — увеличилась на 2,5 п.п., а третьей — сократилась почти на один п.п. С 5-го на 4-е место в рейтинге поднялась компания Teva (9,6%, рост на один п.п.). В первую пятерку, на долю которой приходится почти 70% всех поставок, вошел также Baxter (8,8%). Компания Octapharma покинула пятерку лидеров (2,9%). Характерно, что «Фармстандарт» вместе с аффилированной компанией «Лек-ко» в 2011 г. поднялся на 6-ю позицию в рейтинге, составив 4,8% всех поставок. «Фармстандарт» является также поставщиком по программе и других препаратов сторонних производителей. В 2011 г. был реализован проект по переносу конечной стадии производства препарата Мабтера компании Roche на производственные мощности «Фар-мстандарт-УфаВита». Аналогичные договоренности достигнуты с компанией J&J по препарату Велкейд. Всего на долю российских компаний в 2011 г. пришлось 7,5% всего стоимостного объема поставок (в 2010 г. — 6,9%, 2009 г. — 0,35%).

• ОНЛС

В рамках программы ОНЛС лидирующей корпорацией, обеспечивающей более 10% всех поставок, остается Roche, хотя в рублевом эквиваленте продажи этой компании сократились (-4,1%) (табл. 2). Второе место, как и в предыдущем году, заняла Sanofi^end^

чьи поставки увеличились на 3,2%, а доля выросла до 8,3%. Заметный прогресс (+6,5%) совершила AstraZeneca, заняв 3-е место и потеснив Novo Nordisk (-12,6%). С 7-го на 5-е место переместилась компания MSD (+2,8%). Значительное ухудшение позиций коснулось компаний J&J и Novartis (вкл. Sandoz), чьи поставки сократились более чем на треть. Продажи Teva, напротив, выросли на 27,4%, и она вошла в состав

Топ-10, заняв 9-е место и вытеснив GSK (-19,3%). Отрицательная динамика (-12,6%) была характерна также для Eli Lilly, однако ее рейтинг не изменился (8-е место). Сохранила свое положение (10-е место) также Servier (-2,1%). Доля первой десятки по сравнению с предыдущим годом оказалась размытой. Среди российских компаний 1-е место по поставкам в ОНЛС в 2011 г., как и годом ранее, занял «Верофарм», однако в

таблицаТоп-10 АТС2 групп по объему поставок в программе ОНЛС, 2011

Место в рейтинге ATC2 Показатели продаж, руб. контрактные цены

2011 2010

2011 2010 Прирост к 2010

1 1 A10 [Drugs used in diabetes] / A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 19,7% 20,1% -3,8%

2 2 L01 [Antineoplastic agents] / L01 [Противоопухолевые препараты] 12,2% 11,6% 3,6%

3 3 R03 [Drug for obstruct airway dis] / R03 [Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей] 8,6% 7,9% 5,6%

4 5 L02 [Endocrine therapy] / L02 [Противоопухолевые гормональные препараты] 6,1% 5,9% 0,4%

5 4 B03 [Antianemic preparations] / B03 [Стимуляторы гемопоэза] 6,0% 6,7% -12,6%

6 6 C09 [Ag act renin-angiotens syst] / C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 4,2% 4,0% 3,0%

7 8 L04 [Immunosuppressants] / L04 [Иммунодепрессанты] 3,6% 2,8% 27,9%

8 7 N05 [Psycholeptics] / N05 [Психотропные препараты] 2,7% 3,2% -17,4%

9 9 H01 [Pituit&hypothal horm&analog] / H01 [Гипоталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги] 2,5% 2,7% -10,5%

10 10 N03 [Antiepileptics] / N03 [Противоэпилептические препараты] 2,4% 2,5% -7,2%

Итого 68,0% 67,5%

2011 г. он показал отрицательную динамику (-29,3%), его доля в структуре продаж сократилась с 1,6 до 1,2%, и он спустился на одну ступень вниз (18-е место). Два следующих места в общем рейтинге заняли еще два российских производителя, чьи продажи, напротив, существенно выросли, — «Сотекс» (+21,3%) и «Фарм-Синтез» (г. Москва) (+16,5%). На фоне 2,5-кратного роста поставок значительно улучшил свои позиции «Ф-Синтез» (поднялся с 42-го на 22-е мес-

то). Ухудшение рейтинга коснулось корпорации STADA (-6,2%, с 24-го до 27-го места), в то время как «Фармстандарт» улучшил свои позиции (+5,9%), поднявшись на одну ступень вверх (29-е место). В целом по сравнению с 2010 г. доля отечественных компаний в структуре поставок по ДЛО увеличилась с 10,3 до 12,0%. Как и годом ранее, в Топ-10 отдельных продуктов в рамках программы ОНЛС продолжали наблюдаться значительные структурные изменения (табл. 3).

В первую очередь необходимо отметить активный процесс замены брэнда Лантус (-56,1%) Sanofi-aventis на Лантус СолоСтар. В результате трехкратного роста поставок этот препарат поднялся с 22-го на 2-е место в рейтинге. По объему общих продаж эти продукты еще больше укрепили свои лидирующие позиции, о чем можно судить по их группе МНН Insulin Glargine (+12,3%), которая занимает в соответствующем рейтинге 1-е место (табл. 4).

92 иТОГИ PtMrnuuM

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

таблицаТоп-10 регионов по объему поставок в программе ОНЛС/«7 нозологий», 2011

Место в рейтинге Регион Показатели продаж, руб. контрактные цены

2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010

1 1 Moscow city / Москва 21,2% 19,8% 4,1%

2 2 Moscovskaya obLast / Московская обл. 5,1% 4,9% 0,3%

3 3 St. Petersburg city / С.-Петербург 4,8% 4,8% -2,9%

4 7 Rest of South FO / Остальные субъекты Южного ФО 3,1% 2,8% 6,7%

5 6 SverdLovskaya obLast / Свердловская обл. 2,9% 3,0% -6,7%

6 5 Rest of North-West FO / Остальные субъекты Северо-Западного ФО 2,8% 3,0% -8,6%

7 4 Krasnodarsky kray / Краснодарский край 2,7% 3,2% -18,4%

8 8 Republic of Tatarstan / Татарстан 2,4% 2,5% -5,4%

9 9 Republic of Bashkortostan / Башкортостан 2,2% 2,4% -13,0%

10 15 Rest of PrivoLzhski FO / Остальные субъекты Приволжского ФО 2,0% 2,0% -3,6%

Итого 49,2% 57,1%

В 2011 г. Топ-10 торговых наименований, помимо брэнда Лантус СолоСтар, обновился также за счет препарата Симбикорт Турбухалер (Budesonide + Formoterol) AstraZeneca (+27,8%) и комбинации кетоновых аналогов аминокислот Кетостерил (+7,0%) Fresenius, которые заняли, соответственно, 5-е и 6-е места. При росте продаж более чем на 17% укрепились на занимаемых ими 1-м и 3-м местах Герцептин (Trastuzu-mab) Roche и Ремикейд (Infliximab) MSD. При более скромных показателях динамики (+9,6%) еще один препарат на основе моноклональных антител — Авастин (Bevacizumab) Roche поднялся с 7-го на 4-е место. Кроме названных препаратов, все остальные представители Топ-10 показали выраженную отрицательную динамику и ухудшение рейтинга.

Топ-10 МНН изменился в значительно меньшей степени, чем рейтинг торговых наименований. Успех отдельных оригинальных препаратов, находящихся под патентной защитой, привел к повышению рейтинга соответствующих МНН. В то же время свое присутствие в составе Топ-10 сохраняют МНН, представленные целым рядом продуктов. Прежде всего, речь идет о препаратах инсулина — МНН Insuline human iso-phane и МНН Insuline human base, которые в силу конкурентного давления демонстрируют отрицательную динамику стоимостных продаж (соответственно, -10,6 и -8,7%). То же самое можно

сказать и об МНН Epoetin alfa (-17,4%) и Zoledronic Acid (-27,6%), которые помимо оригинальных препаратов представлены также целым рядом генериче-ских версий. В данном случае речь идет об активных процессах импортозаме-щения, когда целый ряд отечественных производителей участвует в закупках со своими разработками. В отличие от ранее рассмотренных рейтингов, Топ-10 АТС-групп 2-го уровня классификации в рамках программы ОНЛС остается стабильным (табл. 5). Наиболее значительную динамику, как и годом ранее, продемонстрировала группа L04 [Иммунодепрессанты] (+27,9%), которая продолжила повышать свой рейтинг и вытеснила с 7-го

места группу N05 [Психотропные препараты] (—17,4%). Поменялись местами также L02 [Эндокринная терапия] (+0,4%) и B03 [Антианемические средства] (-12,6%), заняв, соответственно, 4-е и 5-е места. Остальные группы сохранили свои позиции, а общая доля Топ-10 немного возросла (с 67,5 до 68,0%). Почти треть всего сегмента по-прежнему занимают две лидирующие группы препаратов — A10 [Средства для лечения сахарного диабета] и L01 [Противоопухолевые препараты]. Поставки по программам ОНЛС/«7 но-зологий» в 2011 г. в Москве выросли на 4,1%, в Московской области — не изменились, что привело к увеличению их общей доли в структуре всех поставок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таблица 7 Топ-10 корпораций по объему поставок в программах ОНЛС/«7 нозологий», 2011

Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб.

контрактные цены

2011 2010 2011 2010 Прирост к 2010

1 1 Roche 13,5% 12,6% 4,4%

2 2 Novartis (incL. Sandoz) 10,7% 11,9% -13,6%

3 3 Johnson & Johnson 7,9% 9,4% -19,3%

4 4 Teva 5,9% 5,1% 11,5%

5 7 Sanofi-aventis 4,8% 4,5% 3,2%

6 11 Baxter Int 4,3% 2,2% 90,9%

7 8 AstraZeneca 3,9% 3,6% 6,5%

8 5 Novo Nordisk 3,7% 4,8% -25,6%

9 9 Merck Sharp & Dohme 2,9% 2,8% 2,8%

10 10 ELi LiLLy 2,0% 2,2% -12,8%

Итого 59,6% 61,2%

с 24,7 до 26,3% (табл. 6). В г. С.-Петербурге динамика носила небольшой отрицательный характер (-2,9%), что почти не сказалось на изменении процентных показателей этого региона (4,8%). Наиболее значительная негативная динамика из числа Топ-10 была характерна для Краснодарского края (-18,4%), однако она была компенсирована позитивной динамикой, наблюдаемой в прочих регионах ЮФО (+6,7%). Региональный рейтинг в целом оставался достаточно стабильным. Таким образом, по итогам 2011 г. общие размеры рынка федеральных льготных программ лекарственного обеспечения не претерпели значительных изменений по сравнению предыдущим годом. Соотношение поставок по программам «7 нозологий» и ОНЛС также мало изменилось, хотя в программе «7 нозологий» наблюдалась явная тенденция сокращения стоимостных объемов закупок в национальной валюте и их рост — в натуральном выражении. Стабильной оставалась также структура поставок в разрезе фармако-терапевтических категорий, хотя приоритетные группы в рамках ОНЛС в целом все же усилили свои позиции. Несмотря на стабильность общих па-

раметров, рынок федеральной льготы в 2011 г. характеризовался усилением конкуренции в рамкам отдельных продуктовых и фармакотерапевтических категорий, в связи с чем целый ряд лидирующих ранее брэндов и компаний-производителей уступили свои позиции. Конкуренция усиливается в связи с успехами биоаналогов и генеричес-ких версий, в разработке которых уже в достаточной степени преуспели и некоторые российские производители. Несмотря на то что общая доля российских компаний в общем объеме поставок по программам «7 нозоло-гий» и ОНЛС еще не очень велика (соответственно, 7,5 и 12%), в ряде отдельных сегментов они достигли ведущих позиций.

В целом, однако, позиции лидирующих зарубежных компаний на рынке «7 нозологий»/ОНЛС в 2011 г. оставались достаточно стабильными. Топ-10 компаний-производителей (с учетом обеих программ) по сравнению с предыдущим годом мало изменился (табл. 7). Первые четыре места в рейтинге остались за компаниями, активно участвующими в обеих программах, — Roche (+4,4%), Novartis (-13,6%), J&J (-19,3%) и Teva (+11,5%).

С 7-го на 5-е место переместилась Sanofi-аventis (+3,2%), с 8-го на 7-е — AstraZeneca (+6,5%), преуспевшие в сегменте ОНЛС. Впервые в десятку лидеров вошел Baxter — поставщик факторов крови, вытеснивший с 6-й позиции компанию Octapharma — своего непосредственного конкурента. Ухудшился рейтинг Novo Nordisk (c 5-го до 8-го), чьи продажи сократились на четверть. Конкурентная ситуация на рынке федеральной льготы будет и дальше возрастать, в основе чего будут лежать «естественные» процессы окончания сроков патентной защиты оригинальных средств и появления аналогичных препаратов. Все более значительную роль будут играть новые российские импортозамещающие разработки, получающие поддержку в рамках государственных инвестиционных программ. Развитию конкуренции будет способствовать и пристальное внимание, проявляемое к сфере государственных закупок лекарств антимонопольными органами, которые в 2011 г. в этом плане уже сыграли значительную роль.

Ф

©

АНАЛИЗ РЫНКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.