Научная статья на тему 'Сегмент «7 нозологий»/ОНЛС'

Сегмент «7 нозологий»/ОНЛС Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
474
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛС / НОЗОЛОГИИ / МНН / ЛС

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы —

Объем совокупных поставок по программам ОНЛС и «7 нозологий» в контрактных ценах в 2014 г., согласно данным IMS Health, составил 86,00 млрд руб. (2,39 млрд долл.) (рис. 1). По сравнению с предыдущим годом в национальной валюте сегмент вырос на 3,1%. В долларовом эквиваленте сегмент сократился на 10,4%. Отрицательная динамика (-6,2%) была характерна также для натуральных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сегмент «7 нозологий»/ОНЛС»

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

PEME0UUM

Сегмент «7 нозологий»/ОНЛС

Объем совокупных поставок по программам ОНЛС и «7 нозологий» в контрактных ценах в 2014 г., согласно данным IMS Health, составил 86,00 млрд руб. (2,39 млрд долл.) (рис. 1). По сравнению с предыдущим годом в национальной валюте сегмент вырос на 3,1%. В долларовом эквиваленте сегмент сократился на 10,4%. Отрицательная динамика (—6,2%) была характерна также для натуральных показателей.

В 2014 г. небольшой рост сегмента федеральной льготы в национальной валюте был получен исключительно за счет программы ОНЛС (+5,2%) (рис. 2). Поставки по программе «7 нозологий» при этом практически не изменились (+0,8%). В 2013 г. наблюдалась противоположная картина, когда поставки по программе «7 нозологий» выросли (+9,2%), а по ОНЛС — нет (+0,4%). В натуральном выражении в 2014 г. закупки по программе «7 нозологий» по примеру предыдущего года продолжили расти, а по ОНЛС — сокращаться (рис. 2).

В 2014 г. в структуре рынка федеральной льготы в стоимостном выражении произошли небольшие изменения в пользу ОНЛС. В то же время ранее общим трендом, наблюдаемым после разделения федеральной программы ДЛО на две отдельные программы, было перераспределение поставок в пользу «7 нозологий». Данное явление объяснялось постепенным сокращением числа федеральных льготников, которые предпочли участию в программе ОНЛС денежные компенсации. В 2014 г. на

фоне девальвации рубля и ожидаемого роста цен увеличение закупки дорогостоящих зарубежных препаратов по программе ОНЛС (тендеры проводятся на региональном уровне) привело к определенному сдвигу структуры поставок в пользу данной программы. Оценивая динамику сегмента ОНЛС/«7 нозологий», надо понимать, что она не

отражает динамики потребления лекарственных препаратов в 2014 г., а является следствием увеличения бюджетного финансирования закупок в расчете на поставки в 2015 г. В абсолютном выражении в 2014 г. закупки по программе «7 нозологий» оценивались в 39,92 млрд руб. (1,16 млрд долл.), по программе ОНЛС — 46,07 млрд руб. (1,24 млрд долл.). Средневзвешенная цена одной упаковки по сравнению с предыдущим годом выросла только в рамках ОНЛС (на 13% до 575,4 руб.). В рамках «7 нозологий» средневзвешенная цена сократилась (на 11% до 12 945,6 руб.). В целом по всему сегменту рост

рисунок ф Динамика поставок по ОНЛС/«7 нозологий», 2012—2014 гг.

3 000

2 500

2 000

1 500

1 000

500

Динамика к предыдущему году

□ — 2012 г.

□ — 2013 г.

□ — 2014 г.

Контрактные цены, долл.

Упаковки

рисунокф^ Динамика поставок по ОНЛС и «7 нозологий», 2014/2013 гг.

Динамика к предыдущему году

1 500 1 200 900 600 300 0

| | — «7 нозологий» □ — ОНЛС

48,4% 51,6%

Доля ОНЛС/ «7 нозологий»

I I

Контрактные цены, долл.

Упаковки

составил 10%, и средневзвешенная цена достигла 1 034 руб. за упаковку.

• «7 НОЗОЛОГИЙ»

Если общий стоимостной объем поставок по программе «7 нозологий» в 2014 г. не изменился, то в разрезе отдельных нозологических сегментов ситуация различалась (табл. 1). В частности, отрицательная динамика была характерна для сегмента лечения гипофизар-ного нанизма, представленного МНН Somatropin. Поставки в рамках данного МНН сократились на 35%, что определялось снижением закупочных цен на препарат Растан производства «Фарм-

ИТОГИ

57

0

58 riOrjPEMEDUUM

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

таблицаСтруктура поставок по программе «7 нозологий», 2014/2013 гг.

Нозологии МНН ТН Корпорация Показатели продаж, руб., контрактные цены

2013 г. 201И г. Прирост к 2013 г.

Болезнь Гоше Imiglucerase Церезим Sanofi 3,0% 3,0% 1,9%

Imiglucerase итог 3,0% 3,0% 1,9%

Болезнь Гоше итог 3,0% 3,0% 1,9%

Гемофилия Eptacog alfa (activated) Коагил-VII Generium ZAO RF 4,5% 5,4% 21,1%

Новосэвен Novo Nordisk 0,0% 0,2%

Eptacog alfa (activated) итог 4,5% 5,5% 24,8%

Factor IX Иммунин Baxter Int 1,3% 1,3% 0,4%

Аимафикс Kedrion 0,0% 0,0% -14,б%

Октанайн Ф

(фильтрованный) Octapharma 0,9% 1,0% 14,4%

Мононайн Csl Behring Gmbh 0,0% 0,0% 184,4%

Factor IX итог 2,2% 2,3% 7,4%

Factor VIII Октанат Octapharma 2,3% 3,2% 39,5%

Гемоктин Сдт Biotest Pharma 1,0% 0,7% -3б,5%

Гемофил М BaxterInt 3,0% 3,8% 24,9%

Коэйт-Дви Talecris Biotherap 2,б% 1,4% -4б,2%

Бериате Csl Behring Gmbh 0,9% 1,5% 70,1%

Factor VIII итог 9,9% 10,5% 7,3%

Octocog alfa Рекомбинат BaxterInt 2,2% 3,5% б2,3%

Когенэйт Фс Bayer HealthOare 1,2% 0,4% -70,3%

Octocog alfa итог 3,4% 3,9% 14,3%

Factor VIII + factor von willebrand Иммунат BaxterInt 2,4% 1,7% -28,9%

Factor VIII + factor von willebrand итог 2,4% 1,7% -28,9%

Гемофилия итог 22,3% 23,9% 8,0%

Гипофизарный Somatropin Растан Pharmstandart 0,7% 0,4% -33,1%

нанизм Генотропин Pfizer 0,0% 0,0% -97,7%

Somatropin итог 0,7% 0,4% -35,2%

Гипофизарный нанизм итог 0,7% 0,4% -35,2%

Миелолейкоз Bortezomib Велкейд Johnson & Johnson 14,8% 17,1% 1б,3%

Bortezomib итог 14,8% 17,1% 1б,3%

Fludarabine Флутотера Laboratorio Tuteur 0,2% 0,3% 25,б%

Флудара Sanofi 0,7% 0,4% -47,8%

Fludarabine итог 0,9% 0,б% -30,2%

Imatinib Гливек Novartis 1,0% 0,5% -50,4%

Филахромин ФС F-Syntez 4,8% 1,3% -71,7%

Неопакс KRKA 0,1% 0,0% -99,7%

Генфатиниб Laboratorio Tuteur 4,7% 1,2% -74,б%

Imatinib итог 10,б% 3,0% -71,0%

Rituximab Мабтера Roche 18,4% 20,0% 9,б%

Rituximab итог 18,4% 20,0% 9,б%

Миелолейкоз итог 44,7% 40,8% -8,1%

Муковисцидоз Dornase alfa Пульмозим Roche 3,0% 3,0% -0,5%

Dornase alfa итог 3,0% 3,0% -0,5%

Муковисцидоз итог 3,0% 3,0% -0,5%

Рассеянный Glatiramer acetate Копаксон-Тева Teva 12,1% 12,б% 5,5%

склероз Glatiramer acetate итог 12,1% 12,б% 5,5%

Interferon beta-1a СинноВекс Cinnagen Co 1,1% 1,5% 32,8%

Авонекс Nycomed/Takeda 0,0% 0,0% -100,0%

Ребиф Serono 0,0% 3,1% б9989,9%

Генфаксон Laboratorio Tuteur б,0% 4,2% -30,7%

Ребиф 22 Serono 0,0% 0,2% -

Interferon beta-1a итог 7,2% 8,8% 24,5%

»

ŒTMEHT «7 HОЗОЛОГИЙ»/ОHЛC

PEMEDUUM

таблица (окончание) Структура поставок по программе «7 нозологий», 2G14/2G13

Нозологии МНН TH Корпорация Показатели продаж, руб., контрактные цены

2013 г. 2014 г. Прирост к 2013 г.

Interferon beta-1b Ронбетал Biocad, rf 1,2% G,2% -8G,9%

Инфибета Generium ZAO Rf 1,7% 1,б% -3,G%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерферон бета-1Ь Biocad RF G,1% 1,2% 1574,5%

Interferon beta-1b итог 2,9% 3,G% 4,3%

Рассеянный склероз итог 22,1% 24,5% 11,5%

Tранспланталогия Ciclosporin Панимун Биорал Panacea Biotec G,2% G,2% 35,3%

Сандиммун Hеорал Novartis G,G% G,G% -39,7%

Экорал Teva G,3% G,2% -25,9%

Ciclosporin итог G,5% G,5% -б,1%

Mycophenolate mofetil Селлсепт Roche G,3% G,1% -74,б%

Микофенолата мофетил-тл Technolog.lekarstv G,G% G,2% 549,4%

Микофенолат-Гева Teva G,1% G,G% -93,7%

Супреста Veropharm G,1% G,G% -74,4%

Майсепт Panacea Biotec G,G% G,G% 9244,1%

Микофенолат Сандоз Sandoz Group G,G% G,1% 1349,G%

Mycophenolate mofetil итог G,5% G,4% -19,7%

Mycophenolic acid Майфортик Novartis 1,4% 1,5% 1,7%

Mycophenolic acid итог 1,4% 1,5% 1,7%

Tacrolimus Tакролимус-Tева Teva G,9% G,6% -35,8%

Програф Astellas Pharma G,8% G,7% -1б,2%

Tакросел Novartis G,G% G,9% 5111,9%

Tacrolimus итог 1,7% 2,1% 23,9%

Транспланталогия итог 4,2% 4,4% 7,3%

Общий итог 100,0% 100,0% 0,8%

ИТОГИ 2 0 14

59

стандарт», доминирующего в данном сегменте. В результате его доля в общей структуре поставок по программе «7 нозологий» по сравнению с предыдущим годом сократилась с 0,7 до 0,4% (в 2009 г. до выхода на рынок Ростана она

составляла около 3%). Отрицательная динамика (-8,1%) была характерна для сегмента лечения миелолейкоза. Она определялась сокращением стоимостных объемов продаж двух групп МНН — Иudarabine и ^йшЬ. Конку-

ренция в этих сегментах, где представлены как оригинальные, так и воспроизведенные препараты, способствовала снижению закупочных цен на них по сравнению с предыдущим годом, что в основном и определило отрицатель-

l,!:lli:i pemeduum

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

ную стоимостную динамику. Особенно выраженный характер ценовая конкуренция носила в сегменте Imatinib, где оригинальный препарат Гливек Novar-tis еще в 2012 г., до окончания действия патентной защиты, испытал атаку со стороны дженериковых версий — Фи-лахромин ФС компании «Ф-Синтез» и Генфатиниб аргентинской компании Laboratorio Tuteur (вторичная упаковка и выпускающий контроль, согласно госреестру, осуществляются ОАО «Био-синтез»/«Биотэк» и ООО «Протера»). В результате по итогам 2012 г. в сегменте Imatinib на долю воспроизведенных препаратов пришлось 39% всех поставок. В 2013 г. уже после окончания патентной защиты процесс вытеснения препарата Гливек продолжился, и его доля сократилась до 9,4%. В 2014 г. закупочные цены в сегменте МНН Imatinib снизились в 2,5—3 раза, что привело к сокращению стоимостных объемов поставок на 71% (табл. 1). Продажи Гли-века в упаковках при этом увеличились (дженериков — сократились), и, несмотря на сокращение продаж этого препарата в рублях в 2 раза, его доля в структуре сегмента выросла до 17%. С 2014 г., согласно госреестру, завершающие стадии производства этого препарата были локализованы на мощностях ОАО «Фармстандарт-УфаВита». В сегменте МНН Fludarabine снижение закупочных цен было менее выраженным, однако вместе с перераспределением продаж в пользу воспроизведенного препарата Флутотера Laboratorio Tuteur (локализация завершающих стадий производства — ОАО «Биосин-тез»/«Биотэк» и ООО «Протера») это привело к сокращению продаж группы МНН на 30%. Доля оригинального препарата Флудара Sanofi при этом сократилась с 3/4 примерно до половины. В отличие от упомянутых МНН в сегментах Rituximab и Bortezomib в 2014 г. сохранялась монополия оригинальных средств — Мабтера Roche и Велкейд Johnson & Johnson, чьи поставки по сравнению с предыдущим годом за счет увеличения натуральных объемов выросли соответственно на 9,6 и 16,3%. Заключительные стадии производства этих препаратов локализованы на ОАО «Фармстандарт-УфаВИТА». В 2014 г. вместе эти препараты составили более

90% всех продаж в группе миелолейко-за и 37% — в структуре всех поставок по программе «7 нозологий». Они также заняли ведущие позиции в рейтинге отдельных торговых наименований в рамках этой программы. Компания «Биокад» в апреле 2014 г. зарегистрировала собственные дженери-ковые версии Rituximab, а в начале 2015 г. также Bortezomib. В конце сентябре при проведении федеральных тендеров по поставкам на 2015 г. «Биокад» выиграл лоты по Rituximab на сумму около 6 млрд руб. При этом «Фармстан-дарт», который к этому моменту владел 20% акций «Биокад», отказался от участия в тендере с препаратом Мабтера. Еще раньше в 2014 г. дженерик Bortezomib зарегистрировал также ЗАО «Ф-Синтез». На стадии регистрации находится еще целый ряд препаратов данных МНН. Все это обещает принципиальные изменения на рынке препаратов для лечения миелолейкоза в ближайшем будущем.

В связи с тем, что на долю сегмента лечения миелолейкоза приходится более 40% всех поставок по программе «7 но-зологий», сокращение его финансирования на 8% привело к значительному высвобождению средств, которые были направлены на увеличение закупок других групп лекарственных средств. Наиболее высокие показатели прироста в размере 11,5% были продемонстрированы в сегменте лечения рассеянного склероза, при этом доля этой группы в общем объеме поставок по программе «7 нозологий» выросла с 22,1 до 24,5%. В структуре рынка данной группы распределение между сегментами отдельных МНН изменилось в пользу Interferone beta-1a, продажи которого увеличились на 24,5% в стоимостном выражении (на 31% в упаковках), и он занял 36% сегмента рассеянного склероза. В сегменте МНН Interferone beta-1a, как и в течение двух предыдущих лет, лидирующие позиции занял препарат Генфаксон Laboratorio Tuteur (вторичная упаковка и выпускающий контроль — ОАО «Биосинтез»/«Биотэк» и ООО «Протера»). Однако продажи этого препарата сократились на 30,1%, и его доля в структуре сегмента уменьшилась с 83 до 48%. В то же время 35% всех поставок пришлось на долю пре-

парата Ребиф Serono, завершающие стадии производства которого были локализованы на предприятии ОАО «Фарм-стандарт-УфаВИТА». Еще 17% пришлись на долю препарата СинноВекс иранской компании Cinnagen. В других двух группах МНН — Interferone beta-te и Acetate Glatiramer, составляющих сегмент рассеянного склероза, темпы роста поставок были относительно невелики (соответственно +4,3% и +5,5%). В группе МНН Interferone beta-te российские препараты производства компаний «Биокад» и «Генери-ум», аффилированных с «Фармстандар-том», окончательно вытеснили зарубежную продукцию. Из числа оригинальных средств только Копаксон-Тева (Acetate Glatiramer) Teva, на долю которого приходится более половины всех продаж группы для лечения рассеянного склероза, продолжает занимать монопольные позиции. Этот препарат составляет 51% рынка препаратов для лечения рассеянного склероза и 12,6% — всех поставок по программе «7 нозоло-гий» (занимает третье место в рейтинге торговых наименований). В 2013 г. произошел конфликт между Teva и холдингом «Биотэк», осуществлявшим вторичную упаковку и представлявшим препарат в системе госзакупок. В результате, начиная с конца 2013 г., компания Teva самостоятельно участвовала в тендерах по закупкам Копаксон-Тева. Темпы роста продаж в сегменте лечения гемофилии составили 8% в стоимостном выражении и определялись преимущественно увеличением продаж в натуральном выражении. Структура сегмента в разрезе отдельных групп МНН оставалась достаточно стабильной, за исключением того, что на 3 п.п. до 23% выросла доля МНН Eptacog alfa (activated) (+24,8%) и на 1 п. п. до 16% — Octocog alfa (+14,3%). При этом доля МНН Factor YIII + Factor Von Wellebrand (-29%) сократилась с 11% до 7%. Сегмент Eptacog alfa (activated) представлен в настоящее время почти исключительно российским препаратом Коагил-VII производства «Генериум»/«Фармстан-дарт», занимающим 4-е место в рейтинге торговых наименований и составившим 5,4% всех поставок по программе «7 нозологий». На рынке Octocog alfa по примеру предыдущего года продолжи-

СЕГМЕНТ«7 НОЗОЛОГИЙ»/ОНЛС

PEMEOUUM

лось усиление позиций препарата Ре-комбинат компании Baxter за счет сокращения доли Когенэйт ФС Bayer ^al^are. В сегменте МНН Factor VIII + Factor Von Wellebrand монопольные позиции занимает Иммунат Baxter. В 2014 г., как и в предыдущем году, соответственно 44 и примерно 10% всех поставок препаратов для лечения гемофилии пришлось на долю факторов крови VIII и IX Продажи в сегменте МНН Factor VIII распределены между значительным числом отдельных препаратов, среди которых лидируют Октанат Octapharma (+39,5%) и Гемофил М Baxter (+24,9%), усилившие свои позиции и занявшие соответственно 30 и

МНН Tacrolimus, и в частности Такросел Novartis. В 2014 г. данный препарат занял ведущие позиции в своей группе МНН, опередив Такролимус-Тева и оригинальный препарат Програф Astellas Pharma (упаковка и выпускающий контроль осуществляются ЗАО «Ортат»/«Р-Фарм»).

Доля МНН Tacrolimus в сегменте имму-нодепрессантов по сравнению с предыдущим годом увеличилась с 41 до 47%. Позиции МНН Mycophenolic acid (+1,7%), представленного исключительно оригинальным препаратом Майфортик Novartis, мало изменились, в то время как доли Mycophenolic mofetil (-19,7%) и Ciclosporin (-6,1%)

таблицаТоп-10 корпораций по объему поставок в программе «7 нозологий», 2014 г.

Место в 2014 г. рейтинге 2013 г. Производитель Показатели продаж, руб., опт.

2014 г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 1 Roche 23,0% 21,7% 7,1%

2 2 Johnson & Johnson 17,1% 14,8% 16,3%

3 3 Teva 13,5% 13,4% 0,9%

4 5 Baxter Int 10,2% 8,8% 16,1%

5 6 Pharmstandart (incl. Generium) 7,4% 6,8% 9,9%

6 4 Laboratorio Tuteur 5,6% 11,0% -48,4%

7 9 Octapharma 4,2% 3,2% 32,3%

8 8 Sanof'-Aventis 3,3% 3,7% -7,6%

9 25 Serono 3,2% 0,0% 73589,2%

10 11 Novartis 2,9% 2,5% 14,0%

Итого 90,4% 90,8%

36%. Сегмент МНН Factor IX в основном делят между собой Иммунин Baxter (+0,4%) и Октанайф Ф Octapharma (+14,4%).

Лидером сегмента лечения гемофилии остается компания Baxter, чья доля в структуре поставок факторов крови выросла по сравнению с предыдущим годом на 3 п.п. до 43%. На втором месте находится «Фармстандарт» — 19%. Лидировавшая в этом сегменте до 2011 г. компания Octapharma в настоящее время занимает третье место — 18%. Поставки иммунодепрессантов увеличились на 7,3% в рублях (примерно на 20% в упаковках) и составили 4,4% от программы «7 нозологий». Позитивная динамика определялась поставками

на фоне отрицательной динамики сократились.

В сегменте Mycophenolic mofetil 3/4 всех поставок по итогам 2014 г. составили дженерики компаний «Технология ле-карств»/ЦВТ «Химрар» и Sandoz, впервые представленные в структуре закупок в 2013 г. При этом оригинальный препарат СеллСепт Roche (-74,6%), который год назад занимал половину рынка данного МНН, значительно сократил свои позиции. Еще более значительно в структуре сегмента Ciclosporin был потеснен оригинальный препарат Сандиммун Неорал Novartis (-40%). В результате продажи данной группы МНН оказались представлены в подавляющем большинстве

дженериками — Экорал Teva и Панимун Биорал индийской компании Panacea Biotec. По сравнению с предыдущим годом наблюдалось перераспределение продаж в пользу Панимун Биорал (+35,5%), чьи закупки в натуральном выражении на фоне полуторакратного снижения цен выросли почти в 2 раза. Поставки в сегменте лечения муковис-цидоза, представленные единственным препаратом Пульмозим (Dornase аШ) Roche, выросли на 1,9%. Монопольные позиции продолжает также занимать оригинальный препарат Церезим (Imiglucerase) компании Sanofi, используемый для лечения болезни Гоше, чьи закупки практически не изменились (-0,5%). Вторичную упаковку и выпускающий контроль Пульмозим осуществляет «Фармстандарт-УфаВИТА». В 2014 г., согласно госреестру, заявлено также о локализации на мощностях этой компании выпуска препарата Церезим, причем не только завершающих стадий производства, но и стадии лекарственной формы. В составе всех поставок по программе «7 нозологий» Церезим и Пульмозим, как и ранее, заняли примерно по 3%.

Рейтинг компаний-производителей в рамках программы «7 нозологий» по результатам 2014 г., как и ранее, возглавили компании Roche, Johnson & Johnson и Teva, что определялось лидирующими позициями их брендов — Мабтера, Велкейд и Копаксон-Тева (табл. 2). На 4-ю позицию в рейтинге вышел Baxter, чьи продажи выросли на 16%. Значительное сокращение закупок было характерно для Laboratorio Tuteur (-48%), спустившейся с 4-го на 6-е место в рейтинге. На долю первых 10 компаний-производителей пришлось более 90% всех поставок по программе «7 нозологий».

Из числа российских производителей наиболее значимым поставщиком препаратов для программы «7 нозологий» является ОАО «Фармстандарт» (вместе с «Генериум») (+9,9%), доля которого в структуре поставок без учета локализованной продукции выросла с 6,8 до 7,4%, и он занял 5-е место в рейтинге. Всего поставки отечественной продукции полного цикла ГЛС в 2014 г. по программе «7 нозологий» сократились на 18,7% и составили 10,4% (вместо 13% в

ИТОГИ

61

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

таблица

Место

Топ-10 корпораций по объему поставок в программе ОНЛС, 2014 г.

Показатели продаж,

в рейтинге Производитель руб., опт.

201И г. 2013 г. 201И г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 1 Roche 13,4% 13,0% 9,1%

2 2 Sanofi-Aventis 9,0% 9,1% 3,6%

3 3 Novo Nordisk 7,0% 7,2% 0,6%

4 4 AstraZeneca 6,4% 5,9% 13,1%

5 5 Merck Sharp Dohme 5,8% 5,5% 9,7%

6 6 Eli Lilly 3,9% 3,7% 9,0%

7 8 Boehringer I 3,4% 3,5% 1,9%

8 7 Novartis (incl. Sandoz) 3,2% 3,5% -3,4%

9 9 Johnson & Johnson 2,4% 2,7% -3,0%

10 15 GlaxoSmithKline 2,4% 1,8% 38,5%

Итого 56,8% 56,8%

62 I ИТ>О1ГИ41 PEMEQUUM

2013 г.). Это объясняется прежде всего тем, что закупки в стоимостном выражении продукции отечественной компании ЗАО «Ф-Синтез», ранее занимавшей 7-е место в рейтинге, значительно уменьшились (-72%), а доля в структуре поставок по программе сократилась с 4,8 до 1,3%. В 2014 г. эту компанию обогнал «Биокад» (+14,2%), составивший 1,4% всех поставок.

Зарубежная продукция, завершающие стадии производства которой, согласно регистрации, локализованы или могут быть локализованы на территории России (в силу наличия необходимого регистрационного статуса), в 2014 г. составила 53% всех поставок, из которых 47% приходится на долю «Фармстан-дарт-УфаВИТА». В результате можно сделать вывод, что корпорация «Фарм-стандарт» с учетом локализации производства зарубежных препаратов по итогам 2014 г. могла контролировать примерно половину всего сегмента закупок по программе «7 нозологий». В 2015 г. с учетом выигранного ЗАО «Биокад» тендера по ИШхтаЬ ожидается значительное расширение доли отечественной продукции полного цикла в структуре поставок по программе «7 но-зологий». При этом позиции ОАО «Фар-мстандарт» вместе с аффилированными компаниями укрепятся еще больше.

• ОНЛС

В рамках программы ОНЛС состав топ-10 корпораций, как и годом ранее, мало изменился (табл. 3). С 15-го на 10-е место поднялась компания GSK (+38,5%), вытеснив из топ-10 Teva (-38%). Поменялись также местами Boehringer Ingelheim (+1,9%) и Novartis (вкл. Sandoz) (-3,4%), заняв соответственно 7-е и 8-е места. Помимо Novartis из числа лидирующих производителей отрицательная динамика была продемонстрирована также компанией Johnson &

Johnson (-3%), которая тем не менее сохранила за собой 9-е место в рейтинге. В темпах выше, чем в среднем по программе ОНЛС, выросли продажи Roche (+9,1%), AstraZeneca (+13,1%), MSD (+9,7%) и Eli Lilly (+9,0%), укрепившихся на занимаемых ими соответственно 1-м и 4—6 местах в рейтинге. При более скромных показателях динамики Sanofi (+3,6%) и Novo Nordisk (+0,6%) также сохранили за собой занимаемые ими ранее позиции (соответственно 2 и 3). Всего доля топ-10 компаний в структуре поставок по программе ОНЛС не из-

таблица Топ-10 торговых наименований по объему поставок в программе ОНЛС, 2014 г.

Место в рейтинге ТН MHH Показатели продаж, руб., опт.

201И г. 2013 г. 201И г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 1 Герцептин Trastuzumab 5,5% 5,2% 11,3%

2 3 Лантус СолоСтар Insulin gLargine 4,7% 4,1% 16,6%

3 2 Ремикейд Infliximab 4,6% 4,3% 10,2%

4 4 Авастин Bevacizumab 3,1% 2,5% 30,3%

5 5 Симбикорт Турбухалер Budesonide + formoterol 2,3% 2,2% 8,6%

Lysine + (rs)-4-methyl-2-oxovaler

anic acid + (rs)-3-methyl-2-

oxobutyric acid + phenylpyruvic

6 6 Кетостерил acid + (rs)-3 methyl-2-oxovale-rianic acid + 2-hydroxy-4-methyl-thiobutyric acid + threonine + histidine + tyrosine + tryptophan 2,0% 2,0% 4,4%

7 8 Левемир ФлексПен Insulin detemir 1,8% 1,7% 11,5%

8 11 Золадекс Goserelin 1,8% 1,4% 31,8%

9 7 Спирива Tiotropium bromide 1,7% 1,8% -2,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 10 Эральфон Epoetin alfa 1,4% 1,6% -10,7%

Итого 28,7% 27,0%

СЕГМЕНТ«7 НОЗОЛОГИЙ»/ОНЛС

менилась по сравнению с предыдущим годом и составила 56,8%. Среди российских производителей наиболее высокий рейтинг имеет ОАО «Фармстандарт», продажи которого по сравнению с предыдущим году не изменились, и он спустился с 13-го на 14-е место в рейтинге. На фоне роста продаж ЗАО «Ф-Синтез» (+16,4%) и ЗАО «Фарм-Синтез» (+32,5%) улучшили свои рейтинговые позиции и заняли соответственно 15-е и 17-е места. В топ-25 корпораций из числа отечественных

компаний вошли также ЗАО «Сотекс» (-10%) и ОАО «Верофарм» (-4,7%) (соответственно 19-е и 24-е место). В целом в структуре поставок по ОНЛС без учета локализованной продукции доля отечественных производителей по сравнению с 2013 г. почти не изменилась и составила 14,4%. Стагнация доли отечественных лекарств в структуре поставок по ОНЛС наблюдалась уже в 2013 г. В 2014 г. эта тенденция получила свое продолжение в том числе в связи с тем, что на фоне девальвации рубля и ожиданий роста цен более активно, в расчете на более продолжительный период времени, чем в прежние годы, закупались дорогостоящие зарубежные препараты. Данный вывод подтверждается тем, что оригинальные препараты, занимающие

монопольные позиции в своих МНН и возглавляющие рейтинг торговых наименований, показали относительно высокие темы роста стоимостных продаж, обусловленные увеличением натуральных объемов закупок (табл. 4). Это касается прежде всего лидеров рынка — препаратов Герцептин (Trastuzumab) Roche (+11,3%), Лантус СолоСтар (Insulin glargine) Sanofi (+16,6%), Реми-кейд (Infliximab) MSD (+10,2%), Авастин (Bevacizumab) Roche (+30,3%), которые уже в течение четырех лет сохраняют

за собой с 1-го по 4-е места в топ-10. Не изменились по сравнению с 2013 г. также рейтинговые позиции брендов Сим-бикорт Турбухалер (Budesonide + For-moterol) AstraZeneca (+8,6%, 5-е место) и Кетостерил Fresenius (+4,4%, 6-е место), первый из которых имеет конкурента в своей группе МНН, но при этом показал темпы роста продаж выше, чем в среднем по сегменту ОНЛС. Завершающие стадии производства на территории России локализованы у 5 из этих препаратов: Герцептин, Реми-кейд, Авастин — ЗАО «Ортат»/ЗАО «Р-Фарм»; Лантус СолоСтар — ЗАО «Сано-фи-Авентис Восток»; Симбикорт Турбу-халер — ЗАО «ЗиО-Здоровье». Из числа препаратов, входящих в топ-10, наиболее высокие темпы роста закупок были характерны для оригиналь-

РЕМЕОиимГ';,":! 63

ного препарата Золадекс (Goserelin) AstraZeneca (+31,8%), который переместился с 11-го на 8-е место. Показатели динамики выше средних показал также препарат Левемир ФлексПен (Insulin detemir) Novo Nordisk (+11,5%), поднявшийся на ступень вверх и занявший 7-е место в рейтинге.

Отрицательные показатели продаж были характерны для бренда Спирива (Tiotropium bromide) Boehringer Ingelheim (-2,3%) и российского дженерика Эраль-фон (Epoetin alfa) «Сотекс» (-10,7%) — соответственно 9-е и 10-е места. Общая доля топ-10 торговых наименований в 2014 г. увеличилась на 1,7 п. п. и составила 27%.

Эральфон является единственным российским препаратом, представленным в топ-10. Кроме него в состав топ-25 также входят отечественные версии МНН Octreotide — Октреотид-лонг ФС (ЗАО «Ф-Синтез») (+31,8%) и Октреотид-депо (ЗАО «Фарм-Синтез») (+38,5%), занявшие соответственно 17-е и 18-е места в рейтинге.

Топ-10 МНН в 2014 г. определялся лидирующими оригинальными брендами, занимающими монопольные позиции в своих сегментах, а также широко используемыми МНН (табл. 5). Как и ранее, рейтинг возглавил Insulin glargine (+8%), представленный брендами компании Sanofi, — Лантус Соло-Стар и Лантус, составившими соответственно 79 и 21% всех закупок. Всего в топ-10 вошли четыре МНН инсулина. Наиболее высокая динамика (+15,3%) была характерна для МНН Insulin аspart (представлена брендом Новорапид Novo Nordisk), который поднялся с 12-го на 10-е место в рейтинге. В отличие от этих двух групп инсулинов, сегменты Insulin Human Isophane и Insulin Human Base представлены большим перечнем препаратов различных компаний. В результате конкуренции и некоторого снижения средневзвешенных цен эти сегменты по сравнению с предыдущим годом показали разного уровня отрицательную динамику. Insulin Human Isophane (-1,2%) сохранил за собой 4-е место в рейтинге, а Insulin Human Base (-8,1%) — спустился с 5-й на 8-ю позицию. Характерно, что распределение долей между отдельными торговыми наименования внутри этих

таблиц^Ф Топ-10 МНН и группировочных наименований по объему поставок в программе ОНЛС, 2014 г.

Место в рейтинге

МНН

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 1 Insulin glargine 5,9% 5,7% 8,0%

2 2 Trastuzumab 5,5% 5,2% 11,3%

3 3 Infliximab 4,6% 4,3% 10,2%

4 4 Insulin human isophane 3,5% 3,6% -1,2%

5 8 Bevacizumab 3,1% 2,5% 30,3%

6 6 Budesonide + formoterol 2,8% 2,6% 11,8%

7 9 Octreotide 2,4% 2,0% 28,6%

8 5 Insulin human base 2,4% 2,6% -8,1%

9 7 Epoetin alfa 2,1% 2,5% -13,7%

10 12 Insulin aspart 2,0% 1,8% 15,3%

Итого 34,2% 33,0%

Показатели продаж, руб., опт

64 riOrJPEMEDUUM

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА

таблицаТоп-10 АТС2-групп по объему поставок в программе ОНЛС, 2014 г.

Место в рейтинге ATC2 Показатели продаж, долл., контрактные цены

201И г. 2013 г.

201И г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 1 A10 [Drugs used in diabetes]/A10 [Средства для лечения сахарного диабета] 21,6% 21,7% 3,9%

2 2 L01 [Antineoplastic agents]/L01 [Противоопухолевые препараты] 17,9% 16,6% 14,9%

3 3 R03 [Drug for obstruct airway dis]/R03 [Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей] 8,3% 8,6% 0,б%

4 4 L04 [Immunosuppressants]/L04 [Иммунодепрессанты] 6,8% 6,3% 14,9%

б б B03 [Antianemic preparations]/B03 [Стимуляторы гемопоэза] 4,2% 4,9% -11,1%

6 6 L02 [Endocrine therapy]/L02 [Противоопухолевые гормональные препараты] 4,2% 4,3% 3,2%

7 7 H01 [Pituit&hypothal horm&analog]/H01 [Гипоталамо-гипофизарные гормоны и их аналоги] 3,4% 2,9% 22,4%

8 13 J05 [Antivirals for systemic use]/J05 [Противовирусные препараты для системного применения] 3,0% 1,9% 72,б%

9 8 C09 [Ag act renin-angiotens syst]/C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 2,4% 2,8% -9,0%

10 9 N05 [Psycholeptics]/N05 [Психотропные препараты] 2,4% 2,б% 1,4%

Итого 74,3% 72,8%

таблицаТоп-10 корпораций по объему поставок

в программах ОНЛС + «7 нозологий», 2014 г.

Производитель

Место в рейтинге

201И г. 2013 г. 201И г. 2013 г. Прирост к 2013 г

1 1 Roche 18,1% 17,2% 7,9%

2 2 Johnson & Johnson 9,6% 8,6% 13,1%

3 3 Teva 7,3% 7,9% -б,9%

4 4 Sanofi-Aventis 6,3% 6,4% 0,7%

б 7 Baxter Int б,0% 4,3% 16,0%

6 6 Pharmstandart (incl. Generium) 4,6% 4,3% 7,6%

7 8 Novo Nordisk 3,7% 3,7% 2,6%

8 10 AstraZeneca 3,3% 3,1% 13,1%

9 б Laboratorio Tuteur 3,3% б,9% -43,9%

10 11 Novartis (incl. Sandoz) 3,0% 3,0% 4,3%

Итого 64,0% 64,4%

Показатели продаж, руб., опт.

сегментов по сравнению с 2013 г. изменилось незначительно. Динамичные темпы роста продаж (+11,8%) продемонстрировала группа МНН Budesonide + Formoterol, сохранившая за собой 6-е место в рейтинге. Симбикорт Турбухалер AstraZeneca составил 83% этого сегмента, а Форадил Комби Novartis — 17%. Наиболее высокая динамика наряду с МНН Bevacizumab (монопольно присутствует Авастин, +30,3%, 5-е место), была характерна также для МНН Octreotide (+28,6%), который переместился с 9-го на 7-е место в рейтинге. Доля оригинального препарата Сандо-статин Лар Novartis в этом сегменте на фоне конкуренции со стороны воспроизведенных препаратов продолжила сокращаться и составила 9,4%. При этом на долю российских аналогов — Октреотид-лонг ФС «Ф-Синтез» и Окт-реотид-депо «Фарм-Синтез» пришлось соответственно 47 и 43% всех поставок. Отрицательная динамика (-13,7%), вызванная дженериковой конкуренцией, привела к тому, что МНН Epoetin alfa спустился с 7-го на 9-е место в рейтинге. На долю оригинального препарата Эпрекс Johnson & Johnson по итогам 2014 г. пришлось только 4,2%, в то вре-

мя как основную часть этого рынка заняли дженерики, лидером среди которых является Эральфон (63,5%). Топ-10 АТС групп 2-го уровня классификации по сравнению с предыдущим годом претерпел относительно небольшие изменения (табл. 6). Наиболее заметные подвижки в рейтинге были связаны с тем, что на фоне увеличения на 72% стоимостных объемов закупок в состав топ-10 вошла группа J05 [Проти-

вовирусные препараты для системного применения], заняв 8-е место в рейтинге вместо 13-го. Выбыла из состава первой десятки группа N03 [Противоэпи-лептические препараты] (-4,6%). Первые семь позиций в рейтинге АТС-групп вообще не изменились. Закупки групп L01 [Противоопухолевые препараты] и L04 [Иммунодепрессанты] (соответственно 2-е и 4-е места) выросли на 15%, закупки H01 [Гормоны гипота-

СЕГМЕНТ«7 НОЗОЛОГИЙ»/ОНЛС

ламуса и гипофиза и их аналоги] (7-е место) — на 22,4% (табл. 6). Сокращение поставок коснулось B03 [Антианемические средства] (-11,1%, 5-е место) и С09 [Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему] (-9%, 9-е место). Продажи остальных групп, вошедших в первую десятку, мало изменились. Общая доля топ-10 АТС-групп 2-го уровня классификации выросла на 1,5 п. п. и составила 74,3%.

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая общие тенденции развития рынка федеральных льготных программ, можно прийти к заключению, что в 2014 г. продолжилась стагнация этого сегмента в национальной валюте, наблюдаемая в течение всех последних лет. Позитивная динамика наблюдалась исключительно в рамках ОНЛС и была вызвана прежде всего тем, что в преддверии роста цен более активно осуществлялись закупки дорогостоящих зарубежных препаратов. Увеличение закупок лидирующих по объему продаж брендов, находящихся под патентной защитой, было характерно как для ОНЛС, так и программы «7 нозологий». При этом основным источником дополнительного финансирования дорогостоящих препаратов выступали средства, сэкономленные в результате проведенных тендеров в тех группах МНН, где в силу наличия альтернативных препаратов были произведены закупки по более низким ценам. Если судить по программе «7 нозоло-гий», влияние фактора ценовой конкуренции по сравнению с предыдущим годом в 2014 г. усилилось. Активизировались также процессы вытеснения из сегментов МНН оригинальных средств, потерявших патентную защиту. Уже не первый год завершающие стадии производства большинства брендов, возглавляющих рейтинги, локализованы на производственных мощностях российских компаний. В рамках программы «7 нозологий», аукционы по которой проводятся централизован-

но на федеральном уровне, безусловным лидером процессов локализации с российской стороны является ОАО «Фармстандарт». В ОНЛС одни из ведущих позиций в сфере локализации занимает компания ЗАО «Р-Фарм» (производственные мощности ЗАО «Ор-тат»).

В 2014 г. процессы локализации не только расширялись, но и углублялись, о чем свидетельствовал зафиксированный в госреестре в отношении ряда препаратов переход от завершающих стадий производства к выпуску ГЛС. К этому зарубежных производителей толкала близкая перспектива ограничения участия в госзакупках импортируемой продукции, а также препаратов, локализация которых касается только завершающих стадий производства. Несмотря на усиление позиций в целом ряде отдельных сегментов МНН, доля продукции отечественного производства полного цикла ГЛС в рамках всех поставок по программе «7 нозологий» по сравнению с предыдущим годом сократилась с 13 до 10,4%, а в рамках ОНЛС почти не изменилась, составив 14,4%. Препараты российского производства представлены далеко не во всех привлекательных сегментах, а там, где они присутствуют, с ними зачастую успешно конкурируют дженерики и биоаналоги зарубежного производства, в том числе из развивающихся стран. Кроме того, неблагоприятные для российских производителей результаты по итогам 2014 г. являются также причиной более активных закупок зарубежных дорогостоящих лекарств, вызванных ожидаемым ростом цен. При этом ведущие позиции в качестве логиста занимает компания «Р-Фарм» (прежде всего в ОНЛС, где тендеры проходят на региональном уровне), изначально являющаяся дистрибьютором, специализирующимся на системе госзакупок. В целом можно сказать, что в 2014 г. на рынке федеральной льготы наблюдалось продолжение ранее наблюдаемых тенденций, и каких-то принципиальных изменений он не претерпел. Оче-

РШШиимЬТ!! 65

видно, что в 2015 г. в связи с целым рядом факторов (экономических, регуля-торных, отраслевых — прежде всего, регистрацией и выведением на рынок целого ряда воспроизведенных препаратов отечественного производства) изменения будут носить динамичный характер. Пока же Топ-10 компаний-производителей по результатам общих поставок в рамках федеральных программ льготного лекарственного обеспечения в 2014 г. мало изменился по сравнению с предыдущим годом (табл. 7). Лидер рейтинга — компания Roche показала рост на 7,9% и составила 18,1% всего стоимостного объема поставок в рублях (табл. 7). Укрепилась на втором месте в рейтинге (9,6% от общих поставок) компания J&J, чьи продажи выросли на 13,1%. Сохранили также свои рейтинговые позиции Teva (7,3%) и Sanofi (6,3%), хотя у первой компании продажи сократились на 5,9%, а у второй практически не изменились. При увеличении поставок соответственно на 16 и 13% улучшили свои позиции Baxter (5,0%) и AstraZeneca (3,3%) (5-е и 8-е места). На фоне выраженной отрицательной динамики (-44%) значительно понизился рейтинг аргентинской Laboratorio Tuteur (9-е место). Компания Novartis в 2014 г. показала положительную динамику (+4,3%) и вновь вернулась в топ-10 (в 2011 г. до атаки на Гливек она занимала 2-е место в рейтинге). Среди отечественных производителей в топ-10 вошел «Фармстандарт» (включая «Генериум») (+7,6%), оставшийся на 6-м месте в рейтинге компаний-производителей. В то же время компания «Ф-Синтез» при выраженной отрицательной динамике (-48%) спустилась с 9-го на 16-е место. В топ-25 из числа российских производителей в 2014 г. вошли также «Биокад» (+9,3%), «Фарм-Синтез» (+48,2%) и «Сотекс» (-10%). Всего на долю отечественной продукции в структуре поставок по обеим федеральным программам пришлось 12,5% (в 2013 г. — 13,5%).

?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.