РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
© Кречетников К.Г.* *, Силищева А.И.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Рассматривается история образования Китая, а также процессы, связанные с развитием и интернационализацией системы образования в Китае. Особый акцент сделан на поддержку государством развития всей системы образования не только законодательно, но и материально.
Ключевые слова: востребованность специалистов, китайская культура, качество образования, международное сотрудничество, профессиональное обучение, социокультурное взаимодействие.
Китай имеет древнейшую историю образования, на протяжении пяти тысяч лет существует традиция уважать учителей и почитать образование. Ведь выучиться было нелегко, за «шпаргалку» можно было пойти на смертную казнь. Но человек с высшим образованием всегда занимал высокое положение в китайском обществе и имел высокий уровень дохода. Тяга к познаниям стала государственной чертой китайского народа.
Обучение в Древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской культуры, но и повлияло на развитие мировой цивилизации. Такие изобретения, как компас и сейсмограф, порох и реактивное движение, шелк и бумага - развивали мировую культуру и послужили развитию всего мира [1].
1 октября 1949 года была создана Китайская Народная Республика, и китайский народ обрел право быть хозяином в своей стране. Началась новая эра в китайской истории, и с этого времени образование в Китае вступило в совершенно новый этап развития [2].
Приоритет получило высококачественное образование, воспитание нового поколения [3]. Реформы высшего образования проводятся с целью становления системы, которая подстраивалась бы под глобализацию. В связи с этим принят План развития образования в Китае.
Реформирование проводят в таких сферах как: масштабы образования, переход к массовому образованию. Разрабатывается система образования, где различные типы образования имеют общую связь и пересекаются друг с другом. Провинциальные правительства настраивают на управление развитием и усовершенствованием образования в своем регионе. Увеличиваются привилегии в организации обучения для институтов и вузов. Проводится
* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».
Управление системой высшего образования в условиях модернизации
139
активная агитация и всевозможная поддержка общественности для создания разнообразных форм учебы. Правительство Китая стало самым ответственным субъектом в строении и организации образования страны, но при этом, в развитии образования принимают участие государственные и негосударственные вузы. Происходит полная перезагрузка и реформация содержания учебных дисциплин, проводятся эксперименты с местными и государственными учебными программами, производится создание новой учебной программы базового образования. Особый акцент - на содействие переплетению образования с наукой, экономикой, техническим прогрессом. Высшее образование должно совершенствовать уровень обучения, должно усиливать уровень производства, учебы, развивать научные исследования, принимать участие в развитии страны, в инновациях.
В 1998 году в Китае был принят закон о высшем образовании. Новый закон способствует участию негосударственных структур в развитии образования и предусматривает три разновидности высшего образования:
- курсы со специальными учебными программами (2-3 года);
- бакалавриат (4-5 лет);
- магистратура (дополнительно 2-3 года).
Создаются три степени развития высшего образования [4]: бакалавр, магистр и доктор наук. Студенты могут поступать на платную основу, но так же имеются льготы и бесплатное обучение за особые успехи.
Закон КНР «Об обязательном образовании» гласит, что бесплатное девятилетние образование контролирует и осуществляет государство. Обязательное образование это неполное среднее и начальное. Каждые ребенок идет в школу по исполнению шестилетнего возраста, несмотря на его национальность, пол, материальное положение, расу. Иногда возраст ребенка при поступлении достигает семи лет.
В Китае, легализуют частное образование, которое имеет очень древнюю историю (1300 лет) для создания большего числа специалистов. С 1992 г. делают акцент на развитии частых вузов. Открываются более тысячи частных вузов.
Закон о содействии частному высшему образованию, указывает, что профессиональные технические учебные заведения приступают к своей деятельности только после одобрения департаментами социального обеспечения и труда на государственном уровне, а частные вузы проверяются и одобряются образовательными ведомствами на государственном уровне.
Период для сбора документов на создание нового частного колледжа составляет примерно три года составляет.
Пакет документов должен содержать: устав вуза, дипломы преподавателей и руководительского состава, финансовый сертификат.
140
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Для студентов частных вузов существует такой же правовой статус, как и для студентов государственных вузов, хотя на самом деле это не так. Существуют несколько категорий студентов: 1. Которые получили мало баллов при поступлении. 2. Которые работают. Большинство этих людей старше обычных студентов. Из этого следует, что студенты в частных вузах бывают двух категорий: возрастной и умственной.
Вузы концентрируют внимание на требованиях рынка, для выпуска востребованных специалистов, например, знание иностранных языков, знание вычислительной техники и т.д. Частные вузы более гибки к изменениям на рынке труда, в отличии от государственных.
Материальный заработок частных вузов, большей своей частью формируется из оплаты за обучение студентами.
Но большинство частных вузов не всегда могут похвастаться высоким уровнем образования из-за погони за количеством студентов, точнее за финансами, а также из-за различной степени способностей этих студентов, в том числе и не очень хороших. Популярные в Китае, частные вузы имеют серьёзные проблемы, с которыми тяжело бороться.
Например, материальные проблемы - государство не распространяет программу финансовой помощи на студентов частных институтов, большинство вузов спонсируется только оплатой за обучение и щедрыми спонсорами. Вопрос о финансовой помощи студентам, желающим продолжить образование, остается нерешенным в частных вузах; многие вузы ориентируются на привлечение студентов для увеличения своего достатка, а не для улучшения образования, существует мнение, что частные сектора, являются «фабриками по выдачи дипломов», злоупотребление служебным положением в таких учреждениях приводит к плохой репутации всего частного сектора.
«Закон об образовании» Китайской Народной Республики говорит о том, что в Китае образование финансирует государство, в основе этой системы правительственные ассигнования, а вспомогательными средствами выступают средства, изыскиваемые по другим каналам [4]. Вместе с тем, правительство, практикует ответственность и ступенчатое управление, когда основной источник расхода на образование в госучреждениях, - это финансовые ассигнования правительства. Центральные органы ответственны только за финансирование высшего образования, находящегося в ведении Центра, а также за специальные ассигнования на образование всекитайского характера.
Местные финансовые органы ответственны за финансирование высшего образования, находящегося в ведении мест.
Есть и другие каналы получения средств на образование - это налоги, пожертвования, создание фондов образования и прочие. Также закон при-
Управление системой высшего образования в условиях модернизации
141
ветствует помощь от иностранных контрагентов, как регулярно, так и единовременно, практика в Китае допускает получение спонсорской помощи от зарубежных доноров.
Таким образом, закон закрепляет платную систему обучения.
Стоимость обучения фиксируется административными органами Госсовета. Внимание акцентируют на том, что целью создание учебных заведений, в первую очередь должно быть служение государственным интересам и интересам общества, а не извлечение собственной выгоды.
В Китае не все имеют возможность получить высшее образование.
Поступление в государственный университет - мечта для любого выпускника, не так легко выиграть конкурс в 200-300 человек. Способные дети, как правило, имеют различные льготы - для них существуют государственные стипендии, субсидии и т.п. Платных мест, как и во многих других странах, значительно больше, но на платные места школьники поступают на общих основаниях, например, иногда за учебу студента платит предприятие, на котором студент работал, но все же в большинстве случаев одаренные студенты имеют возможность получить высшее образование бесплатно [5].
Меньше шансов поступить в вуз у провинциальных абитуриентов, городским школьникам достается все намного проще, особенно в частных вузах, для них не приходится расширять общежития. Кроме того вследствие подъема репутации высшего образования, а, из этого следует, что и подъема числа абитуриентов, университеты не имеют возможности вместить в себе всех желающих, благодаря чему, малоимущие абитуриенты, не могут обучаться, иные абитуриенты отыскивают другие пути обучения - подбирают западные институты, выбирают образование за границей, что собственно приводит к новой дилемме, проблеме оттока молодых людей - потенциальных профессионалов.
При заполнении заявления на поступление, абитуриент должен перечислить все свои пожелания (назвать три вуза по категориям и еще три вуза в каждой из категорий). Вместе с этим нужно подписать заявление с согласием по распределению группы по набору студентов административно -организационному органу проведения ЕГЭ.
Не все семьи имеют возможность давать деньги на обучение ребенку и обеспечивать его во время учебы. Каждый год, миллионы выпускников не могут продолжить своё обучение и поэтому идут работать, не получив профессионального образования, не раскрыв все азы своей профессии. Для улучшения положения этих студентов, правительство Китая создало систему стипендий, система освобождения от оплаты, система государственного субсидирования; также студенты могут подрабатывать совместно с учёбой.
142
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Несмотря ни на что, развитие образования в Китае пока отстает от других ведущих стран, это происходит из-за неравномерного развития разных районов страны, как и культурного так и экономического, так же из-за очень большой численности населения страны. Только около 10% населения Китая соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессиональное обучение.
Но, несмотря на это, система образования в Китае активно поддерживается государством и тщательно им же контролируется, получает динамическое развитие и подвергается образовательным реформам. Образование в КНР - это важнейший механизм стабилизации и гармонизации общества, достижения общественной справедливости.
Образовательные учреждения КНР имеют большой потенциал работы с вузами России и прочих государств, предоставляя различный диапазон форм интернационального взаимодействия, как образовательного, так и научного, социокультурного. Перед Российскими вузами стоит задача - использовать потенциал Китайских вузов с одинаковой эффективностью для обеих стран [6].
Для упрощения обучения иностранных студентов в вузах Китая преподают на китайском и английском языках, для тех, кто желает выучить китайский и проходить обучение на нем предлагают специальные дополнительные курсы китайского.
Китайское правительство, не останавливаясь на достигнутом, продолжает работать над развитием образования и поддержкой населения, создают благоприятный климат для общества, старается создать все условия для роста талантливой и стремящейся к успехам молодежи, находит возможность усовершенствования учебных заведений и всей системы образования, поощряет их выход на международную арену.
Список литературы:
1. Дьячков С. Китайская грамота, или Пять телег мудрости // Алма Матер. - 2001. - № 1. - С. 42.
2. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/%D0%98%D 1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D 1%8 F_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0% BE%D0%B9_%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0 %BE%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D 1%81%D0%BF%D1%83%D0%B 1%D 0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8.
3. Образование в КНР [Электронный ресурс] // Жэньминь Жибао. - Режим доступа: http://russian.pcople.com.cn/2332523.html.
4. Высшее образование в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://febras.ru/partners/scienceI.html.
Управление системой высшего образования в условиях модернизации
143
5. Щукин А.А. Как учат в КНР: система образования Китая [Электронный ресурс] // Российско-китайский деловой мир. - 2010. - Режим доступа: http ://rcdm.ru/?p=3 932.
6. Кречетников К.Г. Особенности высшего образования в Китае // Наука и образование в современном обществе. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Смоленск: Новаленсо, 2015. - Ч. II. - С. 29-31.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АТР © Кречетников К.Г.* *, Шойнхорова В.Р.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Рассматриваются процессы, связанные с развитием и интернационализацией системы образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Раскрываются уникальные особенности и направления интернационализации образования в Китае, России, Японии, Австралии.
Ключевые слова интернационализация образования, зарубежные образовательные центры, качество образования, коммерциализация, международное сотрудничество, студенческая мобильность.
В современном мире высшее образование преследует новые цели, и одной из них является подготовка квалифицированных специалистов, которые способны результативно работать в сфере рынка на глобальном уровне, также этот процесс подразумевает интернационализацию образования, возникшую в связи с глобализацией экономики.
Под интернационализацией образования понимается внедрение международных аспектов в образовательный процесс, будь то учебный, научноисследовательский, преподавательский или административный.
В рамках развития Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в нем происходит усиление главных аспектов интернационализации образования и создание, а также развитие, единого образовательного пространства.
Задачи, которые ставит интернационализация образования [5]:
- обучение студентов в зарубежных высших учебных заведениях;
- создание филиалов вузов для эффективного применения ресурсов;
- коммерциализация, т.е. рост доходов, благодаря вовлечению иностранных студентов к обучению на договорной основе;
- многообразие образовательных программ;
* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».