Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования в странах Азии'

Интернационализация высшего образования в странах Азии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КИТАЙ / СТРАНЫ АЗИИ / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONALIZATION / GLOBALIZATION / ACADEMIC MOBILITY / CHINA / ASIAN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

В статье анализируются качественные изменения, происходящие в системах высшего образования стран Азии. Описывается опыт интернационализации образовательных систем азиатских стран, говорится о западном влиянии. Особое внимание уделено современным тенденциям развития высшего образования в Китае, который рассматривается как проекция изменений, происходящих в системах образования стран Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION IN ASIAN COUNTRIES

The article deals with the qualitative changes in educational systems in Asia. The experience of educational systems internationalization in Asian countries, the Western influence is stressed. Particular attention is paid to the current trends of higher education development in China regarded as a projection of changes taken place in Asian systems of education.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования в странах Азии»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СТРАНАХ АЗИИ

А. В. ПРОХОРОВ

В статье анализируются качественные изменения, происходящие в системах высшего образования стран Азии. Описывается опыт интернационализации образовательных систем азиатских стран, говорится о западном влиянии. Особое внимание уделено современным тенденциям развития высшего образования в Китае, который рассматривается как проекция изменений, происходящих в системах образования стран Азии.

Ключевые слова: высшее образование, интернационализация, глобализация, академическая мобильность, Китай, страны Азии.

Азиатские страны последнее десятилетие захватывают ведущие позиции на глобальном рынке образовательных услуг. В качестве подтверждения растущего уровня высшего образования в странах Азии приводят данные рейтингов высших учебных заведений, в которых все более высокие позиции занимают университеты Китая и Японии. Отмечается заметное повышение качественного уровня высшего образования, предлагаемого в Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Гонконге и т. д.

Изменения в системах высшего образования стран Азии проходят в русле тенденций глобализации и интернационализации. В то же время специалисты говорят о необходимости «азиатского пути» развития высшего образования.

Азиатские университеты в основных аспектах функционирования вынуждены адаптировать англо-саксонскую модель в целях достижения конкурентоспособной позиции на мировом рынке образовательных услуг [11]. Хо Ка Мок отмечает, что интернационализация не должна восприниматься только как следование американскому или англосаксонскому стандартам. При этом он признает более продвинутый уровень академических сообществ в США и странах Европы. По мнению Хо Ка Мока, следует критически подойти к тому, что необходимо заимствовать в Европе и США и в какой степени интегрировать эти заимствования в образовательные системы азиатских стран [11, р. 438].

Азиатские университеты стали уделять пристальное внимание к международному бенчмаркингу, т. е. изучению и заимствованию положительного опыта зарубежных, прежде всего европейских стран в сфере образования. К этому их подталкивает желание занять лидирующие места в мировых рейтингах университетов, поднять свой престиж в глаза

мировой общественности, обеспечить приток иностранных абитуриентов и т. д. При этом во внимание принимается тот факт, что критерии для попадания в рейтинги определены англо-саксонскими традициями и практикой [11, Р. 443-454].

Качественное развитие высшего образования в странах Азии многие связывают с его интернационализацией. Первые попытки интернационализации высшего образования в странах Азии отмечаются во второй половине XIX в. Они связаны со стажировкой и более углубленной подготовкой азиатских студентов и преподавателей в зарубежных странах. Университеты Азии начинают адаптировать западную модель высшего образования, продемонстрировавшую свою состоятельность в Германии, Франции, Великобритании, а также в США. Флагманами интернационализации образования в Азии того периода можно считать Китай и Японию. Отчасти это связано с тем, что Япония и Китай не были колониями европейских стран, как, например, Индонезия, Малайзия, Филиппины [9]. В странах-колониях, как неоднократно отмечал Ф. Альтбах, практически не уделялось внимание преподаванию языка, и в целом, образованию и науке, что впоследствии сказалось на уровне образования в этих странах.

С середины XX в. и вплоть до 1980-х характер интернационализации высшего образования определялся Холодной войной, а страны были условно поделены на две группы. Одна группа адаптировала советскую модель, другая - американскую модель высшего образования.

Кардинальные изменения стали происходить в 1990-х гг., что было связано интенсивной экономической глобализацией, развитием ИТ-техно-логий, а также внедрением в общественные сферы

рычночно ориентированных механизмов. Стремление к интернационализации образования в азиатских странах объясняют экономическими факторами, а также усилением конкуренции в глобальной среде. Спектр мер, подчиненных интернационализации, стал расширяться: от мобильности студентов и преподавателей до интернационализации учебного плана, развития международных организаций, консорциумов университетов на региональном и глобальном уровнях [9].

Интенсивность мер по интернационализации высшего образования в странах Азии зависит от образовательной политики отдельных стран. Основываясь на опыте азиатских стран, выделяют три направления транснационального образования:

- регулируемое государством (Китай, Малайзия, Юж. Корея);

- рыночно ориентированное (Гонконг);

- транзитивное, характеризующееся переходом от регулируемого государством к рыночно ориентированному (Япония, Тайвань) [9, р. 425].

В Тайване к числу ведущих относят следующие формы международного образования: обучение за рубежом, программа двойных дипломов, он-лайн обучение. В Сингапуре развитие получило «внутреннее» дистанционное образование, увеличилось число филиалов зарубежных вузов.

Среди азиатских стран наиболее показательными являются изменения в системе высшего образования Китая. Исследователи высшего образования в странах Азии рассматривают Китай в качестве собирательного образа тех изменений, которые происходят в образовании всех азиатских стран.

Высшее образование в Китае долгие годы было изолировано от мирового рынка образовательных услуг, а сама модель высшего образования в середине XX в. находилась под влиянием модели высшего образования, существовавшей в СССР. Вплоть до 1988 г. образование было бесплатным, но существовавшая модель не отвечала требованиям экономического развития страны. С 1992 г. китайские университеты получили возможность принимать на обучение четверть студентов на платной основе [5].

В 2000-х гг. высшее образовании в Китае стало более открытым, стали приниматься во внимание общемировые тенденции развития высшего образования. Вступление КНР в ВТО привело к значительным изменениям в китайском обществе, а также в системе высшего образования, что стало предметом значительного исследовательского интереса [4-8]. Большая открытость страны, изменения в сфере экономики и образования сделали

образовательный рынок Китая привлекательным для зарубежных учебных заведений [7].

В связи со вступлением в ВТО Китай вынужден ориентироваться на международные стандарты в сфере образования. Высшие учебные заведения в Китае стали следовать требованиям интернационализации высшего образования, конкурировать за привлечение иностранных студентов. Если в 1990 г. в Китае по различным программа обучалось порядка 7 тыс. иностранных граждан, то в 2000 г. их было уже 85829, четверть которых проходилась на обучение по программам, предполагающим получение степени. Стала прослеживаться и другая тенденция. Если в 1990-х гг. обучение иностранных студентов финансировалось за счет стипендий и грантов, то в последние годы 90 % иностранных студентов обучаются в Китае за свой счет [7, р. 9-10]. Более половины иностранных граждан, находящихся в Китае, изучают китайский язык. Второй по популярности специализацией среди иностранных студентов является медицина. 60 % иностранцев изучают традиционную медицину, 40 % - китайскую [1].

В последнее десятилетие наметился рост контингента студентов из России, получающих высшее образование в Китае. Так, в 2007/2008 учебном году более 7 тыс. российских студентов обучались в 100 китайских университетах. Большинство из них изучали китайский язык, достаточно популярными были гуманитарные науки: международные отношения, история Китая, философия и т. д. [1]. В целом, по состоянию на 2007 г. контингент иностранных студентов, обучающихся в китайских вузах, по странам распределялся следующим образом: Южная Корея (33 %), Япония (9,5 %), США (7,6 %), Вьетнам (5 %), Тайланд (3,7 %), Россия (3,7 %) [1, с. 120]. В университетах Китая постоянно увеличивается число образовательных программ, которые преподаются на английском языке, что делает их более привлекательными для иностранных студентов. Но, как отмечается специалистами, еще не найден оптимальный баланс относительно преподавания дисциплин на китайском и английском языках [4, р. 5].

По мнению специалистов, богатые культурные и исторические традиции Китая позволят постепенно наращивать число привлеченных на обучение иностранных студентов. Значительным стимулом в привлечении иностранных студентов выступают ежегодные стипендии на бесплатное обучение в университетах Китая [1, с. 120].

Определяющим для китайского высшего образования стал 2003 г., когда было принято решение разрешить зарубежным образовательным уч-

реждениям создавать на территории Китая совместные с китайской стороной образовательные учреждения. Уже к 2004 г. насчитывалось 700 образовательных программ, предлагаемых китайскими учебными заведениями совместно с зарубежными партнерами [5].

Другая особенность развития высшего образования в Китае связана с ростом числа китайских граждан, уезжающих на обучение в зарубежные университеты. Существенно выросшие доходы значительной части китайских семей позволили родителям оплачивать обучение детей, как в китайских вузах, так и за рубежом. В 2007 г. на обучении в зарубежных университетах находилось 144 тыс. студентов. По прогнозам Министерства образования Китая, начиная с 2010 г., за рубежом ежегодно будут проходить обучение 200 тыс. чел., а с 2020 г. - уже 300 тыс. [12]. По состоянию на 2006 г. в университетах Японии доля китайских студентов составляла 66 % от общего количества иностранных студентов, Австралии - 22 %, Канады - 20 %, США и Великобритании - порядка 16 % [5]. В Великобритании представительство китайских студентов является самым крупным среди всех иностранных студентов [11].

Вопрос о необходимости увеличения контингента китайских студентов в зарубежных вузах поднимался на высшем уровне. В официальных документах ЦК КПК и Государственного совета от 13 февраля 1993 г. подчеркивалось, что китайские студенты, обучающиеся в лучших университетах США и Западной Европы, «представляют собой величайшее достояние китайской нации» [2].

Наряду с традиционными формами обучения, китайские студенты обучаются по дистанционным образовательным программам, предлагаемым зарубежными университетами, в виртуальных университетах и филиалах и т. п. Наибольших успехов на китайском рынке образовательных услуг добились университет штата Миссури (США) и Стэндфордский центр профессионального развития (США) [8].

Большую роль в развитии университетского образования в Китае сыграла государственная поддержка благодаря так называемым проектам 211 и 985. Согласно проекту 211 в 1993 г. было отобрано 100 ведущих университетов Китая, которые стали получать приоритетное финансирование. Проект 985, представленный в 1998 г., предполагал более существенное финансирование 43 лучших китайских университетов с целью их выведения на «мировой уровень» [7, р. 711; 11, р. 445].

Дополнительным стимулом к развитию системы высшего образования в Китае стало разре-

шение на создание учебных заведений совместно с зарубежными партнерами и формирование частного сектора высшего образования. Результатом такой инициативы стала деятельность на территории Китая университетов Ливерпуля и Ноттингема (Великобритания), основание по инициативе правительства Дании Китайско-Датского университета и т. д.

В качестве основных ориентиров сотрудничества университета Ноттингема (Великобритания) с университетами Китая рассматриваются:

- совмещение лучших британских и китайских образовательных ценностей и практик;

- обучение китайских студентов в лучших традициях интернационализации образования;

- мотивация исследовательской деятельности за рубежом в рамках тематики, представляющей интерес, как для университета Ноттингема, так и для китайского общества [5].

В последние годы в Китае интенсивно развиваются частные университеты. Р. Хейно и Дж. Лин в качестве примера приводят первый в Китае частный университет Yellow River University of Science and Technology, который был учрежден в 1994 г. [7].

Наблюдаемые изменения в системе высшего образования в КНР влекут за собой изменения в ценностных основах академической культуры Китая. Поэтому, на наш взгляд, более глубокого исследования заслуживает текущее состояние академической культуры Китая и происходящие в ней изменения, сравнительный анализ академической культуры азиатских и западных университетов [3]. Ф. Альтбах отмечает, что академическая культура в странах Азии основана на принципе академических заслуг, на свободе исследовательской инициативы и на принципе конкуренции, которые дополняются элементами сотрудничества и мобильности. Многие аспекты академической жизни в Китае по-прежнему зависят от личных связей, например, продвижение по службе, распределение финансовых средств и т. д. Другой характерной чертой китайской академической среды является то, что профессорско-преподавательский состав пополняется, как правило, своими же выпускниками. В результате, молодые преподаватели при приеме на работу в университет не проходят должной оценки на открытом рынке труда. Это, по мнению Ф. Альтбаха, «может сдерживать новое мышление и инновации по причине карьерной зависимости и чрезмерного уважения к академической иерархии старшинства. В подобном окружении трудно стимулировать инновационное развитие. Связи между бывшим студентом и его научным руководителем могут создавать автономные

внутрифакультетские группировки, тормозить академическое развитие» [4, p. 4].

Исследовательский интерес к опыту интернационализации высшего образования в странах Азии связан с тем, что, с одной стороны, они копируют и ориентируются на европейские и западные образцы, с другой - в ряде стран удается сохранить национальные традиции в сфере образования. Подобный баланс во многом определяет те достижения, которые демонстрируют азиатские университеты в последние годы.

Литература

1. Арефьев А. Л. Российские студенты в китайских вузах // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 118-126.

2. Галаган А. И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. C. 80.

3. Прохоров А. В. Новые академические ценности высшего образования // Гаудеамус. 2012. № 1. С. 22-27.

4. Altbach P. G. The Asian Higher Education Century? // International Higher Education. 2010. № 59. P. 3-5.

5. Ennew Ch.T. & Yang Бю Foreign Universities in China: a Case Study // European Journal of Education. 2009. Vol. 44. № 1. Part I. P. 21-36.

6. Gu Qing Maturity and Interculturality: Chinese Students’ Experience in UK Higher Education // European Journal of Education. 2009. Vol. 44. № 1. Part 1. P. 37-52.

7. Haynoe R., Lin J. China’s Private Universities: A Successful Case Study // International Higher Education. 2008. № 51. P. 6-8.

8. Helms R. M. Transnational Education in China: Challenges, Critical Issues, and Strategies for Success // International Higher Education. 2008. № 53. P. 14-15.

9. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Developing and Emerging Countries: A Focus on Transnational Higher Education in Asia // Journal of Studies in International Education. Vol. 11 № 3/4. Fall/Winter 2007. P. 421-432.

10. Liu J. and Xiaoyan Wang Expansion and Differentiation in Chinese Higher Education // International Higher Education. 2010. № 60. P. 7-8.

11. Mok Ka Ho Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections // Journal of Studies in International Education. Vol. 11 № 3/4, Fall/Winter 2007. P. 433-454.

12. Xiaohao D., Changjun Y., Yuze S. The Influence of China’s Entry into the WTO on its Education System // European Journal of Education. 2009. Vol. 44. № 1. Part 1. P. 9-19.

* * *

HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION IN ASIAN COUNTRIES

A. V. Prokhorov

The article deals with the qualitative changes in educational systems in Asia. The experience of educational systems internationalization in Asian countries, the Western influence is stressed. Particular attention is paid to the current trends of higher education development in China regarded as a projection of changes taken place in Asian systems of education.

Key words: higher education, internationalization, globalization, academic mobility, China, Asian countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.