Научная статья на тему 'Современные тенденции развития высшего образования в странах Азии'

Современные тенденции развития высшего образования в странах Азии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2464
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONALIZATION / GLOBALIZATION / TRANSNATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

Данная статья посвящена современным тенденциям развития высшего образования в странах Азии, которые во многом определяются глобализацией и интернационализацией. Активно учитывается западный опыт, уделяется внимание вопросам качества, степени интернационализации образовательного процесса. В то же время очевидно неравенство между вузами-лидерами и остальными вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION IN THE COUNTRIES OF ASIA

This article contains current trends of development of the higher education in the countries of Asia which in many respects globalization and internationalization defined. The author actively considered the western experience, paid the attention to questions of quality, extent of internationalization of educational process. At the same time the inequality between leading higher education institutions and other higher education institutions is obvious.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития высшего образования в странах Азии»

УДК 37.013.74

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ

Прохоров Андрей Васильевич

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, e-mail: proh_and@rambler.ru

Данная статья посвящена современным тенденциям развития высшего образования в странах Азии, которые во многом определяются глобализацией и интернационализацией. Активно учитывается западный опыт, уделяется внимание вопросам качества, степени интернационализации образовательного процесса. В то же время очевидно неравенство между вузами-лидерами и остальными вузами.

Ключевые слова: университет, высшее образование, интернационализация, глобализация, транснациональное образование

Азиатские страны в последнее десятилетие захватывают ведущие позиции на глобальном рынке образовательных услуг. Подтверждением растущего уровня высшего образования в странах Азии являются рейтинги высших учебных заведений, в которых все более высокие позиции занимают университеты Китая и Японии, пытаясь нарушить гегемонию европейских и североамериканских университетов. Отмечается заметное повышение качественного уровня высшего образования, предлагаемого в Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Гонконге, разрабатываются «сценарии будущего» высшего образования в Малайзии [1; 2].

На фоне интенсивного развития высшего образования в Азии может показаться, что в Европе наметился кризис в этой сфере. В связи с этим Ф. Альтбах отмечает, что заметные темпы роста в сфере высшего образования в одной части земного шара, не означает его упадок в других регионах [3].

Изменения в системах высшего образования стран Азии проходят в русле общемировых тенденций, а именно глобализации, интернационализации, формирования общества знаний. В то же время специалисты говорят о необходимости разработки собственного - «азиатского» - пути развития высшего образования.

Азиатские университеты в основных аспектах функционирования адаптируют англо-саксонскую модель в целях достижения конкурентоспособной позиции на мировом рынке образовательных услуг [4]. В то же время, Хо Ка Мок отмечает, что интернацио-

нализация не должна восприниматься только как следование американскому или англосаксонскому стандартам, при этом он признает более продвинутый уровень академических сообществ в США и странах Европы. По мнению исследователя, следует критически подойти к тому, что следует заимствовать в Европе и США и в какой степени интегрировать эти заимствования в образовательные системы азиатских стран [4].

Азиатские университеты стали уделять пристальное внимание международному бен-чмаркингу, т. е. изучению и заимствованию положительного опыта зарубежных стран в сфере модернизации высшего образования. К этому их подталкивает желание занять лидирующие места в рейтингах мировых университетов, поднять свой престиж в глазах мировой общественности, обеспечить приток иностранных абитуриентов и т. д. При этом во внимание принимается тот факт, что критерии для попадания в рейтинги определены англо-саксонскими традициями и практикой.

Качественное развитие высшего образования в странах Азии многие связывают именно с его интернационализацией. Первые попытки интернационализации высшего образования в странах Азии отмечаются во второй половине XIX в. Они связаны с развитием академической мобильности, стажировками и более углубленной подготовкой азиатских студентов и преподавателей в зарубежных странах. Университеты Азии начинают адаптировать западную модель высшего образования, продемонстрировавшую свою состоятельность в Германии, Франции,

Великобритании, а также в США. Флагманами интернационализации образования в Азии можно считать Китай и Японию. Отчасти это связано с тем, что Япония и Китай не были колониями европейских стран, как, например, Индонезия, Малайзия, Филиппины [5].

Кардинальные изменения стали происходить в 1990-х, что было связано интенсивной экономической глобализацией, развитием ИТ-технологий, а также внедрением в общественные сферы рыночно-ориентированных механизмов. Интернационализацию образования в азиатских странах объясняют экономическими факторами, а также усилением конкуренции в глобальной среде. Спектр мер, подчиненных интернационализации, стал расширяться: от мобильности студентов и преподавателей до интернационализации учебного плана, развития международных организаций, консорциумов университетов на региональном и глобальном уровнях.

Интенсивность мер по интернационализации высшего образования зависит от образовательной политики отдельных стран. Основываясь на опыте азиатских стран, выделяют три направления транснационального образования:

- регулируемое государством (Китай, Малайзия, Южная Корея);

- рыночно-ориентированное (Гонконг); транзитивное, характеризующееся

переходом от регулируемого государством к рыночно-ориентированному (Япония, Тайвань) [5].

В Тайване реализуются три формы транснационального образования: обучение за рубежом, программа двойных дипломов, он-лайн обучение. В Сингапуре развитие получило «внутреннее» дистанционное образование, увеличилось количество филиалов зарубежных вузов.

В странах Азии реализуются различные стратегии по улучшению систем высшего образования. В Сингапуре и Гонконге происходит строительство университетов по западным образцам: в больших количествах привлекаются зарубежные преподаватели, копируются нормы академической организации и принципы менеджмента учебного заведения. В Южной Корее были поддержаны несколько государственных проектов по повышению престижа университетов. В Тайва-

не был сделан акцент на привлечении собственных специалистов, получивших образование на Западе.

Отмечается заметный прогресс в развитии системы высшего образования Сингапура. Значительные финансовые влияния в экономику образования страны позволили Сингапуру стать крупным международным образовательным центром, предлагающим современные образовательные программы, в том числе дистанционные программы обучения [6]. Ряд зарубежных университетов открыли в Сингапуре свои представительства.

Среди азиатских стран наиболее показательными являются изменения в системе высшего образования Китая, которая считается крупнейшей в мире по числу студентов и преподавателей. Исследователи высшего образования в странах Азии считают Китай собирательным образом тех изменений, которые происходят в образовании всех азиатских стран. Высшее образование в Китае долгие годы было изолировано от мирового рынка образовательных услуг, а сама модель высшего образования в середине XX в. находилась под влиянием модели высшего образования, существовавшей в СССР. Вплоть до 1988 г. образование было бесплатным, но существовавшая модель не отвечала требованиям экономического развития страны.

С 1992 г. китайские университеты получили возможность принимать на обучение четверть студентов на платной основе [7]. В 2000-х гг. высшее образовании в Китае стало более открытым, в том числе, по отношению к мировым тенденциям развития. Вступление Китая в ВТО повлекло значительные изменения в китайском обществе, а также в системе высшего образования, что стало предметом значительного интереса исследователей. Большая открытость страны, изменения в сфере экономики и образования сделали образовательный рынок Китая привлекательным для зарубежных учебных заведений. Среди зарубежных учебных заведений стали популярными образовательные ярмарки, проводимые на территории Китая [8].

Последние два десятилетия китайское правительство нацелено на создание системы образования мирового уровня, что подкрепляется реформами и ощутимой финансовой поддержкой. В мае 1998 г. Президент Китая Цзян Цзе-

мин на праздновании столетнего юбилея Пекинского университета заявил о намерении правительства создать университеты мирового класса, которые были бы четко ориентированы на прогресс и инновации в науке и технике. За последующие пять лет финансирование сферы высшего образования увеличилось вдвое [9; 10]. Важное решение было принято в 1999 г., когда Министерство образования объявило об увеличении приема в вузы. Согласно плану Министерства образования Китая, к 2020 г. число студентов должно достигнуть 35,5 млн чел.

Несколько лучших университетов Китая получили грантовую поддержку в рамках Проекта-985, что отражает осознанную политику концентрации ресурсов в нескольких вузах с наивысшим потенциалом для достижения успеха на международном уровне.

В то же время, по мнению Ф. Альтбаха, система высшего образования Китая сталкивается с трудностями. Китай, инвестируя в наиболее сильные вузы, недостаточно внимания уделяет остальным учебным заведениям, в силу чего они остаются слабыми, а их выпускники не могут найти работу по специальности. Разрыв между сильнейшими вузами и остальными за последние годы заметно вырос. Специалисты отмечают отсутствие в Китае стратегии развития массового сектора высшего образования [11].

В связи со вступлением в ВТО Китай вынужден ориентироваться на международные стандарты в сфере образования. Высшие учебные заведения в Китае стали следовать требованиям интернационализации высшего образования, конкурировать за привлечение иностранных студентов. Если в 1990 г. в Китае по различным программа обучалось порядка 7 тыс. иностранных граждан, то в 2000 г. их было уже 85829, четверть которых проходилась на обучение по программам, предполагающим последующее получение степени. Стала прослеживаться и другая тенденция. Если в 90-х гг. обучение иностранных студентов оплачивалось за счет стипендий и грантов, то в последние годы 90 % иностранных студентов обучаются за свой счет. Более половины иностранных граждан, находящихся в Китае, изучают китайский язык. Второй по популярности специализа-

цией среди иностранных студентов является медицина. 60 % иностранцев изучают традиционную медицину, 40 % - китайскую [12].

Несмотря на интенсивное развитие университетского образования в Китае, исследователи осторожны в своих прогнозах по поводу того, сможет ли Китай стать одной из ведущих государств на рынке образовательных услуг. Они подчеркивают, что вступление в ВТО открывает не только широкие возможности, но и предлагает отвечать новым вызовам [13]. Ф. Альтбах, подчеркивая очевидные достижения в сфере высшего образования Китая, в частности, тот факт, что ведущие вузы подобрались к мировым лидерам, отмечает противоречивость академической системы. С одной стороны, ощутимые вложения в ведущие вузы себя окупили, с другой - значительная часть академической системы «продолжает оставаться достаточно шаткой и нуждается в значительном совершенствовании» [12]. Данная проблема еще может осложниться ростом доступности образования.

Другим лидером в сфере высшего образования среди азиатских стран является Япония. Согласно существующим исследованиям в сфере экономики образования Японии, высшее образование в стране носит массовый характер, предоставляется на высоком международном уровне при умеренных затратах. Привлекательное соотношение цены и качества, по мнению экспертов, представляется наиболее сильной стороной японской системы [14].

Исторически система высшего образования в Японии ориентировалась на европейский опыт, в частности, на принципы гум-больдтского университета: принципы государственного обеспечения, академической автономии, универсального спектра образования и научных исследований. После Второй мировой войны в сфере высшего образования Японии широко внедрялся опыт США, в частности, стандартизация образовательных учреждений, расширение частного финансирования, введение степеней, академических кредитов и многих других организационных принципов, аналогичных американским.

Развитие системы высшего образования Японии в последние годы определяется

структурными изменениями, в результате которых вчерашние колледжи приобретают университетский статус. Увеличения числа высших учебных заведений в условиях ослабления контроля отразилось на качестве предлагаемого образования. К концу XX в. в Японии сформировалось мнение о несоответствии системы высшего образования требованиям времени.

Японское высшее образование в последние десятилетия столкнулось с теми же вызовами, что и системы высшего образования других стран. Во-первых, возросли требования к уровню предоставляемых образовательных услуг, что связано с развитием информационно-коммуникационных технологий, усилилась глобальная конкуренция за абитуриентов, особенно со стороны англоязычных стран [15]. Лидерские позиции в сфере высшего образования Япония удерживает благодаря его неолиберальным реформам, которые призваны сделать конкурентоспособным уровень университетского образования, исследований, предоставляемых услуг [16].

Таким образом, тенденции развития высшего образования в странах Азии определяются современными процессами глобализации и интернационализации. Адаптация западного опыта позволила ряду азиатских стран повысить привлекательность предлагаемых образовательных услуг среди иностранных студентов, а ведущим вузам претендовать на высокие позиции в рейтингах университетов.

Литература

1. Прохоров А. В. Интернационализация высшего образования в странах Азии // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 7-8 (41-42). С. 221-224.

2. Прохоров А. В. Восточные ценности академической культуры (на примере Китая) // Вестник Тамбовского университета. Общественные науки. 2015. № 1. С. 73-80.

3. Altbach P.G. The Asian Higher Education Century? // International Higher Education. 2010. № 59. P. 3-5.

4. MokKaHo Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections // Journal of Studies in International Education, Vol. 11 №. 3/4, Fall/Winter 2007. P. 433-454.

5. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Developing and Emerging Countries:

A Focus on Transnational Higher Education in Asia // Journal of Studies in International Education. Vol. 11 № 3/4. Fall/Winter 2007. P. 421-432.

6. Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М., 2002.

7. Ennew Christine T. & Yang Fujia Foreign Universities in China: a Case Study // European Journal of Education. 2009. Vol. 44.No. 1.Part I. pp. 21-36.

8. Haynoe R., Lin J. China's Private Universities: A Successful Case Study// International Higher Education. 2008. No. 51. pp. 6-8.

9. Ма В., Вен Дж. Академическая профессия в Китае: новые реалии // Будущее высшего образования и академической профессии. Страны Брик и США / под ред. Ф. Альтбаха. М., 2013. С. 163-199.

10. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М., 2009.

11. Альтбах Ф. Перспективы стран БРИК: новые образовательные сверхдержавы? // Будущее высшего образования и академической профессии. Страны Брик и США. М., 2013. С. 9-42.

12. Арефьев А. Л. Российские студенты в китайских вузах // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 118-126.

13. Xiaohao D., Changjun Y., Yuze S. The Influence of China's Entry into the WTO on its Education System // European Journal of Education. 2009. Vol. 44. No. 1. Part 1. pp. 9-19.

14. Белов А. В., Золотов А. В. Экономические аспекты деятельности университетов в Японии // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 30-53.

15. Aoki Kumiko Japanese Higher Education Institutions in the 21st Century The Challenge of Globalization and Internationalization. URL: http:// www.international.ac.uk/resources/Japanese%20High er%20Education%20Institutions%20in%20the%2021 st%20Century.pdf

16. Tsuruta Y. Transnational higher education in Japan // RIHE International Publication Series. Transnational Higher Education in Asia and the Pacific Region. 2006. Vol. 10. P. 59-89.

References

1. Prokhorov А. V. Internatsionalizatsiya vys-shego obrazovaniya v stranakh Аzii // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 7-8 (41-42). S. 221-224.

2. Prokhorov А. V. Vostochnye tsennosti aka-demicheskoj kul'tury (na primere Kitaya) // Vestnik Tambovskogo universiteta. Obshchestvennye nauki. 2015. №1. S. 73-80.

3. Altbach P.G. The Asian Higher Education Century? // International Higher Education. 2010. No. 59. pp. 3-5.

4. MokKaHo Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections // Journal of Studies in International Education, Vol. 11 No. 3/4, Fall/Winter 2007.pp. 433-454.

5. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Developing and Emerging Countries:

A Focus on Transnational Higher Education in Asia // Journal of Studies in International Education. Vol. 11 No. 3/4. Fall/Winter 2007. pp. 421-432.

6. Sheregi F. E., Dmitriev N. M., Arefev A. L. Nauchno-pedagogicheskij potentsial i eksport obra-zovatel'nykh uslug rossijskikh vuzov (sotsiologi-cheskij analiz). M., 2002.

7. Ennew Christine T. & Yang Fujia Foreign Universities in China: a Case Study // European Journal of Education. 2009. Vol. 44.No. 1.Part I. pp. 21-36.

8. Haynoe R., Lin J. China's Private Universities: A Successful Case Study// International Higher Education. 2008. No. 51. pp. 6-8.

9. Ma V., Ven Dzh. Akademicheskaya professiya v Kitae: novye realii // Budushcheye vysshego obrazovaniya i akademicheskoj professii. Strany Brik i SShA / pod red. F. Al'tbakha. M., 2013. S. 163-199.

10. Salmi D. Sozdaniye universitetov mirovogo klassa. M., 2009.

11. Al'tbakh F. Perspektivy stran BRIK: novye ob-razovatel'nye sverkhderzhavy? // Budushcheye vysshego obrazovaniya i akademicheskoj professii. Strany Brik i SShA. M., 2013. S. 9-42.

12. Arefev A.L. Rossijskiye studenty v kitajs-kikh vuzakh // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2009. №5. S. 118-126.

13. Xiaohao D., Changjun Y., Yuze S. The Influence of China's Entry into the WTO on its Education System // European Journal of Education. 2009. Vol. 44. No. 1. Part 1. pp. 9-19.

14. Belov A. V., Zolotov A. V. Ekonomicheskiye aspekty deyatel'nosti universitetov v Yaponii // Voprosy obrazovaniya. 2014. № 3. S. 30-53.

15. Aoki Kumiko Japanese Higher Education Institutions in the 21st Century The Challenge of Globalization and Internationalization // http://www.international.ac.uk/resources/Japanese%2 0Higher%20Education%20Institutions%20in%20the %2021 st%20Century.pdf

16. Tsuruta Y. Transnational higher education in Japan // RIHE International Publication Series. Transnational Higher Education in Asia and the Pacific Region. 2006. Vol. 10. pp. 59-89.

CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION IN THE COUNTRIES OF ASIA

Prokhorov Andrey Vasilyevich

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia e-mail: proh_and@rambler.ru

This article contains current trends of development of the higher education in the countries of Asia which in many respects globalization and internationalization defined. The author actively considered the western experience, paid the attention to questions of quality, extent of internationalization of educational process. At the same time the inequality between leading higher education institutions and other higher education institutions is obvious.

Key words: university, higher education, internationalization, globalization, transnational education

УДК 378.159.9

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Алисов Евгений Анатольевич

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия, e-mail: evgenii.alisov@mail.ru

В статье обобщается опыт моделирования углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия, накопленный в Московском городском педагогическом университете. Характеризуются концептуальные аспекты моделирования практики магистрантов на примере образовательного модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.