Управление системой образования в условиях модернизации
133
эффективной реализации вышеобозначенных инструментов конструирования профориентационного фрейма будет функционирование качественной системы подготовки высококвалифицированных и востребованных кадров для региона на этапе развития высокотехнологичной экономики, обеспечение стратегической устойчивости организаций профессионального образования в условиях динамично развивающейся системы профессиональных стандартов, что в значительной степени определяется способностью образовательной организации своевременно адаптироваться к запросам рынка труда, формировать и развивать конкурентные преимущества.
Список литературы:
1. Титц С., Коэн Л., Массон Д. Язык организаций. Интерпретация событий и создание значений / Пер с англ. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2008. - 324 с.
2. Вейк К. Смыслопроизводство в организациях. - Х.: Изд-во «Гуманитарный центр» / П.К. Власов, А.В. Коченгин, 2015. - 320 с.
3. Кузьмина Н.Б. Эффективный университет: перезагрузка / Н.Б. Кузьмина, Ж.В. Шакиров; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - 134 с.
4. Гриффин Э., Науменко А.А. Коммуникация: теория и практика. - Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2015. - 688 с.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
© Кречетников К.Г.*, Губенко А.К.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Рассматривается процесс интернационализации российского образования как часть общемировой тенденции глобализации, межкультурного взаимодействия, универсализации. Отмечены особенности российского образования, подводные камни, мешающие процессу интернационализации.
Ключевые слова высшее образование, глобализация, интернационализация, межкультурное взаимодействие, мировая арена.
Исследования по интернационализации высшего образования начались за рубежом в 1980-ых гг. [1]. С теоретической точки зрения данный процесс
* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».
134 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
существует совсем недолгое время, в то время как практика интернационализации - ещё со времен позднего средневековья, когда ученые странствовали и посещали учебные заведения различных стран для получения новых знаний и опыта. Сейчас явление интернационализации выступает ответом на трудности глобализации.
Наиболее емкое и часто цитируемое определение «интернационализации высшего образования» было предложено в 1997 году и обновлено в 2004 году канадской исследовательницей Дж. Найт: интернационализация в сфере образования определяется ею как процесс включения международного межкультурного и глобального аспекта в цели, функции и методы предоставления высшего образования [2]. По мнению автора, данный процесс выстраивает взаимные отношения между государствами, институтами и др. В данном контексте интернационализация обуславливает соединение методов культуры обучения разных стран в определенную систему предоставления высшего образования на основе общих целей и принципов, которые соответствуют потребностям современного мира. Причем данный процесс не всегда универсален: каждое учебное заведение может разрабатывать свои методы его реализации, которые основаны на определенных задачах.
Интернационализация по существу реализует внешнюю и внутреннюю функции. С одной стороны, она предполагает развитие определенной культуры во внутренней среде вуза, при этом соответствуя международным стандартам и совмещая работу с иностранными партнерами, с другой - экспорт образовательных услуг за рубеж.
На мировой арене вузы России - далеко не самые сильные с точки зрения конкурентоспособности. В рейтинге самых лучших университетов мира, например, МГУ имени М.В. Ломоносова занял в 2015 только 114 строчку, в то время как на самых высоких местах находятся вузы США, Японии, Южной Кореи, Австралии и других стран [3].
Для развития российского образования оказывается поддержка со стороны государства. В 2010 г. было принято Постановление Правительства РФ «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». Для того чтобы финансово поддержать научные исследования Правительство установило систему выдачи специальных грантов, которые распределяются на конкурсной основе. В 2010 г. 179 российских вузов подали 507 заявок на поддержку научных исследований российских и зарубежных ученых, из которых гражданами России является 291 человек, в том числе 73 человека в настоящее время работают за границей, 37 - имеют двойное гражданство (российское и иностранное), 10 - граждане СНГ; 169 - представляют страны дальнего зарубежья. Поддержку получили 40 заявок [4].
Важную часть развития в международном партнерстве российских университетов определяет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Российская
Управление системой образования в условиях модернизации
135
образовательная сфера стремится расширить академическую мобильность со странами АТР (в основном с Китаем). Поэтому самое большое число иностранных студентов из Дальнего Востока представляют китайские учащиеся. Стратегическое партнерство КНР и России в области образования реализуется уже на протяжении многих лет.
В конце 2001 г. Китай отправил в Россию за свой счет 484 человека, а Россия в Китай - 122 студента. К началу 2009 г. по всей России были созданы 12 институтов Конфуция, специализировавшиеся на преподавании китайской культуры и языка; введены «лектории Конфуция» в ряде российских вузов, в том числе в Санкт-Петербургском государственном университете, Государственном гуманитарном университете (г. Москва), Новосибирском государственно-техническом университете, Дальневосточном госуниверситете (г. Владивосток) и др. [5].
Вузы европейской части России ориентированы скорее на университеты Европейского союза, а Дальний Восток расширяет контакты с учебными заведениями стран АТР. Таким образом, на российской территории отмечен специфический поиск иностранного партнера.
В целях развития вузов России на международном уровне реализуются взаимосвязанные между собой меры по интернационализации образования, например:
- обучение иностранному языку ППС вуза; на сегодняшний день все большую значимость для развития вуза на международном уровне приобретает так называемая система англофиксации высшего профессионального образования, основанная на обучении преподавателей английскому языку с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности университетов за счёт участия профессорскопреподавательского состава в международных исследовательских проектах, конференциях, выпуске научных публикации;
- привлечение на работу в российские вузы зарубежных специалистов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) - один из лидеров по привлечению иностранных преподавателей - на постоянной основе здесь работают 62 зарубежных специалиста, 20 из которых по статусу являются «высококвалифицированными специалистами»; те подразделения, которые проявляют интерес к ученым из-за рубежа, могут подать заявку с необходимыми компетенциями кандидатов в Комитет по международному рекрутингу; также в данном университете действует Институт фундаментальных междисциплинарных исследований, который привлекает профессионалов из других стран в целях формирования новых научных направлений в сфере образовательных программ [4];
136 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- сотрудничество с иностранными вузами (приглашение на конференции, подписание соглашений, создание совместных проектов); формирование международного образовательного партнерства -один из способов улучшения имиджа России за границей.
Опыт по реализации совместных проектов уже существует у таких зарубежных партнёров России, как Британский совет (British Council), DAAD (Германия), Campus France и др. Все эти организации имеют представительные офисы по всему миру и на территории России. Они занимаются продвижением за рубежом национального высшего образования, уделяя особое внимание улучшению качества работы с абитуриентами, стипендиальным программам, упрощению процесса выдачи виз для студентов.
Также формируется совместная работа отечественных институтов с заграничными организациями. Например, МГТУ им. Н.Э. Баумана реализует научный русско-американский проект с компанией «Боинг» (США) и затрагивает такие научные сферы как техника и авиация. Создание программы подразумевает привлечение профессорско-преподавательского состава университета в целях повышения их квалификации в московском конструкторском центре «Боинг» (BDC), преподавание сотрудниками BDC специальных курсов; обеспечение студентам МГТУ возможности работы в данной компании.
Сложность в международных связях российского высшего образования, по мнению экспертов, проявляется в следующих причинах:
- фактически отсутствует единая государственная политика в данной области;
- недостаток финансирования;
- отсутствие стабильных отношений межгосударственных организаций, программ в образовательной сфере;
- часть вузов имеет малый международный опыт.
Важная особенность интернационализации образования в России - трудоустройство и пребывание иностранных специалистов. В России действуют федеральные законы, направленные на упрощение визовой поддержки вузам и педагогическим работникам по следующим позициям:
1. Не обязательно получать квоту и разрешение на работу в целях приема специалиста из другой страны на должность научного преподавателя.
2. Иностранный специалист может трудоустроиться преподавателем на основе рабочей, деловой и гуманитарной визы. Таким образом, появляется возможность привлечь для чтения лекций зарубежных ученых не только для работы, но и для проведения конференций, исследований и т.п. Но чтобы получить другую должность, нужна рабочая виза.
Управление системой образования в условиях модернизации
137
3. Постановка на миграционный учет с 3 до 7 рабочих дней упрощает перемещение иностранных специалистов, которые приезжают в Россию на короткий срок и выезжают в командировки на территории Российской Федерации или за рубеж [4].
Для того чтобы упростить процесс въезда, устройства на работу и дальнейшего нахождения зарубежных граждан в университетах России, в 2010 г. был введен статус «высококвалифицированный специалист» (ВКС).
Организация, принимающая на работу иностранца, сама принимает решение о соответствии квалификации и компетентности определенному уровню, от чего зависит присвоение данному лицу статуса «ВКС».
Статус ВКС дает привилегии, как для самой компании, так и для зарубежных специалистов:
1) не обязательно получать квоту и разрешение на работу в целях приема специалиста на любую должность;
2) привилегии в сфере налогообложения; с начала работы в России с ученых, имеющих статус ВКС взимается налог на доходы физических лиц в размере 13 %, так же как с граждан РФ; если зарубежные граждане не имеет такого статуса, то с них взимается налог на доход в размере 30 % до момента получения им статуса налогового резидента, который присваивается по достижении 183 дней пребывания в России;
3) ВКС и члены их семьей сразу получают многократные рабочие визы, которые действуют до расторжения трудового договора; данные визы дают право членам семьи ВКС на труд и обучение в России [4].
В Российской Федерации реализуются специальные программы по социокультурной адаптации иностранных специалистов и их детей. Данные проекты доступны также для переселенцев и беженцев. ВКС могут отвергнуть даже самые выгодные с экономической точки зрения предложения по трудовому устройству. Дело в том что, выбирая место работы, кандидаты с мирового ранка труда обращают внимание на такие факторы как: безопасность проживания, социальные гарантии и привилегии, условия работы, репутация компании и др. [6].
Национальная политика в сфере образования предопределяет вектор развития учебных заведений страны.
Обучение иностранному языку является компонентом процесса интернационализации в сфере российского образования, так как оно обеспечивает развитие следующих направлений: лингвистического (участие в международных конференциях и т.д.); академического (контракты с иностранными преподавателями, развитие межнациональных проектов в области науки, расширение трансграничного партнерства); экономико-политического направлений (интеграция науки, привлечение иностранных студентов в вузы России, приток финансовых средств от экспорта образовательных услуг,
138 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
грантов на реализацию международных проектов, рост мирового влияния государства).
На сегодняшний день интернационализация образования является частью социальной ответственности любого развивающегося университета.
Список литературы:
1. Овчаров Д.А. Государственная политика интернационализации системы высшего образования / Д.А. Овчаров, А.С. Елкина // Научные ведомости Белгородского гос. университета. - 2012. - Вып. 1 (120), Т 21. - С. 55.
2. Knight, J. Internationalization Remodelled: Definition, Approaches and Rationales / J. Knight // Journal of Studies in International Education. - 2004. -Vol. 8, No. 1. - Р. 22.
3. Рейтинги лучших университетов мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://educationindex.ru/article_qs-world-ranking-2014-2015.aspx.
4. Меликян А.В. Инструменты интернационализации высшего образования. Опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы / А.В. Меликян, Б.В. Железов // Вестник международных организаций. - 2012. - № 1 (36). - С. 41.
5. Гарусова Л.Н. Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока / Л.Н. Гарусова, А.Е. Сухая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C:/Users/ 123/Downloads/internatsionalizatsiya-vysshego-obrazovaniya-i-mezhdunarod-naya-deyatelnost-universitetov-rossiyskogo-dalnego-vostoka %20(2).pdf.
6. Кречетников К.Г. Использование зарубежных методов обучения персонала в практике российских предприятий // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 7. - С. 78-82.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
© Михайлова Е.Н.*
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов Камышловского городского округа, г. Камышлов
В статье ставится задача рассмотреть нормативно-правовые документы профильной подготовки обучающихся средней школы. Задача раскрывается через понятие «средняя школа» и его структура в соответствии с законом об образовании. Анализируется понятие профиль-
Учитель математики, информатики.