Научная статья на тему 'Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг в странах АТР'

Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг в странах АТР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г., Щуковский В.А.

Раскрыто понятие интернационализации образования, её отличительные черты. Показаны особенности интернационализации образования в ключевых странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг в странах АТР»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СТРАНАХ АТР

© Кречетников К.Г.*, Щуковский В.А.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Раскрыто понятие интернационализации образования, её отличительные черты. Показаны особенности интернационализации образования в ключевых странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ключевые слова: интернационализация образования, мобильность, рынок образования, Азиатско-Тихоокеанский регион, глобализация.

В условиях сохранения национального суверенитета в сфере образования его интернационализация стала одним из ключевых направлений развития образовательной системы в развитых странах за последние несколько лет. Процесс интернационализации стремительно набирает обороты, его значимость усиливается, в различных государствах он протекает в разных формах [1].

В соответствии с определением, принятым в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), интернационализация образования на разных уровнях (национальном, секторальном, институциональном) -явление, при котором цели, функции и способы оказания образовательных услуг приобретают международный характер.

Термин «интернационализация» в области вузовского образования в международном разрезе традиционно включает в себя два элемента [2]:

- внутреннюю интернационализацию;

- образование за рубежом (межгосударственное образование).

Интернационализация образовательного процесса объединяет следующие аспекты:

- индивидуальную мобильность (заграничные поездки студентов и педагогов в образовательных целях);

- обмен образовательными программами, разработка новых международных стандартов обучения;

- внедрение в академические программы международных образовательных стандартов;

- создание международных академических союзов.

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

* Студент 4 курса специальности «Управление персоналом».

Современному межнациональному рынку образовательных услуг присущи следующие черты [1]:

- увеличение охватываемости рынка, повышение объема продаж образовательных услуг, повышение мобильности студентов и педагогов;

- интернационализация и глобализация образовательного процесса, развитие межнационального образования;

- рост конкуренции и вступление новых участников на рынок образования;

- существенное увеличение деловой активности образовательных учреждений, что хорошо проявляется в условиях мирового кризиса;

- корректировка различными странами экспортно-импортной политики в области образования;

- создание региональных образовательных рынков;

- внедрение обновленных стратегий предложения услуг;

- сращивание учебных заведений или присоединение отдельных организаций в качестве факультетов вузов, формирование академических кластеров;

- стремительные темпы роста глобальных образовательных сетей;

- усиление роли консалтинга на рынке образования;

- замещение массового набора обучающихся поиском наиболее перспективных и талантливых.

Интернациональный рынок образования представлен в виде системы взаимоотношений между производителями, поставщиками и получателями образовательных услуг. Услуги оказываются гражданам вне пределов их государств, а также иностранными учебными заведениями на внутреннем рынке, в т.ч. с применением сетевых и информационных технологий.

Как показывает опыт последних двадцати лет, наиболее активно интернационализация протекает в масштабах геополитических регионов, страны которых связаны схожими условиями исторического развития и социально-экономической системой. К таким геополитическим регионам относятся: Европа, Евразия (в том числе все страны, возникшие на постсоветском пространстве), Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и Североамериканский регион (США, Канада).

Международный рынок образования в странах АТР развивается стремительными темпами, преимущественно приобретая форму франчайзинга или филиальных сетей.

В рамках такого сотрудничества, как франчайзинг местные субъекты получают от зарубежного вуза право на предоставление его образовательных услуг согласно условиям договора. Чаще всего такая форма обучения приводит к присвоению иностранной квалификации.

В программах филиальной сети обучающиеся зачисляются в иностранный вуз и занимаются по зарубежным программам, частично образовательные услуги предоставляются в стране студента и завершаются в стране вуза-поставщика. Такая схема межнационального образования предполагает и программную, и студенческую мобильность.

Важным элементом транснационального образования становится институциональная мобильность. Типичная форма реализации такого обучения - открытие вузами зарубежных кампусов и образовательных центров, производящих подготовку через местных поставщиков услуг.

В последние годы на интернациональном рынке образования отмечается увеличение конкуренции, несмотря на то, что Северная Америка и Европа привлекают наибольший процент иностранных студентов. Другие государства также вступают в борьбу за место на мировом рынке образовательных услуг.

Анализ ситуации в этом сегменте показывает, что государства, занимающие лидерские позиции на межнациональном рынке, перекрывают иностранцам доступ к рынку труда в сфере высшего образования и предпочитают зарубежных специалистов с уникальной базой знаний, которые наиболее востребованы.

Страны, желающие укрепить свои позиции на международной арене (например, Китай и Южная Корея), не выдвигают жестких требований к кандидатам из зарубежья. Они занимаются активной реализацией программ по привлечению иностранных граждан для работы в вузах, используют различные возможности для уменьшения сложностей и ограничений касаемо их трудоустройства и проживания. В таких государствах трудоустройство после принятия решения о найме не требует дополнительных разрешений со стороны внешних управленческих структур, достаточно подтверждения вуза [1].

Несмотря на увеличение конкуренции на международном рынке образовательных услуг, коренным образом ситуация не меняется. Страны-лидеры продолжают удерживать свои позиции. Вместе с тем, современные тенденции говорят о том, что лидерство США уже не такое очевидное, как было прежде, и иностранным студентам доступно множество вариантов выбора страны для обучения. Развитие образовательной системы в Китае, Корее, Японии и др. странах, а также меры по привлечению иностранных учащихся (миграционная политика, цены на обучение, безопасность и т.д.) серьезно влияют на международный рынок образования.

Различают четыре стратегии интернационализации образования, присущие политике стран ОЭСР в данной области [2]:

- согласованный подход;

- стратегия привлечения квалифицированных кадров;

- стратегия аккумулирования доходов;

- стратегия увеличения потенциалов.

Согласованный подход к интернационализации образовательного процесса выражается в долгосрочных политических, культурных, академических целях развития государства. Этого можно достичь путем поддержки студенческой мобильности, предоставления стипендий и реализации программ студенческих обменов, а также программ, нацеленных на установление партнерских взаимоотношений в области высшего образования. Основной принцип такого подхода - международное сотрудничество, а не конкуренция.

Стратегия привлечения квалифицированных кадров предназначена для предотвращения оттока рабочей силы в принимающей стране и нацелена на привлечение к работе не только квалифицированных кадров, но и одаренных студентов, как инструмент, обеспечивающий развитие экономики и повышение конкурентоспособности государства в сфере образования. Для реализации этой задачи используются такой метод, как введение системы стипендий в сочетании с активным продвижением образовательной системы за границей и корректировкой миграционного и визового режима. Это достигается посредством сотрудничества со специальными агентствами или сетью организаций.

Стратегия аккумулирования доходов основывается на реализации стратегии по привлечению квалифицированных кадров, но ее особенность заключается в том, что образовательные услуги предоставляются только на платной основе. Предоставление государственных субсидий такими программами не предусмотрено. Иностранные студенты предоставляют средства образовательным учреждениям и стимулируют их таким образом реа-лизовывать бизнес-стратегии на международном образовательном рынке. Органы государственной власти наделяют университеты свободой действия в данном направлении, поддерживают высокую репутацию своей системы образования и обеспечивают защиту иностранных студентов.

Что касается стратегии увеличения потенциалов, то здесь подразумевается поощрение получения образования за рубежом или в институтах-поставщиках иностранных образовательных услуг. Основными инструментами в данном направлении являются:

- программы поддержки мобильности госслужащих, профессорско-преподавательского состава, ученых и студентов;

- создание условий для коммерческой образовательной деятельности внутри государства; формируются партнерские союзы с местными поставщиками образовательных услуг с целью обмена знаниями между местными и иностранными образовательными учреждениями.

АТР является одним из приоритетных направлений транснационального сотрудничества российских вузов. Особенность такого сотрудничества - устремление к академической мобильности с такими странами АТР, как, прежде всего Китаем, Кореей, Японией. В АТР есть как общепризнанные активные участники на международном рынке образовательных услуг, такие, как Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, так и страны, позиции которых в данной области стремительно укрепляются, например Вьетнам, Индия, Таиланд.

Первые попытки интернационализации высшего образования в странах АТР отмечаются ещё во второй половине XIX в. Они связаны со стажировкой и более углубленной подготовкой студентов и преподавателей из стран АТР в зарубежных странах. Университеты стран АТР начинают адаптировать западную модель высшего образования, продемонстрировавшую свою состоятельность в Германии, Франции, Великобритании, а также в США. Кардинальные изменения стали происходить в 1990-х гг., что было связано интенсивной экономической глобализацией, развитием и внедрением ИТ-технологий.

Стремление к интернационализации образования в странах АТР объясняют экономическими факторами, а также усилением конкуренции в глобальной среде. Спектр мер, подчиненных интернационализации образования, стал расширяться: от мобильности студентов и преподавателей до интернационализации учебного плана, развития международных организаций, консорциумов университетов на региональном и глобальном уровнях.

Международные отношения любого вуза зависят от множества факторов, в том числе и от регионально-географического, т.е. от территориального местоположения учреждения. В России ясно прослеживается регионально-географический фактор касаемо подбора зарубежных партнеров. Так, вузы в европейской части России заинтересованы в первую очередь в учебных заведениях стран Евросоюза, дальневосточные университеты налаживают связи с вузами стран АТР.

Интенсивность мер по интернационализации высшего образования в странах АТР зависит от образовательной политики отдельных стран. Выделяют три направления транснационального образования [1]:

1) регулируемое государством (Китай, Малайзия, Южная Корея);

2) рыночно ориентированное (Гонконг);

3) транзитивное, характеризующееся переходом от регулируемого государством к рыночно ориентированному (Япония, Тайвань).

При этом государства, характеризующиеся «образовательным бумом», стремительно развивающиеся, достигшие за последние десятилетия ведущих позиций на рынке образовательных услуг и определяющие образовательные

тренды, вызывают интерес ничуть не меньше, чем признанные «образовательные» лидеры - Европа и США.

Список литературы:

1. Кречетников К.Г. Сравнительная характеристика рынков образования России, Китая, Кореи и Японии // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2015. - № 10. - С. 69-82.

2. Гарусова Л.Н. Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования [Электронный ресурс] / Л.Н. Гарусова, А.П. Пигинешева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - № 6 (19). - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/14PVN613 .pdf.

3. Liu J. and Xiaoyan Wang Expansion and Differentiation in Chinese Higher Education // International Higher Education. - 2010. - № 60. - P. 7-8.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

© Леонова Е.В.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

Данная статья посвящена изучению процесса формирования интереса к обучению в школе у старших дошкольников, а также особенностям воспитания.

Ключевые слова обучение, интерес, старшие дошкольники, школа.

Проведенный нами анализ работ по данной проблеме позволил выявить определенные тенденции формирования у старших дошкольников интереса к обучению в школе [4, с. 17]. В одной из книг авторов написано, что обучение - это процесс «питания души и сердца ребенка всеми лучшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой цивилизации [9, с. 92].

Подготовка к школьному обучению - важный шаг в воспитании и обучении ребенка в семье и дошкольном учреждении. Ее содержание определяется требованиями, которые школа выдвигает ребенку [10, с. 92].

Таким образом, поступление в школу и первоначальная стадия обучения активизируют перемену всей жизни и деятельности ребёнка. Данный этап является сложным для детей, которые приходят в школу в 6-7 лет. Уче-

* Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.