Управление системой высшего образования в условиях модернизации
143
5. Щукин А.А. Как учат в КНР: система образования Китая [Электронный ресурс] // Российско-китайский деловой мир. - 2010. - Режим доступа: http ://rcdm.ru/?p=3 932.
6. Кречетников К.Г. Особенности высшего образования в Китае // Наука и образование в современном обществе. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Смоленск: Новаленсо, 2015. - Ч. II. - С. 29-31.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АТР © Кречетников К.Г.*, Шойнхорова В.Р.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Рассматриваются процессы, связанные с развитием и интернационализацией системы образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Раскрываются уникальные особенности и направления интернационализации образования в Китае, России, Японии, Австралии.
Ключевые слова интернационализация образования, зарубежные образовательные центры, качество образования, коммерциализация, международное сотрудничество, студенческая мобильность.
В современном мире высшее образование преследует новые цели, и одной из них является подготовка квалифицированных специалистов, которые способны результативно работать в сфере рынка на глобальном уровне, также этот процесс подразумевает интернационализацию образования, возникшую в связи с глобализацией экономики.
Под интернационализацией образования понимается внедрение международных аспектов в образовательный процесс, будь то учебный, научноисследовательский, преподавательский или административный.
В рамках развития Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в нем происходит усиление главных аспектов интернационализации образования и создание, а также развитие, единого образовательного пространства.
Задачи, которые ставит интернационализация образования [5]:
- обучение студентов в зарубежных высших учебных заведениях;
- создание филиалов вузов для эффективного применения ресурсов;
- коммерциализация, т.е. рост доходов, благодаря вовлечению иностранных студентов к обучению на договорной основе;
- многообразие образовательных программ;
* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.
* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».
144
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- рост качества образования за счет деятельности студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др.;
- создание образовательных объединений, научных центров;
- развитие сотрудничества в сфере научных исследований.
Но совместно с международным студенческим и профессоро-преподавательским обменом интернационализация высшего образования также включает: межрегиональное и зарубежное сотрудничество институтов, создание новых учебных планов и образовательных программ, международное разделение труда и другие виды деятельности.
Интернационализация образования в области научных исследований исключает повторения тем в исследованиях, углубляет базы знаний, пополняет образовательные программы, расширяет области поиска.
Обучение иностранных студентов влияет также на развитие их стран и способствует глобальной экономической и политической стабильности.
Самая популярная форма интернационализации образования - международная студенческая мобильность. Студенты, уезжающие за рубеж, играют ключевую роль в глобализации высшего образования, невзирая на увеличение доли массовых открытых онлайн-курсов, создание зарубежных образовательных центров и филиалов вузов.
Привлечение иностранных студентов - один из основных пунктов программ развития вузов и повышения их конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг. Студенческая мобильность довольно прочно закрепила свои позиции среди студентов вследствие широких возможностей. В особенности, это перспектива реализации своих образовательных потребностей, получения нескольких дипломов и повышения квалификации по некоторым специальностям.
Плюсы студенческой мобильности играют большую роль не только для участников, но и для участвующих в обмене вузов; она стимулирует администрацию вузов к созданию совместных образовательных программ, и осуществлению комплекса мер, допускающих интегрировать в процесс студенческой мобильности максимальное количество заинтересованных вузов и студентов. В данной сформировавшейся динамической ситуации студент -будущий квалифицированный специалист - имеет непоколебимую мотивацию к изучению одного или более иностранных языков, как на базовом уровне, так и на узкоспециальном. В связи с этим растет необходимость изменения учебных материалов, ресурсов и программ, которые поднимают коммуникативный уровень студента, отвечающих его желаниям в профессиональной коммуникации [4].
Интернационализация образования расширяет выбор для иностранных студентов, в связи, с чем происходит ослабление традиционных лидеров в
Управление системой высшего образования в условиях модернизации
145
студенческой мобильности. Так в 2012 году половина от общего объема всех мобильных студентов зарегистрирована в пятерке стран: Соединенные Штаты (18%), Великобритания (11%), Франция (7%), Австралия (6%), а Германия (5%). Но в первой пятерке наблюдается спад регистрации иностранных студентов с 55% в 2000 году до 47% в 2012 году [9]. Лидерство этих стран связано с престижностью их университетов в мире и качеством обучения в них, отсутствием языкового барьера, высоким уровнем жизни, доступной стоимостью обучения.
Азиатско-Тихоокеанский регион - лидер в студенческой мобильности, количество студентов и преподавателей из данного региона, обучающихся за рубежом, стабильно растет. В 2012 году исходящий поток студентов в АТР составил 1 млн. 143 тыс. чел., а входящий 784 тыс., что составляет 52% от числа всех иностранных студентов в мире [10]. Этому способствуют традиционные страны назначения, такие как США, привлекательные для студентов, ищущих качественное образование, а также Китай, - главный поставщик мобильных студентов. Однако и другие страны конкурируют за привлечение иностранных студентов.
Лидирующая страна АТР по количеству отправляемых студентов - Китай, имеет один из самых низких показателей возврата научных кадров на Родину. Ведь за последние 30 лет из 1,39 млн. уехавших китайских студентов и ученых лишь 390 тыс. человек (28%) вернулось обратно [8]. Китайское общество все сильнее беспокоится по причине потери талантов. Правительство разными способами поощряет таких выпускников, упрощая процесс оформления поездки на стажировку людей, имеющих дипломы, помогает им в трудоустройстве, в организации собственного бизнеса.
В условиях интернационализации образования КНР беспрерывно доводит до совершенства правовую базу международной мобильности и расширяет расходы на образование. Чтобы развить студенческую мобильность среди молодежи КНР, министерство образования учредило выставки «Образование в Китае»; также дает указания по созданию учебных программ на английском языке; вывели на международный уровень тест «The Chinese Proficiency Test (HSK)» на владение китайским языком во многих странах; также организован «Институт Конфуция»: согласно статистике более чем 3,3 млн. студентов учат китайский язык с более чем 40 тысячами преподавателей в более чем 100 странах; подписаны контракты о взаимном признании дипломов с 32 странами, включая Россию, Германию, Великобританию, Францию, Австралию, Новую Зеландию, Австрию [5].
Одна из актуальных тенденций студенческой мобильности в Китае - это рост числа иностранных студентов. По данным Министерства образования
146
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Китая за два года количество иностранных студентов выросло на 90 тыс. человек [6].
Согласно расчетам Министерства образования КНР, к 2020 году количество иностранных студентов в Китае дойдет до отметки в 500 тыс. человек, и эта страна будет лидировать по числу прибывших студентов, что примечательно, ведь она также является лидером и по числу выезжающих за образованием за рубеж.
В первой половине 2014 года в Китае обучалось более 62 тыс. иностранных студентов из Южной Кореи, из Америки более 23 тыс. человек, из Японии около 18 тыс. человек и из России около 15 тыс. студентов [там же].
Китай развивается в рамках интернационализации образования, с каждым годом привлекая все больше студентов, тем самым укрепляя свое положение на международном рынке.
Одним из важнейших приоритетов международного сотрудничества российских университетов является Азиатско-Тихоокеанский регион. Основной тенденцией студенческой мобильности в России это широкая география прибывших граждан, а также рост их количества.
По последним расчетам федеральной службы государственной статистики в России учатся 205700 тысяч иностранных студентов по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета в высших образовательных учреждениях [3].
Согласно статистике, большое количество студентов-иностранцев в России - выходцы из стран СНГ, Балтии и Грузии (156,3 тысяч человек). На втором месте - Азия (28,5 тысяч человек), здесь преобладают такие стра -ны, как Вьетнам, Индия, Китай, Корейская народно-демократическая республика, Малайзия, Монголия, Республика Корея, Сирийская Арабская республика [3].
С целью повышения международной конкурентоспособности российской системы высшего образования на глобальном уровне к 2020 году приняты государственные квоты постановлением правительства в 2013 году в рамках программы «5-100». В число участников программы входит 15 ведущих российских вузов [1, 2].
Согласно статистике Новосибирского национального исследовательского государственного университета за минувший год число студентов, поступивших по квотам, выросло на 55,5%. Из доли всех новоприбывших студентов, каждый пятый удостоился квоты (11090 человек) [7].
Сейчас Россия увеличивает масштабы и темпы своего развития в процессе интернационализации высшего образования.
Страна с самой большей долей иностранных студентов в АТР является Австралия - 249 тыс. чел., что составляет 6% от всей доли мобильных сту-
Управление системой высшего образования в условиях модернизации
147
дентов в мире. Престижные дипломы, международный английский язык, безопасность проживания делают эту страну востребованной среди научных кадров. Самое большое количество иностранных студентов прибывает из Китая, Малайзии и Вьетнама [10].
Япония - одна из самых высокоразвитых стран, занимающая второе место по объему инвестиций в систему образования, также является востребованной среди иностранных студентов [11]. Больше 150 тыс. студентов из других стран обучаются там, что составляет 4% от всей доли иностранных студентов в мире. В первую очередь Япония пользуется спросом у китайских студентов, в 2012 году зарегистрировано 95 тыс. студентов, и у студентов из республики Корея - 24 тыс. студентов [10].
Австралия и Япония, - традиционные направления перемещения мобильных студентов в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане, которые соперничают с такими новичками, как Китай, Малайзия, Республика Корея, Сингапур и Новая Зеландия, в которых размещены 10% от общего объема мобильных студентов [9].
Интернационализация образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе наращивает масштабы, создается единое образовательное пространство. Многолетний опыт студенческой мобильности показывает, что она способна открыть широкие международные перспективы к межкультурному взаимопониманию, повышению успеваемости и занятости. В связи с глобализацией экономики возможности АТР огромны, численность населения, социальное и экономического развитие увеличивают его удельный вес на международном рынке образовательных услуг, что оказывает большое влияние на развитие стран данного региона и способствует их мировому лидерству.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2006-р «Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых ... центров».
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров».
3. Статистический ежегодник. - М.: Госкомстат РФ, 2014. - 340 с.
4. Галичин В.А. Академическая мобильность: в условиях интернационализации образования / В.А. Галичин, Е.А. Карпухина, В.В. Матвеев, А.П. Су-гакова. - М.: Университетская книга, 2009. - 305 с.
148
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
5. Еремина С.Л. Студенческая мобильность в Китае / С.Л. Еремина, Д.А. Обущак // Вестник Томского государственного университета. - 2012. -Вып. 2. - С. 155.
6. Люцик Л. Все о бизнесе с Китаем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vchae.com/obrazovanie-v-kitae-kto-i-zachem-edet-uchitsya.
7. Малыхин М. Российские вузы увеличат прием иностранных студентов [Электронный журнал]. - Режим доступа http://vedomosti.ru/ manage-ment/articles/2015/02/19/student-stupenka-k-rejtingu.
8. McKinsey & Company [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mckinsey.com.
9. UNESCO Institute for Statistics (UIS) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx.
10. UNESCO Institute for Statistics (UIS) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Pages/tertiary-education.aspx.
11. Кречетников К.Г. Некоторые аспекты высшего образования в Японии [Электронный ресурс] // Инновационные технологии в науке и образовании. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. - С. 105-106. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id= 23667091.