УДК 378.1
Гарусова Лариса Николаевна Сухая Анна Евгеньевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток
Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока
Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах нового уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией образования. Главной составной частью процесса интернационализации является академическая мобильность. Основные формы и направления международного сотрудничества университетов разных стран схожи. Сегодня российские университеты нацелены на сотрудничество с Китаем.
Ключевые слова и словосочетания: международное сотрудничество, региональный университет, интернационализация высшего образования, академическая мобильность, Китай.
Потребность в профессиональных кадрах, способных эффективно работать в меняющихся условиях, вызвана процессами глобализации. Интернационализация образования, прежде всего университетского, признается сегодня одним из способов решения данной задачи. В самом широком смысле под интернационализацией образования понимается включение различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней [1].
Интернационализация образования в России и за рубежом преследует различные цели, в том числе:
- диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов;
- расширение учебных планов и обучение студентов в зарубежных вузах-партнерах;
- расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов;
- повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями;
- повышение конкурентоспособности вуза во внешней и внутренней среде и т.д.
9
Важнейшей составной частью процесса интернационализации образования является академическая мобильность - образовательные и научные обмены университетов. Наиболее распространенными и взаимосвязанными формами академической мобильности в России являются:
- обменные программы (обмен студентами, магистрантами и преподавателями между вузами, обучение их за рубежом);
- обучение иностранных студентов (краткосрочные курсы, семестровые или 2-3-месячные программы, полная бакалаврская программа, программы 2+2, 3+1, магистратура и т.п.);
- краткосрочные программы по изучению языка;
- летние и зимние школы по специальности;
- языковые и иные стажировки;
- краткосрочные курсы по специальности;
- участие в совместных научных проектах с зарубежными вузами и исследовательскими центрами;
- стремление за счет возможностей академической мобильности сделать региональный вуз более привлекательным в условиях национальной и международной вузовской конкуренции и т.д.
Поскольку интернационализация образования является одним из ключевых ресурсов повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, то она особенно значима для российских университетов в целом и для их регионального сегмента в частности. Под региональным университетом следует понимать «традиционный» университет, нацеленный на программы бакалавриата и магистратуры, сориентированные в первую очередь на городскую экономику, решение задач управления и администрирования, а также удовлетворение основных потребностей региона в квалифицированных кадрах. Региональный вуз должен помочь создать в своем регионе точки роста и возможности для опережающего развития, содействовать реализации перспективных проектов, технологий, производств.
В настоящее время Россия наращивает масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Так, по заявлению министра образования и науки РФ Д. Ливанова «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год», к началу 2013 г. на территории России в 750 образовательных учреждениях учились около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран. При этом свыше 40 тысяч получали высшее образование за счет средств федерального бюджета России [2].
Количественная динамика иностранных студентов в вузах РФ: в 20002001 учебном году - 53,9 тыс. очников (заочников около 18 тыс.); в 20052006 уч. г. - 82,3 тыс., (заочники - около 19-20 тыс.); в 2010-2011 уч. г. -118,7 тыс. (заочники - 71,3 тыс.) [3].
В пятерку наиболее популярных среди иностранцев российских вузов входят: Российский университет дружбы народов (РУДН), МГУ им. М.В. Ломо-
носова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Университеты Дальнего Востока и Восточной Сибири не входят в число образовательных приоритетов для иностранного контингента.
По странам и регионам мира иностранные студенты в российских вузах представлены следующим образом. Большинство студентов-иностранцев (почти 40%) приезжают в РФ из стран СНГ, немного меньше иностранных учащихся из стран Азии - 35,7%. Меньше всего студентов приезжают учиться в Россию из стран Северной Америки (1,9%), Латинской Америки (1,4%) и стран Балтии (1,3%). Остальные (около 20%) представляют регионы Африки, Ближнего Востока и Европы.
В пятерку наиболее популярных направлений образования для иностранцев в российских университетах входят:
- инженерно-технические специальности - 19,7%,
- медицина - 18%,
- экономика и управление - 18%,
- русский язык - 13,5%,
- гуманитарно-социальные - 12% [3].
Это традиционно сильные направления вузовской подготовки в России еще с советских времен, что обеспечивает интерес к ним за рубежом. Для сравнения, следующие за этой «пятеркой» менее популярные у иностранцев направления российского образования отстают от первых в 3-6 раз. Так, только по 4% иностранных студентов изучают в России право, естественные и точные науки. Все это следует учитывать при разработке стратегии международного сотрудничества российских университетов, в том числе и в Дальневосточном регионе.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) объективно является одним из важнейших приоритетов международного сотрудничества российских университетов. Особенностью международного вузовского сотрудничества в России является ориентация многих университетов на расширение академической мобильности со странами АТР, главным образом с Китаем. Китайский рынок образования признается сегодня в мире наиболее перспективным для международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема этой страны. Среди иностранных студентов из «дальнего зарубежья» в России наиболее многочисленный контингент представляют именно китайские учащиеся.
Сотрудничество России и КНР в области образования и академических обменов осуществляется в рамках межгосударственного стратегического партнерства на протяжении многих лет. Так, еще в мае 2001 г. в Пекинском университете состоялись презентация о высшем образовании России и конференция о сотрудничестве вузов Китая и России. В конце 2001 г. численность отправленных Китаем в Россию за государственный счет студентов составила 484 человека, а студентов, отправленных Россией в Китай, - 122.
11
23 мая 2002 г. заместитель министра образования КНР Чжан Синьшэн и министр образования России В. Филиппов сопредседательствовали на втором заседании Подкомиссии по сотрудничеству в сфере образования в рамках Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в областях образования, культуры, здравоохранения и спорта. 16-21 октября 2002 г. по приглашению Министерства образования КНР академик, ректор МГУ В. Садовничий, во главе делегации ректоров вузов России посетил Китай. Министр образования КНР Чэнь Чжили встретилась с делегацией, стороны обменялись мнениями о сотрудничестве в сфере образования между Китаем и Россией [4]. С 2003 г. и по настоящее время интернационализация образования координируется в рамках Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в областях образования, культуры, здравоохранения и спорта.
Одной из эффективных форм российско-китайского сотрудничества в области образования была признана деятельность институтов Конфуция в России, специализирующихся на преподавании китайского языка и китайской культуры. К началу 2009 г. по всей России были созданы 12 институтов Конфуция, а также введены «лектории Конфуция» в ряде российских вузов, в том числе в Санкт-Петербургском государственном университете, Государственном гуманитарном университете (г. Москва), Новосибирском государственно-техническом университете, Иркутском государственном университете и др.
В настоящее время ежегодно в России обучаются около 20 тыс. студентов из КНР - наибольшее количество студентов из стран «дальнего зарубежья». Для сравнения, в 2012 г. в России училось всего около 500 японских и 600 американских студентов (точное число студентов из Республики Кореи неизвестно). В свою очередь, в Китае ежегодно находятся и получают образование от 10 до 13 тыс. студентов из России. Для сравнения, в США присутствует схожая тенденция к расширению связей с вузами Китая. Китайский рынок образования признается сегодня наиболее перспективным для международного сотрудничества на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема КНР. Несмотря на ощутимое беспокойство в Соединенных Штатах по поводу растущего китайского влияния в мире [5. С. 182-183], американское академическое сообщество настроено по отношению к Китаю оптимистично. Колледжи и университеты рассчитывают на страну не только в плане международных обменов, но и в качестве источника студентов, обучающихся в Америке на платной основе в полном объеме. Китайское правительство уделяет особое внимание развитию высшего образования в стране.
Государственная поддержка исследований в КНР на протяжении последнего десятилетия ежегодно увеличивается на 20%, а число китайских высших учебных заведений удвоилось за этот же период с 1022 до 2263. Правительство вкладывает деньги в Проект-985, ориентированный на поддержку крупнейших 39 университетов страны с целью превращения их
в вузы мирового уровня. На новом этапе Проекта-985 китайское правительство взяло на себя обязательство дополнительно инвестировать 39 млрд юаней (около $6 млрд). Получив деньги, китайские вузы ищут серьезных американских вузовских партнеров для совместных программ в области образования и научных исследований [6].
Международные связи любого университета - отечественного или зарубежного - зависят от многих факторов, в том числе от регионально-географического, т.е. от территориальной локализации вуза. В России сегодня весьма заметна «регионально-географическая» специфика поиска зарубежного партнера. Так, университеты европейской части РФ сориентированы в значительной степени на вузы ЕС, университеты Дальнего Востока расширяют контакты с вузами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Вузы Китая составляют некое исключение, поскольку являются желанными академическими партнерами для практически любого российского университета, вне зависимости от его месторасположения.
Одной из проблем, связанных с процессом интернационализации образования, наиболее актуальных сегодня в России, является отток иностранных студентов из российских вузов. В последние 5 лет в России явственно обозначилась тенденция к снижению численности иностранных студентов. Это относится не только к учащимся из наиболее развитых стран типа США и Япония, но также из Китая - государства, с которым Россию связывает многолетнее стратегическое партнерство. Одной из причин такого положения дел является то, что Министерство образования РФ и российские вузы ведут крайне неактивную маркетинговую политику в КНР. Парадоксально, что при этом многие российские вузы считают своей стратегической задачей развитие партнерских связей с китайскими университетами, а в самом Китае имеется существенный культурно-образовательный ресурс для расширения международного вузовского сотрудничества с Россией.
Например, в более чем 400 вузах Китая свыше 40 000 студентов изучают русский язык в качестве иностранного языка. В средних школах русский язык изучают более 100 000 школьников. По специальности «русский язык» в КНР обучаются более 20 000 китайских студентов. Тем не менее, многие китайские студенты приезжают в Россию без должной языковой подготовки и нередко оказываются не в состоянии овладеть в необходимой степени русским языком. Российские вузы все еще не создали у себя эффективную систему языковой подготовки, подобную той, какая существует в США, Англии, Германии.
В 2012 г. Китай отправил на учебу за рубеж около 400 тыс. студентов, из них только 6 тыс. в Россию. Если полвека назад Советский Союз был практически монопольной кузницей кадров с высшим образованием для КНР, то сейчас Россия контролирует лишь 1,5-2% китайского рынка образования [7]. Самые популярные в Китае страны для получения высшего обра-
13
зования — США, Австралия, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия и Сингапур.
Данной ситуацией озаботились правительства РФ и КНР. В июне 2012 г. на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Пекине главы этих государств - В. Путин и Ху Цзиньтао - договорились довести в ближайшие 10 лет численность иностранных студентов (российских и китайских) в каждой из стран до 100 тыс. Из этого следует, что процесс интернационализации российского образования в дальнейшем будет развиваться преимущественно в сторону расширения международных связей с китайскими университетами.
Однако уже сегодня вузы Китая являются желанными контрагентами для любого российского университета вне зависимости от его месторасположения. Особое значение они имеют для вузов Сибири и Дальнего Востока, которые нацелены в первую очередь на академическое сотрудничество с ближайшими соседями - вузами стран АТР. Этот тезис в полной мере подтверждает международная деятельность любого дальневосточного вуза, например, Забайкальского государственного университета (ЗабГУ, г. Чита) или Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ, г. Хабаровск).
Так, зарубежными партнерами Забайкальского государственного университета, в силу понятных причин, являются преимущественно университеты стран Восточной Азии, в том числе 15 университетов и институтов Китая, 4 вуза Монголии, 3 университета Вьетнама и по 1 университету Южной Кореи и Сингапура [8]. Интернационализация образования в ЗабГУ и международная деятельность данного университета весьма схожи с другими российскими аналогами и выглядят следующим образом: обмены студентами и преподавателями, языковые курсы для иностранцев, краткосрочные и полные бакалаврские программы для зарубежных студентов, совместные образовательные программы, научный обмен, участие в международных конференциях, обмен учебной литературой и образовательными методиками между вузами и т.д.
С некоторыми китайскими вузами ЗабГУ реализует весьма перспективные для российского образования программы двойных дипломов по формуле 2+2. В соответствии с данной программой бакалавры из России и КНР обучаются по 2 года в каждой стране на русском и китайском языках. Одним из партнеров Забайкальского университета по программе 2+2 уже в течение нескольких лет является Цицикарский университет (провинция Хэйлунцзян, КНР). По Соглашению о сотрудничестве и обмене между ЗабГУ и Цицикар-ским университетом стороны имеют возможность обмениваться преподавателями и студентами, включая программу «2+2» и кратковременные образовательные курсы. Программа «2+2» предполагает, что студенты по окончании учебы получают диплом бакалавра в двух университетах. Университеты также договорились вести совместную научную деятельность, содействовать
участию преподавателей и студентов в конференциях, выставках, обмениваться учебной и методической литературой. По той же формуле складывается сотрудничество ЗабГУ с некоторыми вузами других стран, например с южнокорейским университетом Кёнсан, провинция Кенам. В настоящее время в программе 2+2 участвуют студенты кафедр регионоведения США и прикладной информатики и математики.
В настоящее время многие вузы Сибири и Дальнего Востока, включая ВГУЭС, переходят на данную модель образования и академической мобильности. Зарубежными партнерами российского вуза становятся при этом чаще всего университеты Китая. Бакалаврские программы двойных дипломов активно дополняются аналогичными магистерскими программами. Например, Иркутский государственный университет и Ляонинский университет (КНР) в 2013 г. подписали договор о подготовке магистров по направлению «Экономика». В программе участвуют студенты международного института экономики и лингвистики ИГУ. Общий срок обучения - три года: два года - в своем университете, один год - в вузе-партнере. Обучение в Ляонинском университете будет проводиться на китайском языке, в ИГУ - на русском, защита магистерских диссертаций - в вузе-партнере. Студенты получат два диплома о высшем образовании - магистров экономики Иркутского государственного университета и Ляонинского университета. Обучение по новой программе начнется уже в 2014 г. [9].
Международная стратегия еще одного вуза ДВФО - Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск) прописана в тех же понятиях и формах, что и во многих других университетах России. Приоритетными считаются следующие направления международной деятельности:
- сотрудничество в рамках программ, проектов, грантов, а также договоров с зарубежными образовательными учреждениями и организациями;
- организация академических обменов в отношении российских и иностранных студентов, повышение квалификации преподавателей, ученых, стажеров и специалистов за рубежом;
- проведение международных конференций и семинаров с участием российских и зарубежных ученых и специалистов;
- экспорт образовательных услуг (прием на обучение иностранных граждан);
- оказание консультативной помощи сотрудникам и студентам университета по вопросам международной деятельности;
- выполнение представительских функций: направление за рубеж российских и прием из-за рубежа иностранных делегаций, рекламно-информационная деятельность [10].
Партнерские отношения Дальневосточного государственного гуманитарного университета в большинстве своем сложились с вузами и организациями стран АТР. Из них доминирует КНР (12 партнеров), далее идут
15
Республика Корея (5), Япония (2), США (1). Для сравнения: «европейскими» партнерами ДВГГУ выступают только 2 вуза: университет София Антиполис (г. Ницца, Франция) и Ясский университет им. Александру Иоана Кузы (Румыния).
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) вовлечен в процесс международного сотрудничества по схожим c иными региональными вузами направлениям. Многочисленными партнерами университета являются вузы таких стран АТР, как Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, и отдельные университеты (точечное сотрудничество) Новой Зеландии, США, Нидерландов, Швейцарии и других европейских государств. Со многими из них ВГУЭС подписал соглашения об обмене студентами. Сегодня на всех формах обучения в китайских вузах с участием наших преподавателей и во ВГУЭС — с участием китайских — учатся 1 400 китайских студентов. Студенты ВГУЭС, ежегодно принимающие участие в обменных программах, бесплатно учатся в китайских вузах-партнерах 1-2 семестра.
У ВГУЭС есть вузы-партнеры, обучение в которых ведется по совместным программам на английском языке, например Университет Аляски, Анко-ридж (США) и Международная школа бизнеса Солбридж (Ю. Корея), ведутся переговоры о расширении партнерских связей с вузами Сингапура. Интересен международный проект ВГУЭС с Тихоокеанской международной школой гостиничного менеджмента (PIHMS, Новая Зеландия). Он включает получение новозеландского диплома бакалавра гостиничного менеджмента государственного образца с присвоением квалификации Bachelor of Applied Hospitality and Tourism Management и права на работу в Новой Зеландии, что невозможно при обучении в США и Европе. В ходе обучения студенты проходят практику в 5-звездочных отелях Греции, Гонконга, Китая, США (о-ва Гуам, Сайпан).
В 2013 г., вслед за действующим проектом ВГУЭС - PIHMS, были объявлены два новых международных проекта — с Альпийским центром образовательных программ (ALPINE CENTER Switzerland) и Даляньским океанологическим университетом (Dalian Ocean University). Они предоставляют реальную возможность для студентов ВГУЭС пройти часть курса обучения и стажировок за границей и получить два диплома — российского и швейцарского или китайского образцов.
В марте 2014 г. между Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса и Чаньчуньским университетом Гуанхуа подписано соглашение о создании совместного образовательного учреждения в г. Хунь-чунь (КНР) - Международного института Северо-Восточной Азии при Чань-чуньском университете Гуанхуа. Партнерство ВГУЭС и китайского вуза - уникальный образовательный проект, не имеющий аналогов в истории, стратегически важный для двух стран - Китая и России. Открытие Международного института Северо-Восточной Азии при Чаньчуньском университете Гуанхуа запланировано в новом 2014/2015 учебном году. Вуз предложит абитуриентам
разные направления подготовки: менеджмент, экономика, туризм, информационные технологии, дизайн, автомобильный сервис и другие. Преподаватели ВГУЭС будут выезжать для работы в КНР и вести дисциплины на нескольких языках - русском, английском, китайском [11].
Таким образом, включение любого современного университета (российского или зарубежного) в процесс интернационализации образования является не только условием его инновационного развития, но и фактором выживания в меняющейся социально-экономической среде. Перспективы современных российских университетов на рынке образовательных услуг во многом зависят от того, насколько удачно они впишутся в глобальные процессы интернационализации. Успешная международная стратегия регионального университета является ресурсом повышения его конкурентоспособности, дополнительным источником финансирования, фактором повышения престижа в национальном и международном масштабе.
Одним из весьма заметных трендов интернационализации образования в России является тенденция к расширению прямого сотрудничества российских университетов с зарубежными партнерами. «Географическая» направленность академической мобильности российского регионального университета во многом зависит от его локализации. В связи с этим вузы Сибири и Дальнего Востока сегодня сориентированы на сотрудничество с университетами, бизнесом и государственными институтами стран АТР, прежде всего Китая. Вопрос в том, сумеют ли они выдержать конкуренцию с университетами Европы и США в освоении китайского рынка образовательных услуг.
1. Гарусова, Л.Н. Международное сотрудничество современного регио-
нального университета в контексте интернационализации образования [Электронный ресурс] / Л.Н. Гарусова, А.П. Пигинешева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №6 (19). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/14PVN613.pdf.
2. Материалы к выступлению министра образования и науки Российской
Федерации Дмитрия Ливанова на заседании коллегии Минобрнауки России по вопросу «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год» 20 марта 2013 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3175.
3. Иностранные студенты в российских вузах: совещание-семинар рек-
торов и проректоров российских вузов по международной деятельности. Москва, 5 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://img.шssia.edu.ш/шdц/2012/arefev.pdf).
4. Китайско-российские отношения: цифры и факты [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: http://шssian.cЫna.orgxц/intematюnalЛxt/-2011-08/31/ш^ец^23325334.Мт.
5. Гарусова, Л.Н. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: интересы
и политика США // Территория новых возможностей. Вестник Влади-
17
востокского государственного университета экономики и сервиса. -2013. - №1 (19). - С. 174-183.
6. Hao Huang, Gladney Dru C. Building Bridges: How American Colleges
Should Approach China. August 18, 2011. URL: http://chronicle.com-
/artide/Building-Bridges-How-American/128759/?sid=at&utm_source=-
at&utm_medium=en.
7. Россия сдала позиции на рынке образования КНР, но обещает вер-
нуться [Электронный ресурс] // Российская газета. -2013. - 31 января. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/01/31/student.html.
8. Официальнй сайт Забайкальского государственного университета. Ре-
жим доступа: http://www.zabgu.ru.
9. В ИГУ запустили новую программу двойных дипломов по направлению
«Экономика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://i38.ru/vip-
obrazovanie-igu/v-igu-zapustili-novuiu-programmu-dvoynich-diplomov-
po-napravleniiu-ekonomikaка.
10. Дальневосточный государственный гуманитарный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.khspu.ru/news.php.
11. ВГУЭС и китайский университет откроют в Хуньчуне совместный вуз / ИА ДВ РОСС. - 2014. - 25 марта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trud-ost.ru/?p=264937.