Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока'

Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КИТАЙ / INTERNATIONAL COOPERATION / REGIONAL UNIVERSITY / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / ACADEMIC MOBILITY / CHINA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарусова Лариса Николаевна, Сухая Анна Евгеньевна

Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах нового уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией образования. Главной составной частью процесса интернационализации является академическая мобильность. Основные формы и направления международного сотрудничества университетов разных стран схожи. Сегодня российские университеты нацелены на сотрудничество с Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарусова Лариса Николаевна, Сухая Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of Higher Education and International Activities of Universities of the Russian Far East

The process of globalization demands new professional skills and competencies. Today internationalization of higher education is considered as a way to develop new skills, attitudes, knowledge in students, faculty and staff. Many universities' international strategies still focus on academic mobility. International cooperation takes similar forms and direction in Russia and abroad. At present, the Russian universities are aimed at cooperation with China.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока»

УДК 378.1

Гарусова Лариса Николаевна Сухая Анна Евгеньевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток

Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока

Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах нового уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией образования. Главной составной частью процесса интернационализации является академическая мобильность. Основные формы и направления международного сотрудничества университетов разных стран схожи. Сегодня российские университеты нацелены на сотрудничество с Китаем.

Ключевые слова и словосочетания: международное сотрудничество, региональный университет, интернационализация высшего образования, академическая мобильность, Китай.

Потребность в профессиональных кадрах, способных эффективно работать в меняющихся условиях, вызвана процессами глобализации. Интернационализация образования, прежде всего университетского, признается сегодня одним из способов решения данной задачи. В самом широком смысле под интернационализацией образования понимается включение различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней [1].

Интернационализация образования в России и за рубежом преследует различные цели, в том числе:

- диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов;

- расширение учебных планов и обучение студентов в зарубежных вузах-партнерах;

- расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов;

- повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями;

- повышение конкурентоспособности вуза во внешней и внутренней среде и т.д.

9

Важнейшей составной частью процесса интернационализации образования является академическая мобильность - образовательные и научные обмены университетов. Наиболее распространенными и взаимосвязанными формами академической мобильности в России являются:

- обменные программы (обмен студентами, магистрантами и преподавателями между вузами, обучение их за рубежом);

- обучение иностранных студентов (краткосрочные курсы, семестровые или 2-3-месячные программы, полная бакалаврская программа, программы 2+2, 3+1, магистратура и т.п.);

- краткосрочные программы по изучению языка;

- летние и зимние школы по специальности;

- языковые и иные стажировки;

- краткосрочные курсы по специальности;

- участие в совместных научных проектах с зарубежными вузами и исследовательскими центрами;

- стремление за счет возможностей академической мобильности сделать региональный вуз более привлекательным в условиях национальной и международной вузовской конкуренции и т.д.

Поскольку интернационализация образования является одним из ключевых ресурсов повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, то она особенно значима для российских университетов в целом и для их регионального сегмента в частности. Под региональным университетом следует понимать «традиционный» университет, нацеленный на программы бакалавриата и магистратуры, сориентированные в первую очередь на городскую экономику, решение задач управления и администрирования, а также удовлетворение основных потребностей региона в квалифицированных кадрах. Региональный вуз должен помочь создать в своем регионе точки роста и возможности для опережающего развития, содействовать реализации перспективных проектов, технологий, производств.

В настоящее время Россия наращивает масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Так, по заявлению министра образования и науки РФ Д. Ливанова «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год», к началу 2013 г. на территории России в 750 образовательных учреждениях учились около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран. При этом свыше 40 тысяч получали высшее образование за счет средств федерального бюджета России [2].

Количественная динамика иностранных студентов в вузах РФ: в 20002001 учебном году - 53,9 тыс. очников (заочников около 18 тыс.); в 20052006 уч. г. - 82,3 тыс., (заочники - около 19-20 тыс.); в 2010-2011 уч. г. -118,7 тыс. (заочники - 71,3 тыс.) [3].

В пятерку наиболее популярных среди иностранцев российских вузов входят: Российский университет дружбы народов (РУДН), МГУ им. М.В. Ломо-

носова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Университеты Дальнего Востока и Восточной Сибири не входят в число образовательных приоритетов для иностранного контингента.

По странам и регионам мира иностранные студенты в российских вузах представлены следующим образом. Большинство студентов-иностранцев (почти 40%) приезжают в РФ из стран СНГ, немного меньше иностранных учащихся из стран Азии - 35,7%. Меньше всего студентов приезжают учиться в Россию из стран Северной Америки (1,9%), Латинской Америки (1,4%) и стран Балтии (1,3%). Остальные (около 20%) представляют регионы Африки, Ближнего Востока и Европы.

В пятерку наиболее популярных направлений образования для иностранцев в российских университетах входят:

- инженерно-технические специальности - 19,7%,

- медицина - 18%,

- экономика и управление - 18%,

- русский язык - 13,5%,

- гуманитарно-социальные - 12% [3].

Это традиционно сильные направления вузовской подготовки в России еще с советских времен, что обеспечивает интерес к ним за рубежом. Для сравнения, следующие за этой «пятеркой» менее популярные у иностранцев направления российского образования отстают от первых в 3-6 раз. Так, только по 4% иностранных студентов изучают в России право, естественные и точные науки. Все это следует учитывать при разработке стратегии международного сотрудничества российских университетов, в том числе и в Дальневосточном регионе.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) объективно является одним из важнейших приоритетов международного сотрудничества российских университетов. Особенностью международного вузовского сотрудничества в России является ориентация многих университетов на расширение академической мобильности со странами АТР, главным образом с Китаем. Китайский рынок образования признается сегодня в мире наиболее перспективным для международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема этой страны. Среди иностранных студентов из «дальнего зарубежья» в России наиболее многочисленный контингент представляют именно китайские учащиеся.

Сотрудничество России и КНР в области образования и академических обменов осуществляется в рамках межгосударственного стратегического партнерства на протяжении многих лет. Так, еще в мае 2001 г. в Пекинском университете состоялись презентация о высшем образовании России и конференция о сотрудничестве вузов Китая и России. В конце 2001 г. численность отправленных Китаем в Россию за государственный счет студентов составила 484 человека, а студентов, отправленных Россией в Китай, - 122.

11

23 мая 2002 г. заместитель министра образования КНР Чжан Синьшэн и министр образования России В. Филиппов сопредседательствовали на втором заседании Подкомиссии по сотрудничеству в сфере образования в рамках Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в областях образования, культуры, здравоохранения и спорта. 16-21 октября 2002 г. по приглашению Министерства образования КНР академик, ректор МГУ В. Садовничий, во главе делегации ректоров вузов России посетил Китай. Министр образования КНР Чэнь Чжили встретилась с делегацией, стороны обменялись мнениями о сотрудничестве в сфере образования между Китаем и Россией [4]. С 2003 г. и по настоящее время интернационализация образования координируется в рамках Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в областях образования, культуры, здравоохранения и спорта.

Одной из эффективных форм российско-китайского сотрудничества в области образования была признана деятельность институтов Конфуция в России, специализирующихся на преподавании китайского языка и китайской культуры. К началу 2009 г. по всей России были созданы 12 институтов Конфуция, а также введены «лектории Конфуция» в ряде российских вузов, в том числе в Санкт-Петербургском государственном университете, Государственном гуманитарном университете (г. Москва), Новосибирском государственно-техническом университете, Иркутском государственном университете и др.

В настоящее время ежегодно в России обучаются около 20 тыс. студентов из КНР - наибольшее количество студентов из стран «дальнего зарубежья». Для сравнения, в 2012 г. в России училось всего около 500 японских и 600 американских студентов (точное число студентов из Республики Кореи неизвестно). В свою очередь, в Китае ежегодно находятся и получают образование от 10 до 13 тыс. студентов из России. Для сравнения, в США присутствует схожая тенденция к расширению связей с вузами Китая. Китайский рынок образования признается сегодня наиболее перспективным для международного сотрудничества на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема КНР. Несмотря на ощутимое беспокойство в Соединенных Штатах по поводу растущего китайского влияния в мире [5. С. 182-183], американское академическое сообщество настроено по отношению к Китаю оптимистично. Колледжи и университеты рассчитывают на страну не только в плане международных обменов, но и в качестве источника студентов, обучающихся в Америке на платной основе в полном объеме. Китайское правительство уделяет особое внимание развитию высшего образования в стране.

Государственная поддержка исследований в КНР на протяжении последнего десятилетия ежегодно увеличивается на 20%, а число китайских высших учебных заведений удвоилось за этот же период с 1022 до 2263. Правительство вкладывает деньги в Проект-985, ориентированный на поддержку крупнейших 39 университетов страны с целью превращения их

в вузы мирового уровня. На новом этапе Проекта-985 китайское правительство взяло на себя обязательство дополнительно инвестировать 39 млрд юаней (около $6 млрд). Получив деньги, китайские вузы ищут серьезных американских вузовских партнеров для совместных программ в области образования и научных исследований [6].

Международные связи любого университета - отечественного или зарубежного - зависят от многих факторов, в том числе от регионально-географического, т.е. от территориальной локализации вуза. В России сегодня весьма заметна «регионально-географическая» специфика поиска зарубежного партнера. Так, университеты европейской части РФ сориентированы в значительной степени на вузы ЕС, университеты Дальнего Востока расширяют контакты с вузами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Вузы Китая составляют некое исключение, поскольку являются желанными академическими партнерами для практически любого российского университета, вне зависимости от его месторасположения.

Одной из проблем, связанных с процессом интернационализации образования, наиболее актуальных сегодня в России, является отток иностранных студентов из российских вузов. В последние 5 лет в России явственно обозначилась тенденция к снижению численности иностранных студентов. Это относится не только к учащимся из наиболее развитых стран типа США и Япония, но также из Китая - государства, с которым Россию связывает многолетнее стратегическое партнерство. Одной из причин такого положения дел является то, что Министерство образования РФ и российские вузы ведут крайне неактивную маркетинговую политику в КНР. Парадоксально, что при этом многие российские вузы считают своей стратегической задачей развитие партнерских связей с китайскими университетами, а в самом Китае имеется существенный культурно-образовательный ресурс для расширения международного вузовского сотрудничества с Россией.

Например, в более чем 400 вузах Китая свыше 40 000 студентов изучают русский язык в качестве иностранного языка. В средних школах русский язык изучают более 100 000 школьников. По специальности «русский язык» в КНР обучаются более 20 000 китайских студентов. Тем не менее, многие китайские студенты приезжают в Россию без должной языковой подготовки и нередко оказываются не в состоянии овладеть в необходимой степени русским языком. Российские вузы все еще не создали у себя эффективную систему языковой подготовки, подобную той, какая существует в США, Англии, Германии.

В 2012 г. Китай отправил на учебу за рубеж около 400 тыс. студентов, из них только 6 тыс. в Россию. Если полвека назад Советский Союз был практически монопольной кузницей кадров с высшим образованием для КНР, то сейчас Россия контролирует лишь 1,5-2% китайского рынка образования [7]. Самые популярные в Китае страны для получения высшего обра-

13

зования — США, Австралия, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия и Сингапур.

Данной ситуацией озаботились правительства РФ и КНР. В июне 2012 г. на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Пекине главы этих государств - В. Путин и Ху Цзиньтао - договорились довести в ближайшие 10 лет численность иностранных студентов (российских и китайских) в каждой из стран до 100 тыс. Из этого следует, что процесс интернационализации российского образования в дальнейшем будет развиваться преимущественно в сторону расширения международных связей с китайскими университетами.

Однако уже сегодня вузы Китая являются желанными контрагентами для любого российского университета вне зависимости от его месторасположения. Особое значение они имеют для вузов Сибири и Дальнего Востока, которые нацелены в первую очередь на академическое сотрудничество с ближайшими соседями - вузами стран АТР. Этот тезис в полной мере подтверждает международная деятельность любого дальневосточного вуза, например, Забайкальского государственного университета (ЗабГУ, г. Чита) или Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ, г. Хабаровск).

Так, зарубежными партнерами Забайкальского государственного университета, в силу понятных причин, являются преимущественно университеты стран Восточной Азии, в том числе 15 университетов и институтов Китая, 4 вуза Монголии, 3 университета Вьетнама и по 1 университету Южной Кореи и Сингапура [8]. Интернационализация образования в ЗабГУ и международная деятельность данного университета весьма схожи с другими российскими аналогами и выглядят следующим образом: обмены студентами и преподавателями, языковые курсы для иностранцев, краткосрочные и полные бакалаврские программы для зарубежных студентов, совместные образовательные программы, научный обмен, участие в международных конференциях, обмен учебной литературой и образовательными методиками между вузами и т.д.

С некоторыми китайскими вузами ЗабГУ реализует весьма перспективные для российского образования программы двойных дипломов по формуле 2+2. В соответствии с данной программой бакалавры из России и КНР обучаются по 2 года в каждой стране на русском и китайском языках. Одним из партнеров Забайкальского университета по программе 2+2 уже в течение нескольких лет является Цицикарский университет (провинция Хэйлунцзян, КНР). По Соглашению о сотрудничестве и обмене между ЗабГУ и Цицикар-ским университетом стороны имеют возможность обмениваться преподавателями и студентами, включая программу «2+2» и кратковременные образовательные курсы. Программа «2+2» предполагает, что студенты по окончании учебы получают диплом бакалавра в двух университетах. Университеты также договорились вести совместную научную деятельность, содействовать

участию преподавателей и студентов в конференциях, выставках, обмениваться учебной и методической литературой. По той же формуле складывается сотрудничество ЗабГУ с некоторыми вузами других стран, например с южнокорейским университетом Кёнсан, провинция Кенам. В настоящее время в программе 2+2 участвуют студенты кафедр регионоведения США и прикладной информатики и математики.

В настоящее время многие вузы Сибири и Дальнего Востока, включая ВГУЭС, переходят на данную модель образования и академической мобильности. Зарубежными партнерами российского вуза становятся при этом чаще всего университеты Китая. Бакалаврские программы двойных дипломов активно дополняются аналогичными магистерскими программами. Например, Иркутский государственный университет и Ляонинский университет (КНР) в 2013 г. подписали договор о подготовке магистров по направлению «Экономика». В программе участвуют студенты международного института экономики и лингвистики ИГУ. Общий срок обучения - три года: два года - в своем университете, один год - в вузе-партнере. Обучение в Ляонинском университете будет проводиться на китайском языке, в ИГУ - на русском, защита магистерских диссертаций - в вузе-партнере. Студенты получат два диплома о высшем образовании - магистров экономики Иркутского государственного университета и Ляонинского университета. Обучение по новой программе начнется уже в 2014 г. [9].

Международная стратегия еще одного вуза ДВФО - Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск) прописана в тех же понятиях и формах, что и во многих других университетах России. Приоритетными считаются следующие направления международной деятельности:

- сотрудничество в рамках программ, проектов, грантов, а также договоров с зарубежными образовательными учреждениями и организациями;

- организация академических обменов в отношении российских и иностранных студентов, повышение квалификации преподавателей, ученых, стажеров и специалистов за рубежом;

- проведение международных конференций и семинаров с участием российских и зарубежных ученых и специалистов;

- экспорт образовательных услуг (прием на обучение иностранных граждан);

- оказание консультативной помощи сотрудникам и студентам университета по вопросам международной деятельности;

- выполнение представительских функций: направление за рубеж российских и прием из-за рубежа иностранных делегаций, рекламно-информационная деятельность [10].

Партнерские отношения Дальневосточного государственного гуманитарного университета в большинстве своем сложились с вузами и организациями стран АТР. Из них доминирует КНР (12 партнеров), далее идут

15

Республика Корея (5), Япония (2), США (1). Для сравнения: «европейскими» партнерами ДВГГУ выступают только 2 вуза: университет София Антиполис (г. Ницца, Франция) и Ясский университет им. Александру Иоана Кузы (Румыния).

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) вовлечен в процесс международного сотрудничества по схожим c иными региональными вузами направлениям. Многочисленными партнерами университета являются вузы таких стран АТР, как Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, и отдельные университеты (точечное сотрудничество) Новой Зеландии, США, Нидерландов, Швейцарии и других европейских государств. Со многими из них ВГУЭС подписал соглашения об обмене студентами. Сегодня на всех формах обучения в китайских вузах с участием наших преподавателей и во ВГУЭС — с участием китайских — учатся 1 400 китайских студентов. Студенты ВГУЭС, ежегодно принимающие участие в обменных программах, бесплатно учатся в китайских вузах-партнерах 1-2 семестра.

У ВГУЭС есть вузы-партнеры, обучение в которых ведется по совместным программам на английском языке, например Университет Аляски, Анко-ридж (США) и Международная школа бизнеса Солбридж (Ю. Корея), ведутся переговоры о расширении партнерских связей с вузами Сингапура. Интересен международный проект ВГУЭС с Тихоокеанской международной школой гостиничного менеджмента (PIHMS, Новая Зеландия). Он включает получение новозеландского диплома бакалавра гостиничного менеджмента государственного образца с присвоением квалификации Bachelor of Applied Hospitality and Tourism Management и права на работу в Новой Зеландии, что невозможно при обучении в США и Европе. В ходе обучения студенты проходят практику в 5-звездочных отелях Греции, Гонконга, Китая, США (о-ва Гуам, Сайпан).

В 2013 г., вслед за действующим проектом ВГУЭС - PIHMS, были объявлены два новых международных проекта — с Альпийским центром образовательных программ (ALPINE CENTER Switzerland) и Даляньским океанологическим университетом (Dalian Ocean University). Они предоставляют реальную возможность для студентов ВГУЭС пройти часть курса обучения и стажировок за границей и получить два диплома — российского и швейцарского или китайского образцов.

В марте 2014 г. между Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса и Чаньчуньским университетом Гуанхуа подписано соглашение о создании совместного образовательного учреждения в г. Хунь-чунь (КНР) - Международного института Северо-Восточной Азии при Чань-чуньском университете Гуанхуа. Партнерство ВГУЭС и китайского вуза - уникальный образовательный проект, не имеющий аналогов в истории, стратегически важный для двух стран - Китая и России. Открытие Международного института Северо-Восточной Азии при Чаньчуньском университете Гуанхуа запланировано в новом 2014/2015 учебном году. Вуз предложит абитуриентам

разные направления подготовки: менеджмент, экономика, туризм, информационные технологии, дизайн, автомобильный сервис и другие. Преподаватели ВГУЭС будут выезжать для работы в КНР и вести дисциплины на нескольких языках - русском, английском, китайском [11].

Таким образом, включение любого современного университета (российского или зарубежного) в процесс интернационализации образования является не только условием его инновационного развития, но и фактором выживания в меняющейся социально-экономической среде. Перспективы современных российских университетов на рынке образовательных услуг во многом зависят от того, насколько удачно они впишутся в глобальные процессы интернационализации. Успешная международная стратегия регионального университета является ресурсом повышения его конкурентоспособности, дополнительным источником финансирования, фактором повышения престижа в национальном и международном масштабе.

Одним из весьма заметных трендов интернационализации образования в России является тенденция к расширению прямого сотрудничества российских университетов с зарубежными партнерами. «Географическая» направленность академической мобильности российского регионального университета во многом зависит от его локализации. В связи с этим вузы Сибири и Дальнего Востока сегодня сориентированы на сотрудничество с университетами, бизнесом и государственными институтами стран АТР, прежде всего Китая. Вопрос в том, сумеют ли они выдержать конкуренцию с университетами Европы и США в освоении китайского рынка образовательных услуг.

1. Гарусова, Л.Н. Международное сотрудничество современного регио-

нального университета в контексте интернационализации образования [Электронный ресурс] / Л.Н. Гарусова, А.П. Пигинешева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №6 (19). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/14PVN613.pdf.

2. Материалы к выступлению министра образования и науки Российской

Федерации Дмитрия Ливанова на заседании коллегии Минобрнауки России по вопросу «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год» 20 марта 2013 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3175.

3. Иностранные студенты в российских вузах: совещание-семинар рек-

торов и проректоров российских вузов по международной деятельности. Москва, 5 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://img.шssia.edu.ш/шdц/2012/arefev.pdf).

4. Китайско-российские отношения: цифры и факты [Электронный ре-

сурс]. Режим доступа: http://шssian.cЫna.orgxц/intematюnalЛxt/-2011-08/31/ш^ец^23325334.Мт.

5. Гарусова, Л.Н. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: интересы

и политика США // Территория новых возможностей. Вестник Влади-

17

востокского государственного университета экономики и сервиса. -2013. - №1 (19). - С. 174-183.

6. Hao Huang, Gladney Dru C. Building Bridges: How American Colleges

Should Approach China. August 18, 2011. URL: http://chronicle.com-

/artide/Building-Bridges-How-American/128759/?sid=at&utm_source=-

at&utm_medium=en.

7. Россия сдала позиции на рынке образования КНР, но обещает вер-

нуться [Электронный ресурс] // Российская газета. -2013. - 31 января. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/01/31/student.html.

8. Официальнй сайт Забайкальского государственного университета. Ре-

жим доступа: http://www.zabgu.ru.

9. В ИГУ запустили новую программу двойных дипломов по направлению

«Экономика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://i38.ru/vip-

obrazovanie-igu/v-igu-zapustili-novuiu-programmu-dvoynich-diplomov-

po-napravleniiu-ekonomikaка.

10. Дальневосточный государственный гуманитарный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.khspu.ru/news.php.

11. ВГУЭС и китайский университет откроют в Хуньчуне совместный вуз / ИА ДВ РОСС. - 2014. - 25 марта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trud-ost.ru/?p=264937.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.