Научная статья на тему 'Интернационализация образования в Китае'

Интернационализация образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ КОНФУЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ОБМЕН / РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К. Г., Горчица Е. Л.

Раскрывается понятие интернационализации образования, а также особенности данного процесса в Китайской народной республике. Показана история интернационализации образования в Китае, её формы, а также сложности и подводные камни на пути выхода китайского образования на международный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация образования в Китае»

Педагогические науки

75

3. Мальгин В.Е. Роль детского спорта в процессе социализации личности [Текст] / В.Е. Мальгин. - М.: РАГС, 2014. - 517 с.

4. Чепиков В.Т. Педагогика: краткий учебный курс [Электронный ресурс] / В.Т. Чепиков. - М.: ООО «Новое знание», 2003 - Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/chepikov/.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ © Кречетников К.Г.*, Горчица Е.Л.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Раскрывается понятие интернационализации образования, а также особенности данного процесса в Китайской народной республике. Показана история интернационализации образования в Китае, её формы, а также сложности и подводные камни на пути выхода китайского образования на международный уровень.

Ключевые слова: глобализация, институты Конфуция, интернационализация образования, качество образования, система двойных дипломов, студенческий обмен, реализация реформ.

Процесс интернационализации образования в Китае включает в себя множество аспектов. Это и стремительное увеличение числа программ, связанных с различными исследованиями, образовательных программ, связывающих университеты Китая с зарубежными вузами, и тенденция к студенческому обмену. Важный компонент интернационализации - стремление к обмену преподавательским опытом, реализуемое путём мобильности профессорско-преподавательского состава. Немаловажную роль играет активный рост интереса к китайскому языку за рубежом. В Китае интернационализация образования - мощный рычаг, служащий для развития государства и адаптации его к тонкостям мирового рынка.

Первые сдвиги в вопросе интернационализации образования произошли в Китае в период с 1978 по 1992 гг. и заключались в основном в упоре на программу студенческого обмена. В 1978 году было принято решении -каждый год направлять для получения зарубежного образования 3 000 человек. В этом шаге видели решение вопроса о необходимости создания обновленного слоя ученых и специалистов. За приоритетное направление изучения были взяты естественные науки. Специалисты, направленные на обучение в США с 1979 по 1984 гг. в своем абсолютном большинстве (78 %) изучали машиностроение, медицину, вычислительную технику, биологию, ма-

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

* Студент 3 курса специальности «Управление персоналом».

76 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

тематику, физику. Часть из них (18 %) для освоения взяли менеджмент, право и общественные науки [2].

В 1992 ориентация меняется - упор делается на набор специалистов из-за рубежа и возврат своих студентов из заграницы. Следующими направлениями политики, реализация которых началась в 1993 году, стали развитие сотрудничества с другими странами в вопросах образования.

В 1995 году были приняты «Временные правила по организации деятельности учреждений высшего образования в сотрудничестве с зарубежными партнерами», а в 1997 г. - «Уведомление по усилению менеджмента в области присвоения степеней в рамках организации деятельности учебных заведений в сотрудничестве с зарубежными партнерами». Принимаемые меры должны были подготовить страну к вступлению во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Число программ образования, реализуемых с другими странами, стремительно росло. В сравнении с 1995 годом, когда в университетах Китая было лишь две таких программы, в 2004 году их стало 745. Новым этапом в интернационализации образования стало вступление государства во ВТО. Делается упор на продвижение китайского образования за рубеж, как источник доходов для вузов Китая.

На данный момент интернационализация образования в Китае представлена в нескольких формах: это и направление носителей своего образования за пределы страны, и привлечение зарубежных научных сотрудников, и активная реализация программы студенческого обмена. Так же распространена система двойных дипломов, модульное обучение за границей, обучение на территории Китая по иностранным учебникам на языке той или иной страны. Открывается все больше центров обучения иностранным языкам. К 2011 году за границей обучалось 334 тысячи китайских студентов, а с 1998 по 2011 года за пределы Китая для обучения направилось более двух миллионов (2,24 млн.) граждан Китая. При этом на родину вернулось лишь 390 000 молодых людей. Сегодня Китай - уверенный лидер в мире по числу студентов за границей [1].

В 2003 г. стартовала программа, по которой ежегодно 300 студентов из Китая, из числа тех, кто обучается за рубежом на собственные средства, получают единовременную выплату, а именно $ 5000.

Несмотря на то, что число китайских студентов, отправляющихся на обучение за рубеж, стремительно растет с каждым годом, Китай желает достичь по этому показателю ещё больших результатов и генерирует все новые программы и привилегии. С 2007 года государство каждый год направляет за границу за счет государства 5000 аспирантов. В 2011 году Институтом исследования международного образования (EIC Group) был проведен социологический опрос [2]. Респондентами стали студенты и ученики выпускных классов Китая. Цель опроса - составление рейтинга наиболее попу-

Педагогические науки

77

лярных для получения образования государств. Картина следующая: лидирующая позиция (32 %) - у США, далее - Австралия и Новая Зеландия - по 29 %. Отдают предпочтение Великобритании - 20 %. В завершении списка -Канада, Франция, Сингапур, Германия и Корея.

Наиболее привлекательные для китайских учащихся направления -управление, искусство, психология, сфера медиа, экономика и финансы, юриспруденция. Список самых популярных заграничных вузов: Гарвард и Стэнфорд, США; Кембридж, Великобритания; Токийский университет, Япония; Оксфорд, Великобритания и др.

Не обделена вниманием и проблема привлечения студентов из-за рубежа для обучения в Китае. Государство достигло больших успехов в экономике, что порождает все больший интерес к нему, и поток студентов-ино-странцев увеличивается. На 2011 год в Китае обучалось более 290 000 иностранцев. Прирост в сравнении с 2010 годом составил 10 %. Основную долю составляют молодые люди из Кореи, США и Японии. Правительство Китая ставит целью поднять цифры до 500 000 к 2020 году. Обучение таких студентов осуществляется в 592 китайских вузах. Стипендию от государства получают более 13 000 человек, почти 210 000 проходят обучение на собственные средства. Правительством Китая выделено 500 000 000 юаней на обеспечение студентов из-за рубежа, выбравших получение образования в Китае. С 1999 года Китай на своей территории проводит международный образовательный выставочный тур. Участники - представители более 20 стран. В рамках данного тура проводится ознакомление гостей с вузами Китая и возможностями, которые будут открыты в случае, если выбор падет на получение образования в Китае.

С количественным увеличением обучающихся корректируется и выбор направлений изучения. В период с 1980 по 1990 гг. преобладало изучение иностранцами китайского языка. Сегодня возросло число получающих степени бакалавра и магистра. Около 68 % иностранцев в Китае - представители Азии, имеется тенденция к росту студентов из стран африканского континента - в два раза за последние 5 лет. За счет грантов правительства Китая получает образование 6 % от общего числа иностранных студентов, остальная часть осуществляет это за свой счет [2].

Помимо студенческого сообщества, Китай нуждается в иностранных ученых и преподавателях. Для реализации программ по их привлечению в 1998 году было увеличено финансирование вузов, ведущим вузам было выделено 200 000 000 юаней. Модель проста: нанять ведущих зарубежных специалистов, поместить их в хорошо оборудованные лаборатории, окружить талантливыми учениками и дать им значительную свободу.

Активное распространение приобрели схемы форматов «2+2», «3+1» и «1+3», в рамках которых студенты из Китая обучаются от года до 3-х лет на Родине и так же за границей. Большинство совместных с иностранными

78 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

вузами программ составляют программы для бакалавриата и аспирантуры, касательно же докторантуры это число крайне мало.

Усиленное внимание уделяется генерации совместных программ по тем направлениям, обучение которым китайское образование дать не способно из-за отсутствия соответствующих компетенций. Для примера можно привести МБА и международные финансы. Одной из первых таких программ стала программа МБА колледжа Тяньцзи, реализованная с Оклахомским университетом в 1988 году.

Для студентов, прибывших для обучения из-за рубежа, имеется двухуровневая система грантов - полное и частичное финансовое обеспечение. Первое подразумевает оплату правительством Китая обучения, страховок, общежития, и средства на личные расходы. Сумма зависит от ступени обучения. Бакалавр получает от государства 1400 юаней, магистр - 1700 юаней, аспирант - 2000. По прибытии студенту на обустройство также предоставляются средства - 1000 юней в случае зачисления на 1 семестр и 1500, если речь идет о 2-ом семестре и выше. Существуют национальная стипендия правительства Китая и специальная стипендия правительства. Первый вариант для студентов тех стран, которые заключили с Китаем договор об обмене студентами. Вариант второй - абсолютно новый проект, стартовал в 2008 году. Он касается аспирантов, независимых абитуриентов из 9 провинций, расположенных на границе, а так же автономных районов. В эту программу включены и стипендии, выплачиваемые правящими органами на местах - Пекина, Шанхая и др. Имеются и другие стипендиальные варианты: к примеру, ряд стран, таких так Вьетнам, Тайланд, Сингапур, выплачивают денежные пособия своим студентам, обучающимся в Китае [1].

В КНР существует запрет на открытие филиалов иностранных вузов, который все же постепенно теряет силу. В 2010 году было одобрено открытие филиала Нью-Йоркского Университета.

Важным звеном цепи интернационализации является создание центров изучения языков. В 1987 году была создана Национальная канцелярия, занимающаяся распространением китайского языка (Hanban). С 2004 года начинает развитие сеть Институтов Конфуция во множестве стран, что подогрело интерес к языку, культуре КНР и вызвало значительный рост числа иностранных студентов. На момент конца 2011 года по всему миру образовательную деятельность осуществляли 353 таких института и 473 класса Конфуция. Эти заведения даруют студентам возможность стажировок за рубежом как языковых, так и (с 2012 года) научных - с целью написания обучающимися диссертаций. Более 40 млн. человек из разных стран изучают китайский язык.

Все же необходимо отметить, что процесс интернационализации протекает крайне неравномерно. В него включены лишь ведущие вузы страны, большую же часть высших учебных заведений данный процесс не коснулся из-за низкого финансирования. К минусам глобализации относится и так

Педагогические науки

79

называемая «утечка мозгов». На Родину возвращается менее половины студентов, получивших образование за рубежом. Но помимо количества дело и в качестве. В большинстве случаев возврат объясняется тем, что специалист не сумел зацепиться в новой стране, не смог достичь уровня, позволившего бы ему найти себе работу.

По качеству образования вузы Китая пока существенно уступают высшим учебным заведениям других стран. Сотрудничество же Китая протекает в основном с второстепенными учебными заведениями, элитарных мировых вузов-партнёров КНР крайне мало.

Что касается Российской Федерации, то связи в образовательной сфере с данной страной у нас сильны, большую долю договоров о сотрудничестве Россия имеет как раз таки с Китаем [4]. В нашей стране обучение проходят 15 000 студентов из Поднебесной. 2009 год стал для Китая Годом русского языка, 2010 год Россия объявила Годом китайского. Значительное число жителей Российской Федерации заинтересовано так или иначе в изучении данного языка. На данный момент обучение китайскому осуществляет в нашей стране более 100 вузов различного уровня, но, несмотря на это, нехватка китаистов не теряет своей силы.

Если же рассматривать китайскую сторону, то столь ярко выраженного интереса к нашему языку не наблюдается. Обучение осуществляется лишь в 9 вузах КНР. Существуют определённые различия в схеме обучения китайских студентов в наших вузах и обучения русских в Китае. В Поднебесной имеется целый ряд ограничений, зачастую не позволяющих получить какую-либо специальность после завершения языковых курсов. В нашей стране таковых ограничений не имеется.

Наиболее популярные среди китайских студентов города России - Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Воронеж и Пятигорск. В основном обучение осуществляется на собственные средства. Как правило, китайский студент, получающий образование в РФ обладает посредственным уровнем культуры, крайне низким начальным уровнем образования. Изучение русского языка дается китайцам крайне нелегко [3].

Процесс интернационализации образования в КНР набирает обороты и является одним из приоритетных направлений политики. Однако для достижения желаемых результатов правительству следует переключить внимание с гонки за внешними связями на совершенствование качества образования в своей стране. Решение этой задачи поднимет авторитет КНР в мире и сделает возможным рождения интереса к сотрудничеству с Поднебесной высших учебных заведений мирового уровня.

Список литературы:

1. Арефьев А.Л. Китайский феномен в международном образовании // СОТИС - социальные технологии исследования. - 2010. - № 13. - С. 27.

80 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

2. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР // Экономика образования. - 2011. - № 5. - С. 106.

3. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: Сравнительный анализ / Отв. ред. Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, Чжоу Сяомань. - М.: Дело, 2007. - 592 с.

4. Кречетников К.Г. Особенности высшего образования в Китае [Электронный ресурс] // Наука и образование в современном обществе. Материалы междун. науч.-практ. конф. - Смоленск: Новаленсо, 2015. - Ч. II. - С. 2931. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23799254.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ WEB 2.0

© Магомедова М.М.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

В статье рассматриваются возможности использования сервисов Web 2.0 в процессе организации самостоятельной работы студентов на примере иностранного (французского) языка студентов 2 курса, обучающихся по направлениям «Лингвистика» Дагестанского государственного университета. Обосновывается эффективность и результативность внедрения сервисов Web 2.0 в педагогический процесс обучения иностранным языкам. В качестве основных инструментов Web 2.0 при организации самостоятельной работы по иностранному языку предлагается использование блог-технологий (преподавательский блог, блог студента, блог группы), сервисов listen-and-write, Prezi.

Ключевые слова информационно-обучающая среда, блог-технологии, обучение иностранному языку, организация самостоятельной работы студентов, Web 2.0, listen-and-write, Prezi.

В последние годы процесс информатизации и компьютеризации охватил все сферы нашего общества. Использование информационно -коммуникационных технологий стало неотъемлемым компонентом учебной программы любого образовательного учреждения. Стремительное развитие Интернета и усовершенствование цифровых устройств таких, как персональные компьютеры, планшеты и мобильные телефоны привело к тому, что они стали основным источником получения и хранения информации. Современные студенты не мыслят своей повседневной жизни без их постоянного использования. Задачей педагогов стало найти способы и инструменты, позво-

Доцент кафедры Французского языка, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.