РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Фу Шаньлинь, магистрант
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10723
Аннотация. В данной статье рассматривается реализация международных образовательных проектов в Китайской Народной Республике, а также современное состояние международного образования в этой стране. Рассмотрено определение понятия «международный образовательный проект», разделены образовательные проекты на студенческие обмены, волонтёрство за границей, привлечение иностранных преподавателей, языковые школы за рубежом и полный курс бакалавриата, магистратуры, аспирантуры или докторантуры за границей. Помимо этого, разобраны различные способы реализации международных образовательных проектов в Китайской Народной Республике в историческом контексте и в настоящее время. В статье подробно анализируются примеры международных контактов в сфере учёбы с японской, американской, российской и иными сторонами.
Ключевые слова: Китай, международное образование, образовательный проект, история международного образования, современное состояние международного образования.
В эпоху глобализации всё больше количество людей предпочитают получать образование за пределами места своего рождения. Если раньше у большинства людей на Планете не было выбора, и они учились в родной стране, то сейчас люди могут решать сами - пригодится там, где родился или отправится получать образование в другую страну.
Определение понятия «международный образовательный проект»
Образовательный проект - это способ организации занятий, предусматривающий комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного урока до нескольких месяцев.
Международный образовательный проект - это образовательный проект, не связанный рамками одной страны или одной культуры. В нём могут принимать участие носители двух или более стран и культур.
Международное образование - это процесс реализации международного образовательного проекта.
Деление международных образовательных проектов [1, с. 34]
- студенческий обмен;
- волонтёрский обмен;
- привлечение иностранных преподавателей;
- языковые школы за рубежом;
- полный курс бакалавриата, магистратуры, аспирантуры или докторантуры за границей.
История международных образовательных проектов в Китае
Китай начал впервые реализовывать международную образовательную деятельность не так давно (если сравнивать с западноевропейскими странами, где первые студенты-международники появились уже в Средние Века). Первые студенты из Поднебесной уехали покорять заграничные Университеты только во второй половине XIX века.
В 1871 году императорское правительство объявило отбор десятилетних мальчиков с целью послать их учиться в Соединённые Штаты Америки. Эти дети получали образование в США до тех пор, пока им не исполнится шестнадцать. За четыре года существования программы, в
Штаты послали 120 детей (30 мальчиков каждый год).
Некоторые из этих мальчиков, окончив американскую школу, уехали учиться в различные западноевропейские государства, к примеру, в Великобританию, во Францию и в Германию, чтобы перенять, затем адаптировать под местные реалии, и, наконец, усовершенствовать современные той эпохе западные технологии в таких областях, как дипломатия, военное дело, корпоративное управление.
После того, как Поднебесная проиграла Японии в войне в 1895 года, правительство Китая начало поощрять население посылать сыновей получать образование в Стране Восходящего Солнца, чтобы, обучаясь там, они смогли понять те ошибки, которые допустила китайская армия и не повторять их второй раз.
В 1907 году более 12000 китайских мужчин обучались в Стране Восходящего Солнца или уже выпустились из японских учебных заведений. Они получали образование в самых разных областях: военное дело, технические науки, социальные и политические дисциплины. Огромное количество выпускников японских университетов внесло огромный вклад в эффективное развитие китайского общества.
В 1908 году Конгресс США приказал принимать на учёбы в американские ВУЗы больше китайских студентов. Для этой цели правительство США основало Университет Циньхуа, в котором получали образование студенты Поднебесной. Очень скоро, Штаты перехватили у Японии пальму первенства по количеству обучающихся в стране китайских студентов.
Многие китайцы, выпустившиеся из американских университетов, оказали положительное влияние на научное и техническое развитие своей родной страны. Были и те, кто выбрал борьбу во имя революции.
Если до 1911 (в этом году, в ходе революции был свергнут последний император Поднебесной) большая часть китайских студентов, отъезжающих за рубеж, оплачивали поездку сами, то теперь возникли стипендии от правительства Китая. К примеру, в 1918-1920 году более 1600 пред-
ставителей китайской молодёжи отправились получать образование во Франции. Очень многие из них, вернувшись на родину, начали готовить новую революцию, потому что они были уверены в неэффективности капиталистической системы.
Новая революция произошла в 1949 году. В молодой Китайской Народной Республике вектор международного образования резко сместился. С 1949 по 1959 годы приблизительно 1600 юношей и девушек отправились на учёбу в различные страны социалистического блока. 91% из них поехали в СССР).
В период Культурной Революции Китайская Народная Республика временно не принимала и не отправляла студентов с целью получения зарубежного образования.
Во время реформ открытости Дэн Сяопина, начавшихся в середине 1970-х годов, резко увеличилось количество студентов, отправившихся учиться за рубеж. Например, в 1985 году китайская сторона послала более 36800 студентов практически во все страны мира. Некоторые из них поехали за счёт государства, другие оплатили путешествие самостоятельно [1].
Современное состояние
В наши дни КНР лидирует в рейтинге по количеству студентов, получающих образование за пределами собственной страны. В мире не существует такого государства, в котором не получал бы образования хотя бы один студент из Китая.
Как правило в Российской Федерации и других странах Бывшего Советского Союза студенты из КНР учатся на факультетах русского языка, журналистики, международных отношений, экономики, искусства, театральных кафедрах. Большинство китайцев, приехавших в Россию выбрали для учёбы такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Владивосток и Хабаровск. При этом, небольшое количество китайских студентов получает образование в любом большом городе России, и в ряде средних и малых городов.
Молодые граждане КНР в огромном количестве отправляются на студенческие, культурные и волонтёрские обмены. Помимо этого, популярно изучение ино-
странных языков в языковых школах за границей.
По причине стремительного роста экономики КНР и возрастания популярности китайского языка, огромное количество юношей и девушек из всех стран мира отправляются на учёбу в Китайскую Народную Республику, в частности, по программам студенческих и языковых обменов.
По всему миру действует сеть Институтов Конфуция, которые за небольшую плату обучают всех желающих китайскому языку и культуре. В этих учебных заведениях дают качественное образование, которое соответствует международным стандартам.
В России действует 20 институтов Конфуция в следующих городах: Благовещенск, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Рязань, Санкт-Петербург, Томск, Улан-Удэ, Элиста. Помимо этого, 22 Института Конфуция действует на территории бывшего Советского Союза в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Украине, Узбекистане и Таджикистане.
Лучшие студенты института Конфуция имеют возможность отправится на стажировку в Китай в языковой лагерь или в Университет на разные сроки, от нескольких месяцев до нескольких лет. Часть из
Помимо этого, китайские школы и детские сады охотно нанимают на работу учителей из-за границы laowai,
лаовай в переводе - иностранец) которые преподают английский и иные языки. Часть лаоваев из России и других стран бывшего СССР преподаёт русский язык. Большинство из них преподаёт для из богатых семей или семей среднего класса.
Преподаватели из КНР также отправляются работать за рубеж. Они преподают китайский в Германии, России, Японии, США; они трудятся волонтёрами по различным программам гуманитарной направленности в развивающихся странах Африки, Азии и Южной Америки.
Помимо этого, Китайская Народная Республика является официальным партнёром России в молодёжной организации студенческих обменов ЛГЕББС, предоставляющей иностранных стажёров в экологической, преподавательской, отельной и других сферах [2].
Заключение
В настоящее время Китай активно вливается в международную жизнь. Один из наиболее эффективных способов стать частью международного сообщества - послать студентов учится за границу. Ведь именно эти студенты и будут в будущем налаживать политические, экономические, социальные и культурные контакты с другими странами. Они - будущее Китая.
них остаётся в стране после обучения.
Библиографический список
1. Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. Особенности системы образования в Китае // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 34-35.
2. Дугарова Д.Ц, Ван Ци. О политике и стратегии в области качества подготовки выпускников высшей школы Китая // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 22-25.
REALIZATION OF INTERNATIONAL EDUCATION PROJECTS IN PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN HISTORICAL CONTEXT AND NOWADAYS
Fu Shanlin, graduate student
St. Petersburg state economical university
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. This article illustrates realization of international education projects in People's Republic of China and modern situation with international education in this country. We will explain a term 'international educational project' and split them into student exchanges, volunteering abroad, hiring of international teachers, language schools abroad and full time education abroad (pursuing of the bachelor, master, or PhD degree abroad).Besides, we will illustrate different ways of realization of these projects in People's Republic of China in the historical content and nowadays. This article gives complete analysis of different examples of international contact of China with Japan, the United States of America, Russian Federation and other countries.
Keywords: China, international education, educational project, the history of international education, modern situation with international education.