Научная статья на тему 'Развитие российско-китайских отношений в области образования'

Развитие российско-китайских отношений в области образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3338
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / КИТАЙ / STRATEGIC PARTNERSHIP / EDUCATION / RUSSIA / CHINA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Цзея

Статья посвящена аспектам научно-образовательного сотрудничества России и Китая, которое насчитывает не один десяток лет. Показано, что в последние двадцать лет общее российско-китайское образовательное пространство развивается особенно интенсивно, в первую очередь благодаря поддержке национальных лидеров двух государств, о чем свидетельствует заключение целого ряда важных международных соглашений в научно-технической, образовательной и культурной областях. Совместная разработка исследовательских программ и программ подготовки специалистов, научные и образовательные мероприятия, взаимоподдержка академической мобильности преподавателей и студентов, международные конференции и симпозиумы, реализация международных проектов организации учебного процесса и университетского управления, международные конкурсы научных инновационных проектов, студенческие фестивали вот далеко не полный перечень направлений взаимодействия РФ и КНР. В ходе исследования вопросов партнерства национальных образовательных систем государств-соседей автором использовались общенаучные методы логического познания, анализа и синтеза, а также статистические методы: группировка, выборка, сравнение и обобщение. В публикации приводятся данные о динамике численности китайских граждан, обучавшихся в вузах России начиная с 1950 г. и заканчивая 2013 г., и россиян, получивших образование в вузах Китая в последние тринадцать лет. Сообщается, что, согласно прогнозам, к 2020 г. количество китайских студентов в высшей школе РФ увеличится до 40 тыс. человек, а российских студентов в университетах КНР до 30 тыс. Описаны содержание и перспективы работы регулярно собирающихся с 1993 г. форумов ректоров вузов Сибири, Дальнего Востока России и Северо-Восточных регионов Китая. Демонстрируется, как взаимообогащаются культуры обеих стран во время проведения таких масштабных событий, как «Национальный год Китая», «Национальный год России», «Год китайского языка в России», «Год русского языка в Китае». Укрепление российско-китайского партнерства в области образования на фоне процессов глобализации, усложняющейся международной обстановки, стремительного изменения объема и качества знаний, все более возрастающей роли информации в современных развитых обществах является стратегически значимым для экономической стабильности и устойчивого развития стран в ближайшем и отдаленном будущем. Формы международной научно-просветительско-образовательной совместной деятельности Китая и России становятся все более разнообразными и массовыми. Однако потенциал развития дружеских отношений двух государств в сферах образования и культуры далеко не исчерпан. Требуется поиск дополнительных возможностей для дальнейшего совершенствования механизмов интеллектуального взаимообмена и повышения его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Strategic Partnership between Russia and China in Educational Sphere

The paper is devoted to the scientific and educational cooperation of Russia and China. Over the last two decades it has developed dramatically due to the constant support of the countries’ leaders and resulted in a large number of agreements in scientific, technical, educational and cultural spheres. The partnership involves the joint research programs, training programs, scientific and educational activities, mutual support of academic mobility of teachers and students, international conferences, workshops, contests of innovative projects and students’ festivals. The research methodology combines general scientific methods of logical cognition, analysis and synthesis, and statistic methods of selection, combination, comparison and generalization. The paper demonstrates the dynamics of Chinese students graduated in Russia from 1950 to 2013 and Russian students graduated in China in the last thirteen years, as well as the related prognoses for 2020. The partnership between Russia and China in educational sphere has a strategic importance for economic stability and steady development of both countries in the nearest and distant future, given the globalization processes, complicated international situation, etc. However, there still remains a considerable potential for the reciprocal friendly cooperation in educational and cultural spheres. The author emphasizes a need for further exploration and development of the intellectual exchange mechanisms and effectiveness of the process.

Текст научной работы на тему «Развитие российско-китайских отношений в области образования»

Образование и наука. 2013. № 10 (109)

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

УДК 327(37)

Лю Цзея

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ1

Аннотация. Статья посвящена аспектам научно-образовательного сотрудничества России и Китая, которое насчитывает не один десяток лет. Показано, что в последние двадцать лет общее российско-китайское образовательное пространство развивается особенно интенсивно, в первую очередь благодаря поддержке национальных лидеров двух государств, о чем свидетельствует заключение целого ряда важных международных соглашений в научно-технической, образовательной и культурной областях. Совместная разработка исследовательских программ и программ подготовки специалистов, научные и образовательные мероприятия, взаимоподдержка академической мобильности преподавателей и студентов, международные конференции и симпозиумы, реализация международных проектов организации учебного процесса и университетского управления, международные конкурсы научных инновационных проектов, студенческие фестивали - вот далеко не полный перечень направлений взаимодействия РФ и КНР.

В ходе исследования вопросов партнерства национальных образовательных систем государств-соседей автором использовались общенаучные методы логического познания, анализа и синтеза, а также статистические методы: группировка, выборка, сравнение и обобщение. В публикации приводятся данные о динамике численности китайских граждан, обучавшихся в вузах России начиная с 1950 г. и заканчивая 2013 г., и россиян, получивших образование в вузах Китая в последние тринадцать лет. Сообщается, что, согласно прогнозам, к 2020 г. количество ки-

1 Данная статья входит в проект Китайской ассоциации по проведению исследований в 2012-2014 гг., посвященных сферам транстпорта и образования, «Исследование и осуществление на практике модели эффективного объединения планов подготовки студентов при совместном обучении между китайскими и русскими вузами» № 1202-149. Работа осуществляется при поддержке фонда «Международного бизнес-центра» Шаньдунского университета путей сообщения.

тайских студентов в высшей школе РФ увеличится до 40 тыс. человек, а российских студентов в университетах КНР - до 30 тыс. Описаны содержание и перспективы работы регулярно собирающихся с 1993 г. форумов ректоров вузов Сибири, Дальнего Востока России и Северо-Восточных регионов Китая. Демонстрируется, как взаимообогащаются культуры обеих стран во время проведения таких масштабных событий, как «Национальный год Китая», «Национальный год России», «Год китайского языка в России», «Год русского языка в Китае».

Укрепление российско-китайского партнерства в области образования на фоне процессов глобализации, усложняющейся международной обстановки, стремительного изменения объема и качества знаний, все более возрастающей роли информации в современных развитых обществах является стратегически значимым для экономической стабильности и устойчивого развития стран в ближайшем и отдаленном будущем. Формы международной научно-просветительско-образовательной совместной деятельности Китая и России становятся все более разнообразными и массовыми. Однако потенциал развития дружеских отношений двух государств в сферах образования и культуры далеко не исчерпан. Требуется поиск дополнительных возможностей для дальнейшего совершенствования механизмов интеллектуального взаимообмена и повышения его эффективности.

Ключевые слова: стратегическое партнерство, образование, Россия, Китай.

Abstract. The paper is devoted to the scientific and educational cooperation of Russia and China. Over the last two decades it has developed dramatically due to the constant support of the countries' leaders and resulted in a large number of agreements in scientific, technical, educational and cultural spheres. The partnership involves the joint research programs, training programs, scientific and educational activities, mutual support of academic mobility of teachers and students, international conferences, workshops, contests of innovative projects and students' festivals.

The research methodology combines general scientific methods of logical cognition, analysis and synthesis, and statistic methods of selection, combination, comparison and generalization. The paper demonstrates the dynamics of Chinese students graduated in Russia from 1950 to 2013 and Russian students graduated in China in the last thirteen years, as well as the related prognoses for 2020.

The partnership between Russia and China in educational sphere has a strategic importance for economic stability and steady development of both countries in the nearest and distant future, given the globalization processes, complicated international situation, etc. However, there still remains a considerable potential for the reciprocal friendly cooperation in educational and cultural spheres. The author emphasizes a need for further exploration and development of the intellectual exchange mechanisms and effectiveness of the process.

Keywords: strategic partnership, education, Russia, China.

Отношения России и Китая в области образования были налажены в 1948 г. и плодотворно осуществлялись вплоть до 1966 г. [8]. В 1983 г. после многолетнего разрыва контакты между странами в данной сфере возобновились. В настоящее время общее образовательное пространство Российской Федерации и Китайской Народной Республики неуклонно и интенсивно развивается, о чем говорит, например, все возрастающее количество китайских студентов, обучающихся в российских высших учебных заведениях. Если в 50-е гг. прошлого века, когда они впервые появились в России, их было всего 400 человек, то в текущий момент этот показатель составляет 25 000. Начиная с 2000 г. число китайских граждан, получающих образование в российских вузах, увеличилось в 3,7 раза [1, 2] (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности китайских граждан, обучавшихся в вузах СССР и России с 1950 по 2013 г., тыс. чел.

Академические годы обучения Число китайских студентов

1950/1951 0,4

1960/1961 0,9

1970/1971 0,0

1980/1981 0,0

1990/1991 1,3

2000/2001 6,1

2001/2002 6,8

2002/2003 7,2

2003/2004 7,9

2004/2005 12,5

Академические годы обучения Число китайских студентов

2005/2006 13,3

2006/2007 15,4

2007/2008 15,7

2008/2009 17,3

2009/2010 16,3

2010/2011 16,6

2011/2012 16,9

2012/2013 20,0

2013/2014 25,0

Российские высшие образовательные учреждения всегда активно и заинтересованно организовывали прием студентов из Китая. Однако стабильная положительная динамика численности обучающихся китайских граждан в России в последние двадцать лет стала возможна благодаря поддержке национальных лидеров двух государств. Так, на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Китайской Народной Республики в этот период был подписан ряд соглашений в научно-технической, образовательной и культурной областях (табл. 2).

Таблица 2

Соглашения о сотрудничестве в научно-технической, образовательной и культурной областях, подписанные между Министерством образования и науки РФ и Министерством

образования КНР

Дата подписания соглашения Название соглашения

18 декабря 1992 г. Соглашение о культурном сотрудничестве

26 июня 1995 г. Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях

3 ноября 2005 г. Соглашение об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации

9 ноября 2006 г. Соглашение о сотрудничестве в сфере образования

Первое соглашение после распада СССР между Правительством РФ и Правительством КНР о культурном сотрудничестве, датируемое 1992 г., было заключено во время первого официального

визита в Китай Б. Н. Ельцина. В целях дальнейшего совершенствования и развития сотрудничества в области образования между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики на основе принципов равенства, взаимной выгоды и эффективности 9 ноября 2006 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере образования [5].

В июне 2011 г. Министерство образования РФ приступило к претворению в жизнь рассчитанной на пять лет программы «100 тысяч иностранных студентов», чтобы в итоге страна смогла попасть в перечень государств, наиболее привлекательных для зарубежных студентов [3]. В реализации этой программы Китай для России как один из ближайших крупных соседей - важнейший партнер.

В РФ планируется предоставлять китайским студентам более удобные условия обучения, увеличить инвестиции в учебное оборудование и основную инфраструктуру и т. д. Более того, вузы намерены создавать новые специальности для расширения выбора направлений профессиональной подготовки. Российское посольство берет на себя обязательства активнее распространять информацию об образовании и обучении иностранных граждан и беспрепятственно открывать визы, гарантируя их скорейшее оформление для китайских учащихся. Кроме того, в учреждениях высшей школы Российской Федерации отличников-иноплеменников предполагается освобождать от платы за учебу и предоставлять им стипендии, а отдельные университеты даже намерены ввести гранты, частично обеспечивающие обучение.

Мы считаем, что взаимное доверие между нашими государствами достигло довольно высокого уровня: двусторонние связи обогащаются новым содержанием, неуклонно расширяется взаимообмен студентами, научными работниками, преподавателями. Причем увеличение различного рода коммуникаций не только приносит реальную пользу обеим национальным системам образования, но и является весомым вкладом в развитие двух культур.

Укрепление российско-китайского партнерства и стратегического взаимодействия в области образования выглядит особенно

существенно на фоне процессов глобализации, усложняющейся международной обстановки, стремительного изменения объема и качества знаний, все более возрастающей роли информации в современных развитых обществах. Качество образования, его доступность и открытость становятся одними из главных индикаторов, а может быть, самыми главными критериями экономической стабильности тех или иных стран, их благополучного и устойчивого ближайшего и отдаленного будущего, поэтому необходимо прилагать все усилия для дальнейшего совершенствования механизма интеллектуального взаимообмена и повышения эффективности его действия.

Как уже говорилось выше, научно-образовательное сотрудничество РФ и КНР продолжается не один десяток лет. Совместная разработка стратегических исследовательских программ и программ подготовки специалистов, научные и образовательные мероприятия, взаимоподдержка академической мобильности преподавателей и студентов, международные конференции и симпозиумы, реализация международных проектов организации учебного процесса и университетского управления, международные конкурсы научных инновационных проектов России и Китая - вот далеко не полный перечень всех аспектов взаимодействия.

Начиная с 1993 г. регулярно собираются российско-китайские форумы ректоров вузов Сибири, Дальнего Востока России и Северо-Восточных регионов Китая. Их проведение является необходимым звеном стратегического партнерства, так как они способствуют

• развитию единого образовательного пространства;

• установлению общих требований к содержанию высшего образования в двух странах;

• взаимному признанию и обеспечению эквивалентности дипломов;

• организации совместных научных исследований;

• общему мониторингу аккредитованных учебных программ;

• созданию совместных научно-образовательных подразделений для подготовки специалистов по наиболее актуальным научным и техническим направлениям;

• расширению практики обмена преподавателями, аспирантами, студентами и др.

В 2012 г. в городе Чанчунь (КНР) состоялся X Форум ректоров. В нем приняли участие более двухсот представителей 30 вузов России и 50 вузов Китая. Работали четыре тематических направления: «Развитие академической мобильности студентов и преподавателей университетов России и Китая путем согласования учебных планов с участием работодателей и устранения языковых барьеров»; «Совершенствование научного и инновационного сотрудничества вузов России и Китая»; «Участие вузов в реализации государственных программ развития территорий Дальнего Востока РФ и северо-восточных регионов КНР», «Проблемы и стратегия реализации взаимообмена творческими и спортивными студенческими коллективами в рамках гуманитарного сотрудничества между вузами России и Китая» [10].

В ходе форума было заключено более 50 межвузовских и других соглашений о сотрудничестве в образовательной, научно-исследовательской и инновационно-технологической сферах и создана российско-китайская Ассоциация вузов Сибири, Дальнего Востока России и Северо-Восточных регионов Китая.

Участники форума и члены Ассоциации одним из перспективных направлений дальнейшего развития международных связей единодушно признали создание базы для общения и учебных контактов, в том числе благодаря совместному созданию новых учебников не только для студентов, но и для более юного поколения - школьников двух стран. Предварительно обсуждался вопрос о том, что в Северо-Восточном Китае центрами межшкольных обменов предположтельно станут Харбин, Чанчунь и Далянь [10].

XI Форум планируется собрать в сентябре 2014 г. в Благовещенске (РФ).

Как видим, отношения двух государств в научно-образовательной сфере деятельности развиваются по восходящей траектории. К 2020 г. члены форума надеются выйти на еще более высокий уровень партнерства. Китай и Россия, по мнению господина Юй Цзихая, начальника канцелярии секретариата Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта, должны создавать совместные аспирантуры и научные лаборатории, активизировать деятельность ассоциаций технических университетов и других вузов. Количество китайских студентов, которые будут обучаться в высшей школе Российской Федерации, за этот период времени должно увеличиться до 40 тыс. человек, а российских студентов в вузах КНР - до 30 тыс. Статистические данные показывают неуклонный рост численности российских граждан, получающих образование в Китае [11] (табл. 3).

Таблица 3

Динамика численности российских граждан, обучавшихся в вузах Китая с 2000 по 2013 г., тыс. чел.

Академические годы обучения Число китайских студентов

2000/2001 0,9

2001/2002 1,2

2002/2003 2,0

2003/2004 1,9

2004/2005 2,9

2005/2006 3,9

2006/2007 5,0

2007/2008 7,3

2008/2009 8,9

2009/2010 10,6

2010/2011 12,1

2011/2012 13,3

2012/2013 15,0

Причем предполагается, что молодые люди (как россияне, так и китайцы) помимо глубоких знаний в конкретных науках по выбранным специальностям приобретают хорошую языковую подго-

товку, изучают культуру друг друга, расширяют неформальные молодежные контакты.

С точки зрения российских экспертов, у студентов, прибывших из-за рубежа, кроме качественного образования, появятся дополнительные возможности по трудоустройству. В настоящее время многие китайско-российские совместные предприятия испытывают кадровый дефицит, поэтому квалифицированные иностранные выпускники смогут с большой долей вероятности найти работу, скорей всего высокооплачиваемую, как на родине, так и в стране, давшей им образование.

Между КНР и РФ существуют тесные и разносторонние торговые связи. В настоящее время отмечается большой дефицит кадров по специальностям перевода, внешнеэкономической деятельности и международной торговли. Все это открывает широкие перспективы для китайских студентов, которые отправляются на обучение в Россию.

Взаимообогащение культур и сотрудничество в области образования может осуществляться и на основе таких масштабных событий, как «Национальный год Китая», «Национальный год России», «Год китайского языка в России», «Год русского языка в Китае». Для проведения двух последних из перечисленных по распоряжению Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. был создан специальный Организационный комитет [8].

В 2009 г. в течение «Года русского языка в Китае» в 22 китайских провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения было проведено свыше 260 мероприятий, которыми было охвачено более 100 млн человек. Вот перечень, разумеется отнюдь не полный, наиболее значительных событий:

• организована Международная олимпиада «Грамотный русский язык» (Пекин);

• открылся Центр русского языка (Даляньский институт иностранных языков);

• был устроен конкурс «К России с любовью: в Китае поют русские песни»;

• состоялся фестиваль российских фильмов (Пекин);

• прошел крупномасштабный онлайновый призовой конкурс на знание русского языка (Пекин), на котором два китайских профессора награждены медалью А. С. Пушкина;

• Посольством РФ в Китае и РИА «Новости» создан сайт Года русского языка в Китае;

• публично презентован двуязычный сборник русской лирической поэзии (Пекин) и др. [6].

Самое активное участие в мероприятиях «Года...» приняла молодежь - школьники и студенты, а также научная общественность двух стран. И дело не только в том, что у китайцев, изучающих русский язык, появилась уникальная возможность значительно повысить свой уровень знаний. Благодаря знаменательным событиям в культурной жизни укрепилось и обогатилось международное сотрудничество в гуманитарной сфере в целом. Массовое внимание и интерес к организованным мероприятиям, тот положительный общественный резонанс, который они вызвали среди граждан Китая и России, свидетельствуют об успешности процесса культурного обмена между населением двух государств.

Вслед за «Годом русского языка» в Китае последовал «Год китайского языка в России». В продолжение 2010 г. состоялось более 200 мероприятий: научно-практические конференции, выставки и фестивали, конкурсы и олимпиады на знание китайского языка и литературы, гастроли китайских театральных и музыкальных коллективов, открытия новых отделений китайского языка и т. д. Наиболее важными и интересными стали следующие события:

• научно-практическая конференция «Актуальные проблемы методики преподавания китайского языка в российской аудитории»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• симпозиум по вопросам методики преподавания китайского языка в российской аудитории;

• конференция российских подразделений Института Конфуция о проблемах и перспективах их работы;

• студенческие и школьные олимпиады по китайскому языку в рамках ежегодной Всемирной олимпиады «Мост китайского языка»;

• открытие двух новых пунктов преподавания китайского языка Института Конфуция (всего в России осуществляют активную деятельность 30 школ и классов Конфуция);

• четырехнедельные курсы для 100 российских учителей китайского языка в Китае;

• десятидневный визит двухсот директоров российских школ в Китай с целью установления отношений между школами-побратимами;

• организация поездки более полусотни российских школьников в лагерь китайского языка;

• циклы лекций по китайской культуре в России, которые читали специально приглашенные специалисты из китайских вузов и др. [7].

Потенциал развития дружеских отношений двух государств, в том числе в области образования, далеко не исчерпан. Однако, чтобы не останавливаться на достигнутом, требуются поиск дополнительных возможностей поддержания и развития стратегического партнерства.

Таким образом, в последнее десятилетие сотрудничество Китая и России в сфере образования заметно активизировалось и упрочилось. Во-первых, не может не радовать благоприятная комплиментарная атмосфера взаимопонимания, сложившаяся в данной области, которая имеет очевидную тенденцию укрепления и совершенствования. Во-вторых, сейчас научно-образовательные связи двух держав не ограничиваются только обменом учащихся, студентов, преподавателей, научных сотрудников, но еще и расширяются посредством вовлечения в них школьников, поочередную организацию фестивалей китайского и российского студенчества, проведение выставок в высших учебных заведениях Китая и России. Формы совместной просветительско-образовательной деятельности становятся все более разнообразными и массовыми. Это позволяет надеяться на позитивные сценарии партнерства в ближайшем и отдаленном будущем не только между отдельными представителями властных структур, бизнес-элит, научных сообществ, но и между народами, населяющими обе страны.

Литература

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2012 год и плановый период 2013 и 2015 годов [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// www.fms.gov.ru/about/statistics/plans/details/59631/7/ (дата обращения: 14.06.2013).

2. Китай придает большое значение работе по направлению студентов в Россию [Электрон. ресурс] Режим доступа: http: / / russian.china.org.cn/china/txt /2013-09/18/ content_30070823. htm (дата обращения: 14.06.2013).

3. «Ключевой год» в обучении в России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: / / russian. china. org. cn / exclusive / txt /2013-04/22/content_28619702.htm (дата обращения: 12.06.2013).

4. Лузянин С. Г. Российско-китайское стратегическое партнерство в XXI веке. М.: МЭМО, 2005.

5. Международные соглашения о сотрудничестве. Департамент международного сотрудничества в образовании и науке Мин-обрнауки России. М., 2009.

6. Официальные мероприятия. Год русского языка в Китае [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31857/ 96775/96783/index.html (дата обращения: 14.11.2013).

7. План основных мероприятий по проведению Года китайского языка в России в 2010 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.waytochina.org/education/yearRussia/events/ (дата обращения: 14.11.2013).

8. Справка о сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в области образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/news/events/ kitai/cpravka/ (дата обращения: 20.06.2013).

9. Цзян Сяоянь. Социальное партнерство предприятий и учебных заведений в подготовке кадров: опыт Китая // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 111-114.

10. Х Форум ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http ://inform .nstu.ru/journal/ vypusk_10_225_31_oktyabrya_2012_g/ international_activities/x_forum_rektorov_vuzov_dalnego_vostoka_i_si biri_rossii_i_severo_vostochnykh_regionov_kitaya_kitaya. html (дата обращения: 25.06.2013).

11. Ministry of Education of the People's Republic of China [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.moe.gov.cn/publicfiles/ business/htmlfiles/moe/s5987/201202/131117.html (дата обращения: 12.11.2013).

Referens

1. Report on results and main activities of the Federal migration service in 2012 [Electron. resource]. Access mode: http:// www.fms.gov.ru/about/statistics/plans/details/59631/7/ (date of access: 14.06.2013). (In Russian)

2. China attaches great importance to the work in the direction of students in Russia. [Electron. resource]. Access mode: http:// rus-sian.china.org.cn/china/txt/2013-09/18/content_30070823.htm (date of access: 14.06.2013). (In Russian)

3. A key year in learning in Russia [Electron. resource]. Access mode: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-04/22/ con-tent_28619702.htm (date of access: 12.06.2013) (In Russian)

4. Luzyanin S. G. The Russian-Chinese strategic partnership in the XXI century. M.: МЭМО, 2005.134 p. (In Russian)

5. International cooperation agreements. M., Centr pravovyh prikladnyh razrabotok Gosudarstvennogo universiteta - Vysshaja shkola jekonomiki, 2009. 355 p. (In Russian)

6. The year of the Russian language in China [Electron. resource]. Access Mode: http://russian.people.com.cn/31857/96775/ 96783/index.html (date of access: 14.11.2013). (In Russian)

7. The plan of main events on holding the Year of Chinese language in Russia in 2010 [an Electron. resource]. Access mode: http://www.waytochina.org/education/yearRussia/events/ (date of access: 14.11.2013). (In Russian)

8. Report on cooperation between the Russian Federation and China in the field of education [Electron. resource]. Access Mode: http://www.russia.edu.ru/news/events/kitai/cpravka/ (date of access: 20.06.2013). (In Russian)

9. Jiang Xiaoyan. Social partnership enterprises and educational institutions in training: experience China. Kazan pedagogical journal. 2008. № 2. P. 111-114. (In Russian)

10. X Forum of rectors of the Far East and Siberia and NorthEastern regions of China [Electron. resource]. Access mode: http ://inform. nstu .ru/journal / vypusk_10_22 5_31 _oktyabrya_2 012_g /international_activities/x_forum_rektorov_vuzov_dalnego_vostoka_i_s ibiri_rossii_i_severo_vostochnykh_regionov_kitaya_kitaya.html (date of access: 25.06.2013). (In Russian)

11. Ministry of Education of the People's Republic of China [Electron. resource] access mode: http://www.moe.gov.cn/publicfiles/ business/htmlfiles/moe/s5987/201202/131117. html (date of access: 12.11.2013). (Translation from Chinese)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.