Научная статья на тему 'Студенческая мобильность в Китае'

Студенческая мобильность в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1383
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭФФЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ / EFFECTS OF CHINA'S STATE EDUCATIONAL POLICY / EXPORT AND IMPORT OF EDUCATION SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Софья Леонидовна, Обущак Дарья Андреевна

Статья проверяет гипотезу о том, что в экономическом развитии КНР не последнюю роль сыграла государственная образовательная политика. Три направления усилий организационно-правовые, маркетинговые и финансовые благодаря расширению географии, числа программ и направлений привели к росту числа участников академической мобильности в Китае. Образовательная политика страны направлена, в том числе на пропаганду китайской культуры среди граждан страны и иностранных участников рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Софья Леонидовна, Обущак Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students mobility in China

The article checks hypothesis, that Chinas state educational policy play crucial role in countries economic development. There are three directions of efforts: organization-low; marketing and finance. Its raising the participants of academic mobility in China thanks to geographic expansion, rising quantity of programs and specialties (subjects). Chinas state educational policy realized the propaganda of Chinese culture between Chinese citizens and foreigners participants of educational market.

Текст научной работы на тему «Студенческая мобильность в Китае»

2012 Экономика №2(18)

УДК 378.014.24 (510)

С.Л. Еремина, Д.А. Обущак СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В КИТАЕ

Статья проверяет гипотезу о том, что в экономическом развитии КНР не последнюю роль сыграла государственная образовательная политика. Три направления усилий - организационно-правовые, маркетинговые и финансовые - благодаря расширению географии, числа программ и направлений привели к росту числа участников академической мобильности в Китае. Образовательная политика страны направлена, в том числе на пропаганду китайской культуры среди граждан страны и иностранных участников рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: экспорт и импорт образовательных услуг, эффекты государственной образовательной политики Китая.

С расширением процессов глобализации, интернационализации экономики перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в условиях глобального рынка, т.е. интернационализации образования. Интернационализация образования преследует различные цели, в частности:

- диверсификацию и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов к обучению на платной основе;

- разнообразие учебных программ;

- обучение студентов в зарубежных вузах-партнерах;

- формирование филиальной сети вузов как средства более эффективного использования ресурсов;

- повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др.

Самая известная и распространенная форма интернационализации высшего образования - мобильность студентов - за последние 25 лет увеличилась на 300% [1]. Очевидно, что предпочтение стран сказывается на состоянии экспорта образовательных услуг, а экспорт, в свою очередь, зависит от:

1) привлекательности страны, ее системы обучения и доступности получения высшего образования;

2) престижности вуза;

3) маркетинговой политикой и страны, и вуза1.

Почти половина иностранных студентов, обучающихся в странах ОЭСР, -представители азиатских стран, большинство из которых - почти 421 100 человек (17% в 2007 г.) - из Китая [2]. Всего семь стран, принимающих иностранных студентов, обеспечивают 75% мировых потребностей в студенческой мобильности, в том числее пять стран принимают две трети (66%) от общего числа иностранных студентов в мире и еще две - Россия и ЮАР - по 2%.

1 Чем выше индекс, тем большее число стран предпочитают студенты.

Факторами, влияющими на выбор вуза, также являются программа: бакалавриат, специалитет или магистратура, аспирантура и научное направление исследований.

В 2007 г. около 9% закончили бакалаврские программы (стандарт ЮНЕСКО 5В); 44% мобильных студентов получили диплом специалиста; 40% - диплом магистра (стандарт ЮНЕСКО 5А), и только 7% получили диплом о высшем образовании второй степени (стандарт ЮНЕСКО 6 - кандидат наук) (рис. 1). Более 85% трансграничных программ сконцентрировано в Китае (включая Гонконг), Сингапуре и Малайзии [3].

Рис. 1

Рис. 2

Что касается направлений подготовки, то в 2007 г. примерно один из четырех мобильных студентов (23%) был зачислен на программу бизнес и управление. Естественные науки и математика - второе наиболее популяр-

ное направление - привлекли 15% мобильных студентов; инженерное дело, строительство и архитектура - 14,4%, гуманитарные науки и искусство -13,9%. Педагогика и услуги является менее привлекательным направлением для мобильных студентов; эти направления выбрали соответственно 3 и 2% мобильных студентов. Наименее популярным среди направлений образования является сельское хозяйство, что, вероятно, связано с незначительной долей сельского хозяйства в экономике (рис. 2).

За последние десять лет серьезно возросла институциональная мобильность (дистанционное образование), предполагающая подготовку через Интернет, особенно в странах Азии и Ближнего Востока. Как правило, такое образование дополняется традиционной формой обучения - «лицом к лицу» - в местном институте-партнере [4]. Отношения между иностранными и местными образовательными учреждениями выражаются во множестве форм, основанных на договорах: от помощи развитию до контрактов на рыночных условиях (коммерческого типа).

Трансграничное образование коммерческого типа сегодня играет существенную роль для развития Азиатско-Тихоокеанского региона и главным образом принимает форму франчайзинга (franchising) или филиальной сети1 (twinning).

Расширение потока азиатских студентов основывается на двух фундаментальных характеристиках региона:

- большая численность населения;

- стабильный экономический рост.

Международный студенческий обмен в Азии рассматривается как стратегия участия в международной и региональной конкуренции. Так, китайское правительство:

1) поощряет студентов учиться за границей;

2) поддерживает их возвращение;

3) стимулирует приток иностранных студентов, обеспечивая свободу выезда и въезда.

С момента принятия реформ об открытости экономики Китая (1972 г.) темпы роста мобильных студентов значительно выросли: с менее 3% в середине 1990-х гг. до почти 50% в начале ХХ в., особенно резко увеличившись после 1998 г. За последние 20 лет Китай отправил около 350000 своих граждан в более чем 100 стран мира и принял более 380000 иностранцев [5].

После вступления в ВТО в 2001 г. и открытия образовательного рынка обучение за рубежом играет важную роль для развития Китая. При этом число студентов, финансируемых китайским правительством и другими организациями, несколько сократилось, что напрямую связано со способностью домохозяйств самостоятельно оплачивать обучение за рубежом.

Китайский язык, медицина (как традиционная китайская медицина, так и западная), фундаментальные науки, инженерное дело, сельское хозяйство, экономика и менеджмент - основные предметы, изучаемые иностранными студентами в Китае. Причиной этого растущего интереса является феноме-

1 Местный поставщик предлагает иностранные образовательные программы; студенты получают иностранную квалификацию.

нальный рост экономики страны и то, что знание китайского языка значительно расширяет возможности карьерного роста.

Стал заметным рост числа китайских студентов и ученых, возвращающихся в Китай, и это положительная тенденция, так как Китай считается страной с самым низким в мире уровнем возвращения студентов. За последние 30 лет 1,39 млн китайских студентов и ученых уехало на учебу за границу и лишь 28% из них, или 390000 человек, вернулось. Это усиливает беспокойство общества по поводу потери самых талантливых людей страны [6]. С 2007 г. 42% студентов региона АТР, покинувших страну, остались в нем по сравнению с 36% в 1999 г., что отчасти объясняется растущей доступностью местного высшего образования. Все это (рис. 3) позволяет выявить несколько тенденций:

Distribution of tertiary graduates by programme type and origin of students, 2007 ■ ISCED SB ■ ISCED 5A. first degree ■ ISCED 5A. second or further degree ■ ISCED 6

Mobile students

Local students In host countries

Tertiary graduates by programme type (%)

Nate v Mobile gi a<Juates r«0ieseflt 82% Of total moMc st u«Jrn* j reported tq> 153 host tOedUies in 2007

Local it udents m ho» countries refer to st*denes who are r esi dent s or citizens ot the coomry i n which they stu dy. Mott countries in the graph refer to respondent* of the UOC questionnaire |w<Mri DJ Source: UNESCOWS/OLCDilurosUt (VOi) and World Education Indicators (WEI) database.

Рис. 3

1. Число иностранных студентов, приезжавших в Китай, и студентов и ученых, отправившихся за границу, снизилось в период между 2003 и 2004 гг., что совпало со вспышкой эпидемии атипичной пневмонии и свидетельствовало о кризисе в общественном здравоохранении.

2. Небольшой «скачок» числа возвращений был связан с финансовым кризисом, так как усложнился поиск работы в странах, где студенты проходили обучение, или возросла угроза потери рабочих мест. Студенты и ученые вернулись домой, чтобы найти возможности трудоустройства.

3. Государство постоянно совершенствует правовую основу международной мобильности и увеличивает расходы на образование, что, конечно же, положительно сказывается на развитии системы образования.

«Закон о высшем образовании» устанавливает, что государство должно поощрять и поддерживать международные обмены и сотрудничество в области высшего образования. «Закон о преподавателях», «Положение об ученых степенях» [7] требуют «реализации рыночного подхода к образованию». На всех уровнях управления образовательным процессом права и обязанности передаются от:

- центральной - к местным органам власти;

- государственных ведомств - в вузы и образовательные учреждения;

- университета - до отдельных факультетов, кафедр и профессорско-преподавательского состава [8].

Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования регулируются не только государственными органами власти, но и учреждениями образования и промышленности, а также неправительственными организациями. Активные обмены китайских неправительственных организаций формируются и развиваются с более чем 130 организациями из более 30 стран и регионов мира [9]. Китайская ассоциация международных обменов в области образования является всекитайской неправительственной организацией, занимающейся международными обменами и сотрудничеством в области образования, на местах функционируют ее филиалы.

Правительство КНР принимает деятельное участие в работе многих международных организаций, взаимодействуя с ними по разным направлениям: ЮНЕСКО, Детским фондом ООН, Департаментом ООН по планированию развития детей, Фондом народонаселения ООН, Всемирным банком и т.д.

Подписаны документы о развитии обменов и сотрудничества в области образования с более чем 188 странами и регионами мира. Образовательные услуги оказывают совместные китайско-иностранные учреждения, которых к концу 2005 г. было 712, что в 9 раз больше 1995 г. СП размещены на территории 28 провинций, автономных районов и муниципалитетов, городах среднего размера восточных и прибрежных провинций [10].

Министерство образования КНР, в частности Управление международного сотрудничества и обменов - государственный орган, несущий ответственность за реализацию международного образовательного сотрудничества. В высших учебных заведениях страны функционируют «отделы (или центры) международных обменов и сотрудничества» [11].

Первыми к учреждению учебных заведений совместно с зарубежными странами проложили путь негосударственные учебные заведения; многие иностранные университеты именно через этот канал утвердились в Китае.

Многосторонняя деятельность международных обменов и сотрудничества в области образования Китая включает не только обмен студентами, но и контакты преподавателей, проведение совместных исследований, организацию совместного обучения. Китай приглашает к себе преподавателей из других стран с основной целью - изучение передовых достижений науки и технологий, повышение качества научных исследований, а также обучение талантливых студентов и молодых сотрудников. В рамках стратегии «Подъема страны в опоре на науку и образование» можно выделить следующие направления реализации политики в сфере международного образования [12]:

- обновление стандартов образования и научных исследований, разработка новых методов обучения и приобретения навыков современного управления за счет создания резерва талантов из числа иностранных студентов и преподавателей;

- обучение китайских студентов за границей с целью формирования элиты с международным опытом, международными перспективами и знанием иностранных языков; рост понимания Китая и китайской культуры за рубежом.

С середины 1990-х гг. было предпринято немало усилий для формирования нормативно-правовой базы, направленной на поощрение интернационализации, гарантии качества, повышения эффективности и ответственности заинтересованных сторон. Правительство страны использует разнообразные виды институциональной и финансовой поддержки академической мобильности [8]:

1) в 1996 г. был сформирован Китайский стипендиальный совет (China Scholarship Council (CSC)) - некоммерческая организация, которая несет ответственность за организацию, управление и предоставление финансовых ресурсов для китайских граждан, обучающихся за рубежом, и иностранных студентов и ученых, обучающихся в Китае;

2) совмещение учебы с работой как для граждан Китая, так и для иностранных студентов;

3) субсидии для учащихся, испытывающих особые материальные затруднения;

4) государственные образовательные кредиты [13];

5) государственные программы обучения за рубежом (The State Sponsored Study Abroad Programs - SSSAP). В 2008 г. было профинансировано 12957 программ обучения за границей, в 5,3 раза больше, чем в 1996 г., когда их было только 2044 [14]. В этом же году была оказана финансовая поддержка для проведения зарубежных исследований почти 7000 китайским аспирантам и молодым ученым. С 2003 г. ежегодно 300 студентов из КНР, обучающихся за границей за свой счет и показывающих лучшие результаты, награждаются одноразовой стипендией в размере 5000 долл. В 2008 г. стипендию получили 305 человек.

Для иностранных студентов существует два вида стипендий (грантов): полная и частичная. В 2010 г. Правительство Китая выделило образовательные стипендии 20 тыс. иностранных студентов, что на 2 тыс. больше 2009 г. [15. С. 59]. Они предоставляются бакалаврам, магистрам, докторантам, студентам, изучающим китайский язык, а также стажерам в соответствии с соглашениями или меморандумами об обмене в области образования, подписанными с правительствами соответствующих стран или международными организациями.

Иностранные студенты, получающие материальную поддержку Правительства КНР, не платят за обучение, освобождаются от страховки и регистрации в вузе; им предоставляются общежитие и средства на текущие расходы. Для бакалавров эта сумма составляет 1400 юаней, для магистров -1700 юаней, для аспирантов - 2000 юаней. Студенты, приехавшие на один семестр, также получают 1000 юаней, приехавшие на два семестра и более -1500 юаней на обустройство.

Государственный совет по стипендиям для студентов-иностранцев предоставляет национальную или специальную стипендию [16]:

• национальная - выплачивается студентам из стран, подписавших договоры об академических обменах;

• специальная - проект 2008 г. - выплачивается аспирантам вузов, а также абитуриентам из 9 пограничных регионов, автономных районов.

Государственные стипендии на стажировку в КНР (ЫБК) предоставляются студентам-иностранцам - победителям экзамена по китайскому языку. Стипендии назначаются муниципальными органами образования (города Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Юньнань) и рядом провинций; вузами; а также предприятиями («Хуавэй», Государственным банком развития и другими компаниями).

Самыми крупными стратегическими программами, нацеленными на повышение качества образования и его доступности, являются Проекты Правительства КНР № 211 и 985. Проект Правительства КНР № 211 (1995 г.) на сумму 18,3 млрд юаней - программа, цель которой - создание в XXI в. 100 вузов и 21 направления мирового уровня. Программа была встроена в 9-й пятилетний план и включала 3 аспекта:

1) повышение общего уровня учебных заведений;

2) развитие ключевых направлений (дисциплин);

3) расширение спектра услуг системы образования.

Проект № 985 (1998 г.) на сумму 14 млрд юаней был нацелен на формирование 10-12 университетов мирового класса, способных конкурировать с крупнейшими учебными заведениями мира. Государство щедро финансирует вузы -бюджет среднего китайского института составлял в 2009 г. 120 млн долл., бюджет крупных университетов - в 2-2,5 раза больше [17]. Доходы китайского вуза складываются не только из государственного финансирования. Многие из них представляют собой предприятия, которые сами зарабатывают деньги, берут кредиты на строительство или на научные разработки. Большинство университетов располагает серьезной производственной базой.

Интернет и цифровые технологии способствуют трансформации процесса предоставления образовательных услуг. Еще в 1994 г. была создана скоростная образовательная и научно-исследовательская сеть Китая (СЕКЫЯТ) на 20 тыс. км, которая объединяет 28 международных и местных информационных каналов, покрывает главные города страны и является второй по масштабам сетью Интернет в Китае. Объединившись с китайской образовательной сетью (2000 г.) на основе спутниковой широкополосной мультимедийной связи (СЕББа^, СЕКЫЯТ стала основной платформой современного дистанционного обучения Китая.

К концу 2008 г. было создано 2027 вневузовских центров, предоставляющих образовательные услуги 1,373 млн учащимся по десяти укрупненным дисциплинам и 140 профессиям [18].

Несмотря на членство в ВТО, Китай не взял на себя обязательств по транснациональной поставке услуг, включающей, в частности, предоставление учебных программ за рубеж через Интернет. Так страна пытается избежать «утраты контроля над содержанием обучения и управлением процессом, т. е. гарантировать качество обучения, и отсекать программы, идущие вразрез с китайской ментальностью, государственной безопасностью и национальной традицией» [19] и предупредить возможные угрозы для общества: отрицание собственного наследия, рост нигилизма среди молодежи и подрыв основ государства, идеологический кризис.

Основными направлениями китайской протекционистской политики в образовательной сфере являются [20]:

- введение в сети «виртуальной стены», известной как система Great China Firewall, или «Золотой щит», что ограничивает для граждан страны доступ к иностранным сайтам, форумам и новостным порталам, содержащим информацию, не устраивающую прокоммунистические власти;

- функционирование в китайских вузах так называемых «систем информационной безопасности», в которых соответствующие сотрудники следят за студентами и имеют доступ к любой информации;

- распространение национализма среди китайского народа, поддержание духа народа и гордости за свою страну. Современный китайский национализм основан на сформированной тысячелетиями китайской культуре, обычаях и традициях [21].

Основными направлениями поощрения китайских студентов к возвращению являются облегчение процедуры оформления выезда на стажировку специалистов, имеющих дипломы (с конца 2002 г.), и другие меры:

- разработана система нострификация иностранных дипломов, степеней, званий;

- устранено правило, действующее 12 лет, по которому финансируемые правительством студенты должны выплатить аванс, прежде чем им разрешат выехать;

- возможность использовать налоговые льготы;

- проводятся разнообразные международные выставки-ярмарки, посвященные различным отраслям промышленности;

- проводятся ежегодные научные и технические выставки в крупнейших городах Китая (Шанхай, Пекин, Далянь, Ляонин);

- учрежден Фонд поддержки возвращающимся студентам, который предоставил стипендии 17975 студентам на сумму 530 млн юаней.

В целях содействия мобильности иностранных студентов Министерство образования:

1) организовало в различных странах выставки «Образование в Китае»;

2) призывает китайские университеты к разработке образовательных программ на английском языке;

3) добилось международного признания теста на уровень владения китайским языком - The Chinese Proficiency Test (HSK), который необходимым для обучения в стране на китайском языке;

4) создан «Институт Конфуция» - китайский аналог институтов Гете и Сервантеса. В настоящее время более 40 тысяч преподавателей китайского языка в 12400 школах более чем 100 стран мира изучают китайский язык с более чем 3,3 млн студентов [8];

5) подписаны контракты о взаимном признании дипломов с 32 странами, включая Россию, Германию, Великобританию, Францию, Австралию, Новую Зеландию, Австрию.

В целом Правительство Китая использует всевозможные варианты достижения целей в области развития международного образования и стремится вовлечь в этот процесс как можно больше заинтересованных сторон.

Совокупный объем расходов Китая на образование (без учета затрат на развитие инфраструктуры образовательных учреждений) в 2009 г. составил 155-160 млрд долл., что вывело страну в число мировых лидеров по объемам

финансирования образовательной деятельности. С учетом затрат на строительство школ, институтов и их модернизацию объем инвестиций удвоится [22].

18078 студентов являлись получателями стипендий Правительства КНР, что на 33,8% превысило показатель 2008 г., а учащихся за счет собственных средств достигло 220000 человек, что на 4,7% выше 2008 г. Около 68% от этого числа студентов составили студенты из стран Азии, 15% - из Европы, 10,7% - из Америки, 5% - из Африки. Корея, США, Япония, Вьетнам, Таиланд, Россия, Индия, Индонезия, Казахстан и Пакистан составляют ТОП-10 стран - поставщиков иностранных студентов в китайские университеты [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность этих затрат в частности и государственной политики в целом в сфере международного образования можно оценивать по разным критериям. Мы остановимся только на некоторых из них:

1) численность студентов, вернувшихся после получения образования за рубежом;

2) рост числа иностранных студентов, получающих образование в Китае;

3) соотношение цена - качество (по международным стандартам) на образовательные услуги;

4) число вузов Китая, вошедших с международные рейтинги;

5) число научных статей в сфере нанотехнологий;

6) число топ-бизнес-школ мира, расположенных в Китае, в том числе соотношение цена - качество.

1. Система привлечения на родину лиц, получивших образование за рубежом, включает:

- содействие в их трудоустройстве, вплоть до организации их отправки к месту работы;

- помощь в создании собственных предприятий и предоставление информации о возможностях вложения капиталов;

- прием заявок на получение стартового капитала для проведения научных исследований в специально созданных инновационных парках (для реализации последнего пункта организован специальный фонд).

2. Увеличение числа иностранных студентов - до 265090 человек в 2010 г., что почти на 10% выше, чем в предыдущем году [23], свидетельствует о признании достижений в области профессионального образования Китая на международном уровне. Иностранные студенты из 190 стран и регионов проходят обучение в Китае в примерно 610 учебных заведениях, 88 из них обучают иностранных учащихся на гранты Правительства КНР [20]. По расчетам Минобразования КНР, к 2020 г. число иностранных студентов в КНР достигнет 500000 человек и Китай станет крупнейшим в Азии.

3. Качество обучения в Китае уже отвечает международным стандартам, а его стоимость меньше, чем в Европе, США и России. Обучение на языковых курсах стоит примерно 400 долл. в месяц. Плата за проживание в стандартной двухместной комнате в общежитии составляет 700-800 долл. за семестр и питание - около 200 долл. в месяц. Обучение в Китае обходится дешевле, чем в большинстве зарубежных университетов: в среднем 25003000 долл. в год (правда, в элитных вузах в несколько раз дороже). Стоимость обучения в одном из самых престижных китайских университетов -

Фудань в Шанхае составляет в зависимости от факультета 2870-3250 долл. в год (без учета расходов на проживание). В других шанхайских вузах плата не превышает 2000 долл. в год. Еще дешевле учиться в провинции. Год обучения в Яньшаньском университете (250 км от Пекина на берегу Желтого моря) обойдется в 1800 долл. Плата за комнату в общежитии составляет 2-3 долл. в день, но за пределами кампуса можно снять еще дешевле.

4. Шесть китайских университетов вошли в число 200 лучших в мире по рейтингу лучших университетов мира «The World University Rankings -2010». Причем пекинский университет ЦинХуа (инжиниринг и технологии) занимает в этом списке 11-е место; он лучший за пределами Европы и Северной Америки и опережает университеты Австралии, Японии и Сингапура [24].

5. Второе место в мире (22% в 2010 г.) по количеству научных статей в сфере нанотехнологий, хотя их качество, оцениваемое по индексу цитирования статей, значительно отстает от аналогичного показателя статей ученых США и европейских стран [25].

6. Пять из 100 лучших бизнес-школ мира сегодня находятся в Китае, при том что еще пятнадцать лет назад в стране не было ни одной. Азиатские учебные заведения еще очень молоды - CEIBS (China-European International Business School) исполнилось всего 14 лет, а, например, в ISB (The Indian School of Business) первый набор состоялся лишь в 2001 г. Ежегодно слушателями 150 бизнес-программ в КНР становятся около 10000 человек, самой популярной является Eхecutive MBA. Бизнес-образование Китая привлекает россиян и европейцев разумным сочетанием цены и качества: год обучения по программе МВА в Китае в среднем в два раза дешевле, чем в США, и в полтора раза дешевле, чем в Европе. Лучшие европейские и американские программы MBA стоят сегодня 70000-120000 долл., а лучшие азиатские -20000-30000 долл. [5]. Учебные заведения стран Азии подходят в первую очередь тем, кто намерен работать в этом регионе [26]. Хотя не более 10% выпускаемых в Китае специалистов, например по внешнеэкономической деятельности, могут считаться достаточно квалифицированными для работы в крупных корпорациях. Кроме того, необходимо в случае устройства на работу в Китае пройти бюрократическую процедуру разрешения [27].

Новая образовательная политика КНР позволяет решать вопросы, выходящие далеко за пределы собственно образования, в том числе создания нового позитивного имиджа Китая, распространения китайской культуры и создания нового поколения специалистов, способных стать мостом между Китаем и западными цивилизациями.

Заключение. Международный студенческий обмен в условиях глобализации рассматривается в качестве важной политической стратегии получения преимуществ в международной конкуренции. Иностранные студенты могут позволить преодолеть разрыв между странами, повлиять на укрепление экономических и дипломатических связей.

Китай занимает 1-е место в мире по числу граждан, направленных на учебу за границу. С каждым годом растет количество иностранцев, приезжающих на учебу в КНР. Страна становится крупнейшим участником рынка образовательных услуг в мире.

Студенческая мобильность в Китае ----------------------------------------------------------------------------------------- 165

Правительство КНР стремится совершенствовать систему высшего образования, учитывая потребности современности и цели развития человеческого капитала. Основные направления - это развитие мобильности студентов, направление студентов на учебу за рубеж и стимулирование их возвращения.

В последние годы для развития студенческой мобильности правительство страны предпринимает следующие меры:

- стабильно растут объемы финансирования образовательного сектора государством и привлечения инвестиций других заинтересованных сторон;

- правовое регулирование рынка образовательных услуг соответствует современным требованиям и стратегии развития страны;

- улучшаются качество образования и репутация китайских университетов благодаря освоению передовых наук и технологий, успешного опыта управления в разных странах;

- стимулируются работы зарубежных ученых и институтов в стране, интернационализируются учебные планы и создаются совместные образовательные программы.

Позиции Китая на международном рынке укрепляются. Китай лидирует по количеству отправляемых студентов; все больше увеличивается число принимаемых студентов, а многие китайские университеты входят в рейтинги лучших университетов мира.

Литература

1. China Scholarship Council. Annual Report 2008. Р. 7. URL: http://www.csc.edu.cn/ up-loads/20090831162723653.pdf

2. Foreign Education Organizations in China [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/zh.htm, свободный.

3. Global Education Digest 2009: Comparing Education Statistics across the World. Paris: UNESCO, 2009.

4. Higher Education to 2030. Vol. 3. Technology, forthcoming. Paris: OECD Publishing, 2009.

5. McBurnie G., Ziguras C. Transnational Education: Issues and Trends in Offshore Education. London: Rout ledge Flamer, 2007.

6. McKinsey & Company [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.mckinsey.com/, свободный.

7. Perceptions of European higher education in third countries. China Country Report: Academic Cooperation Association, 2005.

8. The return of Chinese students to motherland [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.zaobao.com/englishweek.shtml, свободный. 2009.

9. Винсен-Ланкран С. Трансграничное высшее образование: тенденции и перспективы развития // Вестник международных организаций. 2010. № 3 (29). С. 86-109. URL:

http://iorj.hse.ru/data/2011/03/22/1211134738/6.pdf

10. Дружинин С. Учиться в Китае // Бизнес-образование в России и за рубежом. Федеральный экспертный канал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ubo.ru/

articles/?cat=101&pub=2415, свободный (дата посещения: 21.02.2009).

11. За Великой стеной [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.epochtimes.ru, свободный.

12. Китай привлекает иностранных студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.directtalk.ru/cgi-bin/issue.cgi?action=article&ar_id=600, свободный.

13. Китайский информационный Интернет-центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.china.org.cn/archive2006/txt/2006-11/09/content_2272666.htm, свободный (дата посещения: 09.11.2009).

14. Лучшие университеты мира - 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://j-times.ru/tag/qs-world-university-rankings, свободный.

16. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: сравнительный анализ / Отв. ред. Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, Чжу Сяомань. Москва: Чжан Наньсин. Науч. редакция кит. текстов, 2007. 692 с.

16. Маслов А. Китайская грамота. Публикации но менеджменту [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/11б0009/, свободный (дата посещения: 19.10.2009).

17. Нин Ф. Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае // Экономические стратегии - Центральная Азия. 200б. № 2. С. 32-41.

ІВ. О научно-техническом прогрессе Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.abirus.ru/content/564/623/628/721.html, свободный (дата посещения: 02.02.200В).

19. Боревская Н. Национальная специфика образования в эноху глобализации: поможет ли нам опыт КНР? URL: http://www.perspectivy.info/oykumena/azia/2008-04-22.htm

20. Образование в КНР. Генеральное консульство Китайской Народной Республики в г.

Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://saint-petersburg.chma-

consulate.org/rus/zgjj/t173665.htm, свободный.

21. Обучение в Китае. Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.admissions.cn/Policy/2009-

8/view10140.html, свободный (дата посещения: І0.0В.2009).

22. Россия занимает 12-е место но научным статьям в сфере нанотехнологий // РИА Новости 01.12.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rian.ru/ science/

20101201/303294650.html, свободный.

23. Рыбина Л. Бакалавры не дают нокоя // Новая газета. 2011. № 66 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/data/20ii/040/i5.html?print=20iii50409i3, свободный.

24. Сагинова О. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования. Гильдия маркетологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/ saginova/inter_vuz3.html, свободный. 200В.

26. Сетевое образование и образование для взрослых. Китайский информационный Интернет-центр. China.org.cn. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.china. org.cn/ china/archive/China2007/2007-ii/29/content_9317427.htm, свободный (дата посещения: 29.11.2007).

26. Центр стратегических исследований Китая. Образовательная система КНР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chinacentre.ru/?id=67, свободный.2011.

27. Чириков С. Восток - дело тонкое, студенты! // Федеральный экспертный канал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ubo.ru/articles/?cat=97&pub=1388, свободный (дата посещения: 30.08.2007).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.