Научная статья на тему 'Региональные аспекты развития системы высшего образования на Дальнем Востоке'

Региональные аспекты развития системы высшего образования на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г.

Рассматривается интернационализация системы высшего образования на Дальнем Востоке, возможные направления взаимодействия таких ключевых игроков на рынке образовательных услуг региона, как Россия, Китай, Корея, Япония.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты развития системы высшего образования на Дальнем Востоке»

Региональные аспекты развития системы

113

Таблица 1

История Культура Промышленность и экономика Краеведение Современное состояние города (столицы региона)

Известные исторические личности; взаимосвязь истории региона и истории России; крупные исторические события Музыка, литература, музеи; деятели искусства, жизнь и / или творчество которых связано с данным регионом; их влияние на Российское и мировое искусство Основные крупные фабрики и заводы региона, производимая продукция; доля иностранных предприятий и инвесторов в регионе; перспективы развития промышленности Топонимика центральных городов, рек региона; легенды и мифы; основные исторические памятники Статистика в Российском и мировом масштабе; административное деление города; система образования; международные связи региона

Итак, поскольку переводческая деятельность в современных условиях отличается большим разнообразием. В связи с постоянно изменяющейся экономической, политической, социальной ситуацией в различных социумах, переводчику зачастую приходится адаптироваться к работе в различных регионах собственной страны, а также в различных регионах мира. В этой связи диктуется настойчивая необходимость хорошего знания реалий, социальных и экономических условий, и других позиций работы в регионе.

Список литературы:

1. Конев Ю.М., Макареня А.А. Как мы понимаем принцип региональ-ности // Вестн. высш. шк. - 1989. - № 7. - С. 10-13.

2. Максимов А.С. Профессиональное просвещение учащихся на уроках химии с учетом принципа региональности // Повышение уровня преподавания неорганической химии в свете реформ общеобразовательной и профессиональной школы: Методические рекомендации. - Л., 1986. - С. 23-27.

3. Мукаева О.Д. От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию [Текст] / О.Д. Мукаева// Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 2. - С. 126-132.

4. Насырова А.А. Формирование регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра лингвистики: дисс. ... канд. пед. наук. -Калининград: Балт. федер. ун-т им. И. Канта, 2013. - 228 с.

5. Щербакова В.А. Использование принципа региональности при изучении химии с целью активизации познавательной деятельности учащихся: дисс. ... канд. пед. наук. - Тобольск: Тоб. гос. пед. ун-т, 1996. - 155 с.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматривается интернационализация системы высшего образования на Дальнем Востоке, возможные направления взаимодействия та-

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

114

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

ких ключевых игроков на рынке образовательных услуг региона, как Россия, Китай, Корея, Япония.

Ключевые слова академическая мобильность, глобализация, интернационализация образования, экспорт образовательных услуг.

Развитие образования в современном мире связано не только с повышением качества подготовки специалистов, но и с расширением доступности качественного образования для каждого, независимо от географического положения, национальных границ, религиозных условностей, графика работы и других факторов. Поэтому образование становится открытым, межгосударственным, межнациональным. Глобализация и развитие межнационального образования проявляются и в России. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов определяет принципы, основные цели и задачи нашей страны в области предоставления образовательных услуг иностранным гражданам в России и за ее пределами [1].

Преимущества интернационализации в высшем образовании очевидны [2]: это объединение ресурсов, в особенности, когда они так труднодоступны; избежание дублирования и копирования тем научного исследования; идентификация образовательных проектов, увеличение доступности высшего образования, универсализация знаний, появление международных стандартов качества и повышение инновационности высшего образования, расширение и укрепление международного сотрудничества, активизация академической и студенческой мобильности.

Принципы развития экспорта образовательных услуг для России:

- первичности интересов авторитета Российской Федерации в мире над коммерческой и иной выгодой;

- приоритета общечеловеческих ценностей в образовании;

- поддержки и популяризации в иностранных государствах российской науки, культуры, образования, русского языка;

- формирования стабильных диверсифицированных связей системы образования России с мировым сообществом.

В период с начала XXI столетия показатели академической мобильности в США, Японии и Корее выросли более чем в 2 раза [3]. В то время как Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Германия остаются среди главных принимающих стран, куда едут обучаться иностранные студенты, США постепенно теряют своё преимущество.

В последние годы на мировом рынке образовательных услуг наблюдается значительный рост конкуренции: многие страны все более активно соперничают за место на рынке международного образования. Например, Япония планирует привлечь 300 тыс. иностранных студентов к 2020 г., Китай - 500 тыс. иностранных студентов к 2020 г. [там же].

Нас особо интересуют страны-соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону - Китай, Южная Корея, Япония. Именно с этими странами Дальнево-

Региональные аспекты развития системы

115

сточным вузам целесообразно укреплять сотрудничество. В России сегодня заметна «регионально-географическая» специфика международного сотрудничества вуза, выражающаяся в поиске партнеров по географическому признаку. Так, университеты европейской части РФ сориентированы на вузы Европы, а университеты Дальнего Востока расширяют контакты с вузами стран АТР [4]. Привлекательность азиатского рынка образования ещё велика потому, что в Азии к 2025 году ожидается рост обучаемого населения с 17 до 87 миллионов человек [5].

Пока же статистика такова, что около 2/3 азиатских студентов обучаются в США и Европе [3], и лишь около 5 % от азиатских студентов, обучающихся за рубежом, используют для этой цели вузы России. Интенсивность мер по интернационализации высшего образования в странах Азии зависит от образовательной политики отдельных стран. Выделяют три направления международного образования [6]:

- регулируемое государством (Китай, Малайзия, Южная Корея);

- рыночно ориентированное (Гонконг);

- транзитивное, характеризующееся переходом от регулируемого государством к рыночно ориентированному (Япония, Тайвань).

Особенностью обучения в некоторых университетах Южной Кореи является прохождение стажировок в крупнейших корейских компаниях мирового уровня, таких как Hyundai, LG и Samsung, что весьма привлекательно для многих иностранных студентов [4].

Особенность интернационализации образования в России - ориентация на опыт вузов США и принятие американской модели высшего образования за образец, что представляется парадоксальным на фоне заметных антиамериканских настроений в российском обществе.

Среди приоритетных направлений развития высшего образования в Японии выделяется, инициированный в 2008 г. японским правительством, план интернационализации образования «Global 30». Выбрано 30 ведущих университетов для привлечения иностранных студентов.

Сегодня в России и США существует схожая тенденция к расширению вузовского сотрудничества с Китаем. Китайский рынок образования признается сегодня наиболее перспективным для международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема КНР. В соответствии с конфуцианскими традициями, образованность и ученость высоко ценятся в китайском обществе, а высшее образование получают наиболее способные студенты. Государственная поддержка исследований в КНР на протяжении последнего десятилетия ежегодно увеличивается на 20 %, а число китайских вузов за этот же период более чем удвоилось [4]. Правительство вкладывает деньги в поддержку крупнейших 39 университетов страны с целью превращения их в вузы мирового уровня. Китайские вузы получили дополнительную правительственную поддержку (около $ 6 млрд.) и ищут серьезных международных вузовских партнеров.

116

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Развитие системы высшего образования в целом ряде стран (Китай, Япония, Корея, Россия) и меры по привлечению иностранных студентов (миграционная политика, стоимость обучения и его качество) могут серьезно повлиять на рынок международных образовательных услуг. Стремление занять ведущие позиции в экспорте образования - вопрос конкуренции за возможности установить профессиональные и человеческие стандарты, стандарты образования и образа жизни.

Список литературы:

1. Концепция экспорта образовательных услуг РФ на период 20112020 гг. // Вестник международных организаций: Образование, наука, новая экономика. - 2010. - Т. 5, № 1. - С. 96-106.

2. Абдулкеримов И.З. Современные тенденции интернационализации высшего образования [Электронный ресурс] / И.З. Абдулкеримов, Е.И. Павлюченко, А.М. Эсетова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3 (43). -Режим доступа: http://m-economy.ru.

3. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В.А. Галичин // Век глобализации. - 2013. - № 2. - С. 101-112.

4. Гарусова Л.Н. Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования / Л.Н. Гарусова, А.П. Пигинешева // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. -Вып. 6 (19). - 19 с.

5. Раша Е.Е. Анализ особенностей транснационального и международного образования в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -

2013. - Вып. 161. - С. 220-224.

6. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Developing and Emerging Countries: A Focus on Transnational Higher Education in Asia // Journal of Studies in International Education. - 2007. - Vol. 11, № 3/4. - P. 421.

УЧЕТ ОПЫТА КОРЕИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются особенности системы образования в Южной Корее с точки зрения возможности их использования в практике Российского образования.

Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.