Научная статья на тему 'Учёт опыта Кореи в развитии системы высшего образования на Дальнем Востоке России'

Учёт опыта Кореи в развитии системы высшего образования на Дальнем Востоке России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОТАЦИИ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА / КУЛЬТУРНАЯ МИФОЛОГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г.

Рассматриваются особенности системы образования в Южной Корее с точки зрения возможности их использования в практике Российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учёт опыта Кореи в развитии системы высшего образования на Дальнем Востоке России»

116

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Развитие системы высшего образования в целом ряде стран (Китай, Япония, Корея, Россия) и меры по привлечению иностранных студентов (миграционная политика, стоимость обучения и его качество) могут серьезно повлиять на рынок международных образовательных услуг. Стремление занять ведущие позиции в экспорте образования - вопрос конкуренции за возможности установить профессиональные и человеческие стандарты, стандарты образования и образа жизни.

Список литературы:

1. Концепция экспорта образовательных услуг РФ на период 20112020 гг. // Вестник международных организаций: Образование, наука, новая экономика. - 2010. - Т. 5, № 1. - С. 96-106.

2. Абдулкеримов И.З. Современные тенденции интернационализации высшего образования [Электронный ресурс] / И.З. Абдулкеримов, Е.И. Павлюченко, А.М. Эсетова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3 (43). -Режим доступа: http://m-economy.ru.

3. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В.А. Галичин // Век глобализации. - 2013. - № 2. - С. 101-112.

4. Гарусова Л.Н. Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования / Л.Н. Гарусова, А.П. Пигинешева // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. -Вып. 6 (19). - 19 с.

5. Раша Е.Е. Анализ особенностей транснационального и международного образования в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2013. - Вып. 161. - С. 220-224.

6. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Developing and Emerging Countries: A Focus on Transnational Higher Education in Asia // Journal of Studies in International Education. - 2007. - Vol. 11, № 3/4. - P. 421.

УЧЕТ ОПЫТА КОРЕИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются особенности системы образования в Южной Корее с точки зрения возможности их использования в практике Российского образования.

Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

Региональные аспекты развития системы

117

Ключевые слова: Болонская декларация, государственные дотации, иерархическая лестница, культурная мифология, модернизация, общественный статус, традиционные ценности.

Опыт Южной Кореи, которая ещё 60-70 лет назад была отсталой страной в области образования, а сейчас входит в число наиболее развитых стран не только Азии, но и мира показывает, что к образованию нужен особый подход, необходимо акцентировать внимание всей государственной системы на развитие образования, нужна мобилизация всех культурных резервов, всего того, что нарабатывалось веками.

Россия, которая раньше по праву могла гордиться своим образованием сегодня переживает не лучшие времена. Статус российских вузов, те места, которые они занимают в элите мирового образования заставляют задуматься о возможности и необходимости использования передового зарубежного опыта в развитии образования. Для вузов Дальневосточного региона России наиболее ценен опыт Китая, Японии и Южной Кореи в создании благоприятных условий для опережающего развития своего образования. Рассмотрим опыт Южной Корее подробнее.

В Корее, существует старая пословица «Даже не наступай на тень своего учителя» [1]. Эта пословица как нельзя лучше передаёт традиционное корейское почтение к учителям вообще и к образованию в частности. В системе образования, как и в других сферах общественной жизни, происходило время от времени много изменений, но старые традиции неизменно сохранялись.

В России профессия учителя стремительно теряет свой общественный статус и всё чаще можно встретить информацию о насилии в школах в отношении учителей, об увеличении среднего возраста педагогов ввиду отсутствия желающих из молодёжи пополнять ряды учителей и преподавателей, о том, что в школах не хватает учителей, потому что учителя вынуждены переквалифицироваться и уйти в сферу торговли и бизнеса.

С 60-х годов XX века, с ускорением модернизации, в корейском обществе установилась тенденция к достижению прогрессивных изменений за счет традиционных ценностей. Страна уже успела испытать внезапное разрушение обычаев и традиций под натиском западной культуры и технологии. Такое прерывание связи времен привело к смешению ценностных ориентиров. Возникла необходимость определить философскую основу национального обновления и восстановить авторитет традиционных ценностей -источника мудрости и знаний и в современных условиях. Именно в данном социальном контексте были пересмотрены идеалы и цели образования, зафиксированные в 1968 г. в Хартии национального образования. Современное корейское образование имеет глубокие культурные корни, которые являются главным его достоинством, его опорой и той «изюминкой», которое придаёт корейскому образованию глубокий колорит и неподражаемость.

118

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

В России с принятием Болонской декларации многие функционеры от сферы образования в один миг забыли про национальные культурные ценности и стали призывать к бездумному копированию опыта Западных стран и США, без учёта нашего менталитета и того лучшего, что было накоплено в российском образовании. Это привело к разрушению сферы образования, снижению уровня многих образовательных программ.

Корейское общество отличается немалой жесткостью, социальное продвижение возможно только по одной из формализованных иерархических лестниц, а ступить на любую из них может лишь обладатель университетского диплома. Обходных путей практически нет, в Корее невозможен любимый герой современной американской культурной мифологии - выгнанный с первого курса блестящий студент, ставший впоследствии миллионером. Человек, лишенный той «путевки в жизнь», которой является диплом, обречен на выполнение низко- и среднеквалифицированного физического труда [2]. Уровень образования играет решающую роль в трудоустройстве, продвижению по службе и в определении размеров заработной платы на корейском рынке труда [3].

В России более 60 % выпускников вузов работают не по специальности, и само по себе наличие диплома университета не гарантирует успешного трудоустройства. Многие предприятия и организации, не видя особых преимуществ в высшем образовании, предпочитают принять на работу кандидата без диплома, но с опытом работы в данной сфере, а кандидат с дипломом пусть и престижного вуза, но без опыта работы зачастую получает вежливый отказ.

Семьдесят три колледжа и университета Корее имеют свои собственные музеи. Учебные заведения, в которых есть факультеты археологии и истории, часто принимают участие в археологических и исторических исследованиях и раскопках. Время от времени они сами предпринимают такого рода экспедиции и нередко находят предметы, представляющие историческую ценность. Эти находки хранятся и выставляются в их собственных музеях. Некоторые университетские музеи собирают тематические коллекции по главным направлениям своей учебной и научной работы. Например, Мемориальный музей корейского народного творчества при университете Тангук известен богатой коллекцией костюмов и аксессуаров туалета периода Чосон. Его экспонаты представляют большую ценность для изучения истории корейского костюма и традиционных украшений. Музей университета Сунч-жон собрал замечательную коллекцию предметов и документов, относящихся к истории христианства в Корее. Музеи университетов Ихва и Кенхи гордятся коллекциями фауны, флоры и полезных ископаемых Кореи [1].

В России многие вузы также уделяют внимание созданию и развитию своих музеев, однако данные музеи слабо используются в учебном процессе, далеко не на том уровне, как в Корее.

Региональные аспекты развития системы

119

Плата за обучение в корейских вузах сравнительно невелика (от $ 1500 до $ 4500 в год), причем в Корее не существует прямой связи между престижностью университета и размером платы за обучение в нем. Скорее наоборот: обучение в частных университетах, которые по престижности уступают государственным, стоит примерно в два раза дороже (в среднем $ 3000 против $ 1500). Сеульский государственный университет, национальная гордость, мечта сотен тысяч молодых корейцев и их родителей, является одним из самых дешевых, в то время как многие третьесортные провинциальные вузы взимают за обучение во много раз большую плату [2]. Такая система стала возможной благодаря государственным дотациям, которые получают в основном ведущие университеты. Американская идея о том, что образование является товаром, и чем оно лучше, тем больше за него следует требовать денег, в Корее (как и в других странах АТР) определенно не прижилась.

В России чем больше рейтинг университета, тем, как правило, дороже обучение в нём. Самыми дорогими являются те вузы, которые наиболее престижные и «раскрученные».

Таким образом, уже даже первые шаги сравнительного анализа системы образования Кореи и России показывают, что у наших ближайших соседей есть чему поучиться и необходимо взять на вооружение передовой опыт развития образования в Южной Корее.

Список литературы:

1. Образование в Корее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://po-lusharie. com/index.php?topic=24019.0.

2. Университетский диплом: Образование в Корее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.uspi.ru/index.php.

3. Совершенствование дифференциации оплаты труда в отраслях промышленности (на примере национальной экономики Республики Корея) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bankreferatov.ru/db/M/C325 729F00717F7B43257B0B000C7398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.