УДК 378
13.00.00 - Педагогические науки
Г арусова Лариса Николаевна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия, Владивосток Профессор Доктор исторических наук E-Mail: [email protected]
Пигинешева Александра Павловна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия, Владивосток Доцент
Кандидат исторических наук E-Mail: [email protected]
Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования
Аннотация: Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах нового уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с интернационализацией образования. Главной составной частью процесса интернационализации является академическая мобильность, т.е. участие студентов, преподавателей и сотрудников в обменных программах, международных научноисследовательских проектах, а также создание совместных учебных программ, организация интенсивных курсов и летних школ для иностранцев и т.п. Основные формы и направления международного сотрудничества университетов разных стран схожи, однако зарубежный опыт может быть полезен российским региональным вузам.
Ключевые слова: Международное сотрудничество; региональный университет; интернационализация высшего образования; стратегия развития вуза; академическая мобильность.
Идентификационный номер статьи в журнале 14РУЫ613
Larisa Garusova
Vladivostok State University of Economics and Service
Russia, Vladivostok E-Mail: [email protected]
Aleksandra Piginesheva
Vladivostok State University of Economics and Service
Russia, Vladivostok E-Mail: [email protected]
International Cooperation of Regional Universities in the Context of Internationalization
Abstract: The process of globalization demands new professional skills and competencies. Today internationalization of higher education is considered as a way to develop new skills, attitudes, knowledge in students, faculty and staff. Many universities’ international strategies still focus on academic mobility which includes student and faculty exchange programs, international research projects, joint educational programs, summer schools and intensive courses for international students. International cooperation takes similar forms and direction in Russia and abroad, however experience of foreign institutions can contribute to Russian regional universities’ successful bid for internationalization.
Keywords: International Cooperation; Regional University; Internationalization of Higher Education; University International Strategy; Academic Mobility.
Identification number of article 14PVN613
С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики перед высшим образованием встают цели, связанные с подготовкой профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившейся среде глобального рынка. Считается, что интернационализация образования повышает качество обучения, а также привлекает студентов, в том числе иностранных, предоставляя им возможности получения знаний и навыков, адекватных новым условиям жизни и позволяющим свободно осуществлять кросскультурные коммуникации. В самом широком смысле под интернационализацией образования понимается включение различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней.
В настоящее время Россия наращивает масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Так, в 2012 г. на территории России в 750 образовательных учреждениях училось около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран. При этом свыше 40 тысяч получали высшее образование за счет средств федерального бюджета России. Об этом заявил министр образования и науки РФ Д.Ливанов на открытии третьего Всемирного форума иностранных выпускников российских и советских вузов (ноябрь 2012 г.). В 2008 году была увеличена квота на обучение иностранцев российских вузах за счет бюджета РФ с 7 тысяч до 10 тысяч человек [12].
Сегодня не только элитарные и исследовательские университеты России, но и региональные вузы активно включились в процесс интернационализации образования. Под региональным университетом следует понимать «традиционный университет - кузницу кадров для региона», нацеленный «на программы бакалавриата, ориентированные на городскую экономику и программы магистратуры, ориентированные на задачи управления и
администрирования.....Региональный вуз должен помочь создать в своем регионе точки
превосходства, обеспечить максимальную компетентность кадров в определенной сфере для того, чтобы содействовать развитию перспективных проектов, технологий, производств. Это будет способствовать росту конкурентоспособности региона» [8].
Интернационализация образования преследует различные цели: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах -партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международной процессе обмена знаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, программы обмена студентами и преподавателями, специальные программы для иностранных студентов [13]. Процесс интернационализации затрагивает вопросы сертификации, признания и оценки: выдача «двойных» дипломов, система зачетных единиц, международное признание документов об образовании, оценка качества образования, а также программы обмена для администрации, управление трудовыми и материальными ресурсами, консультационные и информационные службы, процедура оценки, инфраструктура.
В разных странах и даже отдельных университетах существует определенная специфика в понимании процесса интернационализации образования. Так, интернационализация образования в американском понимании представляет собой любые действия, выполняемые за рубежом с целью либо обучения, либо осуществления трудовой деятельности, волонтерства и т.д. Одной из тенденций интернационализации американских вузов является активное привлечение преподавателей с международным опытом. Особенностью обучения в некоторых университетах Южной Кореи является прохождение стажировок в крупнейших корейских компаниях мирового уровня, таких как Hyundai, LG и
Samsung, что весьма привлекательно для многих иностранных студентов. Особенностью интернационализации образования в России является ориентация на опыт вузов США и принятие американской модели высшего образования за образец, что представляется парадоксальным на фоне заметных антиамериканских настроений в российском обществе [2].
Сегодня в России и США существует схожая тенденция к расширению вузовского сотрудничества с Китаем. Китайский рынок образования признается сегодня наиболее перспективным для международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема КНР. Несмотря на ощутимое беспокойство американцев по поводу растущего китайского политического влияния, американское академическое сообщество настроено оптимистично относительно Китая. Колледжи и университеты рассчитывают на страну не только в плане международных обменов, но и в качестве источника студентов, обучающихся на платной основе в полном объеме. Китайское правительство уделяет особое внимание развитию высшего образования в стране. Государственная поддержка исследований в КНР на протяжении последнего десятилетия ежегодно увеличивается на 20%, а число китайских высших учебных заведений удвоилось за этот же период с 1022 до 2263. Правительство вкладывает деньги в Проект 985, который сориентирован на поддержку крупнейших 39 университетов страны с целью превращения их в вузы мирового уровня. На новом этапе Проекта 985, китайское правительство взяло на себя обязательство дополнительно инвестировать 39 млрд. юаней (около $6 млрд.). Получив деньги, китайские вузы ищут серьезных американских вузовских партнеров для совместных программ в области образования и научных исследований [16].
Особенности международного сотрудничества любого университета - отечественного или зарубежного, зависят от многих факторов - вузовской специализации, его ресурсов, наработанного ранее опыта интернационализации, а также от регионально - географической локализации вуза. В России сегодня весьма заметна «регионально-географическая» специфика международного сотрудничества вуза, которая выражается в поиске зарубежного партнера, в том числе и по географическому признаку. Так, университеты европейской части РФ сориентированы в значительной степени на вузы Европы, а университеты Дальнего Востока постоянно расширяют контакты с вузами стран АТР и даже создают центры Азиатско-Тихоокеанского партнерства. Вузы Китая в качестве преференции составляют некое исключение, поскольку являются желанными академическими контрагентами для практически любого российского университета, вне зависимости от его месторасположения. «Регионально-географическая специфика» влияет и на вузы других стран. Например, университеты США, расположенные в юго-западных штатах, нацелены на сотрудничество с вузами и бизнесом Мексики. Университеты Южной Кореи сориентированы во многом на партнерство в регионе Северо-Восточной Азии и т.д.
Сегодня главной составной частью процесса интернационализации образования является академическая мобильность - участие студентов, преподавателей и сотрудников в обменных программах и различных аспектах международной деятельности университета. Командирование студентов на обучение в другие страны - явление не новое, и определенные регионы сталкиваются с этим уже давно. Большинство европейских стран имеют постоянный приток студентов из своих бывших колоний. Значительная часть молодежи из стран Латинской Америки стремятся получить диплом в университетах США и Канады. В период холодной войны высшие учебные заведения Советского Союза и Восточной Европы привлекали студентов из государств со схожей идеологией. За последние 40 лет темпы увеличения этих потоков студентов превысили темпы распространения самого высшего образования. По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению международных экспертов, к 2025 г. число студентов, обучающихся за рубежом, составит 4,9 млн. [13].
Среди причин активного включения российского регионального вуза в процесс международной академической мобильности и интернационализации образования в целом, можно назвать следующие:
• необходимость повышения и укрепление своего престижа в стране и за рубежом арене,
• достижение официального признания (аккредитации) университета в Европе и мире (Болонский процесс),
• желание дифференцировать себя от большого количества других региональных университетов,
• поиск новых внешних источников финансирования университета за счет привлечения иностранных студентов и аспирантов/магистрантов, а также участия в международных проектах,
• стремление за счет возможностей академической мобильности сделать региональный вуз более привлекательным в условиях национальной и международной вузовской конкуренции и т.д.
Современный региональный университет в России функционирует в нескольких основных формах, в том числе как многофункциональный, основой которого является классический университет, а также специализированный вуз технического, экономического, сервисного и иного профиля. С точки зрения интернационализации образования и развития академической мобильности принципиальных различий между ними не обнаруживается. Признавая значимость международного сотрудничества в сфере высшего образования, тем не менее, было неправильно утверждать, будто все региональные вузы России готовы или стремятся к активному сотрудничеству с зарубежной академической средой. Так, специализированные университеты и институты нередко игнорируют инновационные возможности развития, связанные с интернационализацией образования и академической мобильностью.
Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой, обыденный уровень интернационализации. На уровне систематической интеграции интернациональной составляющей в образование, исследовательской и общественной деятельности высших учебных заведений, лишь немногие из них сегодня могут считаться по-настоящему международными. Из опубликованных отчетов вузов или их сайтов иногда трудно составить представление о реальной международной практике университетов. Очевидно только то, что в некоторых вузах международная жизнь более насыщена, особенно в тех случаях, когда к ней подключен «административный ресурс». В других университетах она нередко сводится, хотя и частым, но не взаимосвязанным «точечным» событиям.
Одним из наиболее успешных региональных вузов России с точки зрения наработанного опыта международного сотрудничества и интернационализации образования, является Воронежский государственный университет (ВГУ). ВГУ, позиционирующий себя именно как региональный вуз Центрально-Черноземного региона РФ (связанный со всеми его сферами жизнедеятельности), имеет давние, более чем 50-летние традиции интернационализации образования (с 1961 г.), в том числе опыт подготовки иностранных студентов. В ВГУ и сегодня обучается около 1000 иностранных граждан [10]. В этом заключается одно из отличий вуза от большинства других, не имеющих подобных традиций подготовки иностранных кадров. Однако было бы неправильно считать данный международный опыт регионального университета чем-то эксклюзивным. Например, Калининградский государственный технический университет (КГТУ), как и Воронежский
государственный университет принимает иностранных студентов уже более 50 лет. Основным содержанием международной деятельности КГТУ, как и ВГУ, является «совершенствование подготовки специалистов в университете, повышение эффективности научных исследований, укрепление культурных связей с зарубежными странами, участие в деятельности международных фондами и программами» [7].
К настоящему времени в КГТУ закончили обучение более 1500 студентов из Африки. Азии, Европы, Латинской Америки и Среднего Востока. Обучение в университете осуществляется на русском языке, поэтому иностранные студенты проходят год подготовительного курса, который включает в себя русский язык, математику, физику, химию и биологию.
Многие российские региональные университеты, в отличие от вышеназванных в силу разных причин, не имеют столь длительного опыта интернационализации образования. Например, вузы Дальнего Востока - закрытого до начала 1990-х гг. для иностранцев региона не имели возможности обучать иностранных студентов. Однако сегодня основные формы и направления интернационализации образования в этих вузах весьма схожи с остальными. Так, международная стратегия Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ) [3] г. Хабаровск, прописана почти в тех понятиях, что и Воронежском или Калининградском университетах. Сегодня во всех трех вузах международное сотрудничество включает в себя: обучение иностранных граждан; научно-педагогическое сотрудничество на основе прямых договоров с зарубежными вузами и научными центрами; академическую мобильность преподавателей и студентов (чтение лекций, стажировки, обучение, научная работа, научные и практические конференции); участие в международных образовательных и научных проектах и программах; сотрудничество с зарубежными академическими ассоциациями и международными организациями, членство в этих структурах; оказание консультативной помощи сотрудникам и студентам университета по вопросам международной деятельности; выполнение представительских функций: направление за рубеж российских и прием из-за рубежа иностранных делегаций; рекламно-информационную деятельность и т.д.
Однако в отличие от многих других региональных вузов, включая некоторые дальневосточные, в Воронежском государственном университете, весьма эффективно осуществляется именно практическое «наполнение» международного взаимодействия. Например, научно-педагогическое сотрудничество ВГУ строится на основе прямых договоров с 68 вузами и научными центрами 19 стран мира. Воронежский госуниверситет является членом многочисленных международных организаций (чем не может, например, похвастаться, ДВГГУ или почти любой другой университет ДВФО), в том числе Европейской Ассоциации Университетов (European University Association), сотрудничает с Германской службой академических обменов (DAAD), Немецким научно-исследовательским сообществом (DFG), IREX, Международным научным фондом и др. В вузе действует более 100 программ и проектов международного сотрудничества, включая ЕС 6/7 РП, Эразмус Мундус, TEMPUS и т.д.
Следует отметить особую перспективность для ВГУ, как регионального вуза, одного из его проектов («Китайского проекта»), который мог бы стать некой моделью международного сотрудничества и для других российских традиционных университетов. Для координации и расширения связей Воронежской области и ВГУ с китайскими регионами и вузами в 2002 г. был создан Учебно-методический центр (УМЦ) «Китайский проект» на основе Договора между Воронежским госуниверситетом и китайской компанией «Сотрудничество и консультации по Европе и Азии» со штаб-квартирой в г. Пекине и филиалом в ВГУ. О высокой приоритетности данного проекта для ВГУ свидетельствует тот факт, что со дня его
создания и до настоящего времени его кураторами являются ректоры и проректоры университета. Цели и задачи УМЦ ВГУ свидетельствуют о весьма широких возможностях регионального вуза в сфере международных контактов между российскими и китайскими регионами. В задачи УМЦ входит распространение информации в КНР о Воронежском госуниверситете, а также городе Воронеже и Воронежской области «путем приема и организации в университете тематических семинаров для китайских государственных и провинциальных служащих» [10]. Схожей является задача распространения информации о культуре, науке, образовании и промышленных достижениях КНР в ЦентральноЧерноземном регионе.
Опыт расширения международной деятельности регионального вуза свидетельствует о появлении новой тенденции в организации и обеспечении международного сотрудничества. Так, наряду с уже традиционными административными структурами, обеспечивающими международную мобильность и «обслуживающими» интернациональную деятельность вуза (международные отделы университетов, институты международного образования и т.д.) стал использоваться и образовательный ресурс. В ряде отечественных вузов созданы факультеты и кафедры международных отношений, в том числе и для решения их практических задач. Например, в 2002 г. в ВГУ был открыт факультет международных отношений, осуществляющий подготовку специалистов в области международных отношений, мировой экономики и зарубежного регионоведения. Кроме того, практика интернационализации образования другого многофункционального вуза - Забайкальского государственного университета (ЗабГУ), свидетельствует, что одними из самых активным участников обменных программ являются студенты направления «зарубежное регионоведение» [4].
Данный опыт мог бы быть полезен любому региональному университету, нацеленному на развитие международных связей. Однако параллельно с тенденцией объединения административных и образовательных ресурсов для обеспечения международного сотрудничества регионального университета существует и противоположная. Так, в некоторых вузах, даже нацеленных на расширение своего международного сотрудничества, в силу разных причин, происходит свертывание деятельности аналогичных кафедр и закрытия данных образовательных направлений и т.д.
Международные связи многих отечественных региональных университетов служат своего рода иллюстрацией к тезису о «географической» специфики интернационализации образования российских вузов. Так, международная деятельность ЗабГУ и ДВГГУ, территориально приближенного к Восточной Азии и Китаю, сориентирована преимущественно в сторону вузов стран АТР и, особенно, КНР. Для сравнения, Калининградский государственный технический университет, в силу региональногеографических причин, также выстраивает свои внешние связи с учетом географического фактора. Большинство его международных договоренностей имеют отношение к европейско-атлантическому региону. КГТУ развивает академические и научные связи с университетами Европы, Азии (Япония и Китай), Америки и Австралии. При этом, азиатские университеты отдельно не фиксируются в качестве его значимых международных партнеров, несмотря на то, что китайские студенты обучаются в КГТУ с середины 1990-х гг., а российские студенты, в свою очередь, ездят по обменным программам на стажировки в Японию. КГТУ акцентирует свое сотрудничество именно с Балтийскими странами - Польшей, Литвой, Латвией, Германией, Данией, Финляндией, Норвегией, Швецией, Англией, позиционируя это как фактор развития добрососедских отношений и культурных связей в регионе [7].
В отличие от вузов Калининградской области, международные связи ЗабГУ и ДВГГУ находятся в прямой зависимости от «регионально-географического фактора» Азиатско-Тихоокеанского региона, а сами вузы - в общероссийском (и мировом) тренде сотрудничества
с университетами Китая. Например, большинство партнерских связей Дальневосточного государственного гуманитарного университета - именно с вузами и организациями стран АТР. Из них доминирует Китай (12 партнеров), далее идут Республика Корея (5), Япония (2), США (1). Китайскими партнерами ДВГГУ являются Циндаоский технологический университет (Циндао) и Университет Циндао, Муданьцзянский педагогический университет (Муданьцзян), Северо-Восточный педагогический университет (Чанчунь), Северо-Восточный сельскохозяйственный университет (Харбин), Северо-Восточный университет лесного хозяйства (Харбин), Харбинский педагогический университет (Харбин), Харбинский политехнический университет (Харбин), Университет Бэйхуа (Цзилинь), Цзилиньский анимационный институт (Чанчунь), Шаньдунский институт искусств (Цзинань), Яньбяньский университет (Яньцзи). Для сравнения, «европейскими» партнерами ДВГГУ являются только 2 вуза: университет г. Ницца - София Антиполис (Франция) и Ясский университет им. Александру Йоана Кузы (Румыния) [3].
Зарубежными партнерами Забайкальского государственного университета являются также преимущественно университеты стран Восточной Азии, в том числе 14 университетов и институтов Китая [4]. С некоторыми китайскими вузами ЗабГУ реализует весьма перспективные для российского образования программы двойных дипломов по формуле 2+2 (бакалавры из России и КНР обучаются по 2 года в каждой стране). Для сравнения, более «высокорейтинговый», чем ЗабГУ вуз ВГУЭС находится только в начале пути освоение международных программ 2+2. Одним из партнеров забайкальского университета по программе 2+2 уже в течение нескольких лет является Цицикарский университет (КНР, провинция Хэйлунцзян, г. Цицикар). Согласно Соглашению о сотрудничестве и обмене между ЗабГУ и Цицикарским университетом, стороны имеют возможность обмениваться преподавателями и студентами, включая кратковременные курсы и обучение по программе «2+2». Программа «2+2» предполагает, что студенты по окончанию обучения получают диплом бакалавра в двух университетах. Университеты договорились вести совместную научную деятельность, содействовать участию преподавателей и студентов в конференциях, выставках, обмениваться учебной и методической литературой.
Таким образом, общим направлением международных стратегий многих региональных университетов России является их ориентация на китайский рынок образования. Однако не только российские, но и многие зарубежные вузы, в том числе и американские сегодня нацелены на Китай. Именно в китайской вузовской системе они видят ресурс для собственного развития. При этом, попытки налаживания межвузовских связей нередко сопровождается рядом трудностей социокультурного характера, а также взаимным непониманием партнеров. Так, университеты США в попытках расширить свое присутствие в Китае уже столкнулись с рядом подобных. В этой связи накопленный отечественный и зарубежный опыт межкультурных коммуникаций в университетской среде, а также конкретные советы участников данного процесса могут быть полезны и востребованы. Американские профессора - Хао Хуан (Hao Huang) из частного женского колледжа Scripps College в Калифорнии и Дрю Глэдни (Dm Gladney) из Pomona College, в своей статье «Как американские колледжи должны подходить к Китаю» дают подобные рекомендации.
По их мнению, ректоры и деканы университетов США, которые не хотят остаться в стороне от подъема Китая, а также «искренне хотят что-то создать, должны оценить ряд советов» [16]. Во-первых, для создания партнерских отношений американская вузовская администрация должна относиться с большим пониманием к своим китайским контрагентам по высшему образованию. Во-вторых, американские управленцы должны преодолеть «постколониальные» заблуждения и понять, что они сейчас находятся в условиях рынка, поэтому должны убеждать, а не диктовать или подавлять потенциальных китайских партнеров в сфере образования. В прошлом, наиболее распространенной ошибкой
руководителей университетов США была недооценка потенциала китайских вузов. Слишком многие деловые поездки американских ректоров и деканов в Китай фактически сводились с банкетам и застольям на местах. Такие визиты «не заканчивались ничем, кроме самых общих соглашений о намерениях сторон». Авторы статьи подчеркивают необходимость учитывать элитарность и престижность высшего образования в КНР. В соответствии с конфуцианскими традициями, образованность и ученость высоко ценятся в китайском обществе, а высшее образование получают наиболее способные студенты. Кроме того, следует тщательно готовиться к встречам с китайскими партнерами - изучать веб-сайты китайских университетов, определять уровень владения английским языком китайской стороны, проверять рейтинг китайских университетов по китайским, а не американским официальным источникам и т.д. Важно также демонстрировать уважение китайским партнерам, например, освоить китайский язык хотя бы в объеме достаточном для приветствия и т.д.
В свою очередь, Китай сегодня нацелен на проникновение в систему образования других стран, прежде всего США. Американский рынок образования интересует китайцев больше, чем на рынок образовательных услуг любой другой страны, включая Россию. По-прежнему американская система высшего образования считается лучшей в мире, поэтому ее многие элементы взяты на вооружение университетами других стран (например, Республики Корея), которые также добились заметных успехов в сфере интернационализации образования и собственного инновационного развития.
Американское высшее образование остается лидером на мировом рынке образования. В 2011-2012гг. в университетах и колледжах США обучалось 764321 студентов-иностранцев. Из них 244826 обучались по направлениям бакалавриата, что на 11.4% выше показателей предыдущего года, и 300430 - в магистратуре, что превысило данные 2010-2011 гг. на 1.3% [11]. США продолжают сохранять лидерство как самое популярное направление для обучения иностранных студентов, несмотря на то, что страна не прибегает к услугам агентов по привлечению иностранных студентов и располагает небольшим количеством кампусов своих университетов за рубежом в силу масштабов национальной системы высшего образования [6,
По данным Американского совета по образованию, вузы США реализуют различные по форме международные образовательные программы (совместные степени, программы двойного диплома и др.), однако их число остается относительно небольшим. В 2011 году только 27% американских вузов предлагали совместные образовательные программы с вузом-партнером для обучения американских студентов. Наибольшее количество международных образовательных программ было создано по следующим направлениям: бизнес, менеджмент, инженерия, математика, компьютерные науки (докторские и магистерские степени); гуманитарные и социальные науки, в том числе экономика (степень бакалавра) [20, p.21].
Многие региональные университеты США и Южной Кореи, как и вузы России, считают интернационализацию образования одним из приоритетных направлений развития вуза. Так, в стратегии развития Государственного университета Нью Мексико (ГУНМ) интернационализация обозначена как одна из ключевых задач развития вуза [26, p.6]. В качестве примера того, что университет постоянно совершенствует свои подходы к интернационализации можно привести его участие в 2007 году в проекте «Лаборатория по интернационализации», реализуемой Американскими советами по образованию. Данная программа помогает участникам сформировать решения для каждого университета в отношении того, каким образом организовывать структуры, распределять ресурсы и создавать новые инициативы для обеспечения эффективной интеграции процесса интернационализации в университете.
с. 34].
Как и многие российские вузы, американские университеты меняют или совершенствуют организационную систему обеспечения процесса интернационализации образования. Например, в декабре 2012 года, с целью совершенствования процесса интернационализации, в ГУНМ была введена должность первого проректора по международным и приграничным программам, на которую был назначен опытный руководитель с большим стажем работы в международном образовании [24]. В настоящее время руководство университета рассматривает интернационализацию как всеобъемлющий процесс, который затрагивает не только кампус, но и все местное население [17].
Университет Кюймюнг является одним из первых университетов и первым региональным университетом в Южной Корее, который разработал и внедрил системный подход к интернационализации. Такая позиция руководства университета была обусловлена желанием дифференцировать себя от большого количества других частных региональных университетов, расположенных в пределах агломерации г. Сеул. Целью университета является привлечение большего числа местных и иностранных студентов, а также средств структурного фонда правительства Кореи. В настоящее время процесс интернационализации в университете нацелен на совершенствование качества образовательных программ, интернационализация учебных планов, улучшение инфраструктуры и условий проживания для иностранных студентов на кампусе, развитие программ культурного обмена. Наиболее перспективными направлениями развития международной деятельности являются расширение партнерских связей с вузами Восточной и Центральной Азии (действует все тот же «регионально-географический фактор»), набор студентов из числа американских военных, поиск внешних источников финансирования (страны ЕС, предприятия), прохождение практик студентами за рубежом.
Руководство другого южнокорейского университета регионального уровня -университа Кенбук также рассматривает интернационализацию в качестве приоритетного развития университета. Можно отметить две особенности процесса интернационализации в данном вузе. Во-первых, факультеты университета активно сотрудничают с такими мировыми лидерами в области электроники и технологии как Hyundai, LG и Samsung. Таким образом, студенты имеют возможность пройти стажировку в одной из этих компаний, что является весьма привлекательной возможностью для многих иностранных студентов. Во-вторых, университет ориентирован на расширение партнерских связей с вузами Европы, нежели с вузами США. Как отмечают эксперты Университета, это обусловлено более высоким уровнем академической мобильности студентов из Европы, что стало результатом реализации программы Эразмус. Кроме того, Европейский союз в последнее время увеличивает финансирование программ мобильности со странами, которые не являются членами ЕС.
В целом, основные направления и формы интернационализации образования в Соединенных Штатах и Республике Корея, включая академическую мобильность, сопоставимы с российскими аналогами. Все вузы практикуют обменные программы, краткосрочные языковые и специализированные курсы, летние и зимние лагеря с приглашенными специалистами, полные образовательные программы для иностранцев, научные обмены, стажировки и т.д. При этом, международная стратегия каждого университета имеет свою специфику. Как и в России, развитие академической мобильности студентов представляет собой важный инструмент интернационализации региональных вузов в США и Южной Кореи. В настоящее время университет Кюймюнг поддерживает партнерские отношения с более чем 240 университетами и организациями в 43 странах. Ежегодно около 300 студентов университета выезжают для обучения за рубеж. Что касается входящей мобильности, то на программах бакалавриата обучается 848 иностранных студентов, на программах магистратуры - 108 иностранных граждан. Ежегодно университет принимает около 90 иностранных студентов по краткосрочным обменным программам.
Высокий уровень студенческой мобильности обеспечивается благодаря участию Университета в таких международных проектах (сетей) по обмену студентами как: Международная программа студенческого обмена (International Student Exchange Program), Ассоциация христианских церквей и колледжей Азии (Association of Christian Universities and Colleges in Asia), Международная ассоциация студенческого обмена в целях приобретения технического опыта (International Association for the Exchange of Students for Technical Experience), Волонтерские программы за рубежом (Overseas Volunteer Serv^) и др [22, p.118].
В самообследовании о состоянии процесса интернационализации Государственного университета Нью-Мексико отмечается, что рост исходящей мобильности студентов (если в 1990-е гг. в среднем 73 студента выезжали за рубеж по программам Университета, к середине 2000-х гг. этот показатель увеличился до 270 человек) связано с 1) расширением спектра предлагаемых программ; 2) созданием программ в наиболее популярных среди студентов странах; 3) совершенствованием услуг, предоставляемых студентам; 4) содействием студентам в подаче заявлений на получение финансовой поддержки; 5) более активным информированием о программах; 6) увеличением числа сотрудников, занятых администрированием иностранных студентов [19, p.9].
Одной из тенденций в развитии современной академической мобильности вузов США является количественное увеличение обменных программ. Например, общее число обменных программ в ГУНМ увеличилось с 10-ти в 1990 г. до 66-ти в 2005 г. Новые обменные программы по изучению иностранного языка и/или предметов по специальности, были созданы с партнёрами в Японии, Германии, Австрии, Франции, Испании, Австралии и Новой Зеландии. У студентов появилась возможность пройти интенсивные курсы испанского и португальских языков не только в Мексике и Гватемале, но и в Испании, Коста Рике и других латиноамериканких странах. Кроме того, в настоящее время все студенты, обучающиеся по программе международный бизнес, обязаны пройти стажировку или проработать определенный период за рубежом.
Колледж Льюиса и Кларка (частный гуманитарный университет в г. Портленд, штат Орегон, США.) предлагает своим студентам более 25 программ, по которым они могут обучаться определенный период за рубежом. Большинство программ имеют регионоведческую направленность и/или ориентированы на совершенствование навыков иностранного языка. Так, студенты Колледжа имеют возможность изучать испанский, китайский, японский, итальянский, французский, немецкий и русский языки (те языки, которые преподаются в Колледже) в стране происхождения. Регионоведческие курсы предлагается изучать в таких странах как Вьетнам, Япония, Китай, Морокко, Куба, Австралия и др. Если студент изучает в рамках этих программ предметы по его специальности, то они засчитываются Колледжем [23].
Однако в отличие от студентов других стран американские студенты в целом демонстрируют заметное безразличие к академической мобильности, выражая заинтересованность только в краткосрочных программах. Поэтому наиболее распространёнными формами исходящей академической мобильности в США являются языковые стажировки, краткосрочные курсы по специальности, летние школы. Что касается входящей мобильности, то наиболее популярными направлениями являются основные образовательные программы всех уровней, курсы по изучению английского языка, а также летние школы.
Интернационализация университетских кампусов, получившая развитие в результате укрепления практики образования за рубежом, в американском понимании представляет собой любые действия, выполняемые за рубежом с целью либо обучения, либо осуществления трудовой деятельности, волонтерства, предоставления образовательных услуг или
организации учебных туров. Поэтому, некоторые американские университеты подключаются к системным и неординарным проектам, которые вдохновляют студентов делиться опытом по возвращению в родной университет после прохождения обучения [6, с.35]. Примером такой программы может служить Master's International, которую реализуют Колледж сельского хозяйства, потребления и окружающей среды и Колледж здоровья и социальных услуг ГУНМ. Первый год студенты обучаются на магистерской программе в ГУНМ, а затем уезжают на 2 года за границу, где работают волонтерами корпуса мира [21].
Одним из направлений интернационализации региональных вузов США является интернационализация учебных планов - разработка курсов с международной тематикой или сильной международной компонентой. Так, внедрение международной составляющей в учебные программы представляет собой приоритетное направление Северо-Вашингтонского университета. В 2013 г. Международный учебный центр Северо-Вашингтонского университета объявил конкурс на получение индивидуальных грантов (1.500 долл.) для создания новых учебных курсов, которые носят международный или межкультурный характер [14].
Другой тенденцией интернационализации американских вузов является привлечение преподавателей с международным опытом. Данные 2011 года показывают значительное увеличение доли американских вузов (с 32% в 2006 г. до 68% в 2011 г.), которые при приеме на работу отдают предпочтения преподавателям с международным опытом и интересами. Это касается и тех областей, которые не связаны напрямую с международной спецификой [20].
Основной тенденцией интернационализации неанглоговорящих странах является растущая популярность образовательных программ на английском языке. Все больше технических и экономических курсов проводится на английском языке с тем, чтобы привлечь более широкую студенческую аудиторию, как иностранных, так и местных студентов. Так, если в Университете Кореи (Korea University) в 2002 году было всего 10% программ на английском, то в 2007 году их уже 35%. Университет Йонсей (Yonsei University), входящий в рейтинг лучших университетов мира, открыл специализированный колледж, в котором преподавание ведётся только на английском языке [1].
Региональные вузы следуют общему тренду. В университете Кюймюнг из 4411 бакалаврских курсов 426 дисциплин преподаются на английском языке (9.66%). Бакалаврские программы по направлениям международный бизнес, международные отношения, информационные технологии Майкрософт, а также программа Global MBA реализуются на английском языке. Кроме того, факультеты совместно с вузами-парнерами осуществляют 7 программ двойного диплома, в том числе с СБГУ. В университете Кюймюнг преподают и ведут научную деятельность более 100 иностранных специалистов (11%) [22, p.118].
Важным фактором активизации академической мобильности является развитие финансовой поддержки академической мобильности. Недостаток ресурсов, прежде всего финансовых, представляет собой барьер, который серьезно ограничивает расширение академической мобильности как в США (в силу высокой стоимости высшего образования в США), так и в России (в силу невысокого уровня доходов). В ГУНМ до 1995г. практика предоставления студентам финансовой поддержки для обучения за границей отсутствовала. В последующие годы сотрудникам Офиса обучения за рубежом удалось привлечь средства для формирования стипендиального фонда из следующих источников: местный Ротари клуб, Фонд ГУНМ (NMSU Foundation), а также зарубежные вузы партнеры. Была активизирована работа по информированию студентов о международных и национальных организациях, предоставляющих гранты на обучение за рубежом. В 2007 году ГУНМ выиграл грант International Foundation for Study Abroad (50 тыс. долларов ежегодно в течение 3 лет).
Предполагалось, что в рамках этого гранта более 75 студентов ГУНМ получат стипендии на обучение за рубежом [19, p.10].
В колледже Льюиса и Кларка студенты имеют возможность подать заявку на грант для выполнения своего проекта за рубежом. Рассмотрением заявки занимается Студенческий совет по учебным вопросам (Student Academic Affairs Board). В состав совета входят по одному студенту из каждого факультета колледжа. Почти за 20-летнюю историю своего существования Совет предоставил грантовую поддержку более 1000 проектов на сумму 1млн.долл. [24] Другой возможностью получения финансовой помощи для студентов колледжа является Фонд Дины Додс (заслуженный профессор колледжа). Фонд формируется за счет добровольных пожертвований тех людей и организаций, кому небезразлично будущее Университета. В весеннем семестре 2013 года финансовая поддержка в виде гранта им. Дины Додс была предоставлена 9-ти студентам Колледжа [25].
Предоставление финансовой поддержки становится важным инструментом для привлечения большего числа иностранных граждан. Так, колледж Льюиса и Кларка в 20132014 гг. выделил 1800 тыс. долларов на финансовую помощь для иностранных студентов. В результате 80 иностранных студентов-бакалавров получили финансовую поддержку от принимающего университета. Размер среднего вознаграждения в 2013-2014 г. составил 23 тыс. долларов, что покрывает примерно половину стоимости обучения в колледже (в 20132014 г. стоимость обучения в Колледже Льюиса и Кларка составляла около 42 тыс. долларов). Большинство стипендий колледжа предназначаются для тех иностранных студентов, которые испытывают финансовые затруднения, однако имеют хорошую академическую успеваемость (need based scholarship). Некоторые студенты получают стипендию на основании академических успехов (merit based scholarship) [18].
В университете Кюймюнг определенное количество иностранных студентов с самым высоким GPA освобождаются от платы за обучение. Некоторым студентам предоставляются скидки на обучение от 30 до 50% в зависимости от результатов GPA . Кроме того, ежегодно 50-ти студентам присуждается премия Keimyung International Sarang Scholarship, которая покрывает все расходы на обучение по основной образовательной и проживание. Фонд этой стипендии формируется за счет добровольных пожертвований преподавателей и сотрудников университета, которые ежемесячно перечисляют 1% своей заработной платы [22, p.123].
Университеты (в том числе региональные), которые достигли серьезных успехов в интернационализации, активно создают и развивают уже существующие направления подготовки студентов, связанные с международной деятельностью, а также и центры по зарубежным региональным исследованиям. Например, в Университет Дьюк в Северной Каролине были созданы 7 научных центров по зарубежным региональным исследованиям. Все бакалавры изучают иностранный язык и имеют учебные курсы по зарубежным странам. В настоящее время этот университет можно назвать международным. Университет имеет 350 международных соглашений. В университете работает около 440 иностранных профессоров, ученых, аспирантов, а количество иностранных студентов за последние 20 лет увеличилось с
В качестве примера специализированного центра можно привести Центр латино-американских и карибских исследований (Center for Latin American & Caribbean Studies), при Университете Дьюк. Деятельность Центра развивается по трем направлениям. Первое направление - образовательная деятельность, направленная на подготовку бакалавров и магистров, специализирующихся в латиноамериканских исследованиях; второе - научные исследования стран Латинской Америки; третье - установление и поддержание контактов с подобными исследовательскими институциями в США и за границей. В рамках третьего направления значительное внимание уделяется программам обмена, что дает возможность
1 до 10% [5].
студентам Университета Дьюк обучаться в стране изучения. Часть денег, получаемых научными центрами по федеральным грантам на научные исследования, идет на обучение студентов иностранным языкам и на дополнительные учебные курсы [9]. Таким образом, наличие подобных структур значительно способствуют процессу интернационализации вуза, так как они 1) генерируют кадровый (человеческий) потенциал вуза для развития международной деятельности; 2) предоставляют качественный образовательный и научный продукт, который является привлекательным в том числе и для иностранных студентов; 3) осуществляют активное сотрудничество с зарубежными партнерами.
«Регионально-географический фактор», влияющий на поиск зарубежных партнеров для вузов России имеет место и в США. Например, многие американские университеты, расположенные на юге США, сориентированы в первую очередь на взаимодействие с вузами Мексики. Так, при факультете Liberal Art Техасского университета в Эль Пасо функционирует Центр межамериканских и приграничных исследований. В структуру государственного университета Аризоны входит Школа трансграничных исследований. В государственном университете Нью-Мексико создан центр Латиноамериканских и приграничных исследований. Кроме этого, в этих университетах программы по таким направлениям как американские исследования, исследования американских индейцев, исследования чиканос, испанский язык и др.
Важной составляющей стратегии интернационализации американских и южнокорейских вузов является интернационализация инфраструктуры кампуса. Офисы по работе с иностранными студентами постоянно совершенствуют свою деятельность по социально-культурной адаптации иностранцев. К наиболее распространенным формам такой деятельности относятся: тематические вечера, организуемые в самом начале пребывания и отъезда иностранных студентов; ориентация для иностранных студентов; знакомство с кампусом и городом; экскурсии; знакомство с культурой страны пребывания через участие в различных мероприятиях. Во многих университетах созданы клубы студентов-волонтеров (buddy programs), которые помогают новым иностранным студентам адаптироваться в незнакомой стране, найти новых друзей и просто хорошо провести время. Так, в ГУНМ реализуется Friendship Family Program. Иностранных студентов, в зависимости от их хобби и сферы интересов, знакомят с американскими семьями для совместного провождения свободного время. Эти семьи помогают иностранным студентам лучше понять американскую культуру и традиции. Участником данной программы может сталь каждый иностранный студент Университета.
В Техасском университете в Эль Пасо помощь в социально-культурной адаптации студентов оказывает студенческая организация International representatives. Организация проводит различные образовательные (презентации, обучающие туры) и культурные мероприятия (ежегодный фестиваль культур различных стран, экскурсии по достопримечательностям Эль Пасо и его окрестностей, посещение театров, музеев итд), а также вовлекает иностранных студентов в жизнь университета и города (спортивные мероприятия, круглые столы, дискуссии, волонтерство). В университете Кюймюнг иностранные студенты могут принять участие в программе Cross Cultural Awareness Program. Данная программа осуществляется под эгидой ЮНЕСКо и направлена на повышение межкультурного взаимодействия. В рамках этой программы иностранные студенты посещают местные школы и знакомят корейских детей с культурой своей страны.
Эти и другие формы и направления адаптации иностранных студентов могли бы быть «взяты на вооружение» российскими региональными вузами, сориентированными на развитие международного сотрудничества. Разумеется, многие отечественные университеты также имеют наработанный опыт адаптации иностранцев, а также схожие организационные
структуры (студенческие офисы, Центры международного образования, культурные центры и т.д.). Однако было бы неправильно игнорировать международную практику включению в процесс адаптации не только самого университета, но и окружающей его социальной среды, социокультурных ресурсов всего региона.
Таким образом, успешная реализация международной стратегии развития является фактором повышения престижа, дополнительным источником финансирования, ресурсом повышения конкурентоспособности для любого регионального университета. Опыт интернационализации образования свидетельствует о том, что основные направления международного сотрудничества современных региональных вузов схожи, а используемые формы их академической мобильности - типичны. Это участие в обменных программах студентов и преподавателей, разработка совместных образовательных программ с зарубежными партнерами (в том числе по формуле «2+2»), обмен научными и педагогическими кадрами, научный обмен, участие в международных проектах и международных организациях и т.д. Основные различия между «интернационализирующимися» вузами заключаются, главным образом, в реальном событийном наполнении форм и направлений их международных связей.
Для каждого вуза, как правило, характерно акцентирование каких-то определенных аспектов своей международной деятельности. Это связано со спецификой самого вуза, региона его локализации, его ресурсами и т.д. Например, некоторые российские региональные вузы на протяжении многих лет готовят иностранцев к обучению в российских вузах по стандартным образовательным программам ВПО. Другие сконцентрированы на подготовке высококвалифицированных кадров - магистрантов и докторантов по международным программам и стандартам. Отечественные и зарубежные вузы неанглоязычных стран часто предлагают иностранным студентам англоязычные программы и образовательные курсы. «Географическая» направленность академической мобильности российского и зарубежного регионального университета нередко зависит от его локализации. Одной из весьма заметных тенденций интернационализации образования в России и США является расширение сотрудничества с китайскими университетами, а также государственными структурами и бизнесом.
Интернационализация образования предполагает создание специализированных административно-образовательных структур, например, Центров международной мобильности, Центров (факультетов) международного образования и т.д. Интернационализация образования и академическая мобильность, в свою очередь, вызывает потребность в профессиональных кадрах международной специализации. В частности, речь идет о выпускниках направлений «международные отношения» и «зарубежное регионоведение», необходимых для квалифицированного обслуживания данных процессов.
В целом, практически любой региональный вуз может найти свою нишу международного сотрудничества и продолжить успешное «встраивание» в процесс интернационализации образования с тем, чтобы занять достойное место на отечественном и зарубежном рынке образовательных услуг, а также расширить свое влияние на культурную, экономическую и социально-политическую жизнь региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Южной Корее растёт число англоязычных программ. EduABROAD, 2007. - 14 апреля. - http://eduabroad.ru/journal/15.04.2007/1
2. Гарусова Л.Н. Российско-американские отношения и феномен антиамериканизма в постсоветской России // Россия и АТР. - 2010. - № 1. - С. 78-86.
3. Дальневосточный государственный гуманитарный университет. http://www.khspu.ru/news.php
4. Забайкальский государственный университет. - http://www.zabgu.ru/
5. Замулин О.А., Капустин Б.Г. и др. Американское университетское образование: уроки для России. Отчет по результатам посещения Университета Дюк и Университета Северной Каролины, май 2004 г. -http://pages.nes.ru/ozamulin/NTFtrip_report.pdf
6. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева - М.: Логос, 2013. - 420 с.
7. Калининградский государственный технический университет. - http://v-u-z.ru/? go=www.kl gtu.ru
8. Крюков В.В. Анализ состояния национальной системы высшего образования и институциональных моделей деятельности университетов // Университетское управление. -2013. - № 1. - http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1428
9. Латиноамериканские исследования в Дьюкском, Колумбийском, Мэрилэндском
и Берклийском Университетах // Политические изменения в Латинской Америке: история и современность, 2010. - №6. -
https://sites.google.com/site/latinoamerikanistika/arhiv-nomerov/2010-6/latin-american-studies-latinoamerikanskie-issledovania-v-dukskom-kolumbijskom-merilendskom-i-berklijskom-universitetah
10. Международная деятельность ВГУ: история и современное состояние.
Воронежский государственный университет. -
http://www.vsu.ru/russian/intcooperation/history.html
11. Парта. Обучение за рубежом для взрослых и детей. -http://www.parta.org/news/?news_id=1963
12. Почти 250 тысяч иностранных студентов обучаются в вузах России. РИАНОВОСТИ.
http://ria.ru/education/20121128/912582328.html#13809781046103&message=resize &relto=register&acti on=addClass&value=registrati on
13. Сагинова О.В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего
образования // Экономика образования. - 2005. - № 1.
http://www.edit.muh.ru/content/mag/magcontent.php?link=eo0105
14. Center For International Studies. Course Development Grants - 2013 Competition. -http://international.wwu.edu/docs/CIS_course_dev_packet_2013.pdf
15. Dinah Dodds Endowment for International Studies. Lewis and Clark College. -http://college.lclark.edu/programs/overseas_and_off-campus/dde/
16. Hao Huang, Gladney Dru C. Building Bridges: How American Colleges Should Approach China. - 2011. - Аugust 18. - http://chronicle.com/article/Building-Bridges-How- Аmeri-can/128759/?sid=at&utm_source=at&utm_medium=en
17. International and Border Programs, NM State University. -http://provost.nmsu.edu/blog/2013/01/25/international-and-border-programs-ibpojects/
18. International Students and Scholars. Financial Aid Fact Sheet. Lewis and Clark College. - http://www.lclark.edu/offices/international/financial_aid/fact_sheet
19. Internationalization Scan, Participation in the ACE Internationalization Laboratory.
NM State University, 2007. - 31 p.
http://plan.nmsu.edu/files/2012/07/Internationalization-Scan-Participation-in-the-ACE-Internationalization-Laboratory-September-2007.pdf
20. Mapping Internationalization on US Campuses: 2012 Edition. ACE - American
Council of Education, 2012. - 29 p. - http://www.acenet.edu/news-
room/Documents/MappingInternationalizationonUSCampuses2012-full.pdf
21. Master’s International Program. NM State University. -http://aces.nmsu.edu/peacecorp/masters-international
22. Mergner J. Internationalization Strategies in South Korean Higher Education. An Explanatory Analysis of the Internationalization Efforts of Four Korean Universities through the Lenses of Resource Dependency and Normative Match, 2011. - 148p. -http://prezi.com/_6yvcaxe28kd/internationalization-strategies-in-south-korean-higher-education/
23. Overseas and off Campus Programs. Lewis and Clark College. -http://college.lclark.edu/programs/overseas_and_off-campus/
24. Perez J. NMSU names first associate provost for international and border programs. -
2012. - 17 May. - http://newscenter.nmsu.edu/8633
25. Student Academic Affairs Board (SAAB). Lewis and Clark College .https://college.lclark.edu/student_life/associated_students/saab/what_is_saab/
26. Transforming Lives Through Discovery. Vision 2020. NM State University. - 12 p. -http://plan.nmsu.edu/files/2012/07/Vision-2020-Plan.pdf
Рецензент: Галлямова Людмила Ивановна, д-р исторических наук, зам. директора по научной работе. Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН.
REFERENCES
1. V Juzhnoj Koree rastjot chislo anglojazychnyh programm. EduABROAD, 2007. - 14 aprelja. - http://eduabroad.rn/joumal/15.04.2007A
2. Garusova L.N. Rossijsko-amerikanskie otnoshenija i fenomen antiamerikanizma v postsovetskoj Rossii // Rossija i ATR. - 2010. - № 1. - S. 78-86.
3. Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet.
http://www.khspu.ru/news.php
4. Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet. - http://www.zabgu.ru/
5. Zamulin O.A., Kapustin B.G. i dr. Amerikanskoe universitetskoe obrazovanie: uroki dlja Rossii. Otchet po rezul'tatam poseshhenija Universiteta Djuk i Universiteta Severnoj Karoliny, maj 2004 g. - http://pages.nes.ru/ozamulin/NTFtrip_report.pdf
6. Imperativy internacionalizacii / Otv. red. M.V. Larionova, O.V. Perfil'eva - M.: Logos, 2013. - 420 s.
7. Kaliningradskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet. - http://v-u-z.ru/? go=www.kl gtu.ru
8. Krjukov V.V. Analiz sostojanija nacional'noj sistemy vysshego obrazovanija i institucional'nyh modelej dejatel'nosti universitetov // Universitetskoe upravlenie. -
2013. - № 1. - http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1428
9. Latinoamerikanskie issledovanija v D'jukskom, Kolumbijskom, Mjeriljendskom i Berklijskom Universitetah // Politicheskie izmenenija v Latinskoj Amerike: istorija i sovremennost', 2010. - №6. -https://sites.google.com/site/latinoamerikanistika/arhiv-nomerov/2010-6/latin-american-studies-latinoamerikanskie-issledovania-v-dukskom-kolumbij skom-merilendskom-i-berklijskom-universitetah
10. Mezhdunarodnaja dejatel'nost' VGU: istorija i sovremennoe sostojanie. Voronezhskij gosudarstvennyj universitet. -http://www.vsu.ru/russian/intcooperation/history.html
11. Parta. Obuchenie za rubezhom dlja vzroslyh i detej. -http://www.parta.org/news/?news_id=1963
12. Pochti 250 tysjach inostrannyh studentov obuchajutsja v vuzah Rossii. RIANOVOSTI.
http://ria.ru/education/20121128/912582328.html#13809781046103&message=resize
&relto=register&action=addClass&value=registration
13. Saginova O.V. Problemy i perspektivy internacionalizacii vysshego obrazovanija //
Jekonomika obrazovanija. - 2005. - № 1.
http://www.edit.muh.ru/content/mag/magcontent.php?link=eo0105
14. Center For International Studies. Course Development Grants - 2013 Competition. -http://international.wwu.edu/docs/CIS_course_dev_packet_2013.pdf
15. Dinah Dodds Endowment for International Studies. Lewis and Clark College. -http://college.lclark.edu/programs/overseas_and_off-campus/dde/
16. Hao Huang, Gladney Dru C. Building Bridges: How American Colleges Should Approach China. - 2011. - August 18. - http://chronicle.com/article/Building-Bridges-How- Ameri-can/128759/?sid=at&utm_source=at&utm_medium=en
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
International and Border Programs, NM State University. -
http://provost.nmsu.edu/blog/2013/01/25/international-and-border-programs-
ibpojects/
International Students and Scholars. Financial Aid Fact Sheet. Lewis and Clark College. - http://www.lclark.edu/offices/international/financial_aid/fact_sheet
Internationalization Scan, Participation in the ACE Internationalization Laboratory. NM State University, 2007. - 31 p.
http://plan.nmsu.edu/files/2012/07/Internationalization-Scan-Participation-in-the-ACE-Internationalization-Laboratory-September-2007.pdf
Mapping Internationalization on US Campuses: 2012 Edition. ACE - American Council of Education, 2012. - 29 p. - http://www.acenet.edu/news-
room/Documents/MappingInternationalizationonUSCampuses2012-full.pdf
Master’s International Program. NM State University. -http://aces.nmsu.edu/peacecorp/masters-international
Mergner J. Internationalization Strategies in South Korean Higher Education. An Explanatory Analysis of the Internationalization Efforts of Four Korean Universities through the Lenses of Resource Dependency and Normative Match, 2011. - 148p. -http://prezi.com/_6yvcaxe28kd/internationalization-strategies-in-south-korean-higher-education/
Overseas and off Campus Programs. Lewis and Clark College. -http://college.lclark.edu/programs/overseas_and_off-campus/
Perez J. NMSU names first associate provost for international and border programs. -2012. - 17 May. - http://newscenter.nmsu.edu/8633
Student Academic Affairs Board (SAAB). Lewis and Clark College .https://college.lclark.edu/student_life/associated_students/saab/what_is_saab/
Transforming Lives Through Discovery. Vision 2020. NM State University. - 12 p. -http://plan.nmsu.edu/files/2012/07/Vision-2020-Plan.pdf