Научная статья на тему 'Рынок образовательных услуг - динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства'

Рынок образовательных услуг - динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ / БИЗНЕС-ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кречетников К. Г., Щуковский В. А.

Раскрыто понятие рынка образовательных услуг, его особенности и отличительные черты. Показаны роль глобализационных процессов в образовании и неизбежность интернационализации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок образовательных услуг - динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства»

to resist; to show trust - to trust; to give an explanation - to explain; to quote an example - to exemplify; to make a promise - to promise etc.; It will be more correct if these phrases are placed in the middle line, because together with their ability to be used in static form, their components keep all the features typical to lexemes. The meaning of «suburb» does not refuse the signs of various characteristics of the components of phrases, but helps to join them in one unit [6, p. 46-47].

The existence of the meanings «centre» and «suburb» in the system of phrases is connected with the keeping of certain features of syntactic units. It means the process of getting syntactical value of semantic elements, or opposite, the process of becoming lexical of syntactic constructions. The process of such kind of moves is always equal in the relationship of exact nominal words and the words with the abstract meaning.

Список литературы:

1. Тер-Минасова С.Г. Словосочетание в научно-лингвистическом и дидактическом аспектах. - М.: Высшая школа, 1982. - 144 с.

2. Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. - М.: Наука, 1975. - 559 с.

3. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. - М.: ИИЛ, 1957. -286 с.

4. Verbal Collocations in Modern English. - M.: Просвещение, 1975. - 302 р.

5. Zandvoort R.W. A Handbook of English Grammar. - London, 2009. - 612 p.

6. Абдуазизов А.А. Узбек тили фонологияси ва морфонологияси. - Т.: Университет, 2010. - 170 б.

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ -ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ОТРАСЛЬ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

© Кречетников К.Г.*, Щуковский В.А.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Раскрыто понятие рынка образовательных услуг, его особенности и отличительные черты. Показаны роль глобализационных процессов в образовании и неизбежность интернационализации образования.

Ключевые слова рынок образования, культурные инструменты, гло-бализационные процессы, конкурентоспособность вузов, бизнес-школы.

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

* Студент 4 курса специальности «Управление персоналом».

Рынок образования - это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: обучающихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги [1]. Рынок образовательных услуг - объединение потребностей на образовательные услуги со стороны главных хозяйствующих субъектов (индивидов, домохозяйств, компаний) и предложений данных услуг различными образовательными учреждениями; сложная, многоуровневая система, обеспечивающая постоянное поддержание высокого качества кадрового потенциала, соответствующего динамично развивающейся социально-экономической структуре общества. Среди услуг данного рынка выделяются образовательные услуги и услуги, связанные с воспроизводством трудовых ресурсов [2].

Рынок образования тесно переплетается с общей экономической и политической обстановкой. Он развивается стремительными темпами и поэтому требует повышенного внимания к проблемам, связанным с позиционированием учебных заведений. Одна из задач высшего образования - усиление позиций университетов, так как это формирует дополнительные возможности для них в будущем [3].

В настоящее время постоянно обновляются технологические и информационные основы многих видов деятельности, претерпевает изменения экономическая система, следовательно, меняются и технологии обучения, и главным образом, профессионального, нацеленного на быструю адаптацию профессиональных знаний и навыков к условиям рыночной экономики и повышение конкурентоспособности участников рынка. Главная цель - обеспечение потребностей развивающейся экономики в квалифицированных кадрах с высокими конкурентными преимуществами. Это требует создания более совершенной системы образования, не уступающей лучшим мировым образцам, налаживания широкого международного сотрудничества, увеличения экспортно-импортных связей в образовании.

Образование, как и другие культурные инструменты, прочно вошло в арсенал внешней политики стран. За время использования именно таких инструментов были выработаны эффективные методы и приемы, стали понятны пределы влияния культуры на зарубежных участников международных отношений. Культура не способна заменить военные инструменты внешней политики, она и не компенсирует в полной мере дефицит экономических ресурсов в международных отношениях. Однако страны, не располагающие культурным влиянием, успеха в мировой политике не добивались, поэтому правительства, стремящиеся к высоким позициям на мировой арене, так или иначе, занимаются популяризацией национальной культуры за рубежом [2].

Под воздействием протекающих в мире глобальных политических и экономических перемен и видоизменения ценностных систем многих государств современная система образования приобретает все более общемиро-

вые черты. Подобно другим общественным институтам, система образования становится все более открытой для международного сотрудничества. Кроме того, образование входит в число важнейших элементов мировой политики, является одним из критериев обеспечения национальной безопасности ввиду усиления взаимозависимых процессов.

Все больше становится ясно, что системы образования внутри государств не способны развиваться, минуя глобальные процессы и тенденции, вне требований международного рынка труда. Исходя их этого, усиливается роль глобализационных процессов в образовании. В широком смысле под интернационализацией образовательного процесса следует понимать вовлечение разнообразных международных аспектов в научно-исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность учебных заведений на разных уровнях.

Глобализационные процессы в мировой экономике, неразрывно связаны со всеми аспектами общественной жизни, в частности - системой образования. Участие вузов в глобализации и интернационализации образования в современных условиях - необходимость.

Для достижения высокой конкурентоспособности вузам не следует ограничиваться только внутригосударственными масштабами. Все большее число европейских университетов выставляют свои услуги на международный рынок. Это осуществляется через заграничные кампусы, а также через совестные образовательные программы с иностранными учебными заведениями. Все это требует формирования эффективной системы оценки и управления качеством таких программ, системы профессиональной и академической аккредитации разработанных программ и кадрового состава. Университеты должны проявлять гибкость в оценке и принятии предыдущих этапов и результатов обучения и профессионального опыта, уделять должное внимание мотивационной составляющей студентов и предложению разнообразных образовательных программ, выражать готовность к реализации совместных проектов с иностранными вузами, а также продвигать свои программы за границей.

Во всех странах происходит реструктуризация действующих образовательных систем с целью выведения их на новый, международный уровень. Образование само по себе является стратегически важным ресурсом любого государства, поэтому его развитие является объектом многочисленных исследований на протяжении многих лет.

Поэтому отличительная особенность рынка образовательных услуг - в том, что на него оказывает большое влияние государство, являющееся представителем различных субъектов рынка. Оно выступает главным производителем услуг образования и главным плательщиком за эти услуги. Более того, оно обязано исполнять стандартные для рыночных стран функции -защиту правовыми методами субъектов рынка (главным образом, потреби-

телей) от монополизма, бесчестности в бизнесе, слежение за качеством продукции, сбор статистических данных, помощь в организации крупных исследований рынка и др. [1].

По оценкам ВТО, на 2015 объемы международного рынка образования составляют около 60 миллиардов долларов. И хотя специалисты ОЭСР полагают, что его размеры в 2 раза уступают оценкам ВТО и равняются 30 миллиардам, огромная величина этого рынка ни у кого не вызывает сомнений [2]. К тому же темпы его роста достаточно велики. Материальным свидетельством этого служит регистрируемая статистикой эволюция числа студентов, обучающихся вне дома.

В последние годы происходят серьезные сдвиги в соотношении между основными направлениями профессиональной специализации в подготовке иностранных студентов в других странах. На первое место выходит бизнес-образование, которое включает экономические факультеты, бизнес-школы и т.д. Это связано с растущей ролью предприятий в развитии новейших отраслей высоких технологий и других секторов хозяйства, а также с усилением международного разделения труда, транснационализацией капитала [4].

Во многих странах мира функционируют тысячи центров подготовки кадров предпринимателей. Направления, связанные с экономикой, управлением, маркетингом, системами деловой информации, сегодня широко представлены в программах многих университетов. По различным оценкам в настоящее время бизнес-образование охватывает примерно четвертую часть всех тех, кто, обучается за пределами своих стран.

Распределение студентов по другим специальностям менее определённо. Но динамика основных профилей всё же достаточно очерчена. Обычно выделяют технические и инженерные науки, самые популярные из которых информационные технологии, и естественные науки, среди которых ведущая роль принадлежит математике. Эти две группы иногда так смыкаются друг с другом, что их трудно точно разделить. Но в целом, по приблизительным оценкам этим двум группам принадлежит по 20 % иностранных студентов, проходящий обучение за рубежом, и, как правило, в последние годы рост продолжается [5].

Позиции разных государств на межнациональном рынке постоянно меняются. Такие изменения включают:

- замещение мотивационной составляющей интернационализации -культурные и образовательные сменяются экономическими приоритетами; такие экономические мотивы бывают краткосрочными (получение дополнительных финансовых средств от платы за обучение) или долгосрочными (налаживание партнерских взаимоотношений между регионами и подготовка квалифицированных кадров);

- развитие и укрепление конкуренции на интернациональном рынке; недостаточное предложение услуг увеличивают спрос на мировом

рынке; рынком интересуются как традиционные образовательные учреждения, так и посредники в сфере образовательных услуг из частного сектора;

- изменяется профиль и возраст студентов; создание информационного общества и задач непрерывного образования привели к постановке задач большей вариации в образовательных программах, большей гибкости в сроках и целях образования и т.д.

Все данные изменения вызывают необходимость принятия межнациональных мер, направленных на усиление конкурентоспособности вузов не только в конкретных странах, но и целых регионах с целью того, чтобы они достойно были представлены на международном рынке образовательных услуг.

Список литературы:

1. Кречетников К.Г. Сравнительная характеристика рынков образования России, Китая, Кореи и Японии // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2015. - № 10. - С. 69-82.

2. Насибуллина В. Особенности формирования рынка образовательных услуг на современном этапе развития России: из материалов IV школы молодых исследователей. - Петрозаводск: изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. - С. 2-7.

3. Гарусова Л.Н. Стратегия международного сотрудничества университетов: отечественный опыт / Л.Н. Гарусова, А.П. Пигинешева // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2013. - № 4. - С. 134.

4. Клягин, А.В. Интеграция образования и науки: основные тенденции и перспективы / А.В. Клягин // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. - 2013. - № 9. - С. 95-102.

5. Ennew Ch.T. &YangF. Foreign Universities in China: a Case Study // European Journal of Education. - 2009. - Vol. 44. - № 1. - Part I. - P. 21-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.