УДК 378.1
И. С. Логвиненко1
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Интеграционные процессы высшего образования на примере стран Азиатско-Тихоокеанского региона
Под влиянием тенденций глобализации экономики и развития современных глобальных информационных сетей происходит значительное усиление тенденций интернационализации образования, увеличение удельного веса его международной составляющей. Участие того или иного университета в процессе интернационализации образования является необходимостью в современных условиях. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, как и в других регионах мира, проходят процессы усиления интернационализации образования и формирования единого образовательного пространства. Изучение долговременных тенденций на международном рынке образовательных услуг (послешкольное образование) показывает расширение спектра стран-реципиентов, появление новых «игроков» и усиление их роли на фоне ослабления позиций традиционных лидеров.
Ключевые слова и словосочетания: международное сотрудничество, интеграция образования, интернационализация высшего образования, иностранные студенты, высшее образование за рубежом, Азиатско-Тихоокеанский регион.
I. S. Logvinenko
Vladivostok State University Economics and Service Vladivostok. Russia.
Integration processes of higher education as an example Asia-Pacific region
Under the influence of the economic globalization trends and development of modern global information networks, a significant strengthening trends of internationalization of the education through increase the proportion of its international component are taken place. The participation of universities in the internationalization of education process is necessity nowadays. As in other re-gions of the world, in the Asia-Pacific region there are processes of strengthening the internation-alization of education and the formation of an integrated educational space.
Keywords: international cooperation, integration of education, internationalization of higher education, foreign students, the Asia-Pacific region.
1 Логвиненко Ирина Сергеевна - магистрант 2 курса, кафедра международного бизнеса и финансов ВГУЭС; e-mail: [email protected].
67
Одна из характерных особенностей современности заключается в том, что уровень и масштабность образования стали существенными факторами экономического роста, прогрессивных социальных изменений и культурных преобразований там, где государственная политика строится на его приоритетах.
Образование, как и другие культурные инструменты, прочно вошло в арсенал внешней политики стран. За время использования именно таких инструментов были выработаны эффективные методы и приемы, стали понятны пределы влияния культуры на зарубежных участников международных отношений. Культура не способна заменить военные инструменты внешней политики, она и не компенсирует в полной мере дефицит экономических ресурсов в международных отношениях. Однако страны, не располагающие культурным влиянием, успеха в мировой политике не добивались, поэтому правительства, стремящиеся к высоким позициям на мировой арене, так или иначе занимаются популяризацией национальной культуры за рубежом [5. С. 14-15]. Под влиянием происходящих в мире крупных политико-экономических перемен, эволюции ценностных систем многих стран, а также перед лицом глобальных вызовов человечеству, современное образование приобретает все более общемировой характер. Как и другие общественные институты, образование становится все более открытым для международного сотрудничества. Более того, образование выдвигается в число решающих элементов мировой политики, становясь одним из факторов обеспечения национальной безопасности стран в силу нарастания процессов взаимозависимости.
Становится все более очевидным, что национальные системы образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда, в связи с чем возрастает роль интеграционных процессов в области образования. В самом широком смысле под интернационализацией образования понимается включение различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней. Процесс интернационализации в различных странах и университетах, несмотря на локальную и иную специфику, протекает достаточно универсально и затрагивает:
- студентов - набор иностранных студентов, организация обменных программ, а также индивидуальная студенческая мобильность;
- профессорско-преподавательский состав - обмен преподавателями, совместные научно-исследовательские программы, стажировки в зарубежных университетах, создание совместных учебных программ, организация интенсивных курсов и летних школ;
- вопросы сертификации, признания и оценки - выдача «двойных» дипломов, система зачетных единиц, международное признание документов об образовании, оценка качества образования;
- иные аспекты международного сотрудничества - программы обмены для администрации, управление трудовыми и материальными ресурсами, консультационные и информационные службы, процедура оценки, инфраструктура [2. С. 134].
Интернационализация образования в России и за рубежом преследует различные цели, в том числе:
- диверсификацию и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов;
- расширение учебных планов и обучение студентов в зарубежных вузах-партнерах;
- расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов;
- повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями;
- повышение конкурентоспособности вуза во внешней и внутренней среде и т.д. [3. С. 9].
В основе интеграции образования лежат объективные процессы в социально-экономическом развитии, составляющие основу формирования глобальных изменений. К факторам, ускоряющим интеграцию образовательного пространства, относятся как факторы, действующие на достаточно длительном временном интервале, так и появившиеся в последние годы:
- усиление взаимосвязи и взаимной зависимости национальных экономик;
- увеличение мобильности факторов производства - трудовых ресурсов, капитала, информации, технологий;
- увеличение степени открытости национальных экономик, выразившееся в либерализации торговли товарами и услугами;
- переход к рыночной экономике как к одному из основных механизмов общественного развития;
- возрастание роли человеческого капитала в условиях перехода к инновационному развитию;
- превращение высшего образования в массовое благо.
Изменение в начале 2000-х годов «внешней» и «внутренней» ситуации
в России и в мире поставило перед институтами и управленческим персоналом разного уровня, ответственными за реализацию международного сотрудничества, новые задачи, связанные с особенностями управления, финансирования, распределения ответственности при реализации международных программ и проектов.
69
Опыт последних двух десятилетий показывает, что наиболее интенсивно интеграция осуществляется в масштабах геополитических регионов, объединяющих страны с относительно сходными условиями исторического развития и более или менее аналогичной социально-экономической структурой. Такими геополитическими регионами в настоящее время являются: Европа, Евразия, включающая все государства, возникшие на постсоветском пространстве; Азиатско-Тихоокеанский и Североамериканский (США, Канада, Мексика) регионы.
Системы образования во всех этих регионах, кроме Евразии, являются наиболее интернационализированными. Их опыт в области интеграции образования представляет для России и всех стран СНГ наибольший интерес, поскольку перед ними стоят две важные задачи: 1) приостановить размежевание своих собственных систем, которое началось с распадом Советского Союза, и укрепить единое образовательное пространство государств-участников СНГ; 2) в единстве искать пути интеграции (сотрудничества) с системами образования других геополитических регионов.
В настоящее время Россия наращивает масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Так, к началу 2013 г. на территории России в 750 образовательных учреждениях учились около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран [2. С. 134-135]. Среди наиболее популярных российских вузов для иностранцев выделяют: Российский университет дружбы народов (РУДН), МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова.
На данный момент в Российской Федерации осуществляют свою деятельность более 500 зарубежных и международных фондов, проектов и программ, взаимодействующих с российскими образовательными и исследовательскими учреждениями. Наиболее крупные из них: Национальный научный фонд США (National Science Foundation - NSF), фонд Дж. Сороса, Институт «Открытое общество», мегапроект «Развитие образования в России» и др.
Одним из важнейших приоритетов международного сотрудничества российских университетов является Азиатско-Тихоокеанский регион. Проанализировав развитие международных образовательных процессов в странах АТР, видно, что общее число студентов в учреждениях высшего образования с 2005 по 2010 г. в странах АТР возросло и на 2010 г. в целом в регионе было зарегистрировано более 92 млн чел., а в мире - более 164 млн чел. Количество иностранных студентов с 2005 г. также возросло в регионе и в мире (более чем на 20%). При этом общее количество преподавателей увеличилось как в АТР, так и в мире в целом (см. таблицу).
Таблица
Темпы роста численности студентов и преподавателей в сфере высшего образования в мире и в АТР с 2005 по 2010 г.
Страна Число студентов, тыс. чел./ год Число иностранных студентов, тыс. чел./ год Профессорско-преподавательский состав, тыс. чел.
2005 2010 Темп роста, % 2005 2010 Темп роста, % 2005 2010 Темп роста, %
Страны АТР 78776 92348 117 1506 1832 122 4880 5588 115
Страны мира 137870 164582 119 2728 3369 123 8815 10393 118
Примечание: сост. по [8].
Стоит отметить, что самые высокие показатели набора студентов в вузы в 2010 г. были отмечены в Камбодже, Гонконге и Гватемале (прирост составил более 50% по отношению к 2005 г.).
Самая большая доля иностранных студентов в 2010 г. наблюдается в Макао (50% от общего числа зарегистрированных студентов), в Австралии (21,5%) и Сингапуре (20%). При этом основную долю в этих странах составляют жители из Восточной Азии и Тихоокеанского региона, а также из Северной Америки и Западной Европы.
Азия является поставщиком наибольшего числа иностранных студентов. В целом, студенты из Азии составляют 52% от числа всех иностранных студентов в мире. Однако в АТР есть страны, которые являются крупнейшими в мире экспортерами образовательных услуг (имея в виду долю иностранных студентов, превышающую 20% численности всех зарегистрированных студентов), к ним относятся Австралия, Новая Зеландия и Сингапур.
При этом соотношение сил среди мировых лидеров по привлечению иностранных студентов меняется (доля США, Великобритании и Германии несколько уменьшается, а доля Австралии, Канады, Новой Зеландии, а также России растет). Некоторые страны уже предлагают меры по интеграции студентов, в том числе по облегчению получения рабочей визы, вида на жительства или гражданства.
В целом можно отметить семь ведущих стран-реципиентов, принимающих почти 70% совокупного массива иностранных студентов: США, на долю которых приходится 18%, Великобритания - 11%, Франция - 9%, Китай - 8%, Германия - 8%, Австралия - 7%, Канада - 5% (см. рисунок, данные на 2013 г.).
71
Канада, 5%
Остальные страны, 34%
Герм, Кита
Фран
США, 18%
тания, 11%
Рис. Доля стран, принимающих иностранных студентов (послешкольное образование)
Изучение долговременных тенденций на международном рынке образовательных услуг (послешкольное образование) показывает расширение спектра стран-реципиентов, появление новых «игроков» и усиление их роли на фоне ослабления позиций традиционных лидеров: например, за шестилетний период доля США, традиционно-предпочтительного направления учебной миграции, снизилась с 25,1 до 20%.
На сегодняшний день получение высшего образования за рубежом привлекает своим качеством и перспективами трудоустройства. Согласно рейтингу самых привлекательных стран для получения высшего образования, проведенному службой исследований компании HeadHunter, в Top-10 вошли следующие: США, Германия, Австралия/Великобритания, Канада, Япония, Франция, Нидерланды, Китай, Швеция. В качестве критериев оценки вузов выступили: престижность вузов страны и качество обучения в них (4,33 балла); языковая доступность (4,03 балла); привлекательность страны для жизни (3,56 балла); средняя стоимость обучения в вузах страны (3,43 балла); простота получения визы (1,98 балла).
Лидерство США связано в первую очередь с первенством этой страны по количеству самых престижных вузов. Так, например, за последние годы в топ-10 мирового рейтинга входили 6-7 американских вузов, среди которых Harvard University, Massachusetts Institute of Technology, Yale University и др. Как следствие этого превосходства - стоимость обучения в США одна из самых высоких в мире (от 10 до 44 тыс. долл. США).
Ключевые позиции оценки привлекательности для обучения в Германии выражены несколько ниже, чем у США. Германия занимает десятое место в списке самых привлекательных стран и третье - в рейтинге количества самых престижных вузов в стране. Однако при этом Германия отличается
достаточно демократичной стоимостью обучения в отличие от США, Австралии, Великобритании, Новой Зеландии и ряда других стран.
Великобритания издавна считается эталоном образовательных стандартов, и многие мировые вузы копируют английскую школу. В рейтинге HeadHunter она располагается на третьей позиции, что связано с рейтингом привлекательности страны по качеству жизни: в соответствии с ним Великобритания занимает достаточно низкую строчку (26 место).
Высокую оценку обучению в Австралии обеспечивает то, что Зеленый континент занимает второе место по привлекательности жизни и пятое - по количеству ТОПовых вузов мира. В то же время стоимость обучения здесь достаточно высока (2 место) и, кроме того, есть определенные сложности в получении визы.
В страновом сравнении по количеству студентов, обучающихся за границей, лидирующие позиции можно отметить в странах: Китай (более 510 тыс. студентов), Южная Корея (более 125 тыс.), Малайзия, Франция, США (более 50 тыс.), Россия, Канада, Вьетнам и Япония (более 40 тыс.).
Таким образом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как и в других регионах мира, проходят процессы усиления интернационализации образования и формирование единого образовательного пространства. Потенциал региона огромен и с точки зрения численности населения, и с точки зрения темпов и пропорций социально-экономического развития. В настоящее время можно говорить о значительном усилении тенденций интернационализации образования, увеличении удельного веса его международной составляющей, в частности, под влиянием тенденций глобализации экономики, развития современных глобальных информационных сетей. Участие того или иного университета в процессе интернационализации образования является необходимостью в современных условиях. Эффективная международная стратегия вуза - фактор повышения его престижа в национальной и международной среде, ресурс повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
1. Аржанова, И.В. Особенности реализации инновационных направлений высшего образования в странах Европы / И.В. Аржанова // Гуманитарные исследования. - 2012. - №2(42). - С. 5-9.
2. Гарусова, Л.Н. Стратегия международного сотрудничества университетов: отечественный опыт / Л.Н. Гарусова, А.П. Пигинешева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - №4. - С. 134-152.
3. Гарусова, Л.Н. Интернационализация высшего образования или международная деятельность университетов российского Дальнего Востока / Л.Н. Гарусова, А.Е. Сухая // Территория новых возможностей. Вестник
73
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. -2014. - №2. - С. 9-18.
4. Клягин, А.В. Интеграция образования и науки: основные тенденции и перспективы / А.В. Клягин // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. - 2013. - №9. - С. 95-102.
5. Козлов, Л.Е. Применение культурных инструментов в современной внешней политической практике / Л.Е. Козлов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №12(266). - С. 7-16.
6. Вузы Европы и России открывают двери для обменов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru (дата обращения 15.12.2014).
7. Atlas of Student Mobility, Institute of International Education [IIE USA]. -URL: http://www.atlas.iienetwork.org (дата обращения 22.10.2014).
8. Education (all levels) profile: UNESCO Institute for statistic. - URL: http://stats.uis.unesco.org/unesco/TableViewer/document.aspx?ReportId=-198&IF_Language=eng 4 (дата обращения 03.12.2014).
9. Interactive information of educational indicators. - URL: www.uis.unesco.org. (дата обращения 06.11.2014).