Интернационализация высшего образования в АТР как интеллектуальный ресурс Тихоокеанской России
Лариса Николаевна Гарусова,
доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]
Глобализация в АТР вызывает потребность в профессиональных кадрах но -вого уровня. В настоящее время решение данной задачи связывается с ин -тернационализацией образования, главной составляющей которой является академическая мобильность. Наиболее распространённые формы послед -ней как в России, так и в мире — обменные программы между вузами: обуче -ние студентов, магистрантов и преподавателей за рубежом, участие в совме -стных научных проектах с вузами и исследовательскими центрами других государств. В разных странах и даже отдельных университетах существует определённая специфика в понимании процесса интернационализации об разования, однако основные формы и направления международного сотруд -ничества схожи и во многом определяются географической локализацией. В Дальневосточном регионе сегодня функционируют и успешно осуществ -ляют международные контакты более 50 вузов. В 100 лучших российских университетов в 2016 г. от Дальнего Востока вошли Дальневосточный феде -ральный университет (Владивосток) и Северо - Восточный федеральный уни -верситет имени М.К. Аммосова (Якутск). Вузы Тихоокеанской России на -целены на сотрудничество со странами АТР, прежде всего с КНР. В борьбе за китайский рынок образования им приходится конкурировать с универ -ситетами США, Австралии и Европы. Интернационализация высшего обра -зования Тихоокеанской России будет осуществляться за счёт не только фе -деральных (таких как ДВФУ и СВФУ), но и многочисленных региональных вузов — традиционных российских университетов с программами бакалав риата и магистратуры. Среди последних один из типичных — Владивосток -ский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), успешно сотрудничающий с более чем 20 вузами стран АТР, включая Китай, Респуб -лику Корея, Японию, США, Вьетнам, Лаос и т.д.
Ключевые слова: Тихоокеанская Россия, АТР, интернационализация образо -вания, академическая мобильность, исследовательский и региональный уни верситеты, Китай, ВГУЭС.
Internationalization of Higher Education in the Asia Pacific as an intellectual asset of Pacific Russia.
Larisa Garusova, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected].
The process of globalization in the Asia Pacific region demands new professional skills and competencies. Nowadays, the solution of this task is connected with internationalization of education where academic mobility becomes a major feature. The most common forms of academic mobility in Russia and all over the world are exchange programs: education of students, graduate students, and lecturers abroad, participation in joint scientific projects with foreign universi ties and research centers. There are some specific features in understanding the process of internationalization of education in different countries, but basic forms and directions of international cooperation in different countries are similar and are determined by the geographical location. More than fifty universities function and carry out international contacts suc -cessfully in the Russian Far East today. Two universities — Far Eastern Federal University (Vladivostok) and North - Eastern Federal University (Yakutsk) were included in the top 100 Russian universities in the Far East in 2016. The uni -versities of Pacific Russia are aimed at the development of cooperation with the countries of the Asia - Pacific Region, first of all, with China. They have to compete for Chinese educational market with the universities of the USA, Australia, and Europe. The internationalization of higher education in Pacific Russia will be realized not only by federal universities (FESU, NEFU) but also by numerous regional universities which represent traditional Russian universi ties with undergraduate and graduate programs. One of the typical regional universities of the Russian Far East is Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES), successfully cooperating with more than 20 universi ties of the countries of the Asia Pacific region, including China, the Republic of Korea, Japan, the USA, Vietnam, Laos, etc.
Keywords: Pacific Russia, APR, International Cooperation, Regional University, Internationalization of the Education, Academic Mobility, research and regional universities, China, VSUES.
Поворот России на восток сделал страны Азиатско -Тихоокеанского ре -гиона ещё более привлекательными для неё в качестве контрагентов в различных областях международного сотрудничества, в т.ч. и в сфере образования. В АТР в настоящее время формируется единое образова -тельное пространство, частью которого должно стать и наше государ -ство, прежде всего за счёт вузов Тихоокеанской России. В университе -тах Азиатско -Тихоокеанского региона сконцентрировано около 60% всех студентов мира. Самая большая доля иностранцев — от 20 до 50% от об -щего числа зарегистрированных студентов — обучается в Макао, Авст -ралии и Сингапуре. Это в основном выходцы из стран Восточной Азии,
Северной Америки и Западной Европы. По количеству студентов, полу -чающих образование за границей, лидируют: Китай (510 тыс. чел.), Юж -ная Корея (125 тыс.), Малайзия и США (около 50 тыс.), Канада, Вьетнам и Япония (40 тыс.) [6, с. 73].
Дальневосточный федеральный округ РФ обладает значительным ин -теллектуальным потенциалом — более чем 50 высшими учебными заведе -ниями, готовящими квалифицированные кадры для региона. Практически все эти вузы нацелены на сотрудничество с зарубежными университета -ми, прежде всего стран АТР. При этом уровень подготовки специалистов и качество образования в дальневосточных высших учебных заведениях различаются, что напрямую сказывается на возможностях вузов участ вовать в международном образовательном процессе. Согласно рейтингу российских университетов, ежегодно составляемому авторитетным агент ством RAEX по трём ключевым критериям (в соответствии с требования -ми Министерства образования и науки РФ): 1) условия для получения качественного образования, 2) уровень востребованности выпускников работодателями, 3) уровень научно исследовательской деятельности — в 100 лучших регулярно входят только 2 вуза Тихоокеанской России. Это Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) (Владивосток) и Северо - Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ) (Якутск). В 2016 г. ДВФУ в данном рейтинге занимал 37 - е место, подняв -шись на 2 пункта по сравнению с 2015 г., а СВФУ — 45 - е (после 58) [11].
В различных международных вузовских рейтингах позиции дальне восточных университетов также, к сожалению, весьма невысоки. Напри -мер, по такому показателю, как академичная репутация, международное агентство QS World University Ranking включило в свой рейтинг в 2014 г. только СВФУ, и то в конце второй сотни участников. В рейтинг Times Higher Education World University Ranking по критерию научно - исследо -вательских достижений ни один дальневосточный университет не попал.
Низкий международный рейтинг вузов Тихоокеанской России, разуме ется, влияет на возможности и перспективы присутствия университетов нашей страны в образовательном пространстве АТР. Однако следует по -нимать, что рейтинги высших учебных заведений, составленные как оте чественными, так и зарубежными организациями, существенно разнятся по своим критериям. Зачастую они не отражают в полной мере реальные возможности университетов, подтверждением чему служат многочислен ные примеры успешного участия дальневосточных вузов в интернациона лизации образования в Азиатско Тихоокеанском регионе. Под последней в самом широком смысле понимается процесс включения международ ных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административ ную деятельность образовательных учреждений различных уровней.
Интернационализация образования в России и за рубежом преследует следующие цели: 1) диверсификацию и рост финансовых поступлений
через привлечение иностранных студентов, 2) расширение региональной сети вуза для эффективного использования им своих ресурсов, 3) повы -шение качества образования и исследований за счёт участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями, 4) по -вышение конкурентоспособности вуза во внешней и внутренней среде, и т.д. [3, с. 9].
Главной составной частью процесса интернационализации образова -ния является академическая мобильность — участие студентов, препода -вателей и сотрудников в обменных программах и других сферах меж дународной деятельности университета. Сущность такой мобильности, её цели и результаты кратко и ёмко сформулированы в стратегии меж дународного сотрудничества южнокорейского университета Халлим: «Всё возрастающее число иностранных студентов и магистрантов уни -верситета Халлим получает опыт жизни и работы в глобальной среде. Че -рез международную сеть Халлим студенты имеют возможность из первых рук получить опыт обучения за рубежом» [15].
По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению международных экспер -тов, к 2025 г. число получающих образование за рубежом составит около 5 млн чел. [12, с. 39]. Наиболее распространёнными и нередко взаимосвя -занными формами академической мобильности в РФ и других государст -вах являются обменные программы между вузами — обучение студентов, магистрантов и преподавателей за рубежом (это могут быть либо кратко -срочные курсы и программы — семестровые или 2—3 - х месячные, — либо полная бакалаврская программа, двухдипломные программы 2+2, 3+1, магистратура, аспирантура и т.п.), — а также совместные научные проек ты с иностранными вузами и исследовательскими центрами.
В разных государствах и даже отдельных университетах существу ет определённая специфика в понимании процесса интернационализа ции образования. Так, в США он представляет собой привлечение пре -подавателей с международным опытом, а кроме того — любые действия, выполняемые за рубежом с целью либо получения знаний, либо осуще ствления трудовой деятельности. В Республике Корея обучение в неко торых университетах предполагает прохождение стажировок в её круп нейших компаниях мирового уровня в области электроники и технологии (Hyundai, LG, Samsung и др.), что весьма привлекательно для многих ино -странных студентов.
Частный университет Кюймюнг, например, один из первых в Южной Корее разработал и внедрил системный подход к интернационализации образования. Такую позицию вуза обусловило желание выделиться среди других многочисленных частных региональных университетов, располо женных в пределах агломерации Сеула. Кюймюнг поставил целью привле -чение большего числа местных и иностранных студентов, а также средств
структурного фонда правительства Кореи уже в 1990- е гг. Основной ак -цент делался сначала на развитие программ по изучению корейского языка и культуры, потом — на создание англоязычных курсов, разработ -ку системы финансовой поддержки иностранных студентов (стипендии), совершенствование инфраструктуры. В результате в Кюймюнге доля уча -щихся из - за рубежа на основных образовательных программах составля -ет почти 4%. Для сравнения: в более престижных вузах страны — Сеуль -ском национальном (государственном) университете и государственном университете Корё —иностранных студентов 5,6% и 6% соответственно.
В настоящее время наиболее перспективными направлениями раз -вития международной деятельности в Кюймюнге являются: расширение партнёрских связей с вузами Восточной и Центральной Азии, набор студентов из числа американских военных, поиск дифференцированных ис точников финансирования (страны ЕС, предприятия), прохождение прак -тик студентами за рубежом.
Руководство другого южнокорейского вуза регионального уровня — университета Кенбук — также рассматривает интернационализацию в ка честве приоритетного направления развития. Кроме того, университет ориентирован на расширение партнёрских связей с высшими учебными заведениями Европы, что во многом связано с необходимостью диверси фикации поставщиков иностранных студентов. Одновременно постепенно сокращается число учащихся из Китая. Это обусловлено более высоким уровнем академической мобильности студентов из Европы — результа -том реализации там программы Erasmus. Правительство Республики Ко -рея также финансирует ряд программ, которые направлены на поддерж -ку мобильности со странами Европы.
Основной тенденцией интернационализации высшего образования в «неанглоговорящих» странах является растущая популярность образо -вательных программ на английском языке. Так, если в Университете Кореи (Korea University) в 2002 г. было всего 10% таких программ, то в 2007 г. их стало уже 35%. Южнокорейский Университет Йонсей (Yonsei University), входящий в рейтинг лучших вузов мира, открыл специализированный кол ледж, в котором преподавание ведётся только на английском [14].
В университете Кюймюнг из 4411 бакалаврских курсов 4 26 (почти 10%) преподаются на английском языке. Бакалаврские программы по направле -ниям «международный бизнес», «международные отношения», «информа -ционные технологии Майкрософт», а также программа Global MBA также реализуются на английском. Кроме того, факультеты совместно с вузами партнёрами осуществляют 7 программ двойного диплома [17].
Россия также участвует в интернационализации высшего образова ния, хотя данный процесс протекает не беспроблемно. В 2012 г. на терри -тории РФ в более чем 750 образовательных учреждениях обучалось око -ло 250 тыс. иностранных студентов из 150 государств. При этом свыше
40 тыс. получали высшее образование за счёт средств федерального бюд -жета России [7]. В 2015 г. численность студентов - иностранцев сократи -лась до 240 тыс., из которых 75 тыс. учатся на бюджетной основе. Каждый год наша страна выделяет 15 тыс. стипендий для иностранцев [5]. Это оз -начает, что процесс интернационализации образования в РФ «пробуксо -вывает» и, чтобы привлечь больше иностранных студентов, государство идёт на увеличение доли бесплатного образования для них. Затруднения связаны во многом с неконкурентоспособностью ряда отечественных ву зов на мировом рынке образовательных услуг. Университеты Тихоокеан -ской России не входят в число образовательных приоритетов для ино странного контингента.
По государствам и регионам мира иностранные студенты в российских вузах представлены следующим образом. Наибольшее число — почти 40% — приезжает в РФ из СНГ. Немного меньше учащихся из Азии — 35,7%, преоб -ладают студенты из КНР. Так, в 2013/2014 уч. г. в РФ получали образование 22 тыс. китайских граждан (для сравнения: в США в это же время училось 235 тыс. китайцев, в странах ЕС — 150 тыс., Японии — 86 тыс.) [1, с. 65]. Меньше всего студентов приезжает в Россию из Северной (1,9%) и Латин -ской (1,4%) Америки, стран Балтии (1,3%). Остальные — около 20% — пред -ставляют регионы Африки, Ближнего Востока и Европы.
В пятёрку наиболее популярных направлений образования для ино странцев в российских университетах входят:
- инженерно - технические специальности — 19,7%,
- медицина — 18%,
- экономика и управление — 18%,
- русский язык — 13,5%,
- гуманитарно - социальные специальности — 12% [4].
Международные связи любого университета — отечественного или за
рубежного — во многом зависят от регионально географического фактора, т.е. от территориальной локализации. Но высшие учебные заведения КНР — исключение, они являются желанными академическими партнёрами прак тически для любого российского или иностранного вуза, вне зависимости от его местоположения. Правительство Китая много лет вкладывает деньги в Проект 985, который сориентирован на поддержку 39 крупнейших уни -верситетов страны с целью превращения их в образовательные учреждения мирового уровня. На современном этапе реализации этого проекта Пекин взял обязательство дополнительно инвестировать 39 млрд юаней (около 6 млрд долл.). Получив деньги, университеты КНР ищут серьёзных, прежде всего американских, вузовских партнёров для совместных про грамм в области образования и научных исследований [16].
Существует два основных типа современного высшего учебного заве дения, участвующих в процессе интернационализации образования: 1) ис следовательский университет, 2) региональный университет.
Первый тип — это современный центр развития экономики посредст -вом слияния на его базе науки, образования, новейших технологий и биз -неса. Именно эти вузы пользуются в США и во всём мире наибольшей поддержкой федерального правительства. В них сосредоточена подготов -ка специалистов наивысшей квалификации: 60% американских докторан -тов подготовлено в 50 исследовательских университетах [2, с. 97].
По мнению многих экспертов, повысить свою международную конку рентоспособность в перспективе смогут вузы только такого типа. Однако данная тенденция вовсе не линейна. Постоянный поток инвестиций в зару бежные исследовательские университеты за последние 10 лет привёл к оче -видному прогрессу этих высших учебных заведений только в двух стра нах — в КНР и на Тайване. В 2003—2012 гг. 19 китайских и 4 тайваньских вуза вошли в рейтинг 500 лучших в мире. Одновременно многие традици -онно престижные университеты Запада, несмотря на полученные инвести -ции, выпали из данного рейтинга. Так, «потери» Германии составили 5 вузов, США — 11, Японии — 15 [13, с. 43].
В Тихоокеанской России ключевым критериям исследовательского университета (наука — образование — бизнес — государственное финан -сирование) в полной мере соответствуют только Северо - Восточный федеральный университет и Дальневосточный федеральный университет, что наглядно иллюстрируется их участием в арктических проектах. И ДВФУ, и СВФУ привлечены к научно - образовательному сопровождению госу -дарственной политики по освоению Арктики и Антарктики в контексте международного сотрудничества. Так, в структуру СВФУ входит научно образовательное подразделение Университет Арктики, целью которого является расширение академической мобильности в рамках двусторон них соглашений о сотрудничестве с зарубежными вузами партнёрами из Арктических стран (скандинавские государства Европы, Канада, штат Аляска США), а также консультирование по вопросам участия в между народных программах и проектах Арктических стран.
ДВФУ развивает академическое сотрудничество с университетами Ав стралии и Китая по вопросам исследования Арктики и Антарктики. На пример, в 2016 г. был создан Полярный научно - исследовательский центр в партнёрстве с Харбинским политехническим университетом. В том же году ДВФУ и Университет Мельбурна объявили о создании Российско -Австралийского центра исследований Арктики и Антарктики на базе Дальневосточного федерального университета. Это объясняется тем, что в ДВФУ уже несколько лет действует проект «Арктика», цель которого — создание центра превосходства России в области арктических технологий освоения ресурсов Мирового океана. Разработанные в нём технологии позволяют выполнять полный спектр инжиниринговых услуг, оказывать научное сопровождение проектов на шельфе арктических и субарктичес ких морей.
В качестве университета исследовательского типа ДВФУ на протяже -нии ряда лет получает ощутимую государственную инвестиционную под держку для повышения своего национального и международного рейтин -гов. В 2012 г. вуз занимал 40 - е место в национальном рейтинге российских высших учебных заведений по качеству образования [9]. В июле 2013 г. Министерство образования и науки РФ определило список из 15 универ ситетов РФ, которые получат государственные субсидии для вхождения в мировые рейтинги лучших вузов. В этот список, наряду со всеми феде ральными университетами и крупнейшими вузами Москвы и Санкт Пе тербурга, вошёл и ДВФУ [8]. Однако даже государственная финансовая поддержка пока существенно не улучшила рейтинг ключевого вуза Тихо океанской России. В 2015 г. ДВФУ занимал в рейтинге 39- е место [10], поднявшись на одну позицию по сравнению с 2012 г. Данная позитивная тенденция получила развитие и в 2016 г. — 37 - е место [11].
Тем не менее, уже сегодня очевидно, что интернационализация выс шего образования Тихоокеанской России в АТР будет осуществляться не только за счёт нескольких федеральных университетов, но и усилиями многочисленных региональных вузов. Под последними понимается тради -ционный университет — кузница кадров для региона, нацеленная на про граммы бакалавриата и магистратуры. Современные региональные вузы в Тихоокеанской России активно включаются в процесс интернационали зации образования для того, чтобы за счёт возможностей академической мобильности повысить свою привлекательность в условиях национальной и международной конкуренции на рынке образовательных услуг, а также найти новые источники финансирования.
Направления и формы международного сотрудничества, особенно в части академической мобильности, в большинстве российских и ино -странных вузов схожи, а главные различия заключаются в их реальном наполнении. Типичными региональными университетами Тихоокеанской России являются Владивостокский государственный университет эконо мики и сервиса (ВГУЭС) (Владивосток) и Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) (Чита). Их международные связи — своего рода ил -люстрация к тезису о «регионально географической» специфике интер национализации образования в РФ.
Основные направления и формы международного сотрудничества и академической мобильности ЗабГу практически не отличаются от тех, которые существуют в других российских вузах. Это обменные програм мы со студентами и преподавателями, языковые курсы для иностран цев, краткосрочные и полные бакалаврские программы для зарубежных студентов, совместные (двухдипломные) образовательные программы, научный обмен, участие в международных конференциях, обмен учеб ной литературой и образовательными методиками и т.д. Зарубежными партнёрами ЗабГу являются 14 университетов и институтов Китая. Сре -
ди них и Цицикарский университет (пров. Хэйлунцзян, КНР), в котором вот уже несколько лет развивается совместная программа «2+2» (сту -денты по окончании учёбы получают диплом бакалавра в двух универси -тетах), также, согласно соглашению вузов, стороны имеют возможность обмениваться преподавателями и студентами, включая «2+2» и кратко -временные образовательные курсы. По той же формуле складывается со -трудничество ЗабГУ с южнокорейским университетом Кёнсан (пров. Ке -нам). В настоящее время в программе «2+2» участвуют студенты кафедр регионоведения США и прикладной информатики и математики Забай -кальского государственного университета.
Интернационализация образования, науки и культуры на протяжении ряда лет остаётся одним из приоритетных направлений развития ВГУЭС. На 2016 г. университет имеет более 150 договоров с зарубежными ву -зами, организациями и фондами из 15 стран мира. В 2015 г. ВГУЭС стал участником Еврорейтинга ARES и получил категорию В+: «Надёжное ка -чество преподавания, научной деятельности и востребованности выпу -скников работодателями (Good quality performance)». В университете реализуется ряд международных образовательных программ, ориенти рованных на подготовку специалистов в сфере бизнес образования, ди зайна, лингвистики, туризма, экономики.
Многочисленными партнёрами ВГУЭС являются вузы таких стран АТР, как Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Лаос, Новая Зеландия, США, а также отдельные европейские университеты (Нидерланды, Швей цария, Италия и т.д.). ВГУЭС реализует совместные обменные програм -мы с 23 университетами - партнёрами из КНР, РК, Японии, США, Вьетна -ма, Лаоса и т.д.
Например, с 2013 г. вуз проводит активную профориентационную ра -боту в Лаосской Народно - Демократической Республике (ЛНДР). В 2015 г. ВГУЭС при поддержке Российского центра науки и культуры во Вьентьяне открыл первый центр русского языка в Лаосском национальном универ ситете. В результате в 2015 г. 15 граждан ЛНДР обучались на программах бакалавриата и магистратуры ВГУЭС за счёт федерального бюджета РФ в соответствии с квотой Министерства образования и науки нашей страны.
Особенно активно ВГУЭС, как и другие вузы Тихоокеанской Рос -сии, сотрудничает с университетами КНР. С 2013 г. он является членом Ассоциации вузов Дальнего Востока, Сибири и Северо Восточных ре гионов КНР, а также Российско китайской ассоциации экономических университетов. С 2015 г. Владивостокский университет экономики и сер -виса реализует магистерскую программу по направлению «экономика» на китайском языке. Сегодня на всех формах обучения в китайских ву зах — партнёрах ВГУЭС с участием русских преподавателей и в самом университете — с участием китайских — получают образование 1400 ки -тайских студентов. В марте 2014 г. Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса и Чанчуньский университет Гуанхуа подписали соглашение о создании совместного образовательного уч реждения в г. Хуньчунь (КНР) — Международного института Северо - Вос -точной Азии при Чанчуньском университете Гуанхуа. ВГУЭС предложил будущему международному вузу различные направления подготовки: «менеджмент», «экономика», «туризм», «информационные технологии», «дизайн», «автомобильный сервис» и др. Вести дисциплины предполага лось на нескольких языках — русском, английском, китайском. К сожале нию, по состоянию на 2016 г., данный проект оказался замороженным из за проблем с финансированием.
Таким образом, перспективы университетов Тихоокеанской России на международном рынке образовательных услуг во многом зависят от их участия в интернационализации образования в АТР. Продуманная международная стратегия федерального и регионального вуза является ресурсом повышения его конкурентоспособности, дополнительным ис точником финансирования, фактором престижа. Академическое сотруд ничество с университетами, научными центрами и бизнесом стран Ази атско Тихоокеанского региона может стать условием успешности для многих высших учебных заведений Дальнего Востока. Вопрос лишь в том, сумеют ли они составить конкуренцию вузам Европы и США за передел и освоение азиатского рынка образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Ван Бин. Экономические факторы, влияющие на международное образователь -ное сотрудничество между КНР и РФ, и способы его оптимизации // Вестник ВГУЭС. Территория новых возможностей. 2014. № 4. С. 63—66.
2. Гарусова Л.Н., Климова Е.Ю. Инновационное развитие современного универси -тета: опыт США // Вестник ВГУЭС. Территория новых возможностей. 2013. № 4. С. 96—105.
3. Гарусова Л.Н., Сухая А.Е. Интернационализация высшего образования и между -народная деятельность университетов российского Дальнего Востока // Вестник ВГУЭС. Территория новых возможностей. 2014. № 2. С. 9—18.
4. Гарусова Л.Н., Петрова Н.В. Международная стратегия российского университе -та: китайский вектор // SCIENCE - EDUCATION.RU: научный электронный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2014. № 6. С. 835. URL: http:// www.science - education.ru/pdf/2014/6/1001.pdf (дата обращения: 18.06.2015).
5. Ивойлова И. За какими профессиями едут в Россию // RG.RU: интернет - портал «Российская газета». «Российская газета» — федеральный выпуск № 6676 (105). URL: https://rg.ru/2015/05/18/filippov.html (дата обращения: 12.05.2016).
6. Логвиненко И.С. Интеграционные процессы высшего образования на примере стран Азиатско -Тихоокеанского региона // Вестник ВГУЭС. Территория новых возможностей. 2014. № 4. С. 67—74.
7. Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федера ции Дмитрия Ливанова на заседании коллегии Минобрнауки России по вопросу
«Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Феде -рации за 2012 г. и задачах на 2013 г.» // МИНОБРНАУКИ.РФ: официальный сайт Министерства образования РФ. URL: Шр://минобрнауки.рф/пресс - центр/3175 (дата обращения: 21.07.2015).
8. Определён список 15 российских вузов, которые с 2013 года получат субсидии для вхождения в мировые рейтинги университетов // SPB.ITAR -TASS.COM: офи -циальный сайт информационного агентства России (ИТАР -ТАСС). 8 июля 2013 г. URL: http://spb.itar - tass.com/c322/800732.html (дата обращения: 03.09.2015).
9. Рейтинг вузов РФ 2013 // EDU.RU: федеральный портал «Российское образова -ние». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.9/index.php?rating/ratingExpertRA2013. html (дата обращения: 20.08.2015).
10. Рейтинг вузов РФ 2015 (Рейтинговое агентство «Эксперт РА») // NNMAMA.RU: информационный портал. URL: http://www.nnmama.ru/content/ucheba/reyting -vuzov- 2015- expert/ (дата обращения: 05.06.2016).
11. Рейтинг вузов РФ—2016 // EDU.RU: федеральный портал «Российское образова -ние». URL: http://www.edu.ru/ratings/reyting - vuzov - rossii - 2016/ (дата обращения: 30.12.2016).
12. Сагинова О.В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образо -вания // Экономика образования. 2005. № 1. С. 38—48.
13. Салми Д., Фрумин И. Как государства добиваются международной конкуренто -способности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 24—68.
14. eduABROAD — независимая информация по обучению за рубежом // SUBSCRIBE. RU: информационный портал. URL:http://subscribe.ru/archive/job.education. eduabroad/200704/17175515.html (дата обращения: 10.03.2015).
15. Hallym University (Korea) // CMS.HALLYM.AC.KR: официальный сайт Hallym University. URL: http://cms.hallym.ac.kr/user/indexMain.do?siteId=english (дата об -ращения: 19.05.2016).
16. Hao Huang, Gladney Dru C. Building Bridges: How American Colleges Should Ap -proach China // CHRONICLE.COM: информационный портал «The Chronicle of Higher Education». Аugust 18, 2011. URL: http://chronicle.com/article/Building -Bridges - How -American/128759/ (дата обращения: 23.07.2015).
17. Mergner Julia. Internationalization Strategies in South Korean Higher Education Uni -versity // ESSAY.UTWENTE.NL: University of Twente Student Theses (the Nether -lands). URL: http://essay.utwente.nl/62822/ (дата обращения: 23.08.2016).
REFERENCES
1. Van Bin. Ekonomicheskie faktory, vliyayushhie na mezhdunarodnoe obrazovatel'noe sotrudnichestvo mezhdu KNR i RF, i sposoby ego optimizacii [Economic factors influ -encing international educational cooperation between China and Russia and methods of its optimization]. Vestnik VGUE'S. Territoriya novyh vozmozhnostej, 2014, no. 4, pp. 63—66. (In Russ.)
2. Garusova L.N., Klimova E.Yu. Innovacionnoe razvitie sovremennogo universiteta: opy't SShA [Innovative development of modern university: the US experience]. Vest -nik VGUE'S. Territoriya novyh vozmozhnostej, 2013, no. 4, pp. 96—105. (In Russ.)
3. Garusova L.N., Sukhaya A.E. Internacionalizaciya vysshego obrazovaniya i mezhdun arodnaya deyatel'nost' universitetov rossijskogo Dal'nego Vostoka [The internation -alization of higher education and international activities of universities of Russian Far East]. Vestnik VGUE'S. Territoriya novyh vozmozhnostej, 2014, no. 2. pp. 9—18. (In Russ.)
34
n.H.rapycoBa
4. Garusova L.N., Petrova N.V. Mezhdunarodnaya strategiya rossijskogo universite-ta: kitajskij vektor [International Strategy of the Russian University: Chinese vec -tor]. Available at: http://www.science - education.ru/pdf/2014/6/1001.pdf (accessed
18.06.2015). (In Russ.)
5. Ivojlova I. Za kakimi professiyami edut v Rossiyu [What professions are stud -ied in Russia?]. Available at: https://rg.ru/2015/05/18/filippov.html (accessed
12.05.2016). (In Russ.)
6. Logvinenko I.S. Integracionnye processy vysshego obrazovaniya na primere stran Aziatsko -Tixookeanskogo regiona [Integration processes of higher education through the example of the Asia - Pacific Region]. Vestnik VGUE'S. Territoriya novyh vozmozh-nostej, 2014, no. 4, pp. 67—74. (In Russ.)
7. Materialy k vystupleniyu Ministra obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii Dmi-triya Livanova na zasedanii kollegii Minobrnauki Rossii po vo-prosu "Ob itogax deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Fe-deracii za 2012 god i zadachax na 2013 god" [Materials of the speech of Minister of education and sci -ence of the Russian Federation Dmitry Livanov in a meeting of the Ministry of Ed -ucation and Science of the Russian Federation regarding "The results of the work of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in 2012 and the goals for 2013"]. Available at: http://minobrnauki.rf/press - centr/3175 (accessed
21.07.2015). (In Russ.)
8. Opredelen spisok 15 rossijskix vuzov, kotorye s 2013 goda poluchat subsidii dlya vxozhdeniya v mirovye rejtingi universitetov [A list of 15 Russian universities which will receive grants for being ranked among world universities is defined]. Available at: http://spb.itar - tass.com/c322/800732.html (accessed 03.09.2015). (In Russ.)
9. Rejting vuzovRF2013 [Ranking of the universities of the Russian Federation 2013]. Available at: http://www.edu.ru/abitur/act.9/index.php?rating/ratingExpertRA2013. html (accessed 20.08.2015). (In Russ.)
10. Rejting vuzov RF 2015 (Rejtingovoe agentstvo „Jekspert RA") [Ranking of the uni -versities of the Russian Federation 2015 (Rating agency "Expert RA")]. Available at: http://www.nnmama.ru/content/ucheba/reyting - vuzov - 2015 - expert/ (accessed
05.06.2016). (In Russ.)
11. Rejting vuzovRF—2016 [Ranking of the universities of the Russian Federation 2016]. Available at: http://www.nnmama.ru/content/ucheba/reyting - vuzov - 2015 - expert/ (accessed 30.12.2016). (In Russ.)
12. Saginova O.V. Problemy i perspektivy internacionalizacii vysshego obrazovaniya [Problems and prospects of internalization of higher education]. Ekonomika obra-zovaniya, 2005, no. 1, pp. 38—48. (In Russ.)
13. Salmi D., Frumin I. Kak gosudarstva dobivayutsya mezhdunarodnoj konkurentospo -sobnosti universitetov: uroki dlya Rossii [How the countries achieve international competitiveness of universities: lessons for Russia]. Voprosy obrazovaniya, 2013, no. 1, pp. 24—68. (In Russ.)
14. eduABROAD — nezavisimaja informacija po obucheniju za rubezhom [EduABROAD — independent information about foreign education]. Available at: http://subscribe.ru/ archive/job.education.eduabroad/200704/17175515.html (accessed 10.03.2015). (In Russ.)
15. Hallym University (Korea). Available at: http://cms.hallym.ac.kr/user/indexMain. do?siteId=english (accessed 19.05.2016). (In Eng.)
16. Hao Huang, Gladney Dru C. Building Bridges: How American Colleges Should Ap-proach China. Available at: http://chronicle.com/article/Building - Bridges - How-American/128759/ (accessed 23.07.2015). (In Eng.)
17. Mergner Julia. Internationalization Strategies in South Korean Higher Education Uni -versity. Available at: http://essay.utwente.nl/62822/ (accessed 23.08.2016). (In Eng.)