УДК 316
Соколова Маргарита Михайловна
магистрант 1 курса направления психологии Школы гуманитарных наук. Дальневосточный федеральный университет [email protected]
Соколова Анна Михайловна
магистрант 1 курса направления психологии Школы гуманитарных наук. Дальневосточный федеральный университет [email protected]
Калита Виталий Владимирович
кандидат психологических наук, доцент, профессор. Дальневосточный федеральный университет [email protected]
Margarita M. Sokolova
1 st year graduate student of the Psychology Department of the School of Humanities. Far Eastern Federal University [email protected]
Anna M., Sokolova
1 st year graduate student of the Psychology Department of the School of Humanities. Far Eastern Federal University [email protected]
Vitaly V. Kalita
Candidate of psychological Sciences, associate Professor, Professor. Far Eastern Federal University [email protected]
Международное
академическое сотрудничество стран атр и россии: опыт качественного социологического исследования
International
academic cooperation of asia-pacific countries and russia: experience of high-quality social research
Аннотация. В данной работе представлен теоретический анализ проблемы международного академического сотрудничества стран АТР и России. Авторами рассмотрено центральное направление международного сотрудничества разных стран - межкультурный образовательный обмен. Ими проведен качественный социологический анализ динамики поступления иностранных студентов в вузы России и Дальнего Востока, а также обоснована необходимость возникновения необходимости изучения и анализа всех сторон данного сложного, многопланового процесса возникло с целью дальнейшего использования полученных знаний для совершенствования и улучшения системы высшего образования в целом.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная адаптация, иностранный студент, университет, международное сотрудничество, студенческий обмен, академический обмен.
Annotation. This paper presents a theoretical analysis of the problem of international academic cooperation Asia-Pacific countries and Russia. This article discusses the central direction of international cooperation in different countries - intercultural educational exchange. A qualitative sociological analysis of the dynamics of foreign students admission to universities of Russia and the Far East. The emergence of the need for the study and analysis of all aspects of this complex, multifacet-ed process arose with the purpose of further use of the knowledge gained to improve and enhance the higher education system as a whole.
Keywords: intercultural communication, intercultural adaptation, international student, University, international cooperation, student exchange, academic exchange.
Процессы интеграции, которые происходят во всех сферах человеческой деятельности мирового общества, затронули и систему высшего профессионального образования. Как известно, Российская Федерация (РФ) является евроазиатской страной. Именно поэтому взаимодействие РФ со странами Азиатско-Тихоокеан-
ского региона (АТР), включая и такую область как образование, является немаловажным аспектом деятельности [4].
В начале XXI века международные научно-образовательные обмены стали занимать ведущее место в системе международных отноше-
ний, современные тенденции и технологии в области образования и науки демонстрируют острые проблемы и перспективы. Межкультурная коммуникация в сфере межкультурных отношений связана не только с развитием диалога, пропаганды своей собственной культуры за рубежом, но и непосредственно с теми острыми на сегодняшний день проблемами, которые возникают в сфере культуры и международного гуманитарного общения [2]. В данном случае, её еще можно отметить, что межкультурная коммуникация выступает главным условием экономического, политического и гуманитарного сотрудничества. Без учета основных особенностей процесса коммуникации почти невозможно выстроить контакты в современном виде на разных уровнях (двустороннем и многостороннем). Если посмотреть с другой стороны, то можно сказать о том, что многое зависит еще и от самих особенностей межкультурных отношений. От них во многом зависит глубина, направленность и содержание межкультурного диалога.
Международные образовательные связи сегодня можно отнести к числу перспективных и важных направлений исследований в области международных культурных обменов. Стоит заметить, что его по праву можно назвать самым динамично развивающихся аспектов культурного сотрудничества, поскольку студентам и преподавателям, научным сотрудникам и ведущим ученым университетов свойственно стремление к получению новых знаний и мобильности. Образование и наука на современном этапе стали не только ведущим культурным, но и эффективным способом международного общения, а также одним из решающих факторов экономического и политического развития. Особенно данный вопрос актуален сейчас, когда обмен высококвалифицированными специалистами и учеными, информацией, перспективными научными и образовательными моделями и технологиями, проектами и исследованиями становится важным условием не только научно-технического прогресса, но и экономического и политического успеха многих стран. В данном случае необходимо подчеркнуть тот факт, что образовательные и научные связи являются основой форм межкультурной коммуникации.
Межкультурные отношения в значительной степени создают условия, закрепленные в договорах различного статуса, для развития сотрудничества. Они являются той самой сферой, от которой зависит и развитие диалога, направленного на создание атмосферы доверия и дружбы у разных народов и этносов между собой, основанного на уважении многообразия их культур.
Количество иностранных студентов в России постоянно растет. В 2015/16 учебном году общее количество иностранных граждан, проходящих обучение в российских вузах, составило более 270 тыс. человек, а в предыдущем их было 220 тыс. Иностранцы составляют 6 % от общего числа обучающихся.
По данным Центра социологических исследований Министерства образования и науки Российской
Федерации, в 2013/14 учебном году иностранцы обучались в 798 российских вузах. Годом ранее таких вузов было меньше - 742. Также Центр приводит данные о популярности нашего образования у студентов разных стран. В 2013/14 году (как и годом ранее) больше всего в России было представителей Казахстана (27,5 тыс. человек), на втором месте - китайцы (18,2 тыс.), а на третьем -студенты из Туркмении (12,1 тыс.). Всего из стран СНГ училось 81 тыс. человек, из Азии - 41,7 тыс., 18 тыс. из Африки и Ближнего Востока, из стран Западной и Северной Европы - 6,4 тыс. Есть студенты даже из США, таковых 1,6 тыс.[3].
Иностранцы отдают предпочтение государственным вузам, в них учатся 95 % всех зарубежных студентов. Но учатся они и в вузах 25 различных министерств и ведомств, а также в вузах, принадлежавших 23 муниципалитетам илисубъектам РФ. Среди вузов традиционно лидируют Российский институт дружбы народов (РУДН) (5,2 тыс. человек в 2015/16 году), Санкт-Петербургский государственный университет (4,6 тыс.) и Московский государственный университетим. М.В. Ломоносова (3,3 тыс.) [3].
На основании статистических показателей Центра социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации, на данный момент представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) занимают больший процент (45 %) от всех студентов стран мира, зачисленных в высшие учреждения за рубежом [3]. Странам АТР довольно проблематично создать общую систему высшего образования, так как присутствуют существенные различия в традициях, культуре, нормах и обычаях. Именно поэтому в настоящее время проблемы академической мобильности представителей стран АТР заключаются в отсутствии материально-финансового обеспечения, в не разработанности специальных методов и механизмов работы для осуществления студенческого обмена, нехватке специалистов в данной области.
В прошедшие 5 лет ведущим центром международного сотрудничества в АТР является Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). В настоящее время ДВФУ - единственный российский ВУЗ, представленный в Ассоциации университетов Тихоокеанского региона (АПРУ). На базе ДВФУ ведется поэтапное формирование Международного ресурсного центра по вопросам интернационализации высшего образования и науки. В 2016-2017 учебном году в университет поступило 3000 иностранных студента из 52 стран, что составляет 13 % от общего контингента обучающихся, а общее число студентов в ВУЗе достигло уже 19 910 человек. Еще около 900 слушателей зачислено на подготовительный факультет и языковые курсы в Центр русского языка и культуры [3]. По данным официального сайта «Проекта 5-100» ДВФУ находится на 6 м есте по набору студентов в 2016 году. В рейтинге университетов в лидерах по набору иностранных студентов и по сей день остается Российский университет дружбы народов. В 2015/2016 академическом году вуз принял 5139 студентов из других стран мира.
Что касается ВУЗов Дальнего Востока, то здесь ДВФУ так же не уступает свою лидерскую позицию по набору иностранных студентов. На втором месте находится Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) -600 иностранных студентов (на 2015/2016 учебный год). Далее по набору на 2015/2016 академический год расположены Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), Хабаровский государственный университет экономики и права (ХГУЭп) и Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (ДАЛЬРЫБВТУЗ) - свыше 200 иностранных студентов. По данным официальных сайтов университетов последнее место в сводном рейтинге занимает Тихоокеанский государственный медицинский университет (ТГМУ) - 5 иностранных студентов (по данным на 2015/2016 учебного года) [3].
Можно предположить, что такой низкий процент иностранных студентов в ВУЗах Дальнего Востока связан с переживанием трудностями новых контактов. Это является общей социально-психологической проблемой для иностранных студентов практически в любой стране мира. Утрата и неЛитература:
1. Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен : учебное пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. СПбКО; Санкт-Петербург. 2009. С. 10-11.
2. Фалькова Е.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. СПбГ., 2007. С. 77
3. Краткий статистический сборник «Россия в цифрах 2016». 2016: Крат.стат. сб./Росстат. М.,
2015. С. 543
4. Соколова М.М. Академическая мобильность студентов стран АТР: проблемы и перспективы развития // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР: материалы Всерос. Научно-практич.конф. с междунар. участием, Владивосток, 11-13 ноября 2015 г. [отв. Ред. И.Г. Кузина]. Владивосток : Дальне-вост. федерал. ун-т, 2015. С. 278-279
5. Психологическое аспекты межкультурной адаптации : колл.науч. Моногр. / под общ. Ред. В.В. Калиты. Владивосток : Дальнаука, 2015. 206 с.
6. Соколова М.М. Межкультурная коммуникация сквозь призму адаптационных процессов студентов стран АТР к обучению в российских вузах / Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик : материалы V Междунар. конф. / Р.К. Боженкова (науч. ред.) [и др.]. Курск.,
2016. С. 75-83.
хватка привычных социальных связей приводит к снижению результатов успеваемости, нервным расстройствам и депрессии [6]. Исследователи ДВФУ отмечают, что, несмотря на углубленное изучение русского языка, у многих студентов из КНР слабо развиты коммуникативные навыки. Они не стремятся к общению с русскоговорящими студентами, предпочитают проводить время с соотечественниками, в новой компании или в студенческом коллективе чувствуют себя скованно.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что культура XX-XXI века все более приобретает интернациональный характер и основывается на динамических процессах культурного общения. Поэтому межкультурная коммуникация служит залогом обогащения национальных культур разных регионов и стран мира. Процессы международного культурного обмена являются основой развития цивилизации, непременным условием движения по пути к прогрессу. Сегодня невозможно решить ни одной значимой проблемы без участия представителей разных культур, без их конструктивного, взвешенного диалога, без знания традиций и культур других народов [1].
Literature:
1. Bogolyubov N.M. Intercultural communication and international cultural exchange : Tutorial / N.M. Bogolyubov, Yu.V. Nikolaev, SPBC; St. Petersburg. 2009. Р. 10-11. (in Russ.)
2. Fal'kova E.G. Intercultural communication in concepts and definitions. St. Petersburg state University, 2007. 77 р. (in Russ.)
3. The short statistical collection «Russia in figures in 2016». 2016: Krat.stat. SB./Rosstat-M., 2015. Р. 543. (in Russ.)
4. Sokolova M.M. 2015, Academic mobility of students of Asia-Pacific countries: problems and prospects // problems of modeling of social processes: Russia and Asia-Pacific countries: materials of vse-ros. Scientific-practical. Conf. With int. participation, Vladivostok, 11-13 November 2015 / [resp. Ed. I.G. 's Cousin]. Vladivostok : Far Eastern Federal University, Р. 278-279.(in Russ.)
5. Psychological aspects of intercultural adaptation : the call. scientific. Monogr. grabovyy. Vitaliy Kalita Vladivostok: Dalnauka, 2015. Р. 206. (in Russ.)
6. Sokolova M.M. Intercultural communication through the prism of adaptation processes of students of Asia-Pacific countries to study in Russian universities / Language, literature, mentality: diversity of cultural practices: materials of the V mezhdu-nar. Conf. / R. K. Bozhenkova (nauch. ed.) [et al.]. Kursk, 2016. Р. 75-83.(in Russ.)