6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Ли Яньхуэй doi: 10.15293/2226-3365.1506.16
УДК 378
НОВАЯ ДИНАМИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ*
Ли Яньхуэй (Шэньян, Китайская Народная Республика)
В Китае происходит переход способа развития высшего образования с роста масштаба на повышение качества в целях строительства державы в области высшего образования по качественным показателям. Для повышения конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг основные задачи будущего развития высшего образования в Китае заключаются в таких направлениях, как всестороннее повышение качества высшего образования; ускорение темпа создания первоклассных университетов международного уровня; ускорение модернизации системы управления высшего образования, совершенствование институциональной системы современного университета; содействие специфическому развитию высших учебных заведений, продвижение интернационализации высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование в Китае; масштаб и качество; способ развития; интернационализация; менеджмент в высшем образовании.
1. Масштабный скачок развития высшего образования Китая
Спецификой образовательной реформы в КНР является создание и совершенствование «социалистической системы образования с китайской спецификой» при социалистической ориентации государства и осуществлении политики реформ и открытости [1; 7-11; 14]. Признав образование стратегически важным для социально-экономического развития страны, китайское правительство выработало курс развития народного образования: «Образование должно повернуться к модер-
низации, к миру, к будущему», который высказал Дэн Сяопин в 1983 г. На этой основе в Китае осуществлена стратегия подъёма страны за счет науки и образования и стратегия приоритетного развития образования, в особенности высшего образования. В последние 30 лет высшее образование в Китае получило бурное развитие по мере проведения политики реформ и открытости и возобновления системы Единого государственного вступительного экзамена в вузы [6]. На сегодняшний день сформировалась многоступенчатая, многообразная китайская система высшего образо-
Ли Яньхуэй - доцент, доктор педагогических наук, Институт педагогики, Исследовательский центр российского образования, Шэньянский педагогический университет, Шэньян, Китайская Народная Республика.
E-mail: [email protected]; [email protected]
6(28)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
вания. В Китае существует трехступенчатая система учёных степеней - степень бакалавра, степень магистра и степень доктора наук.
По мере возрастающего спроса на высшее образование в середине 1990-х гг. было решено расширить сеть учреждений высшего образования. В связи с этим, наряду с увеличением государственных вузов, появилось много негосударственных университетов. Одновременно китайское правительство определило политику стремительного роста количества абитуриентов для гарантирования гражданам доступности обучения в высшей школе. В связи с этим, процент охвата молодежи высшим образованием составил 15 % в 2002 г. и 17 % в 2003 г. С этого момента он повышается
Количественная хар
с каждым годом. Высшее образование Китая вступило в этап массовости по международной норме. В июле 2010 г. ЦК КПК и Госсовет приняли «Национальную среднесрочную и долгосрочную программу реформы и развития образования на 2010-2020 гг.»1 и четко указали цель стратегии высшего образования [1]: «На 2020 г. масштаб высшего образования будет достигать до 35,5 млн человек. Процент охвата вузами будет 40 %». По данным «Статистического ежегодника образования в Китае на 2014 г.»2 масштаб китайского высшего образования достигает 35,59 млн человек [2]. Процент охвата вузами составил 37,5 %. В Китае существует всего 2 824 вуза (табл.).
Таблица
[стика вузов в Китае
Тип вуза Высшая школа Высшая школа для взрослых Количество человек
Численность вузов 2 529 295 -
Численность студентов 2 547,70 653,12 10 тыс.
Численность преподавателей 153,45 3,15 10 тыс.
Численность студентов в расчете на одного преподавателя 17,68 : 1 - -
Благодаря дальнейшему процессу массовости масштаб китайского высшего образования стремительно увеличился, что привело к формированию одной из самых больших систем высшего образования в мире. Китай осуществил скачок развития и стал великой державой в области высшего образования по количественным показателям.
1 Министерство образования КНР. Национальная
среднесрочная и долгосрочная программа реформы и развития образования на 2010-2020 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moe. edu.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_1719 04.html (дата обращения 19.08.2015)
2. Переход способа развития высшего образования Китая с роста масштаба на повышение качества
С одной стороны, процесс массовости в значительной степени расширил доступность высшего образования. С другой - данный процесс привел к возникновению ряда проблем,
2 Министерство образования КНР. Статистический ежегодник образования в Китае на 2014 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moe. edu.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/201507/t201507 30_196698.html (дата обращения 19.08.2015)
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
первая из которых касается вопроса о качестве высшего образования. На состоявшемся в 2009 г. Всемирном конгрессе высшего образования было опубликовано коммюнике «Новый импульс для высшего образования и научных исследований: социальные трансформации и развитие»3. В этом сообщении отмечается, что расширение доступности высшего образования неизбежно породит потребности в его качестве, поэтому самое важное заключается в обеспечении качества высшего образования [3]. Именно поэтому в Китае большое внимание отводится проблеме качества высшего образования в ходе его модернизации [17]. На текущий момент в Китае уже получено общее согласие, что необходимо улучшение качества высшего образования при условиях создания научной концепции и изменения способа развития высшего образования. В стране активно ищутся новые подходы к повышению качества, чтобы Китай добился больших успехов в области высшего образования по качественным показателям.
В марте 2013 г. Министерство образования КНР утвердило документ под названием «Замечания о всестороннем повышении качества высшего образования»4, в котором определены 30 основных задач, связанных с улучшением качества высшего образования в КНР [4]. В данном документе было отмечено общее требование к развитию высшего образования: стабильность масштаба; оптимизация структуры; укрепление специфики; упор на инновации. Утверждение данного документа является сим-
3 ЮНЕСКО. Коммюнике на Всемирной конференции по вопросам высшего образования (2009) «Новый импульс для высшего образования и научных исследований: социальные трансформации и развитие» [Электронный ресурс]. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183 277e.pdf (дата обращения 17.01.2015)
© 2011-2015 Вестник НГПУ
волом вступления в новый этап развития высшего образования в Китае и способствует переходу способа его развития с роста масштаба на повышение качества. Документ стал рекомендацией для китайских вузов, как сохранить то лучшее, что есть в китайском высшем образовании и как вывести его на новый качественный уровень, чтобы китайские вузы готовили лучшие кадры для страны.
3. Основные задачи будущего развития высшего образования в Китае
Всестороннее повышение качества высшего образования и ускорение темпа создания элитарных вузов международного уровня
В 1990-е гг. Китай приступил к созданию приоритетной группы элитарных вузов международного уровня. В 1995 г. был запущен «Проект 211», в который входит 112 университетов на сегодняшний день. В 1998 г. наряду с «Проектом 211» был введен в действие «Проект 985», в соответствии с которым было отобрано 39 «лучших из лучших» вузов. Эти проекты во многом предваряют проект отбора федеральных университетов и инновационных вузов в России. Цель выделения приоритетных вузов путем реализации «Проекта 211» и «Проекта 985» заключается в том, чтобы приоритетные вузы развили научные дисциплины высокого уровня и превратились в базы инновационных исследований, разработки и внедрения в производство новых высоких технологий, чтобы система высшего образования Китая заняла ведущие позиции на мировом рынке образовательных услуг.
4 Министерство образования КНР. Замечания о всестороннем повышении качества высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gov.cn/zwgk/2012-04/20/content_2118168. htm (дата обращения 19.08.2015)
Все права защищены
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
В государственной программе «Национальная среднесрочная и долгосрочная программа реформы и развития образования на 2010-2020 гг.»5 отмечено, чтобы группа китайских университетов приблизилась к уровню лучших университетов мира или достигла его, необходимо чтобы китайское высшее образование в значительной степени повысило конкурентные способности на международном рынке образовательных услуг до 2020 г. [1]. Кроме дальнейшей реализации «Проекта 211» и «Проекта 985» в XXI в. приняты меры в целях всестороннего повышения качества подготовки кадров и ускорения темпов создания первоклассных университетов международного уровня. Министерство образования Китая запустило «Проект качества учебного процесса и реформы обучения в высшей школе» в 2003 г. Запущена система «Годового доклада о качестве учебного процесса и реформы обучения в высшей школе» в 2011 г. Началась реализация «Программы повышения инновационного потенциала высшей школы» в 2012 г.
В Китае уделяется большое внимание построению системы обеспечения и оценки качества высшего образования. Проводится оценка специальностей и высшего образовательного учреждения. Делается большой упор на профессиональный рост и повышение квалификации преподавателей. Финансовая поддержка приоритетных университетов ведется гораздо больше, чем других вузов. Кроме того, повышается качество высшего образования путем его информатизации, развития «Системы
обеспечения учебно-методической документацией и материалами китайского высшего образования» и «Программы международного сотрудничества электронной библиотеки в вузах». Как указывается в коммюнике «Новый импульс для высшего образования и научных исследований: социальные трансформации и развитие»6, обеспечение качества, несомненно, играет очень важную роль для развития высшего образования на современном этапе, учитывая всех заинтересованных сторон [3]. Повышение качества высшего образования требует создания разнообразных систем обеспечения и оценки качества, одновременно необходимо формировать внутривузовскую культуру качества.
Ускорение модернизации системы управления высшего образования, совершенствование институциональной системы современного университета
На третьем пленуме ЦК КПК 18 созыва отмечено, что общей целью всестороннего углубления реформы является совершенствование и развитие социалистического строя с китайской спецификой, продвижение модернизации системы управления и способности управления страной. Это требует модернизации системы управления и способности управления образованием в целом, в том числе высшим образованием. Система управления образованием в разных странах имеет не только общее, но и особенное. Несмотря на многообразие моделей управления в высшем образовании в мире, общей тенденцией является по-
5 Министерство образования КНР. Национальная среднесрочная и долгосрочная программа реформы и развития образования на 2010-2020 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. moe .edu.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_ 171904.html (дата обращения 19.08.2015)
6 ЮНЕСКО. Коммюнике на Всемирной конференции по вопросам высшего образования (2009) «Новый импульс для высшего образования и научных исследований: социальные трансформации и развитие» [Электронный ресурс]. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183 277e.pdf (дата обращения 17.01.2015)
Все права защищены
© 2011-2015 Вестник НГПУ
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru !Б5Ы 2226-3365
строение новых отношений между правительством, вузами и обществом в плане поддержки друг друга и совместного развития, а также повышение потенциала внутривузовского управления.
Совершенствование режима современного университета с китайской спецификой выступает ключевым звеном продвижения реформы системы и механизма высшего образования. Построение режима современного университета с китайской спецификой в соответствии с законом идет в рамках организации образовательной деятельности, автономного управления, демократического контроля, социального участия. Все это является важной институциональной основой для всестороннего повышения качества высшего образования. Ключевая проблема заключается в создании академической системы управления в соответствии с «Уставом университета» и «Положением об Ученом совете вуза».
Содействие специфическому развитию высших учебных заведений, продвижению интернационализации высшего образования
Ориентируясь на будущее, создание современного образования мирового уровня с китайской спецификой связано с неустанными поисками системы китайского образования. Председатель КНР, генеральный секретарь Си Цзиньпин 4 мая 2014 г. посетил Пекинский университет и указал необходимость формирования специфики китайских вузов с целью превращения их в первоклассные университеты мирового уровня. В контексте глобализации и интернационализации развитие высшего образования в Китае должно не только соответствовать международным
тенденциям, но и сохранить китайскую специфику. Начальник Ассоциации высшего образования Китая Цюй Чжэньюань (ШШ^) сказал [5], что для строительства ведущих университетов мирового уровня и будущего развития высшего образования в Китае следует обращать большое внимание на международные тенденции и характеристики во всем мире в области высшего образования7. При этом самое важное в том, что следует распространять китайскую специфику, поощрять китайские основные ценности, идти собственным путем развития, служить китайскому народу и развитию страны, способствовать совместному прогрессу человечества. История образования показывает, что в результате различий социального строя, уровня развития общественных производительных сил и культурных традиций в различных странах мира существуют большие различия в выборе модели и путей развития образования. Как сказал бывший ректор Йельского университета Р. Левин, каждая модель образования имеет культурную приспособляемость, модель образования страны должна адаптироваться к культуре.
4. Перспектива сотрудничества между Китаем и Россией в области высшего образования
В отличие от многих стран, китайские стратегии в фазе «запаздывающей модернизации» ориентируются на подготовку высококвалифицированных кадров в стране и за рубежом. Государство продолжает активно содействовать учёбе и научным стажировкам граждан Китая заграницей. Китайское правительство неизменно поощряет и поддерживает
7 Цюй Чжэньюань. Горячая точка в области высшего образования в Китае в 2014 году // Китайское образование. - 5 января, 2015. - 9 издание. © 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru !Б5Ы 2226-3365
вузы в направлении развития всесторонних международных образовательных обменов и сотрудничества на высоком уровне и в разнообразных формах. Обмен и сотрудничество в области образования определяется как одно из основных направлений повышения степени интернационализации и качества высшего образования.
В последние годы непрерывно развиваются китайско-российские партнерские отношения [12-13; 15-16; 18]. Сотрудничество в области высшего образования между двумя странами приобретает большую необходимость, обусловленную двумя причинами. С одной стороны, вспоминая историю высшего образования Китая, мы никогда не забудем, что система высшего образования бывшего Советского Союза оказала большое влияние на развитие китайского высшего образования. С другой стороны, на современном этапе в названных странах происходит ряд реформ в области высшего образования для повышения его качества и конкурентных способностей на международном рынке образовательных услуг, что определяет необходимость исследования процесса реформы высшего образования в этих странах. Сотрудничество между Китаем и Россией в области высшего образования имеет большие перспективы. Обе стороны пришли к единому мнению относительно расширения обмена и сотрудничества в области высшего образования, а именно:
- обе стороны будут создавать многоступенчатую и широкопрофильную платформу для сотрудничества и обмена в области высшего образования; продолжать такие программы и мероприятия, как форумы ректоров вузов, выставки высшего образования, художественные фестивали студентов Китая и России и другие;
- осуществлять интенсивное сотрудничество между ведущими вузами с исследовательским уклоном, поощрять выявление и использование вузами этих стран своих преимуществ; поддерживать совместную подготовку аспирантов, создавать совместные лаборатории и осуществлять сотрудничество в освоении научно-технических объектов и в создании совместных учебных заведений;
- увеличивать объем обмена преподавателями и научными сотрудниками между вузами двух стран, поощрять взаимное приглашение преподавателей на работу, предоставляя талантливым молодым преподавателям другой страны еще больше возможностей для повышения квалификации; в свою очередь, китайская сторона направит еще большее количество преподавателей в Россию для повышения квалификации;
- неуклонно стимулировать обучение китайскому языку в России и обучение русскому языку в Китае.
Сотрудничество между китайско-российскими вузами в таких направлениях образовательных услуг, как расширение обмена студентов и преподавателей; совместная подготовка кадров; совместное сотрудничество в научном исследовании; создание совместных межвузовских учебных программ на международном уровне и т. д. Среди задач, поставленных перед вузами, самой важной является подготовка специалистов инновационного типа. Вузы могут организовать международные конференции и разные форумы, на которых ученые и работники вузов двух стран смогут высказать свое понимание модели подготовки специалистов высокого уровня и строительства вузов инновационного типа.
Мы уверены, что все это будет способствовать повышению степени интернационализации и качества высшего образования. Мы считаем, что с развитием дружественных
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
156
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
связей, углублением взаимопонимания и мен и сотрудничество в области высшего об-
дружбы между нашими двумя странами об- разования откроет новые и блестящие пер-
спективы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерство образования КНР. Национальная среднесрочная и долгосрочная программа реформы и развития образования на 2010-2020 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moe.edu.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (дата обращения 19.08.2015)
2. Министерство образования КНР. Статистический ежегодник образования в Китае на 2014 год [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moe.edu.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/201507/ t20150730_196698.html (дата обращения 19.08.2015)
3. ЮНЕСКО. Коммюнике на Всемирной конференции по вопросам высшего образования (2009) «Новый импульс для высшего образования и научных исследований: социальные трансформации и развитие» [Электронный ресурс]. - URL: http : //unesdoc.unesco.org/ images/0018/001832/183277e .pdf (дата обращения 17.01.2015)
4. Министерство образования КНР. Замечания о всестороннем повышении качества высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-04/20/ content_2118168.htm (дата обращения 19.08.2015)
5. Цюй Чжэньюань. Горячая точка в области высшего образования в Китае в 2014 году // Китайское образование. - 5 января, 2015. - 9 издание.
6. Бордонская Л. А., Чэнь Чжаомин Высшая средняя школа и система экзаменов в современном Китае // Трансграничье в изменяющемся мире. - 2010. - № 1. - С. 150-158.
7. Ван Х. Проблемы управления высшим образованием Китая и тенденции развития реформ в условиях регионализации и глобализации // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. - 2011. - № 9. - С. 186-194.
8. Гусев А.Н., Кашфуллина К. Р., Насонов К. А. Реформы высшего образования в Китае и республике Корея: использование зарубежного опыта в модернизации системы // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2014.- Т. 9, № 1. -С. 124-149.
9. Дан Х. Главные мероприятия реформы высшего образования в Китае // Проблемы высшего образования. - 2011. - № 1. - С. 15-17.
10. Животовская И. Г. Реформа высшего образования в Китае: проблема подготовки кадров // Экономика образования. - 2007. - № 5. - С. 60-69.
11. Зиятдинова Ю. Н., Валеева Р. С. Реформирование систем ВПО Китая и России: конец XX - начало XXI вв // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. - С. 96-101.
12. Коршунов С. В., Кузнецов М. В., Тимофеев В. Б. Ассоциация технических университетов России и Китая - новый институт международного сотрудничества в области образования // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. - С. 97-104.
13. Кречетников К. Г. Китайский рынок образования глазами китайских исследователей // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 2-4. - С. 109-111.
14. Ли Яньхуэй Гуманистическая направленность реформы высшего педагогического образования в Китае // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. -2006. - № 7. - С. 204-208.
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
157
6(28)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
15. Лю Цзея Развитие российско-китайских отношений в области образования // Образование и наука. - 2013. - № 10 (109). - С. 91-104.
16. Танеева Е. Ш. Изучение опыта разработки и реализации совместных образовательных программ российскими вузами // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - № 1 (11). - С. 214-
220.
17. Цао И. Развитие системы обеспечения и оценки качества высшего образования в Китае // Современные гуманитарные исследования. - 2014. - № 4 (59). - С. 97-99.
18. Эньцин Ч. Проблемы международной интеграции в высшем образовании на примере сотрудничества вузов Китая и России // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 4. - С. 142-145.
© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены
158
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin 2015, Vol. 5, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
doi: 10.15293/2226-3365.1506.16
Li Yanhui, Associate Professor, School of Education, Research Center of Russian Education, Shenyang Normal University, Shenyang, People's Republic of China
E-mail: [email protected]; [email protected]
THE NEW DYNAMICS OF HIGHER EDUCATION IN CHINA
Abstract
In order to construct a strong higher education system, China is transforming the ways of developing and enhancing higher education. A shift is made from extended development, which means the scale expansion, to the internal development that is on the core of quality improvement. In order to enhance the competitiveness in the international education service market, the main tasks for the future development of higher education in China are as follows: to improve the quality of higher education comprehensively; to accelerate the pace of creating world-class universities; to modernize the higher education governance; to improve the construction of modern university system; to encourage unique ways in development of higher education institutions; to promote the internationalization of higher education.
Keywords
Higher education; scale and quality; development pattern; internationalization; management of higher education
REFERENCES
1. *^AE^WBil^. «(2010 m 2020 ¥)
[EB/OL] . http://www.moe.edu.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html Ministry of Education of the People's Republic of China. The Outline of China's National Plan for Medium and Long-Term Education Reform and Development (2010-2020). Available at: http://www.moe.edu.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (accessed 19.08.2015)
2. * ^AE^WBi! . 2014 ¥ £ m m W * C EB/OL ] . http://www.moe.edu.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/201507/t20150730_196698.html
Ministry of Education of the People's Republic of China. The statistical bulletin of national education development in 2014. Available at: http://www.moe.edu.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/ 201507/t20150730_196698.html (accessed 19.08.2015)
3. UNESCO. 2009 World Conference on Higher Education : The New Dynamics of Higher Education and Research For Societal Change and Development( «M^mW^ffi^ti^i^:
[EB/OL] . http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183277e. pdf
2009- 08-01.
UNESCO. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research For Societal Change and Development. Available at: http://unesdoc.unesco.org/im-ages/0018/001832/183277e.pdf (accessed 17.01.2015)
4. * ^AE^WBffS. ^f^ffilSMfif HW^fH C eb/ol ] .
http://www.gov.cn/zwgk/2012-04/20/content_2118168.htm
© 2011-2015 Bulletin NSPU
All rights reserved
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin 2015, Vol. 5, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Ministry of Education of the People's Republic of China. Several Opinions on Improving the Quality of Higher Education in an All-round Way. Available at: http://www.gov.cn/zwgk/2012-04/20/content_2118168.htm (accessed 19.08.2015)
5. gfeHP*«™ 2014 ra^wrn, 2015 ^ 1 m 5 0® 9
Qu Zhenyuan. The Hot Spots of China's Higher Education of 2014 in an International Perspective. China Education Daily. 5, January 2015, Issue 9.
6. Bordonskaya L. A., Chen Chzhaomin The higher high school and system of examinations in modern China. Transgenique in a changing world. 2010. no. 1. pp. 150-158. (In Russian)
7. Wang Hongyan Management Problems of Chinese Higher Education and Reform Trends of Development in the Conditions of Regionalization and Globalization. Russia and China: problems of strategic interaction: the Eastern collection Centre. 2011. no. 9. pp. 186-194. (In Russian)
8. Gusev A. N., Castellina K. R., Nasonov A. K. reform of higher education in China and the Republic of Korea: the foreign experience in the modernization of the system. Bulletin of international organizations: education, science, new economy. 2014. Vol. 9. no. 1. pp. 124-149. (In Russian)
9. Dan H. Main activities of higher education reform in China. Problems of higher education. 2011. no. 1. pp. 15-17. (In Russian)
10. Zhivotovskaya I. G. higher education Reform in China: the problem of training. Economics of education. 2007. no. 5. pp. 60-69. (In Russian)
11. Ziyatdinova Yu. N., Valeeva R. S. Reforms in the systems of higher professional education in China and Russia: late XXth - early XXIst centuries. Higher education in Russia. 2012. no. 5. pp. 96-101. (In Russian)
12. Korshunov S. V., Kuznetsov M. V., Timofeev V. B. Association of Sino-Russian technical universities as a new institution for international cooperation in higher education area. Higher education in Russia. 2015. no. 4. pp. 97-104. (In Russian)
13. Krechetnikov K. G. Chinese education market through the eyes of Chinese researchers. Modern trends in the development of science and technology. 2015. no. 2-4. pp. 109-111. (In Russian)
14. Lee Anguay the Humanistic orientation of pedagogical reform of higher education in China. Bulletin of Eastern-Siberian state Academy of education. 2006. no. 7. pp. 204-208. (In Russian)
15. Liu Tseya The Strategic Partnership between Russia and China in Educational Sphere. Education and science. 2013. no. 10 (109). pp. 91-104. (In Russian)
16. Taneyev E. S. a Study of experience in the development and implementation of joint educational programs of Russian universities. Service in Russia and abroad. 2009. no. 1 (11). pp. 214-220. (In Russian)
17. Cao I. the Development of a system to ensure and assess the quality of higher education in China. Modern Humanities research. 2014. no. 4 (59). pp. 97-99. (In Russian)
18. Entsin Jen Russian and Chinese universities in the context of global higher education school. Bulletin of the Irkutsk state linguistic University. 2012. no. 4. pp. 142-145. (In Russian)
© 2011-2015 Bulletin NSPU
All rights reserved
160