Научная статья на тему 'Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития'

Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9086
1486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В КНР / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КНР / ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КНР / ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КНР / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КНР / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЕВЯТИЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КНР / ГАОКАО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КНР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КНР / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В КНР / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КНР / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATION IN THE PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA / STRUCTURE EDUCATIONAL SYSTEM / PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION / SECONDARY EDUCATION / COMPULSORY NINE-YEAR EDUCATION / GAOKAO (ENTRANCE EXAMINATION) / PROFESSIONAL EDUCATION / REGULAR HIGHER EDUCATION SECTOR / ADULT HIGHER EDUCATION / THE RUSSIAN-CHINESE EDUCATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурулева Татьяна Леонидовна

Статья представляет результаты изучения структуры и основных направлений развития системы образования КНР. Рассмотрены основные виды образования в КНР: дошкольное, начальное, среднее и высшее, описаны условия его получения; структура профессионального образования в КНР и условия его приобретения. Описаны уровни и условия организации системы высшего и послевузовского образования в КНР: специалист (чжуанькэ), бакалавр, магистр, доктор. Отмечены особенности образования взрослых в КНР. Рассмотрены основные направления развития образования КНР на 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.): стандартизация школ, осуществляющих обязательное девятилетнее образование, популяризация образования в средней школе старшей ступени, развитие инклюзивных детских садов, развитие сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями, создание вузов мирового уровня и первоклассной науки, развитие непрерывного образования, подготовка педагогического состава, информатизация образования, развитие международного образовательного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION SYSTEM IN PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA: STRUCTURE AND MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article explores the structure and the main directions of the development of the education system of the People's Republic of China. The main types of education in China are considered: preschool, initial, average and higher. The author dwells on the structure of professional education and the conditions of its receiving, describes the levels and conditions of the organization of the system of higher and postgraduate education: specialist, bachelor, master, doctor. Features of education of adults in China are revealed. The paper highlights the main directions of education development in China on the 13th five-year period (2016-2020) such as: standardization of schools which carry out compulsory nine-year education, promoting of high school education of the senior step, development of inclusive kindergartens, development of cooperation between the enterprises and educational institutions, creation of world-class higher education institutions and the first-class science, development ofcontinuous education, further training ofteaching staff, education informatization, development of the international educational cooperation.

Текст научной работы на тему «Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития»

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ГУРУЛЕВА Татьяна Леонидовна - д-р пед. наук, доцент. E-mail: gurulevatatiana@mail.ru Военный университет Министерства обороны РФ, Институт Дальнего Востока РАН Адрес: 117997, Москва, Нахимовский просп., 32

Аннотация. Статья представляет результаты изучения структурыi и основных направлений разбития системы образования КНР. Рассмотрены основные виды образования в КНР: дошкольное, начальное, среднее и высшее, описаны условия его получения; структура профессионального образования в КНР и условия его приобретения. Описаны уровни и условия организации системы высшего и послевузовского образования в КНР: специалист (чжуанькэ), бакалавр, магистр, доктор. Отмечены особенности образования взрослых в КНР. Рассмотрены основные направления развития образования КНР на 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.): стандартизация школ, осуществляющих обязательное девятилетнее образование, популяризация образования в средней школе старшей ступени, развитие инклюзивных детских садов, развитие сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями, создание вузов мирового уровня и первоклассной науки, развитие непрерывного образования, подготовка педагогического состава, информатизация образования, развитие международного образовательного сотрудничества.

Ключевые слова: образование в КНР, структура образовательной системы КНР, виды образования в КНР, дошкольное и начальное образование в КНР, среднее образование в КНР, обязательное девятилетнее образование в КНР, гаокао, высшее образование в КНР, профессиональное образование в КНР, образование взрослых в КНР, направления развития образования в КНР, российско-китайское образовательное сотрудничество

Для цитирования: Гурул^ева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 152-164.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

j

В условиях глобализации российская образовательная система функционирует в тесном контакте с системами образования других стран [1]. В этом взаимодействии российско-китайское сотрудничество является одним из востребованных и перспективных направлений [2-4]. Поэтому особый интерес исследователей и участников образовательного диалога вызывают вопросы, связанные со структурой системы образования КНР и направлениями её развития.

Согласно Закону об образовании КНР (ст. 17) в Китае осуществляются следующие виды образования: дошкольное, на-

чальное, среднее и высшее1. Государство организует работу системы образования на научной основе. Учреждение учебных заведений и других образовательных организаций, формы обучения, периоды обучения, набор обучающихся, задачи обучения и воспитания, а также другие компоненты образовательной системы определяются Госсоветом КНР или административными органами образования, наделёнными соответствующими полномочиями.

1 Чжунго цзяоюйфа: [Закон об образовании КНР]. URL: http://www.yjbys.com/news/385590. html (In Chinese)

Дошкольное образование в настоящее время в Китае представлено двух- или трехлетним образованием, реализуемым в детских садах и дошкольных группах. Родители оплачивают пребывание детей в детских садах и дошкольных группах - как в государственных, так и в частных. Стоимость посещения детского сада зависит от его уровня, формы пребывания ребенка (полный день или круглосуточное пребывание) и от места расположения детского сада. Государственные детские сады третьего уровня в городах центрального подчинения и крупных городах взимают плату около 125 юаней в месяц за полный день и 290 юаней в месяц за круглосуточное пребывание. Детские сады второго уровня - 173 и 340 юаней соответственно, первого уровня - 225 и 390 юаней соответственно, показательные детские сады городского уровня - 700 и 800 юаней соответственно. В городах, не имеющих районного деления, поселках (городского типа) и волостях (деревнях) пребывание в детском саду стоит дешевле.

Основное (базовое) общее образование осуществляется на уровнях дошкольного, начального и среднего образования. Дошкольное образование представлено детскими садами и дошкольными группами. Начальное образование реализуется в начальных школах (первой и старшей ступеней) и пунктах обучения. Среднее образование предоставляется в общеобразовательных средних школах (первой и старшей ступеней). Специальное (коррекционное) образование для инвалидов и детей с ограниченными возможностями относится к общему основному образованию и осуществляется в начальных и средних специальных (коррек-ционных) школах.

Возраст поступления в начальную школу - 6 лет. Обучение на первой и старшей ступенях начальной школы продолжается по три года на каждой ступени. Возраст поступления в среднюю школу первой ступени - 12 лет, период обучения также составляет три года.

В Китае реализуется обязательное девятилетнее образование (Закон об образовании КНР (ст. 18), Закон об обязательном девятилетнем образовании2). Девятилетнее образование является обязательным, всеобщим, бесплатным и равномерным (распределение образовательных ресурсов, педагогических кадров и уровень образования практически одинаковы по всей стране).

После окончания общей средней школы первой ступени (получения девятилетнего образования) обучающийся может поступить в общую среднюю школу старшей ступени либо получить профессиональное образование.

Обучение в общей средней школе старшей ступени продолжается три года и является платным. Школы делятся на обычные и школы какого-либо значения (районного, уездного, городского, провинциального). Стоимость обучения зависит от вида школы и от её местонахождения. Обычные государственные средние школы в поселках и волостях взимают плату около 200 юаней, в маленьких городах - около 350, в городах центрального подчинения - около 900 юаней за семестр. Государственные средние школы провинциального значения, расположенные в городах, взимают плату около 800 юаней за семестр. Обучение в крупных городах и городах центрального подчинения стоит дороже: средние школы районного (районы городского подчинения) и уездного значения взимают около 1200 юаней за семестр, городского значения - около 1500 юаней за семестр, а первоклассные школы с проживанием - около 2000 юаней за семестр. Оплата проживания в общежитии государственной средней школы старшей ступени в зависимости от условий может стоить в среднем около 360 юаней (общежитие первой категории), 270 юаней (второй категории), 180 юаней (третьей категории).

2 Цзю нянь иу цзяоюйфа: [Закон об обязательном девятилетнем образовании]. URL: http:// www.yuwenmi.com/fanwen/ falv/l79079.html (In Chinese)

Обучение и проживание в частных школах стоит дороже.

Согласно Закону об образовании КНР (ст. 19) в Китае реализуется профессиональное образование и образование для взрослых. Выделяются следующие уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее профессиональное образование и профессиональное обучение.

Начальное профессиональное образование можно получить на базе основного начального образования. Его реализуют учреждения начального профессионального образования первой ступени, срок обучения -3-4 года. Хотя в стране действует Закон об обязательном девятилетнем образовании, его исполнение в экономически отсталых приграничных районах с преимущественным проживанием национальных меньшинств не всегда осуществимо. В связи с этим в стране есть население, имеющее лишь общее начальное образование. Для этого контингента и предусмотрены профессиональные средние школы начальной ступени (начальное профессиональное образование).

На базе общей средней школы начальной ступени (обязательного девятилетнего образования), а также начального профессионального образования можно поступить в средние профессиональные учебные заведения, которые включают профессиональную среднюю школу старшей ступени, средние специальные учебные заведения и технические (ремесленные) училища. К средним специальным учебным заведениям относятся педагогические училища и техникумы. В средних профессиональных учебных заведениях обучение ведется в среднем три года.

Перечень специальностей среднего профессионального образования содержит 18 укрупнённых групп специальностей, например, энергоресурсы и новые источники энергии; нефтехимическая промышленность; информационные технологии; медицина и здравоохранение; финансы и торговля; культура и искусство и т.д. Каждая укрупнённая

группа включает несколько специальностей, которых насчитывается 3253.

Стоимость обучения в профессиональных учебных заведениях несколько выше, чем в общей средней школе старшей ступени. Стоимость обучения также зависит от вида (обычные и государственного значения) и местонахождения профессионального учебного заведения. Стоимость обучения в обычных средних профессиональных учебных заведениях города центрального подчинения колеблется в среднем от 1100 юаней до 2300 юаней за семестр в зависимости от специальности (самое дорогое обучение - на художеествен-ных специальностях). Стоимость обучения в средних профессиональных учебных заведениях государственного значения в городах центрального подчинения составляет от 1500 до 4000 юаней за семестр (в зависимости от специальности). Стоимость обучения в технических (ремесленных) училищах несколько ниже. В обычных ремесленных училищах она находится в диапазоне от 1100 до 1300 юаней за семестр (в зависимости от сложности специальности), а в училищах государственного значения этот диапазон несколько выше - в среднем от 1500 до 2000 юаней. В настоящее время показатель бесплатного среднего профессионального образования достигает 90% по стране. Более чем в 20 провинциях среднее профессиональное образование является полностью бесплатным. Ответственные работники системы китайского образования заявляют, что в ближайшем будущем среднее профессиональное образование в Китае станет полностью бесплатным4.

3 Чжунчжи сюэсяо чжуань'е мулу: [Каталог специальностей среднего профессионального образования]. URL: https://wenku.baidu.com/ view/782974cba1c7aa00b52acb5f.html### (In Chinese)

4 Юань Гуйжэнь: ши сань у цицзянь во го иу цзяо-юй жэнжань вэй цзю нянь: [Юань Гуйжэнь: В период 13-й пятилетки обязательное образование в нашей стране по-прежнему останется девятилетним]. URL: http://www.china.com.cn/lianghui/news/2016-03/10/content_37989894.htm (In Chinese)

Выпускники общей средней школы старшей ступени и средних профессиональных учебных заведений могут продолжать обучение в высших профессиональных учебных заведениях. Они включают высшие специальные учебные заведения (институты с каким-либо профилем), профессиональные колледжи, профессионально-технические колледжи, группы высшего специального образования в университетах и высшие учебные заведения для взрослых. Срок обучения в высших профессиональных учебных заведениях составляет 2-3 года.

Профессиональное обучение осуществляется в школах технической подготовки для взрослых, в профессиональных училищах и центрах профессиональной подготовки. Период обучения и его стоимость определяются образовательной программой.

Высшие профессиональные учебные заведения одновременно относятся к профессиональному образованию и к общему высшему образованию. К общему высшему образованию относятся университеты и институты, филиалы университетов, а также послевузовское образование. Согласно Закону об образовании КНР (ст. 20) в стране осуществляется система государственных экзаменов. Виды государственных экзаменов утверждаются административными органами образования Госсовета и проводятся экзаменационными образовательными органами, утверждёнными государством.

Одним из важнейших государственных экзаменов КНР является Единый государственный экзамен для поступления в высшие учебные заведения (гаокао). Экзамен одновременно является выпускным для учащихся средней школы старшей ступени. По его результатам выпускники могут быть зачислены в любой вуз Китая. Таким образом, экзамен является основным квалификационным критерием отбора абитуриентов при поступлении в высшее учебное заведение. До недавнего времени гао-као сдавался по месту прописки выпускника, а не по месту его фактического проживания, что создавало большие трудности для детей

трудовых мигрантов, вынужденных ехать на экзамен в место официальной прописки. Сейчас эта законодательная норма пересматривается, что даёт возможность абитуриентам сдавать экзамен в специальных экзаменационных пунктах фактического места проживания. Каждый университет имеет квоты приёма абитуриентов для каждого города центрального подчинения, провинции и автономного района КНР. Механизм приёма по квотам, с одной стороны, увеличивает сложность поступления в престижные вузы страны, поскольку создается ситуация, когда проходной балл гаокао в конкретный вуз зависит от квоты набора в этот вуз абитуриентов из каждой административной единицы страны. С другой стороны, квотирование дает шанс абитуриентам из слаборазвитых приграничных районов страны с преимущественным проживанием национальных меньшинств (Тибетский автономный район, Синьцзян-уйгурский автономный район и др.) и меньшим количеством баллов гаокао поступить в университет, чтобы затем вернуться в место своей прописки для пополнения рядов интеллектуальной элиты, призванной осуществить планы социально-экономического развития региона.

Экзамен имеет два обязательных предмета (математика, китайский язык и литература) и два дополнительных в зависимости от профиля вуза (химия, физика, биология, история и др.). По форме экзамен является закрытым, т.е. в ходе него не предусматривается использование никаких вспомогательных материалов. В случае если абитуриент не набирает необходимого количества баллов и не зачисляется в вуз, он имеет право сдавать гаокао на следующий год. Ранее возраст поступления в вуз ограничивался 25 годами и семейным положением (абитуриенты, состоящие в браке, не могли быть зачислены в вуз). В настоящее время возрастные и семейные запреты сняты, что позволяет сдавать гаокао хоть до глубокой старости.

Обязательные предметы, как правило, сдаются 7 и 8 июня. Эти дни являются осо-

быми для Китая. Вся страна в едином порыве проявляет поддержку и сочувствие участникам экзамена: дорожная полиция обращается к автовладельцам с призывом пересесть на общественный транспорт, таксисты и автовладельцы бесплатно подвозят абитуриентов до экзаменационных пунктов, поскольку опоздание на экзамен автоматически отстраняет абитуриента от его сдачи. Из-за большого количества населения страны (по официальным данным, в КНР - более 1 млрд. 382 млн. чел.)5 и соответствующей социально-экономической ситуации экзамен, по сути, является пропуском в лучшую жизнь, поскольку его успешная сдача даёт возможность получения высшего образования, что, в свою очередь, увеличивает шанс на получение высокооплачиваемой работы, устройство личной жизни, на последующую заботу о престарелых родителях. Именно поэтому гаокао известен в мире в первую очередь как экзамен беспрецедентного психологического давления на абитуриентов и их родителей. Ежегодно в СМИ КНР просачиваются печальные истории о тяжелых психологических последствиях гаокао: стрессах, депрессиях и самоубийствах.

Успешно прошедшие испытание гаокао абитуриенты зачисляются либо в высшее профессиональное учебное заведение (институт с каким-либо профилем, профессиональный или профессионально-технический колледж), либо в высшее учебное заведение (университет, институт). В высших профессиональных учебных заведениях осуществляют специальное образование (обучение какой-либо специальности). В них идёт подготовка специалистов - чжуанькэ, срок их обучения составляет два или три года. В общих высших учебных заведениях ведется подготовка бакалавров, срок подготовки в основном составляет четыре года или пять

5 Чжунго жэнькоу: [Население Китая]. URL: http://baike.baidu.com/item/7oE4yoB8yoAD7oE 5%9B%BD%E4%BA%BA%E5%8F%A3/4417422 (In Chinese)

лет (для медицинских, строительных специальностей и др.). И специальное образование, и подготовка бакалавров являются уровнями высшего образования. Отличие между ними заключается в том, что по завершении специального образования специалистам (чжуанькэ) не присваивается учёная степень (в отличие от бакалавров, которым присваивается ученая степень бакалавра), а выдаётся только диплом о высшем образовании - диплом специалиста (чжуанькэ).

Перечень специальностей чжуанькэ включает 19 укрупнённых групп (такие как сельское, лесное хозяйство, животноводство и рыбная промышленность; транспортные перевозки; биология, химия и лекарственные средства; электронная информация; туризм; культура и образование и т.д.), каждая из которых, в свою очередь, делится на группы, в которые входят определённые специальности. В настоящее время перечень включает 806 специальностей чжуанькэ6. Перечень специальностей чжуанькэ и бакалавриата не совпадает. Для бакалавриата, магистратуры и докторантуры перечень специальностей соотносится с выделением 13 отраслей науки (философия, экономика, юриспруденция, педагогика, литература, история, естествознание, промышленность, сельское хозяйство, медицина, военное дело, управление, искусствоведение). Для подготовки бакалавров в каждой из указанных отраслей выделяется несколько укрупнённых групп специальностей (первый уровень отраслей науки), которые делятся на конкретные специальности (второй уровень отраслей науки). Всего перечень включает 507 специальностей бакалавриата (без учета военных специальностей)7.

Трудоёмкость обучения в системе высшего образования рассчитывается в кредитах

6 Гаочжи гаочжуань чжуань'е мулу: [Каталог специальностей чжуанькэ]. URL: http://www. zyplan.com/all/zyzk.htm (In Chinese)

7 Гаосяо бэнькэ чжуань'е мулу: [Каталог специальностей бакалавриата]. URL: http://www. zyplan.com/all/zybk.htm (In Chinese)

(сюэфэнь). Соотношение кредита и количества часов определяется количеством аудиторных часов и часов самостоятельной работы, отведённых на изучение дисциплины. В среднем дисциплина, аудиторная нагрузка которой составляет в течение семестра 1 час в неделю, а самостоятельная работа - 2 часа в неделю, равна 1 кредиту. Также существует 100-балльная система оценок. Считается, что студент, набравший 60 и более баллов в процессе изучения дисциплины, освоил все её зачётные единицы. Общее количество освоенных зачётных единиц по программе подготовки чжуанькэ не может быть меньше 70, по программе подготовки бакалавриата -меньше 120-140 (в зависимости от учебного плана, без учёта зачётных единиц итоговой аттестации).

Дисциплины учебного плана делятся на обязательные для изучения и дисциплины по выбору. Обязательные дисциплины, в свою очередь, включают общественные, базовые и специальные. В базовые дисциплины в целях подготовки по специальности входят основные теоретические и практические дисциплины естественных, гуманитарных и общественных наук. Специальные дисциплины направлены на освоение базовых профессиональных теорий, профессиональных знаний и специальных навыков в целях подготовки специалистов определенного профиля. Общественные дисциплины (философия, политическая экономия и др.), хотя и не имеют прямой взаимосвязи с изучаемой дисциплиной, формируют всестороннее нравственное, интеллектуальное и физическое развитие студента.

Высшее образование в Китае является платным. Исключение составляет решение, объявленное премьер-министром Госсовета КНР в докладе о работе правительства на 5-й сессии ВСНП 10-го созыва (март 2007 г.), согласно которому обучение в шести педагогических вузах страны, находящихся в прямом подчинении Министерству образования КНР, является бесплатным. К этим вузам относятся: Пекинский педагогиче-

ский университет, Северо-восточный педагогический университет, Восточно-китайский педагогический университет, Педагогический университет Центрального Китая, Юго-западный университет (бывший педагогический университет) и Педагогический университет провинции Шэньси. По окончании этих вузов выпускники направляются на работу в труднодоступные горные районы, а также в экономически отсталые районы страны. Кроме того, бесплатным является обучение в военных вузах. Однако проходной балл гаокао в них очень высок, к тому же предъявляются достаточно серьёзные требования к состоянию здоровья. Стоимость обучения по программе подготовки чжуанькэ в государственных образовательных учреждениях составляет 6000-7000 юаней (по техническим специальностям - от 7500 юаней и выше) за учебный год, в частных - 7000-10000 юаней и выше. Расходы на учебную литературу составляют 500-800 юаней в год, проживание в общежитии -1000-1200 юаней в год (комната на четверых). Стоимость обучения по программе бакалавриата чуть ниже, чем по программе подготовки чжуанькэ, она составляет в государственных вузах 5000-6500 юаней за учебный год (на художественных специальностях - до 10000 юаней), но и эта сумма постоянно растёт.

Получив высшее образование, выпускники самостоятельно ищут работу. Несмотря на сложность поступления в вуз и платное обучение, в последние годы наиболее остро обозначилась проблема безработицы выпускников вузов. Из 24 миллионов безработных, живущих в китайских городах, 14 миллионов имеют высшее образование. Исследователи заявляют, что в Китае идёт формирование нового общественного класса - йицу (колония муравьев). «Муравьи» -это молодые безработные выпускники в возрасте от 22 до 29 лет, которые перебиваются низкооплачиваемыми заработками и проживают на окраинах городов по несколько человек в маленьких комнатах, в помещениях,

где на 70-80 жильцов приходится одна кухня и один туалет8.

Согласно Закону об образовании КНР государство осуществляет систему выдачи дипломов об образовании (свидетельств об обучении) (ст. 21) и систему учёных степеней (ст. 22). На основании Закона успешно завершившим высшее профессиональное образование - специальное образование -выдается диплом специалиста. Имеющий такой диплом выпускник может продолжить обучение в общем вузе - освоить программу бакалавриата. Программа бакалавриата на базе профессионального специального образования предусматривает двухлетний срок обучения.

Успешно прошедший обучение по программе бакалавриата получает диплом о высшем образовании (диплом об окончании обучения по программе бакалавриата), при успешной защите выпускной дипломной работы и соответствующем общем балле зачётных единиц по учебным дисциплинам выпускнику присваивается учёная степень бакалавра. Возможно получение второго высшего образования, в этом случае выпускнику присваивается вторая учёная степень бакалавра.

Послевузовское образование предусматривает подготовку магистров (период обучения - 2-3 года) и докторов (период обучения - 3-4 года). Подготовка магистров осуществляется для имеющих степень бакалавра, а докторов - для имеющих степень магистра. Специальности магистратуры и докторантуры делятся на академические и прикладные. Для каждого вида магистратуры и докторантуры (академического и прикладного) в каждой из 13 отраслей науки выделено несколько укрупнённых групп научных специальностей, которые затем поделены на конкретные научные специальности. Например, в академической магистратуре и докторантуре отрасль «педагогика» делит-

8 Безработные «муравьи». URL: http://www. geo.ru/puteshestviya/bezrabotnye-muravi

ся на три укрупнённые группы: педагогику, психологию и физическую культуру, а в прикладной магистратуре и докторантуре эта отрасль включает четыре укрупнённые группы: педагогику, физическую культуру, международное обучение китайскому языку и практическую психологию. Всего выделяется примерно 447 академических научных специальностей (из них 19 военных) и 167 прикладных научных специальностей (из них одна военная)9. Успешно прошедшим обучение и защитившим магистерскую и докторскую диссертации присваивается учёная степень магистра и доктора наук соответственно. Номенклатура учёных степеней бакалавра, магистра и доктора следующая: философия, экономика, юриспруденция, педагогика, гуманитарные науки (вэньсюэ, Arts), история, естественные науки, технические науки, сельскохозяйственные науки, медицина. Тем, кто не смог защитить диссертацию, но успешно прошел обучение по программам подготовки магистра и доктора, выдаются только дипломы об окончании обучения по программам магистерской и докторской подготовки. Стоимость обучения по программе магистратуры составляет порядка 8000 юаней за учебный год, а докторантуры - 10000 юаней за учебный год.

Согласно Закону об образовании КНР (ст. 19) государство способствует развитию образования для взрослых. Оно включает политическое, культурное, научное, техническое образование, повышение профессиональной квалификации и непрерывное образование.

Образование взрослых не ограничено возрастом либо какими-то иными требованиями. В Китае практикуются четыре основные формы образования взрослых: 1) гаокао

9 Сюэшусин яньцзюшэн чжуань'е мулу: [Каталог академических специальностей магистратуры и докторантуры]. URL: http://www.zyplan.com/ all/0xsxyjs.htm; Чжуань'есин яньцзюшэн чжуань'е мулу: [Каталог прикладных специальностей магистратуры и докторантуры]. URL: http://www. zyplan.com/all/0zyxyjs.htm (In Chinese)

для взрослых (с отрывом от производства; в свободное от работы время (без отрыва от производства); заочно); 2) экзамены на получение высшего образования для лиц, занимающихся в форме самообразования (цзыкао); 3) телевизионные и радиоуниверситеты (современное дистанционное открытое образование в телевизионном университете); 4) онлайн-образование (дистанционное образование).

За исключением гаокао для взрослых, для поступления на остальные три формы обучения участие в гаокао не требуется. Названные формы образования взрослых различаются по правилам зачисления, изучаемым дисциплинам, срокам обучения, процедуре получения учёных степеней, формам и стоимости обучения и т.д. Образование взрослых осуществляется в трёх формах: с отрывом от производства, без отрыва от производства -в свободное от работы время (работа занимает половину рабочего дня, вечерняя форма обучения) и заочно. Стоимость обучения колеблется от 800 до 1600 юаней за семестр за обычные специальности и от 1500 до 2400 юаней - за художественные и особо востребованные специальности.

Образование взрослых также предусматривает и получение среднего профессионального образования. Его стоимость в крупных городах для обычных специальностей составляет примерно 300-900 юаней за семестр, а для особо востребованных и художественных 900-1500 юаней. Обучение в профессиональной средней школе старшей ступени обойдется примерно в 1200 юаней за семестр.

Согласно Закону об образовании (ст. 23) правительства различных уровней, низовые общественные автономные организации, а также предприятия, фирмы и организации должны принимать необходимые меры по ликвидации неграмотности. Все неграмотные граждане, имеющие способности, должны быть охвачены обучением.

Государство осуществляет контроль за образованием и дает государственную оценку образовательных учреждений и других

образовательных структур (Закон об образовании КНР, ст. 24). Этими функциями наделены органы исполнительной власти в области образования; центральным является Министерство образования КНР, на уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения - департаменты и комитеты образования, на последующих уровнях административного деления - отделы и канцелярии.

В общем, уровень охвата китайского населения системой образования следующий. Валовый показатель охвата дошкольным образованием составляет 75%, что достигает средних показателей стран со средневерх-ними доходами. Доля учащихся начальной школы составляет 99,9% данной возрастной группы. Валовый показатель охвата образованием в средней школе начальной ступени составляет 104%10. Коэффициент распространения девятилетнего обязательного образования превышает средние показатели стран с высоким уровнем доходов. Валовый показатель охвата образованием в средней школе старшей ступени составляет 87%, а валовый показатель охвата высшим образованием составляет 40%. Два последних показателя превышают средние показатели стран со средневерхними доходами.

В докладе 5-го пленума ЦК КПК 18-го созыва от 29 октября 2015 г. были сформулированы общие цели развития образования на 13-ю пятилетку (2016-2020 гг.): повысить качество образования; обеспечить равномерное развитие обязательного образования; популяризировать обучение на высшей ступени средней школы; постепенно систематизировать и развивать льготы на обучение и разные сборы в среднем профессиональном образовании; осуществлять льготное обучение во всеобщей средней школе высшей ступени для учащихся, чьи семьи находятся в трудной экономической ситуа-

10 Валовой коэффициент охвата может превышать 100% за счет включения в исходные данные сведений об учащихся младших и старших возрастных групп, а также о второгодниках.

ции; оказывать материальную помощь, полностью покрывающую расходы на обучение, учащимся, чьи семьи находятся в трудной экономической ситуации. Пленумом были приняты «Предложения ЦК КПК по разработке 13-го пятилетнего плана социально-экономического развития», которые стали основой для документа «Программа 13-го пятилетнего плана социально-экономического развития»11. В этих двух документах изложены основные задачи развития образования в КНР на период 2016-2020 гг. Эти задачи следующие.

1. Провести стандартизацию школ, осуществляющих обязательное девятилетнее образование. Реализовать план действий по ускорению развития образования в Центральном и Западном районах КНР. Постепенно провести отбор педагогических кадров на основе стандартов, а также стандартизацию зданий учебных заведений в городских и сельских государственных школах, осуществляющих обязательное образование и не соответствующих существующим государственным стандартам.

Большой проблемой для развития образования в Китае является неравномерность его развития, связанная с образованием национальных меньшинств, проживающих в экономически отсталых бедных приграничных районах страны. Некоторые национальные меньшинства говорят только на национальных языках, в таких национальных районах образование в начальной и средней школе является двуязычным [5]. В малонаселённых горных труднодоступных районах трудно организовать работу начальных школ или даже пунктов обучения. Дети таких населённых пунктов вынуждены добираться до школ, находящихся в других районах, по плохим дорогам, что очень проблематично для учащихся начальной школы. По этим

11 Гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань ди ши сань гэ у нянь гуйхуа ганяо [Программа 13-го пятилетнего плана социально-экономического развития]. URL: http://kjtg.hljxm.gov.cn/index!contentall. action?document.id=106254 (In Chinese)

причинам возраст поступления в школы в некоторых национальных районах выше, а качество образования ниже среднего уровня по стране [6; 7].

2. Реализовать план популяризации образования в средней школе старшей ступени. Усилить образовательные ресурсы школы средней высшей ступени в Центральном и Западном районах Китая, сконцентрировав их в особо бедных районах. Сосредоточить внимание на том, чтобы выпускники средних школ старшей ступени экономически отсталых районов Центрального и Западного Китая, не поступившие в общую среднюю школу старшей ступени, в основном поступали в профессиональную школу старшей ступени.

3. Развивать инклюзивные детские сады. Развивать строительство инклюзивных детских садов, уделить серьезное внимание удовлетворению потребности в посещении детских садов детьми соответствующего возраста, проживающими в сельской местности Центрального и Западного районов Китая, а также детьми соответствующего возраста, рождёнными в городах и селах с начала реализации «политики двух детей». В Китае существует три вида детских садов: общественные (государственные), коллективные или ведомственные (государственные) и инклюзивные (частные). Инклюзивные детские сады соответствуют критериям, устанавливаемым для данного вида образовательных учреждений административными органами образования, осуществляют широкий массовый набор детей. Оплата родителями пребывания детей в инклюзивном детском саду устанавливается или рекомендуется правительством соответствующей административной единицы и практически не отличается от оплаты в государственных детских садах.

4. Развивать сотрудничество между предприятиями и учебными заведениями. Поддерживать сотрудничество предприятий с сотней высших профессиональных учебных заведений и с тысячей средних профессиональных учебных заведений, совместно осуществлять учебную производственную

практику; оказывать поддержку улучшению учебно-лабораторной базы практики и других условий организации образования в высших учебных заведениях, готовящих бакалавров; создать группу высококлассных вузов прикладного бакалавриата. Поддерживать формы сотрудничества предприятий и учебных заведений, направленные на создание кластеров новых отраслей науки и специальностей, обслуживающих современную промышленность.

5. Создать высшие учебные заведения мирового уровня и первоклассную науку. Оказать поддержку нескольким высшим учебным заведениям и ряду отраслей науки с целью их выхода на ведущие мировые позиции, а также нескольким отраслям науки с целью их выхода на первые места среди ведущих мировых отраслей науки. Продолжать осуществление плана повышения инновационного потенциала высших учебных заведений.

В Китае выполнено несколько национальных проектов приоритетного развития вузов. Один из них - Проект 211. Название возникло из сочетания числительных 21 (21 век) и 1 (одна сотня вузов). Проект разработан Министерством образования КНР в 1995 г. Согласно проекту, в КНР выбрано около 100 наиболее важных (ключевых) вузов приоритетного развития. Именно эти вузы должны готовить элитных специалистов для осуществления национальных проектов развития в экономической и социальной сферах. В начале осуществления проекта (середина 1990-х гг.) 30 ведущих университетов Китая практически не соответствовали международным стандартам научных исследований и подготовки специалистов. В целом капиталовложения по реализации данного проекта составили 18 млрд. юаней, в результате чего уже сейчас созданы университеты мирового уровня и выделены группы приоритетных отраслей науки, ставшие базой для подготовки высококлассных специалистов и научно-технических инноваций.

Другим важным проектом является Проект 985. Название проекта возникло из со-

четания числительных 98 (1998 год) и 5 (май, по-китайски: 5-й месяц). 4 мая 1998 г. на праздновании 100-летнего юбилея Пекинского университета тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что для осуществления модернизации в стране должны существовать передовые первоклассные университеты. Цель проекта 985 - приоритетная поддержка части высших учебных заведений для создания первоклассных мировых университетов и вузов высокого уровня. Первыми в проект вошли два вуза: Пекинский университет и Университет Цинхуа. Всего на первом этапе реализации проекта в него вошли 34 вуза, а на втором этапе - 5. Усилия Китая по созданию университетов мирового уровня и первоклассной науки имеют очевидные результаты, что подтверждается ведущими мировыми рейтингами вузов.

Рейтинг THE (2016-2017 гг.) включил 52 вуза континентального Китая, шесть вузов Гонконга, 26 вузов Тайваня и один вуз Аомыня. В первой сотне вузы континентального Китая распределены следующим образом: 29-е место - Пекинский университет (Peking University), 35-е - Университет Цинхуа (Tsinghua University); вузы Гонконга: 43-е - Гонконгский университет (The University ofHong Kong), 49-е - Гонконгский университет науки и технологии (The Hong Kong University of Science and Technology), 76-е - Гонконгский университет китайского языка (The Chinese University of Hong Kong (CUHK)). Тайваньский университет занял в рейтинге 195-е место, Аомыньский университет - 400-е место12.

В первой сотне рейтинга QS (2016-2017 гг.) китайские и гонконгские вузы представлены так: 24-е место - Университет Цинхуа (Tsinghua University), 27-е - Гонконгский университет (The University of Hong Kong),

12 2016-2017 нянь шицзе дасюэ паймин чулу, чжунго 85 со дасюэ шанбан: [85 китайских университетов вошли в мировой рейтинг вузов в 2016-2017 году!]. URL: http://www.360doc.com/ content/16/0925/20/2736950_593584307.shtml (In Chinese)

36-е - Гонконгский университет науки и технологии (The Hong Kong University of Science and Technology), 39-е - Пекинский университет (Peking University), 43-е - Фу-даньский университет (Fudan University), 44-е - Гонконгский университет китайского языка (The Chinese University of Hong Kong), 55-е - Гонконгский городской университет (City University of Hong Kong), 61-е - Шанхайский университет транспорта (Shanghai Jiao Tong University)13.

6. Развивать непрерывное образование. Оказывать поддержку высшим учебным заведениям и профессиональным учебным заведениям в предоставлении непрерывного образования рабочим-мигрантам из сельской местности, обосновавшимся в городе, крестьянам, осваивающим современные профессии, работникам современной промышленности и военным в отставке. В системе образования для взрослых создать платформу, подтверждающую индивидуальные учебные аккаунты (Individual Learning Accounts) и академические кредиты.

7. Усилить педагогический состав. Оказывать поддержку развитию педагогического образования, готовить высококвалифицированных специалистов, пополнять национальные районы преподавателями-билингвами, а бедные, экономически отсталые районы -педагогами среднего профессионального образования. Ежегодно реализовывать план направления выпускников на специально создаваемые должности в сельские школы, осуществляющие обязательное образование, постепенно доведя их количество до 100 тысяч человек. В сельской местности создать вахтовые общежития для учителей. Реализовать в Центральной и Западной частях Китая план введения должностей главного преподавателя в средней и начальной школе, а также план привлечения высококвалифицированных преподавателей в высшие учебные

13 2016-2017 нянь QS шицзе дасюэ паймин: [Мировой рейтингвузов QS 2016-2017гг.]. URL: http:// www.igo.cn/liuxue/ranking/~20161026211440.shtml (In Chinese)

заведения. Усилить подготовку преподавателей коррекционного обучения.

8. Осуществить информатизацию образования. Ускорить осуществление программы «3 коммуникации, 2 платформы», которая включает следующие положения: «широкополосный интернет должен прийти в каждую школу», «высококачественные ресурсы должны прийти в каждый класс», «образовательное интернет-пространство должно прийти к каждому человеку»; необходимо создать платформу общественных услуг образовательных ресурсов и платформу общественных услуг образовательного менеджмента. Продолжать оказывать поддержку информатизации начальной и средней школ сельской местности. Посредством закупок создать платформу высококачественных образовательных ресурсов на государственном уровне. Делая упор на профессиональное образование и прикладное высшее образование, развивать современное дистанционное образование и онлайн-образование.

9. Развивать международное образовательное сотрудничество. Осуществлять координацию процессов развития образования и строительства Экономического пояса Великого шёлкового пути. Реализовывать план действий по обучению студентов за границей, продолжать работу Институтов Конфуция.

Таким образом, в период 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) Китай будет сосредоточен как на решении внутренних образовательных проблем, так и на усилении своих позиций в международном образовательном пространстве. Основная идея развития образования внутри страны заключается в достижении его равномерного развития на всей территории, включая Центральный и Западный районы Китая, в повышении качества образования и общего уровня образованности населения за счёт популяризации обучения в средней школе старшей ступени и развития непрерывного образования. Внешняя стратегия Китая в этой области ориентирована на выход образования и науки страны на мировой уровень, сопря-

жении развития образования с реализацией проекта «один пояс, один путь». Реализация Китаем проекта Экономического пояса Великого шёлкового пути (ЭПШП) через 18 стран Европы, Азии и Африки - с одновременной «координацией развития образования», с созданием вдоль этого пути сети СМИ на китайском языке для китайцев, проживающих за границей, строительством вдоль пути космического информационного коридора и другими проектами на территории ЭПВШ -должна отвечать не только интересам Китая, но и интересам стран-участников ЭПШП. Для России это означает выработку единой стратегии российско-китайского образовательного сотрудничества на российской территории ЭПШП, согласование действий вузов в данной области, с тем чтобы не допустить ситуации, когда стремление вузов достичь показателей эффективности в области международного сотрудничества войдет в противоречие с национальными интересами России.

Литература

1. Гурулева Т.Л. Россия в образовательной интеграции АТР // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 134-140.

2. Гурулева Т.Л. Интеграция России в образовательное пространство АТР (на примере образовательного сотрудничества с КНР) // Вестник РУДН. 2015. № 4. С. 147-158.

3. Гурулева Т.Л. Евразийское образовательное пространство России: предпосылки фор-

мирования и теоретические аспекты моделирования (на примере образовательного сотрудничества с КНР) // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=21875

4. Гурулева Т.Л. Образовательное сотрудничество России и Китая в АТР в рамках международных организаций // Новые аспекты социально-политического развития КНР. Информационные материалы ИДВ РАН. Серия Г: "Общество и государство в Китае в период реформ". 2015. Вып. 22. Ч. 2. С. 70-91.

5. Гургулева Т.Л. Государственная политика КНР в области реализации двуязычного образования в национальных школах // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: Тезисы докладов 22-й международной научной конференции. Москва, 12-13 окт. 2016 г. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 105-107.

6. Гурулева Т.Л. Развитие национального образования в КНР: базовые положения ускорения // Политические процессы в условиях смены экономической модели. Информационные материалы ИДВ РАН. Серия В: "Общество и государство в Китае в ходе реформ". 2016. Вып. 31. С. 60-67.

7. Гургулева Т.Л. Национальное образование в Китае: современное состояние и меры государственного регулирования // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 1. С. 107-119.

Статья поступила в редакцию 02.05. 17.

Принята к публикации 15.06.17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EDUCATION SYSTEM IN PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: STRUCTURE AND MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Tatyana L. GURULEVA - Dr. Sci. (Education), Assoc. Prof., e-mail: gurulevatatiana@mail.ru Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Address: 32, Nakhimovsky Prosp., Moscow, 117997, Russian Federation

Abstract. The article explores the structure and the main directions of the development of the education system of the People's Republic of China. The main types of education in China are considered: preschool, initial, average and higher. The author dwells on the structure of professional education and the conditions of its receiving, describes the levels and conditions of the organization of the system of higher and postgraduate education: specialist, bachelor, master, doctor. Features of education of adults in China are revealed. The paper highlights the main directions of education

development in China on the 13th five-year period (2016-2020) such as: standardization of schools which carry out compulsory nine-year education, promoting of high school education of the senior step, development of inclusive kindergartens, development of cooperation between the enterprises and educational institutions, creation of world-class higher education institutions and the first-class science, development ofcontinuous education, further training ofteaching staff, education informatization, development of the international educational cooperation.

Keywords: education in the People's Republic of China, structure educational system, preschool and primary education, secondary education, compulsory nine-year education, Gaokao (Entrance Examination), professional education, regular higher education sector, adult higher education, the Russian-Chinese educational cooperation

Cite as: Guruleva, T.L. (2017). [Education System in People's Republic of China: Structure and Main Directions of Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 152-164. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Guruleva, T.L. (2014). [Russia in the Educational Integration of the Asia-Pacific Region]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 134-140. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Guruleva, T.L. (2015). [Integration of Russia into Educational Space of the Pacific Rim (on the Example ofEducational Cooperation with the People's Republic of China)]. Vestnik RUDN [The RUDN Bulletin]. No. 4, pp. 147-158. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Guruleva, T.L. (2015). [Eurasian Educational Space ofRussia: Prerequisites ofFormation and Theoretical Aspects of Modeling (on the Example ofEducational Cooperation with the People's Republic of China)]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Issues of Science and Education], no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/128 (In Russ., abstract in Eng.)

4. Guruleva, T.L. (2015). [Educational Cooperation of Russia and China in the Pacific Rim within the International Organizations]. In: Novye aspekty social'no-p>oliticheskogo razvitija KNR. .Informatsionnye materialy IDV RAN. Serija G: "Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae v period reform". [New Aspects of Socio-Political Development ofthe People's Republic ofChina. Information Materials IFES RAS. Series G: "Society and the State in China During the Reforms"], Issue 22, part 2, pp. 70-91. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Guruleva, T.L. (2016). [State Policy ofthe People's Republic ofChina in the Field ofRealization ofBilingual Education at National Schools]. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya "Kitai, kitaiskaya tsivilizat-siya i mir. Istoriya, sovremennost', perspektivy" [China, the Chinese Civilization and the World. History, the Present, Prospects. XXII Int. Sci. Conf.]. Moscow: IFES RAS, pp. 105-107. (In Russ.)

6. Guruleva, T.L. (2016). [Development ofNational Education in the People's Republic ofChina: Basic Provisions of Acceleration]. In: Politicheskie protsessy v usloviyakh smeny ekonomicheskoi modeli. Informatsionnye materialy IDV RAN. Seriya V: "Obshhestvo i gosudarstvo v Kitae v hode reform". [Political Processes in the Conditions ofEconomic Model Change. Information Materials IFES RAS. Series B: "Society and the State in China During the Reforms"], Issue 31, pp. 60-67. (In Russ.)

7. Guruleva, T.L. (2017). [National Education in China: Current State and Measures of State Regulation]. Problemy Dal'nego Vostoka [Problems ofthe Far East]. No. 1, pp. 107-119. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 02.05.17.

Accepted for publication 15.06.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.