Научная статья на тему 'Т. Л. Гурулева. Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития'

Т. Л. Гурулева. Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1196
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Т. Л. Гурулева. Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Т.Л. Гурулева

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ*

T.L. Guruleva Education system in the Chinese Republic: structure and main directions of developmen

В Китае существует дошкольное, начальное, среднее и высшее виды образования. Дошкольное образование представлено двух- или трехлетним образованием, реализуемым в детских садах и дошкольных группах. Родители оплачивают пребывание детей в детских садах и дошкольных группах - как в государственных, так и в частных. Стоимость посещения детского сада зависит от его уровня, формы пребывания ребенка (полный день или круглосуточное пребывание) и от места расположения детского сада.

Основное (базовое) общее образование осуществляется на уровнях дошкольного (в детских садах и дошкольных группах), начального (реализуемого в начальных школах первой и старшей ступеней и пунктах обучения), а также среднего образования (предоставляемого в общеобразовательных средних школах первой и старшей ступеней). Специальное (коррекционное) образование для инвалидов и детей с

* Гурулева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. - М., 2017. - № 7 (214). - С. 152-164.

ограниченными возможностями относится к общему основному образованию и осуществляется в начальных и средних специальных (кор-рекционных) школах.

Возраст поступления в начальную школу - шесть лет. Обучение на первой и старшей ступенях начальной школы продолжается по три года на каждой ступени. Возраст поступления в среднюю школу первой ступени - 12 лет, период обучения также составляет три года.

В Китае реализуется обязательное девятилетнее образование, которое является обязательным, всеобщим, бесплатным и равномерным (распределение образовательных ресурсов, педагогических кадров и уровень образования практически одинаковы по всей стране). После окончания общей средней школы первой ступени (получения девятилетнего образования) учащийся может поступить в общую среднюю школу старшей ступени либо получить профессиональное образование.

Обучение в общей средней школе старшей ступени продолжается три года и является платным. Школы делятся на обычные и определенного значения (районного, уездного, городского, провинциального). Стоимость обучения зависит от вида школы и ее местонахождения. Оплата проживания в общежитии государственной средней школы старшей ступени зависит от условий. Обучение и проживание в частных школах стоит дороже.

В Китае реализуется профессиональное образование и образование для взрослых. Выделяются следующие уровни профессионального образования: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование можно получить на базе основного начального образования. Его реализуют учреждения начального профессионального образования первой ступени, срок обучения - три-четыре года. Хотя в стране действует Закон об обязательном девятилетнем образовании, его исполнение в экономически отсталых приграничных районах с преимущественным проживанием национальных меньшинств не всегда осуществимо. В связи с этим в стране есть население, имеющее лишь общее начальное образование. Для этого контингента и предусмотрены профессиональные средние школы начальной ступени (начальное профессиональное образование).

На базе общей средней школы начальной ступени (обязательного девятилетнего образования), а также начального профессионального образования можно поступить в средние профессиональные учебные заведения, которые включают профессиональную среднюю школу старшей ступени, средние специальные учебные заведения и техниче-

Т.Л. Гурулева

ские (ремесленные) училища. К средним специальным учебным заведениям относятся педагогические училища и техникумы. В средних профессиональных учебных заведениях обучение ведется в среднем три года.

Стоимость обучения в профессиональных учебных заведениях несколько выше, чем в общей средней школе старшей ступени. В настоящее время показатель бесплатного среднего профессионального образования достигает 90% по стране. Более чем в 20 провинциях среднее профессиональное образование является полностью бесплатным.

Выпускники общей средней школы старшей ступени и средних профессиональных учебных заведений могут продолжать обучение в высших профессиональных учебных заведениях. Они включают высшие специальные учебные заведения (институты с каким-либо профилем), профессиональные колледжи, профессионально-технические колледжи, группы высшего специального образования в университетах и высшие учебные заведения для взрослых. Срок обучения в высших профессиональных учебных заведениях составляет два-три года.

Профессиональное обучение осуществляется в школах технической подготовки для взрослых, в профессиональных училищах и центрах профессиональной подготовки. Период обучения и его стоимость определяются образовательной программой. Высшие профессиональные учебные заведения одновременно относятся к профессиональному образованию и к общему высшему образованию. К общему высшему образованию относятся университеты и институты, филиалы университетов, а также послевузовское образование.

Согласно Закону об образовании КНР в стране осуществляется система государственных экзаменов. Виды государственных экзаменов утверждаются административными органами образования Госсовета и проводятся экзаменационными образовательными органами, утвержденными государством. Одним из важнейших государственных экзаменов КНР является Единый государственный экзамен для поступления в высшие учебные заведения (гаокао). Экзамен одновременно является выпускным для учащихся средней школы старшей ступени. По его результатам выпускники могут быть зачислены в любой вуз Китая. Каждый университет имеет квоты приема абитуриентов для каждого города центрального подчинения, провинции и автономного района КНР.

Экзамен имеет такие обязательные предметы, как математика, китайский язык и литература, а также два дополнительных в зависимо-194

сти от профиля вуза. В случае если абитуриент не набирает необходимого количества баллов и не зачисляется в вуз, он имеет право сдавать гаокао на следующий год. Ранее возраст поступления в вуз ограничивался 25 годами и семейным положением (абитуриенты, состоящие в браке, не могли быть зачислены в вуз). В настоящее время возрастные и семейные запреты сняты, что позволяет сдавать гаокао хоть до глубокой старости.

В высших профессиональных учебных заведениях осуществляют специальное образование (обучение какой-либо специальности). В них идет подготовка специалистов - чжуанькэ, срок их обучения составляет два или три года. В общих высших учебных заведениях ведется подготовка бакалавров, срок подготовки в основном составляет четыре года или пять лет. И специальное образование, и подготовка бакалавров являются уровнями высшего образования. Отличие между ними заключается в том, что по завершении специального образования специалистам (чжуанькэ) не присваивается ученая степень (в отличие от бакалавров, которым присваивается ученая степень бакалавра), а выдается только диплом о высшем образовании - диплом специалиста (чжуанькэ).

Дисциплины учебного плана делятся на обязательные для изучения и дисциплины по выбору. Обязательные дисциплины, в свою очередь, включают общественные, базовые и специальные. В базовые дисциплины в целях подготовки по специальности входят основные теоретические и практические дисциплины естественных, гуманитарных и общественных наук. Специальные дисциплины направлены на освоение базовых профессиональных теорий, профессиональных знаний и специальных.

Высшее образование в Китае является платным. Исключение составляют шесть педагогических вузов страны, находящихся в прямом подчинении Министерству образования КНР. Это Пекинский педагогический университет, Северо-восточный педагогический университет, Восточно-китайский педагогический университет, Педагогический университет Центрального Китая, Юго-западный университет (бывший педагогический университет) и Педагогический университет провинции Шэньси. По окончании этих вузов выпускники направляются на работу в труднодоступные горные районы, а также в экономически отсталые районы страны. Кроме того, бесплатным является обучение в военных вузах. Однако проходной балл гаокао в них очень

Т. Л. Гурулева

высок, к тому же предъявляются достаточно серьезные требования к состоянию здоровья.

Получив высшее образование, выпускники самостоятельно ищут работу. Несмотря на сложность поступления в вуз и платное обучение, в последние годы наиболее остро обозначилась проблема безработицы выпускников вузов. Из 24 миллионов безработных, живущих в китайских городах, 14 миллионов имеют высшее образование.

Успешно завершившим высшее профессиональное образование -специальное образование - выдается диплом специалиста. Имеющий такой диплом выпускник может продолжить обучение в общем вузе -освоить программу бакалавриата. Программа бакалавриата на базе профессионального специального образования предусматривает двухлетний срок обучения.

Успешно прошедший обучение по программе бакалавриата получает диплом о высшем образовании (диплом об окончании обучения по программе бакалавриата), при успешной защите выпускной дипломной работы и соответствующем общем балле зачетных единиц по учебным дисциплинам выпускнику присваивается ученая степень бакалавра. Возможно получение второго высшего образования, в этом случае выпускнику присваивается вторая ученая степень бакалавра.

Послевузовское образование предусматривает подготовку магистров (период обучения - два-три года) и докторов (период обучения -три-четыре года). Подготовка магистров осуществляется для имеющих степень бакалавра, а докторов - для имеющих степень магистра. Успешно прошедшим обучение и защитившим магистерскую и докторскую диссертации присваивается ученая степень магистра и доктора наук соответственно. Тем, кто не смог защитить диссертацию, но успешно прошел обучение по программам подготовки магистра и доктора, выдаются только дипломы об окончании обучения по программам магистерской и докторской подготовки.

Согласно Закону об образовании КНР государство способствует развитию образования для взрослых. Оно включает политическое, культурное, научное, техническое образование, повышение профессиональной квалификации и непрерывное образование. Образование взрослых не ограничено возрастом либо какими-то иными требованиями. Оно осуществляется в трех формах: с отрывом от производства, без отрыва от производства - в свободное от работы время (работа занимает половину рабочего дня, вечерняя форма обучения) и заочно.

В общем, уровень охвата китайского населения системой образования следующий. Валовый показатель охвата дошкольным образованием составляет 75%, что достигает средних показателей стран со средневерхними доходами. Доля учащихся начальной школы составляет 99,9% данной возрастной группы. Валовый показатель охвата образованием в средней школе начальной ступени составляет 104% (превышение 100% за счет включения в исходные данные сведений об учащихся младших и старших возрастных групп, а также о второгодниках). Коэффициент распространения девятилетнего обязательного образования превышает средние показатели стран с высоким уровнем доходов. Валовый показатель охвата образованием в средней школе старшей ступени составляет 87%, а валовый показатель охвата высшим образованием составляет 40%. Два последних показателя превышают средние показатели стран со средневерхними доходами.

Большой проблемой для развития образования в Китае является неравномерность его развития, связанная с образованием национальных меньшинств, проживающих в экономически отсталых бедных приграничных районах страны. Некоторые национальные меньшинства говорят только на национальных языках, в таких национальных районах образование в начальной и средней школе является двуязычным. В малонаселенных горных труднодоступных районах трудно организовать работу начальных школ или даже пунктов обучения. Дети таких населенных пунктов вынуждены добираться до школ, находящихся в других районах, по плохим дорогам, что очень проблематично для учащихся начальной школы.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.